Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года г. Братск
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Ковалевой О.Н.,
при секретаре судебного заседания Морозовой А.О.,
с участием административного истца Далингер Р.В.,
представителя административного ответчика Дервяниновой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-662/2019 по административному исковому заявлению Далингера Р. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области о признании незаконным отказа в перерасчете налога,обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Далингер Р.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области, в котором просит признать незаконным отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 15 по Иркутской области в перерасчете земельного налога, сформулированный письмом № от (дата), решение Управления Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Иркутской области от (дата)№ обязать МИФНС РФ № 15 по Иркутской области устранить допущенные нарушения – произвести перерасчет земельного налога Далингер Р.В. за 2017 год в соответствии с налоговым законодательством.
В обоснование административного искового заявления указано, что (дата) он обратился в МИФНС РФ № 15 по Иркутской области с заявлением о перерасчете суммы земельного налога за 2017 год в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:34:032004:3 в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка с (дата).
Однако (дата) им получено уведомление об оплате земельного налога за 2017 год в сумме 79 402 руб. за принадлежащую ему на праве собственности 1/2 земельного участка с кадастровым номером №, находящегося по адресу: (адрес).
Сумма земельного налога исчислена из кадастровой стоимости земельного участка в сумме 10 586 984 руб.
Однако кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, установленная с (дата) вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, составляет 5 644 764 руб. 70 коп., то есть стоимость принадлежащей ему 1/2 доли составляет 2 822 382 руб. 35 коп., из этой суммы кадастровой стоимости и должен исчисляться налог с (дата).
Межрайонная ИФНС РФ № 15 по Иркутской области через 4 месяца после его заявления направила в его адрес ответ за №, датированный (дата), в котором отказала в перерасчете земельного налога, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 4 ст. 9 ФЗ от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменения, внесенные в п. 1 ст. 391 НК РФ (в том числе абз. 7 п. 1 ст. 391 НК РФ) вступают в силу (дата) на основании письма Министерства финансов Российской Федерации от (дата)№.
В связи с несогласием с данным отказом им была направлена жалоба на незаконный отказ в перерасчете земельного налога в Управление ФНС по Иркутской области, однако решением от (дата)№@ вышестоящий налоговый орган оставил его жалобу без удовлетворения. УФНС по Иркутской области в качестве основания отказа использовало ссылку на ст. 391 НК РФ в редакции от (дата) и Определение Конституционного Суда РФ от 09.02.2017 № 212-О, указав, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате изменения вида разрешенного использования, может быть учтено только со следующего налогового периода.
Полагает, что отказ налогового органа основан на неверном толковании закона, а применение как основания для отказа в перерасчете налога указанного Определения Конституционного суда от (дата) при наличии изменений в НК РФ, внесенных (дата) и вступивших в силу с (дата) некорректно, более того, сам текст Определения КС РФ свидетельствует в пользу налогоплательщика.
В соответствии с подп. 4 п. 2.1 Положения о земельном налоге в г. Братске, утвержденного решением Братской городской Думы от 30.09.2005 № 68/г-Д срок оплаты земельного налога за 2017 год для физических лиц – (дата).
Исходя из этого, расчет земельного налога производился налоговым органом в 2018 году после вступления в силу изменений, внесенных в ст. 391 НК РФ Федеральным законом № 335-ФЗ от (дата), при наличии внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка, то есть налоговый орган должен был учитывать кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 391 НК РФ (действовавшим с (дата) до (дата)) и соответствующий этой кадастровой стоимости расчет земельного налога по соответствующим периодам – январь 2018 года и февраль – декабрь 2018 года.
В пользу налогоплательщика говорит также сам текст Определения Конституционного суда от (дата). В данном Определении Конституционный суд РФ анализирует конкретное дело, в котором налогоплательщик просит определить законность и справедливость подхода законодателя в ст. 391 НК РФ, при котором налогоплательщик платит налог исходя из кадастровой стоимости, которая уже изменена в налоговом периоде.
Полагает, что изменения, внесенные Федеральным законом № 335-ФЗ от (дата) и являются указанным усовершенствованием налогового законодательства. На неправомерность подхода налогового органа указывает также п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ – все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).
В судебном заседании административный истец Далингер Р.В. заявленные административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 15 по Иркутской области ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными административными исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление, просила отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Зайцев К.Б., действующий на основании прав по занимаемой должности, в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил заявление, в котором просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Управления.
Выслушав административного истца и представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Конституция Российской Федерации в ст. 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно п. 1 ст. 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В соответствии с п. 1 ст. 390Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Положениями п. 4 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как достоверно установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, согласно кадастровой выписки о земельном участке № от (дата)Далингер Р.В. является собственником 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: (адрес).
