ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-662/2021 от 20.05.2021 Карабудахкентского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а-662/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 мая 2021 г. с. Карабудахкент

Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре Гаджиевой З.Ю.,

с участием старшего помощника Махачкалинского транспортного прокурора Якубова М.Я., представителя административного ответчика - Абдуллагатова М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Махачкалинского транспортного прокурора к администрации МР «Карабудахкентский район» о признании незаконными бездействия и обязании устранить нарушения,

установил:

Махачкалинский транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, по тем основаниям, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований воздушного законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов при использовании приаэродромной территории аэропорта Махачкала, по результатам которой выявлены нарушения при осуществлении орнитологического обеспечения полетов. Так, на территории Карабудахкентского района у сел Манаскент и Зеленоморск размещены стихийные свалки бытовых отходов, которые вследствие массового скопления птиц угрожают безопасности полетов и трупов домашних животных у с. Манаскент, размещенных в пределах приаэродромной территории аэропорта Махачкала. Так, южнее аэродрома на окраине села Зеленоморск, выявлены две свалки бытового мусора. Кроме этого, на северной окраине с. Манаскент рядом с земельным участком с кадастровым номером 05:09:000007:1370, выявлена крупная свалка бытовых отходов, на территории которых выброшены шесть трупов крупного рогатого скота, привлекающие массовое скопление птиц. На свалках размещены трупы животных, твердые коммунальные и бытовые отходы, изделия, потерявшие свои потребительские свойства, бой стекла, пластиковая и стеклянная тара, отходы дерева и резины, отходы шерсти, обрезки и обрывки тканей и т.д., которые привлекают стайных синатропных птиц (грачей, ворон, галок, сизых голубей, скворцов), а также крупных птиц, что по информации аэропортовой комиссии по обеспечению безопасности полетов АО «Международный аэропорт Махачкала» существенно угрожает безопасности полетов в районе аэродрома Махачкала. Потому просит признать незаконными бездействие администрации муниципального района «Карабудахкентский район» по обеспечению требований воздушного, природоохранного и санитарного законодательства, выразившихся в непринятии мер к устранению стихийных свалок бытовых отходов и трупов домашних животных у с. Манаскент (с географическими координатами 42.76923752, 47.68313598 и 42.76705069, 47.678663, рядом с земельным участком с кадастровым номером05:09:000031), размещенных в пределах приаэродромной территории аэропорта Махачкала, и обязать администрацию муниципального района «Карабудахкентский район» ликвидировать свалки коммунальных и бытовых отходов, размещенные в пределах приаэродромной территории аэропорта Махачкала.

В судебном заседании старший помощник прокурор Махачкалинского транспортного прокурора Якубов М.Я. требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить в полном объёме.

Представитель администрации МР «Карабудахкентский район» Абдуллагатов М.С. требования прокурора не признал и пояснил, что администрация района не является собственником земельного участка, на котором расположена свалка. Считает, что ответственность за наличие мусора полностью лежит на администрации сел Манаскент и Зеленоморск. Потому просил суд в иске отказать.

Представители заинтересованных лиц АО «Международный аэропорт Махачкала», МТУ Ространснадзора по СФКО в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями части 1 статьи 96 КАС РФ, причин неявки не сообщили, ходатайств, в т.ч. об отложении судебного разбирательства на другой срок, не заявили. Причины неявки сторон суд признаёт неуважительными.

Кроме этого, информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена на Интернет-сайте суда http://karabudahkentsky.dag.sudrf.ru.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 14 Воздушного кодекса Российской Федерации организация использования воздушного транспорта предусматривает обеспечение безопасного и регулярного воздушного движения, а также другой деятельности по использованию воздушного транспорта.

В соответствии со ст.46 этого же кодекса проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов в пределах в приаэродромной территории должны проводиться с соблюдением требований безопасности полетов воздушных судов, с учетом возможных негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц и по согласованию с собственником аэродрома.

Исходя из пунктов 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. В частности, в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 года N 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Так, названными Правилами выделения на приаэродромной территории подзон установлено, что в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (подпункт "е" пункта 2 Правил), выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома (подпункт "д" пункта 3 Правил).

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровью населения, среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Махачкалинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения воздушного законодательства в сфере обеспечения безопасности полетов, в ходе которой было установлено, что на приаэродромной территории аэропорта Махачкала, по результатам которой выявлены нарушения при осуществлении орнитологического обеспечения полетов.

Так, на территории Карабудахкентского района у сел Манаскент (с географическими координатами 42.749854, 47.70044, рядом с земельным участком с кадастровым номером 05:09:000007:1370) и Зеленоморск размещены стихийные свалки бытового мусора у сел. Манаскент и Зеленоморск (с географическими координатами 42.76923752, 47.68313598 и 42.76705069, 47.678663, рядом с земельным участком с кадастровым номером 05:09:000031:399).

Нарушение воздушного, природоохранного и санитарного законодательства при несанкционированном размещении у сел Манаскент и Зеленоморск мусорных свалок подтверждается справкой старшего помощника транспортного прокурора Якубова М.Я. о результатах проверки от 23.03.2021, актом осмотра приаэродромной территории, составленным комиссией АО «Международный аэропорт Махачкала» от 24.03.2021.

14.12.2020 главе МР «Карабудахкентский район» Амиралиеву М.Г. было направлено представление Махачкалинской транспортной прокуратуры об устранении нарушений воздушного, природоохранного законодательств, причин и условий им способствующих, по результатам рассмотрения которого в транспортную прокуратуру представлена информация об их ликвидации.

Вместе с тем транспортной прокуратурой в ходе осмотра ДД.ММ.ГГГГ вновь выявлены мусорные свалки, которые привлекают массовое скопление птиц.

В соответствии со ст. ст. 1, 7 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.

По данным основаниям отклоняются доводы представителя администрации МР «Карабудахкентский район» как необоснованные.

Таким образом, вследствие невыполнения должностными лицами администрации МР «Карабудахкентский район» обязанности по организации утилизации и переработке промышленных и бытовых отходов в границах муниципального района с учетом требований воздушного законодательства по использованию приаэродромной территории нарушаются гарантированные законом права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а также создается угроза возникновения транспортных происшествий с воздушными судами, причинения вреда жизни и здоровью пассажиров.

При таких обстоятельствах, суд считает требования транспортного прокурора подлежащими удовлетворению, обязав администрацию МР «Карабудахкентский район» администрацию муниципального района «Карабудахкентский район» ликвидировать свалки коммунальных и бытовых отходов, размещенные в пределах приаэродромной территории аэропорта Махачкала.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Махачкалинского транспортного прокурора к администрации МР «Карабудахкентский район», - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Карабудахкентский район» по обеспечению требований воздушного, природоохранного и санитарного законодательства, выразившихся в непринятии мер к устранению стихийных свалок бытовых отходов и трупов домашних животных у сел. Манаскент (с географическими координатами 42.749854, 47.70044, рядом с земельным участком с кадастровым номером 05:09:000007:1370) и Зеленоморск (с географическими координатами 42.76923752, 47.68313598 и 42.76705069, 47.678663, рядом с земельным участком с кадастровым номером 05:09:000031:399), размещенных в пределах приаэродромной территории аэропорта Махачкала.

Обязать администрацию муниципального района «Карабудахкентский район» ликвидировать указанные свалки коммунальных и бытовых отходов, размещенные в пределах приаэродромной территории аэропорта Махачкала.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 31.05.2021.

Председательствующий А.А. Казаватов