ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-662/2022 от 01.07.2022 Багратионовского районного суда (Калининградская область)

Дело № 2а-662/2022

39RS0007-01-2022-000758-67

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Багратионовск 01 июля 2022 г.

Багратионовский районный суд Калининградской области в составе судьи Жогло С.В.,

при секретаре Вердян Н.Н.,

с участием прокурора Лыновой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Багратионовского района Калининградской области, предъявленному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Ладушкинский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований представления прокурора,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Багратионовского района Калининградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, с учетом внесенных в него дополнений, к администрации МО «Ладушкинский городской округ» о признании незаконным бездействия по исполнению требований представления прокурора от 14.06.2019 г. № 339ж/2019.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что по обращению Сехина В.И. прокуратурой района была проведена проверка по вопросу бездействия должностных лиц администрации МО «Ладушкинский городской округ», в ходе которой было установлено, что Насекайло С.В. в нарушение пункта 1.22.5 ранее действовавших Правил благоустройства МО «Ладушкинский городской округ» установила с северо-восточной части земельного участка, 1/4 доля в праве общей долевой собственности на который находится в её собственности, глухое ограждение из металлического профильного листа. В этой связи прокуратурой района 14.06.2019 г. в адрес главы администрации МО «Ладушкинский городской округ» было внесено представление об устранении допущенных нарушений закона. Поскольку в настоящее время выявленные нарушения не устранены, прокурор обратился в суд с настоящим административным иском (л.д.3-5,47-50,57-58).

В судебном заседании административный истец прокурор исковые требования поддержал и дал объяснения, аналогичные содержанию административного искового заявления.

Представитель административного ответчика администрации МО «Ладушкинский городской округ» Тимченко С.А. исковые требования не признал, сославшись на исполнение администрацией МО «Ладушкинский городской округ» требований представления прокурора в соответствии с требованиями закона, а кроме того, в настоящее время разобравшись в спорном вопросе, администрация полагает, что спорное ограждение возведено в соответствии в Правилами благоустройства от 2017 года, действовавшими на момент возведения ограждения. Правила благоустройства от 2018 года, нарушение которых вменяется в представлении прокурора, вступили в силу позднее.

Заинтересованные лица Насекайло С.В. и Сехин В.И., извещенные о времени и месте рассмотрения дела (л.д.91,92), в судебное заседание не явились.

Выслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика и исследовав материалы дела, а также материалы проверки, проведенной должностным лицом прокуратуры Багратионовского района Калининградской области по обращению Сехина В.И. по вопросу законности возведения ограждения, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1)нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2)соблюдены ли сроки обращения в суд;

3)соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а)полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б)порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в)основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4)соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

С 20.07.2018 г. в муниципальном образовании «Ладушкинский городской округ» действовали Правила благоустройства муниципального образования «Ладушкинский городской округ», утвержденные решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 16.07.2018 г. № 54.

Согласно пункту 1.22.5 статьи 4 данных Правил, на территориях общественного, жилого, рекреационного назначения запрещается проектирование глухих и железобетонных ограждений. Разрешено применение декоративных ажурных металлических ограждений средних по величине (1.1-1.6 м), с допустимым процентом непросматриваемости - 30% от всей площади ограждения.

В пределах земельного участка, имеющего кадастровый , относящегося к категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под дом и его обслуживание, находящегося по адресу: , возведено ограждение из металлического профильного листа.

Согласно объяснениям представителя администрации МО «Ладушкинский городской округ», в соответствии с Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Ладушкинский городской округ» данный земельный участок находится в территориальной жилой зоне.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, право общей долевой собственности на указанный земельный участок, имеющий кадастровый , зарегистрировано, в том числе за ФИО5 и ФИО6 (л.д.22-30).

Возведение указанного ограждения было согласовано главным архитектором администрации МО «Ладушкинский городской округ» 17.07.2018 г. (л.д.39-44).

Ссылаясь на несоответствие данного ограждения требованиям вышеприведенного пункта 1.22.5 Правил благоустройства муниципального образования «Ладушкинский городской округ», утвержденных решением окружного Совета депутатов муниципального образования «Ладушкинский городской округ» от 16.07.2018 г. № 54, Сехин В.И. обратился в прокуратуру Багратионовского района Калининградской области по вопросу проверки законности возведения указанного ограждения (л.д.6-7).