Согласно кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на (дата) составила 5 644 764 руб. 70 коп.по вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка
(дата)Далингер Р.В. обратился в Межрайонную ИФНС России № 15 по Иркутской области с заявлением о перерасчете земельного налога физических лиц за 2017 год в отношении земельного участка, расположенного по адресу: (адрес) в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Налоговым органом в адрес заявителя (дата) был направлен ответ за №, из которого следовало, что в соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ изменения, внесенные в п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, вступают в силу с (дата), в связи с этим при изменении в 2017 году разрешенного использования земельного участка с изменением его кадастровой стоимости исчисленный земельный налог за 2017 год перерасчету не подлежит. При исчислении земельного налога за 2018 год налоговая база будет применена равная кадастровой стоимости земельного участка измененной в 2017 году и внесенной в Единый государственный реестр недвижимости.
Далингер Р.В., не согласившись с ответом Межрайонной ИФНС России № 15 по Иркутской области, обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области, в которой указал, что положения абз. 7 п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации об учете для целей налогообложения изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка подлежат применению к налоговому периоду 2017 года с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости – (дата).
Управлением Федеральной налоговой службы по Иркутской области (дата) вынесено решение об оставлении жалобы Далингер Р.В. без удовлетворения.
Как следует из сообщения директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Иркутской области ФИО от (дата)№(дата) в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № внесены изменения с «для эксплуатации административного здания» на «среднеэтажная жилая застройка» на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений № от (дата). и документов, поступивших в орган кадастрового учета, а именно декларации заинтересованных лиц о выбранном виде разрешенного использования земельного участка от (дата)., выписки их решения Думы г.Братска № 227/г-Д от 07.11.2006г. «О правилах землепользования и застройки муниципального образования г.Братска», информационного письма комитета по градостроительству администрации муниципального образования г.Братска № 27508/12/16 от 23.12.2016г. По состоянию на (дата) в отношении указанного земельного участка в ЕГРН содержались сведения о кадастровой стоимости в размере 10 586 984 руб. 02 коп., которая определена независимыми оценщиками в ходе проведения государственной кадастровой оценки, исходя из вида разрешенного использования «для эксплуатации административного здания». Кадастровая стоимость рассчитана с применением удельного показателя кадастровой стоимости 1618 руб. 31 коп. кв.м. С учетом внесенных в ЕГРН (дата) изменений о виде разрешенного использования кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № пересчитана Филиалом и в настоящее время составляет 5 644 764 руб. 70 коп.. Для расчета применен удельный показатель кадастровой стоимости 862 руб. 85 коп.кв.м.
Согласно п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
Как следует из п. 4 ст. 9 Федерального закона № 353-ФЗ от 27.11.2017 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», указанные изменения вступили в силу с 01.01.2018 и применяются при расчете земельного налога, начиная с налогового периода 2018 года.
В соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации № 03-05-06-02/15049 от 12.03.2018 в соответствии с п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции до 2018 года) в случае изменения площади земельного участка изменение кадастровой стоимости земельного участка не учитывалось в текущем налоговом периоде. Поэтому, если в течение налогового периода произошло изменение площади земельного участка, изменение кадастровой стоимости такого земельного участка учитывалось только со следующего налогового периода.
Кроме того, указано, что в целях урегулирования данного вопроса Федеральным законом от 27 ноября 2017 г. N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. Данное положение применяется при исчислении земельного налога, начиная с расчетов за 2018 год.
Таким образом, разрешая вопрос о перерасчете земельного налога за 2017 год, следует руководствоваться положениями Налогового кодекса Российской Федерации до вступления в силу указанных изменений.
В соответствии с пунктом 7.1 статьи 396 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ) в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода вида разрешенного использования земельного участка исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении такого земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого в порядке, аналогичном установленному пунктом 7 статьи 396 Налогового кодекса.
Вышеперечисленные нормы Налогового кодекса и Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, применяющиеся начиная с налогового периода 2018 года, не предусматривают перерасчет налога за предшествующие налоговые периоды в случае изменения сведений ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка в течение 2018 года, за исключением случая, когда такое изменение связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 № 165-О-О нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами ст. 390 и п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени и в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
Довод истца Далингер Р.В. о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), суд находит несостоятельной, поскольку в данном споре отсутствуют какие-либо сомнения и противоречия.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что необоснованное исчисление суммы налога отсутствует, истец Далингер Р.В. с иском об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка на указанный период не обращался, в данном случае обстоятельства связаны с изменением вида разрешенного использования земельного участка, в связи с чем,суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа Межрайоннойинспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 15 по Иркутской области в перерасчете земельного налога, сформулированный письмом № от (дата), решение Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от (дата)№ обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 15 по Иркутской области устранить допущенные нарушения – произвести перерасчет земельного налога Далингер Р. В. за 2017 год в соответствии с налоговым законодательством.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Далингера Р. В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Иркутской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области о признании незаконным отказа в перерасчете земельного налога, сформулированного письмом № от (дата), решением Управления ФНС по Иркутской области от (дата)№ обязании МИФНС РФ № 15 по Иркутской области устранить допущенные нарушения – произвести перерасчет земельного налога Далингера Р. В. за 2017 г. в соответствии с налоговым законодательством - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 30.04.2019.
Судья: О.Н. Ковалева