ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6622/202010 от 10.09.2020 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-6622/2020 10 сентября 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Петровой Н.Ю.,

при секретаре Федосеевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козловой Светланы Борисовны к Ленинградскому областному комитету по управлению государственным имуществом о признании незаконными решения, действий,

У С Т А Н О В И Л:

Козлова С.Б. обратилась в суд с административным иском, в котором первоначально просила признать незаконным возврат заявления о предоставлении государственной услуги без рассмотрения.

В качестве меры по восстановлению нарушенного права Козлова С.Б. просила обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение в предоставлении муниципальной услуги.

В обоснование административного иска указано, что административному истцу принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 785 кв.м, с кадастровым номером , имеющий вид разрешенного использования – для ведения садоводства, относящийся к категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: Ленинградская <адрес>.

Также административному истцу был предоставлен дополнительный земельный участок на основании договора аренды от 01.05.2015 г. общей площадью 203,6 кв.м, из земель общего пользования.

17.01.2020 г. административный истец направила в Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом по почте заявление о предоставлении земельного участка в собственность (за плату) без проведения торгов.

30.01.2020 г. на электронную почту административного истца поступил ответ на заявление за входящим номером 18-707/2020 от 21.01.2020 г. за подписью председателя Комитета, в котором было указано, что заявление о предоставлении государственной услуги возвращено как не соответствующее требованиям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Рекомендовано обратиться в адрес правления СНТ «Зеленый холм».

02.02.2020 г. административный истец направила в Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом по почте жалобу на возврат заявления.

03.03.2020 г. административным истцом получено письмо за подписью председателя Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом, содержащее ответ на жалобу, с которым административный истец не согласен.

В судебном заседании 07.07.2020 г. административным истцом заявлено об уточнении предмета административных исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ, в соответствии с которым административный истец просила признать незаконными:

- возвращение заявления о предоставлении государственной муниципальной услуги Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом;

- ответ Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 30.01.2020 г. № 18643/2020 по вопросу предоставления земельного участка в собственность за плату без проведения торгов;

- ответ Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 21.02.2020 г. № ИСХ-ОГ-156/2020 по рассмотрению жалобы от 10.02.2020 г. № ВХ-ОГ-94.

В качестве меры по восстановлению нарушенных прав административный истец просила обязать административного ответчика предоставить вышеназванную государственную услугу в установленный законом срок, повторно рассмотреть жалобу от 10.02.2020 г. № ВХ-ОГ-94 (л.д. 78-80, 92).

Административный истец Козлова С.Б. в судебное заседание явилась, требования административного иска поддержала.

Административный ответчик Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом в лице представителя Богдановой М.С., действующей на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании, в судебное заседание явился, представитель административного ответчика против удовлетворения административного искового заявления возражала по доводам, указанным в письменном отзыве на административное исковое заявление, согласно которому из сведений Единого государственного реестра недвижимости следует, что земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности СНТ «Зеленый холм» и не находится в собственности Ленинградской области, в силу чего административный ответчик не наделен полномочиями по предоставлению и распоряжению указанным земельным участком. В силу данных обстоятельств заявление Козловой С.Б. от 17.01.2020 г. было возвращено ей на основании п. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, а также пп. 2.10.27 Административного регламента предоставления государственной услуги "По предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, в собственность (за плату), аренду, безвозмездное пользование, без проведения торгов", утвержденного приказом Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 г. № 51. В письме от 30.01.2020 г. Козловой С.Б. было рекомендовано обратиться в адрес правления СНТ «Зеленый холм» как к собственнику испрашиваемого земельного участка. Жалоба Козловой С.Б. от 03.02.2020 г. была рассмотрена административным ответчиком в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», был дан ответ от 21.02.2020 г., в котором повторно разъяснено, что земельный участок с кадастровым номером находится в собственности СНТ «Зеленый холм», в связи с чем государственная услуга по предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, в собственность (за плату) без проведения торгов не может быть предоставлена (л.д. 43-46).

Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 21.01.2020 г. в Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом поступило заявление Козловой С.Б. от 17.01.2020 г., зарегистрированное за входящим номером 18-707/2020, в котором Козлова С.Б. просила предоставить без проведения торгов земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>», с сохранением исходного земельного участка в измененных границах. Площадь испрашиваемого земельного участка 204 кв.м в собственность за плату для ведения садоводства (л.д. 58).

В соответствии с письмом Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 30.01.2020 г. № 18-643/2020 Комитет в ответ на заявление Козловой С.Б. от 17.01.2020 г. сообщил, что согласно положению о комитете, утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 23.04.2010 г. № 102, Леноблкомимущество осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Ленинградской области.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок, испрашиваемый в обращении, находится в собственности СНТ «Зеленый холм».

