ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6629/2016 от 13.10.2016 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

Дело № 2а-6629/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 октября 2016 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Устьянцевой-Мишневой О.О.,

при секретаре судебного заседания Самсоновой В.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края, Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконными требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о взыскании недоимки,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным требования о взыскании недоимки, ссылаясь на следующие обстоятельства. Согласно выписке из ЕГРИП, истец состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя с (дата). Истцом, как индивидуальным предпринимателем в налоговую инспекцию предоставлена декларация за истекший период (дата), за (дата) – «по нулям». Поскольку истец была трудоустроена в (иные данные) с (дата), предпринимательской деятельностью не занималась, налоги из заработной платы истца удерживались своевременно, в том числе и страховые взносы в ПФ РФ. Заявление истца в ИФНС от (дата) о закрытии ИП и снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД для отдельных видов деятельности является подтверждением того, что истец не работала индивидуальным предпринимателем. Просит суд признать незаконными: требование за (дата) от (дата)(№) на сумму /руб/ требование за (дата) от (дата)(№) на сумму /руб/.; требование за (дата) от (дата)(№) на сумму /руб/., выставленные Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края.

Определением суда от (дата) производство по делу прекращено в части признания незаконным требования (№) от (дата) об уплате недоимки за (дата) в сумме /руб/, постановления (№) от (дата) о взыскании недоимки за (дата) в сумме /руб/

В судебном заседании административный истец ФИО1 настаивала на удовлетворении требований, при этом дала объяснение, полностью подтверждающее вышеизложенное.

Представитель административного истца – ФИО2, действующая на основании доверенности, предоставившая диплом о высшем юридическом образовании, поддержала административный иск.

В судебном заседании представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края ФИО3, действующая на основании доверенности, требования не признала. Суду пояснила, что согласно пп. 2 п. 1 ст. 6, п.1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее - Закон № 167- ФЗ) и п. 2, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) закреплен круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включающий в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практиков), в качестве застрахованных лиц и одновременно страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывает их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Кроме того, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Согласно Выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя с (дата) по (дата). В соответствии со ст. 6 Закона № 167-ФЗ и ст. 5 Закона № 212-ФЗ ФИО1 являлась плательщиком страховых взносов. Обязанность уплачивать страховые взносы своевременно и в полном объеме установлена ст.14 Закона № 167-ФЗ и ст. 18 Закона № 212 -ФЗ. Уплата страховых взносов в ПФР индивидуальным предпринимателем производится с даты государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя) и по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно. Запись в реестр производится на основании поданного в регистрирующий орган заявителем заявления о государственной регистрации прекращения деятельности. Освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование предусмотрено ч. 6 ст. 14 Закона № 212-ФЗ в отношении периодов, указанных в п. 1 и 3 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Освобождение от уплаты страховых взносов в связи с отсутствием (не осуществлением) или приостановлением предпринимательской деятельности, законодательно не предусмотрено. В связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, ФИО1 снята с учета налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с (дата), но ФИО1 состояла на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя до (дата), следовательно, согласно ст. 28 Закона № 167-ФЗ и ст. 16 Закона № 212-ФЗ была обязана оплачивать страховые взносы своевременно и в полном объеме. В отношении доводов истца о трудоустройстве в (иные данные) сообщают следующее. Нормами пенсионного законодательства не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в ПФР, от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование в случае, если они осуществляют работу по найму и за них с этих доходов работодатель уплачивает страховые взносы. На доводы истца о выставлении требований, сообщили следующее. В установленный законом срок ФИО1 добровольно не уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за (дата) в размере /руб/., за (дата) в размере /руб/., за (дата) в размере /руб/., за (дата) в размере /руб/. В соответствии с ч. 2 ст. 18 Закона № 212-ФЗ. в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 25 Закона № 212-ФЗ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов. В связи с принципом непрерывности начисления пени на задолженность по уплате страховых взносов, начисление пени, в случае их неуплаты, производится с даты выставления предыдущего требования по дату предъявления нового требования. Согласно ст. 22 Закона № 212-ФЗ Управлением по окончании расчетных периодов по месту регистрации истца заказными письмами направлялись требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеней. В связи с неисполнением требований в установленный срок Управлением были приняты меры принудительного взыскания задолженности в соответствии со ст. 20 Закона № 212-ФЗ: вынесены постановления о взыскании задолженности за счет имущества плательщика страховых взносов и направлены для исполнения в службу судебных приставов. В соответствии с нормами Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ) судебный пристав - исполнитель имеет право обращать взыскание на имущество должника. Под имуществом должника понимается, в том числе, наличные денежные средства, денежные средства в банках, заработная плата, пенсия и иные доходы должника. Всего за период с (дата) по (дата) сумма начисленных страховых взносов, подлежащая уплате, в общей сумме составила /руб/., в том числе страховые взносы - /руб/., пени - /руб/. Взыскание задолженности осуществляется путем удержания из пенсии по постановлениям ССП: от (дата)(№) на общую сумму задолженности /руб/. за (дата); от (дата)(дата) на общую сумму задолженности /руб/. за (дата) Согласно ст. 9 Закона № 229-ФЗ непосредственно сам взыскатель может направить в организацию или иному лицу, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей. Взыскателем может быть гражданин или организация, в пользу которых выдан исполнительный документ. Таким образом, Постановление (№) от (дата) в размере /руб/. направлено Управлением для исполнения по месту получения дохода должника - в Центр по выплате пенсий ПФ РФ по Хабаровскому краю. В соответствии со ст. 29 Федерального закона от (дата) № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при получении исполнительного документа территориальный орган ПФР (Центр по выплате пенсий) обязан принять его к производству, произвести удержания из пенсии пенсионера-должника и денежные средства перечислить взыскателю.