По результатам проведенной прокуратурой проверки заместителем прокурора района главе администрации МО «Ладушкинский городской округ» было внесено представление от 14.06.2019 г. № 339ж/2019, содержащее требования о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за данный участок работы, а также о сообщении прокурору в письменной форме в месячный срок о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению выявленных нарушений (л.д.8-10).

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1); при рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания (пункт 2).

27.06.2019 г. на совещании с участием главы администрации МО «Ладушкинский городской округ», соответствующих должностных лиц администрации и помощника прокурора района было рассмотрено указанное представление заместителя прокурора и удовлетворено, было принято решение о привлечении к дисциплинарной ответственности главного специалиста отдела градостроения, имущественных и земельных отношений администрации МО «Ладушкинский городской округ» (л.д.11-12).

Кроме того, из протокола данного совещания следует, что 25.06.2019 г. Насекайло С.В. было вручено письмо администрации МО «Ладушкинский городской округ» с требованием устранить выявленные нарушения и привести ограждение в состояние, соответствующее Правилам благоустройства муниципального образования «Ладушкинский городской округ», в срок до 01.08.2019 г.

Во исполнение требований указанного представления прокурора распоряжением главы администрации МО «Ладушкинский городской округ» от 01.07.2019 г. № 85-к главный специалист отдела градостроения, имущественных и земельных отношений администрации МО «Ладушкинский городской округ» был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания (л.д.13), письмом администрации МО «Ладушкинский городской округ» от 02.07.2019 г., то есть в установленный в представлении месячных срок, прокурору было сообщено о принятых мерах (л.д.14).

06.04.2020 г. заместителем прокурора района главе администрации МО «Ладушкинский городской округ» было внесено представление от 06.04.2020 г. № 339ж/19/20, аналогичного содержания, содержащее требования о рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, ответственных за данный участок работы, а также о сообщении прокурору в письменной форме в месячный срок о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению выявленных нарушений (л.д.15-17).

10.04.2020 г. на совещании с участием главы администрации МО «Ладушкинский городской округ», соответствующих должностных лиц администрации и заместителя прокурора района было рассмотрено представление заместителя прокурора от 06.04.2020 г. и удовлетворено (л.д.18-19).

Во исполнение требований данного представления прокурора распоряжением главы администрации МО «Ладушкинский городской округ» от 10.04.2020 г. № 33-к главный специалист отдела градостроения, имущественных и земельных отношений администрации МО «Ладушкинский городской округ» был привлечен к дисциплинарной ответственности в виде замечания (л.д.20), письмом администрации МО «Ладушкинский городской округ» от 21.04.2020 г., то есть в установленный в представлении месячных срок, прокурору было сообщено о принятых мерах, в том числе о повторном направлении Насекайло С.В. требования об устранении глухого ограждения с предупреждением об административной ответственности в случае неисполнения (л.д.21).

В дальнейшем в отношении Насекайло С.В. должностным лицом администрации МО «Ладушкинский городской округ» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 77 Кодекса Калининградской области об административных правонарушениях.

В представлении от 14.06.2019 г. № 339ж/2019, на бездействие по исполнению которого ссылается прокурор в обоснование исковых требований, не содержится конкретных указаний и четкой формулировки относительно действий, которые необходимо совершить лицу, в адрес которого оно вынесено, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение указанных в представлении нарушений.

В этой связи администрацией МО «Ладушкинский городской округ» могли быть приняты любые меры, которые, по мнению должностных лиц данного органа местного самоуправления, являются направленными на устранение указанных в представлении нарушений.

В установленный законом месячный срок администрацией МО «Ладушкинский городской округ» было рассмотрено представление прокурора и о принятых мерах по устранению указанных в представлении нарушений сообщено прокурору в письменной форме, как того требует закон.

При этом на протяжении длительного периода времени прокурор не заявлял о наличии возражений относительно принятых администрацией МО «Ладушкинский городской округ» мер.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что администрацией МО «Ладушкинский городской округ» в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами были исполнены требования прокурора, изложенные в представлении от 14.06.2019 г. № 339ж/2019.

В этой связи для вывода о неправомерном бездействии администрации МО «Ладушкинский городской округ» при исполнении требований представления прокурора оснований у суда не имеется.

Таким образом, суд находит исковые требования прокурора необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 – 180 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Багратионовского района Калининградской области, предъявленного в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации МО «Ладушкинский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении требований представления прокурора, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 04.07.2022 г.

Судья подпись ЖОГЛО С.В.

Копия верна: Судья Багратионовского

районного суда ______________ ЖОГЛО С.В.