Кроме того, заявление о предоставлении земельного участка не соответствует требованиям пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь п. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, Леноблкомимущество возвращает заявление и рекомендует обратиться в адрес правления СНТ «Зеленый холм» (л.д. 60).

10.02.2020 г. в Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом поступила жалоба Козловой С.Б. от 03.02.2020 г., зарегистрированная за входящим номером ВХ-ОГ-94/2020, в которой Козлова С.Б. просила признать незаконным возвращение заявления о предоставлении государственной муниципальной услуги Ленинградским областным комитетом по управлению государственным имуществом и предоставить истребуемую государственную услугу в установленный законом срок (л.д. 62-63).

Как следует из письма Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 21.02.2020 г. № ИСХ-ОГ-156/2020 Комитет в ответ на заявление Козловой С.Б. от 03.02.2020 г. повторил разъяснения, содержащиеся в ответе от 30.01.2020 г., кроме того, указал, что Козловой С.Б. было направлено заявление не установленной формы, разъяснил порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти Ленинградской области (л.д. 65-66).

12.03.2020 г. в Правительство Ленинградской области поступило обращение Козловой С.Б. от 12.03.2020 г., зарегистрированное за входящим номером 1-4944, в котором Козлова С.Б. просила провести проверку изложенных в жалобе фактов, принять меры в отношении должностных лиц за нарушение Регламента оказания муниципальных услуг, принять меры к устранению допущенных нарушений (л.д. 68-69).

Как следует из письма от 06.04.2020 г. за подписью первого заместителя Председателя Правительства Ленинградской области – председателя комитета финансов, данным должностным лицом приведены вышеуказанные разъяснения, кроме того, разъяснено право на обращение в суд, а также органы прокуратуры Ленинградской области (л.д. 71-73).

Из содержания статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закреплённого за ними Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В силу пункта 3 статьи 5 указанного Федерального закона при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого же Федерального закона, или уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 статьи 12.

В соответствии со статьёй 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, государственный орган или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 данного Федерального закона, либо уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно п. 1.1 Положения о Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 23.04.2010 г. № 102, Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее - Комитет) является отраслевым органом исполнительной власти Ленинградской области, осуществляющим в пределах компетенции, установленной Правительством Ленинградской области, полномочия по реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Ленинградской области, а также отдельные полномочия субъекта Российской Федерации - Ленинградской области в сфере земельных отношений.

Сокращенное наименование Комитета – Леноблкомимущество.

Основания продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов установлены статьей 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указываются:

1) фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер испрашиваемого земельного участка;

4) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

5) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка указанному заявителю допускается на нескольких видах прав;

6) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

7) цель использования земельного участка;

8) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных этим документом и (или) этим проектом;

9) реквизиты решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок образовывался или его границы уточнялись на основании данного решения;

10) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

Согласно п. 2 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Согласно п. 2.10.27 Административного регламента предоставления государственной услуги "По предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, в собственность (за плату), аренду, безвозмездное пользование, без проведения торгов", утвержденного приказом Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом от 16.12.2016 г. № 51, в редакции, применимой к спорным правоотношениям, в течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка заявление возвращается заявителю, если в нем не указаны фамилия, имя, отчество, место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина), подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ.

Из сведений Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 24 января 2020 года следует, что земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве собственности СНТ «Зеленый холм», право собственности зарегистрировано 14.06.2011 г. (л.д. 54-56).

Исходя из изложенного, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что заявление административного истца от 17.01.2020 г. правомерно было возращено административным ответчиком в установленный законом срок, поскольку административный ответчик не осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, не находящимися в собственности Ленинградской области.

Из материалов дела усматривается, что заявления административного истца от 17.01.2020 г., 03.02.2020 г., на которые были даны оспариваемые ответы от 30.01.2020 г., от 21.02.2020 г., были рассмотрены административным ответчиком в установленном законом порядке и сроки, в пределах компетенции должностного лица. Несогласие административного истца с выводами, изложенными в оспариваемых ответах, не свидетельствует о их незаконности.

Несоответствия ответов от 30.01.2020 г., от 21.02.2020 г. на обращения требованиям действующего законодательства не установлено.

Таким образом, с учетом приведенных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования административного иска подлежат отклонению в полном объеме по причине отсутствия совокупности условий для их удовлетворения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 62, 84, 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Козловой Светланы Борисовны отказать.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд Санкт-Петербурга.

В окончательной форме решение принято 09 октября 2020 г.

Судья Н.Ю.Петрова