Представитель ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре ФИО4, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что Инспекция считает, что выводы ФИО1 о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в 2013 году являются ошибочными в связи со следующим. Заявления о постановке (снятии) на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД, утверждены приказом от (дата) № ММВ-7- 6/941@ «Об утверждении форм и форматов представления заявлений о постановке на учет и снятии с учета в налоговых органах организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для сдельных видов деятельности, а также порядка заполнения этих форм» и представляются в соответствии со ст. 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в налоговый орган в целях постановки/снятия налогоплательщиков с учета в качестве плательщика ЕНВД. Формой заявления о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с приказом «ММВ-7-6/941@» является ЕНВД-4. Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма Р21001) и заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуально:, предпринимателя (форма Р26001) представляются в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган и служат основанием для внесения записи в ЕГРИП. Таким образом, заявление по форме ЕНВД-4 не может служить основанием для внесения записи в ЕГРИП о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. От ФИО1 в Инспекцию поступали следующие заявления: (дата) заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма Р21001). На основании указанного заявления в ЕГРИП (дата) внесена запись (№). (дата) заявление о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД (форма ЕНВД-2) с (дата) по адресу: (адрес). Налогоплательщику выдано уведомление о постановке на учет от (дата)(№). (дата) в Инспекцию поступило заявление о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД (форма ЕНВД-4) с указанием в поле «Прошу в соответствии с п. 3 ст. 346,28 Налогового кодекса снять с учета организацию в связи» указана: «1» - с прекращением предпринимательской деятельности. В соответствии с порядком заполнения формы «Заявление о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве плательщика ЕНВД» согласно приложению № 12 к приказу № ММВ-7-6/941@ указание в поле «Прошу в соответствии с п. 3 ст. 346.28 Налогового кодекса: «1» - с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. Налогоплательщику выдано уведомление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД (№) от (дата). Факт поступления заявления отражен в информационном ресурсе ЕГРН. Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (форма Р26001) в Инспекцию от ФИО1 представлено только (дата). На основании указанного заявления принято решение (№)А от (дата) о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В ЕГРИП внесены соответствующе записи. Из изложенного следует, что ФИО1 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в период с (дата) по (дата). Снятие ФИО1 с учета как налогоплательщика ЕНВД означает прекращение деятельности, для которой применяется ЕНВД, но не прекращение статуса индивидуального предпринимателя. Учитывая, что в период (дата) годах ФИО1 являлась индивидуальным предпринимателем, за указанный период на нее возложены обязанности по представлению налоговой отчетности и оплате страховых взносов, в случаях предусмотренных Федеральным законом от (дата) № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Налоговая отчетность за (дата) в установленный законом срок ФИО1 в налоговый орган не представлялись. Единые (упрощенные) налоговые декларации по НДС, декларацию по форме 3-НДФЛ за период (дата)ФИО1 представлены (дата). По факту выставления оспариваемых административным истцом Требований, считаем, что правовая оценка должна быть дана органом, сформировавшим и направившим оспариваемый документ - Управлением пенсионного фонда. Кроме того, поскольку Требования от (дата)(№) на сумму /руб/. за (дата); от (дата)(№) на сумму /руб/. за (дата); от (дата)(№) на сумму /руб/. за (дата) выставлены Управлением пенсионного фонда, считают, что требования ФИО1 к Инспекции о признании вышеуказанных документов незаконны и не обоснованы.

Суд, заслушав административного истца, его представителя, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края, представителя ИФНС России по г.Комсомольску-на-Амуре изучив материалы дела, приходит к следующему:

Статья 1 КАС РФ, предоставляет возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Согласно статье 218 КАС РФ, лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из анализа указанных норм права следует, что предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.

В соответствии с п.2 ст.64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как установлено (дата) Центральным районным судом г.Комсомольска-на-Амуре по делу (№) принято решение по административному иску ФИО1 о признании незаконным требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о взыскании недоимки об отказе в удовлетворении административного иска.

Апелляционным определением Хабаровского краевого суда решение суда от 27.102015 года оставлено без изменения, жалоба ФИО1 без удовлетворения. Согласно апелляционному определению наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет обязанность уплачивать страховые взносы и данная обязанность прекращается только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом имеет преюдициальное значение установленный факт снятия ФИО1 с учета в И. как предпринимателя (дата).

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно статье 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Пункт 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», относит к плательщикам страховых взносов индивидуальных предпринимателей, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Из пунктов 1 и 2 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ усматривается, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Пунктом 6 статьи 14 указанного Федерального закона предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 – 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 212-ФЗ в случае, предусмотренном частью 14 статьи 19 данного Федерального закона, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 212-ФЗ.

В части 2 статьи 20 этого же Федерального закона закреплено, что решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет обязанность уплачивать страховые взносы и данная обязанность прекращается только после утраты физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 12.04.2005 № 165-0, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе, обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и других.

Без снятия с себя в установленном законом порядке статуса индивидуального предпринимателя ФИО1 не может быть освобождена от уплаты соответствующих страховых взносов. При этом факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности, равно как и ее результат – получение дохода либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. Обязанность прекращения в установленном законом порядке статуса индивидуального предпринимателя лежит на гражданине.

Незнание о необходимости оформления документов по прекращению статуса индивидуального предпринимателя не являются основанием для освобождения от ответственности за нарушение плательщиком законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Доказательств наличия обстоятельств исключительного характера, которые бы объективно препятствовали своевременному обращению ФИО1 в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, суду не представлено.

Учитывая изложенное, в судебном заседании не установлено каких-либо неправомерных действий (бездействия) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края, повлекших за собой нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, либо создание препятствий к осуществлению её прав, свобод и реализации законных интересов; также не установлен факт незаконно возложенных на ФИО1 обязанностей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании незаконным требований о взыскании недоимки,

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края, Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконными требований Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Комсомольске-на-Амуре и Комсомольском районе Хабаровского края о взыскании недоимки за 2014, 2015 годы, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре.

Судья Устьянцева-Мишнева О.О.