УИД 23RS0040-01-2021-008131-57
К делу № 2а-6642/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 ноября 2023 года Первомайский районный суд
город Краснодар в составе
председательствующей Медоевой Е.Н.
при секретаре Бесчастном А.В.
в отсутствие административного истца Башковой С. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
представителя административного ответчика Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации,
с участием представителя административного ответчика Центрального Банка Российской Федерации ФИО1, действующей на основании доверенности 23АВ1141736 от 21.07.2021г., имеющей диплом о высшем юридическом образовании ВСА 0968026 от 20.06.2009г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Башковой С. А. к Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, Центральному Банку Российской Федерации об оспаривании решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации,
УСТАНОВИЛ:
Башкова С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, Центральному Банку Российской Федерации об оспаривании решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации.
17 мая 2022 года решением Первомайского районного суда г. Краснодара административное исковое заявление Башковой С.А. к Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения о признании лица не соответствующим требованиям и (или) требованиям деловой репутации, Банку России об оспаривании решения о признании лица не соответствующим Квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации удовлетворено.
02 марта 2022 года апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 мая 2022 года оставлено без изменения.
18 июля 2023 года Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 02.03.2023г. отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обосновании заявленных административных исковых требований указано, что в соответствии с Письмами Банка России от 05.04.2021 №23265 и от 05.04.2021 №23266 «Информация о наличии (отсутствии) сведений о заявителе данных Банка России о деловой репутации» получены сведения о наличии информации об истце в базах данных Банка России о деловой репутации.
26.04.2021 Башковой С.А. в Комиссию по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России, о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, подана жалоба на решение о внесении ее в соответствующую базу данных.
Решением Комиссии от 08.06.2021 жалоба удовлетворена частично: исключены сведения о Башковой С.А., внесенные в связи с осуществлением функций заместителя главного бухгалтера ООО «ЮМК банк»; сведения, внесенные в связи с осуществлением функций члена Правления банка, оставлены без изменения.
Не согласившись с указанными решениями и считая их незаконными и нарушающими ее права и интересы, Башкова С.А. обратилась в суд с рассматриваемым административным иском.
В судебное заседание административный истец не явилась, уведомлена надлежащим образом путем направления судебных извещений, о причинах неявки суду не сообщила.
Представитель административного ответчика Банка России ФИО1 А.М., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, считает их незаконными и необоснованными по основаниям, указанным в письменном отзыве.
Представитель административного ответчика Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Суд, выслушав представителя Банка России, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» установлены требования к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления финансовых организаций, иных должностных лиц и лиц, прямо или косвенно владеющих долями в финансовых организациях, а также перечень лиц, к деловой репутации которых предъявляются соответствующие требования.
Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» под несоответствием лица требованиям к деловой репутации понимается осуществление им функций (независимо от срока в течении которого оно их осуществляло) члена коллегиального исполнительного органа финансовой организации в течении 12 месяцев, предшествовавших в том числе дню отзыва лицензии у кредитной организации и дню назначения временной администрации по управлению кредитной организацией.
По смыслу приведенных законоположений деловая репутация лиц, имеющих отношение к управлению финансовой организацией, является не соответствующей предъявляемым к ней требованиям в силу презумпции, установленной Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Данная презумпция соотносится с уровнем предоставленного этим лицам контроля и их ролью в организации надлежащего функционирования финансовой организации. Возможность формирования негативных тенденций в деятельности финансовой организации, которые впоследствии могут привести к назначению временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов и (или) отзыву у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, исключению финансовой организации из соответствующего реестра за нарушение законодательства Российской Федерации, находится в прямой взаимосвязи с осуществлением функций указанными лицами.
Из материалов дела усматривается, что Башкова С.А. в период с 11 августа 2015 года по 19 марта 2021 года осуществляла функции члена Правления к кредитной организации ООО «Банк Южной многоотраслевой корпорации».
Приказом Банка России № ОД-424 от 19 марта 2021 года у кредитной организации ООО «Банк Южной многоотраслевой корпорации» отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
Следовательно, резюмируется несоответствие деловой репутации Башковой С.А. требованиям закона.
В соответствии со статьей 75 Федеральный закон от 10 июля 2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации.
Для предотвращения указанных в настоящей статье ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 настоящего Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России. В целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц.
Во исполнение приведенной нормы закона утверждено Положение Банка России от 27 декабря 2017 № 625-П «О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также о порядке ведения таких баз».
В соответствии с пунктом 6.3 Положения № 625-П, уполномоченное подразделение Банка России обязано исключить из баз данных сведения о лицах, информация о которых в них содержится, в срок, не превышающий 14 календарных дней с даты истечения сроков, установленных пунктом 6.9 настоящего Положения, либо до истечения указанных сроков - в соответствии с основаниями, предусмотренными пунктом 6.10 настоящего Положения.
Согласно пункту 6.9 Положения № 625-П в случае если иное не установлено федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций и настоящим Положением, информация о лицах, указанных в пункте 6.1 настоящего Положения, внесенная в базы данных, должна содержаться в них в отношении лиц, допустивших нарушения в отношении финансовых организаций, в течение 10 лет с даты возникновения основания для внесения сведений о лице в базы данных.
В соответствии с пунктом 6.10 Положения № 625-П основанием для исключения информации из базы данных до истечения сроков, предусмотренных пунктом 6.9 настоящего Положения, является:
установление на основании проверок, объяснений, предоставленных лицами, указанными в пункте 6.1 настоящего Положения, представления документов и иной документально подтвержденной информации, в том числе информации, представляемой в соответствии с Указанием Банка России от 26 декабря 2017 года № 4666-У «О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2018 года № 50273, непричастности лиц, внесенных в базы данных, к нарушениям финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о них в базу данных;
вступление в законную силу решения суда, обязывающего Банк России исключить сведения о лице из базы данных либо признающего недействительным приказ Банка России об отзыве (аннулировании) лицензии, об исключении сведений о некредитной финансовой организации из соответствующего реестра, о назначении временной администрации;
установление уполномоченным подразделением Банка России на основании документально подтвержденной информации фактов прекращения (отмены) событий, являющихся основаниями для внесения сведений о лице в базы данных, либо фактов ошибочного внесения сведений о лице в базы данных.
Досрочное исключение сведений из базы данных допускается только по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, и при наличии обоснованного ходатайства лица о непричастности к допущенным нарушениям (за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим - четвертым настоящего пункта).
Таким образом, для исключения сведений о лице из базы данных, ему надлежит представить доказательства его непричастности к совершению действий (бездействию), которые повлекли негативные последствия для финансовой организации.
Башкова С.А. обратилась в Комиссию Банка России с жалобой, в которой выразила свое несогласие с признанием ее деловой репутации не соответствующей установленным требованиям.
Комиссия Банка России, рассмотрев жалобу Башковой С.А. и представленные с ней документы, приняла решение об отказе в ее удовлетворении в части осуществления функций члена Правления Банка и об удовлетворении жалобы в части осуществления функций заместителя главного бухгалтера, о чем письмом Банка России от 08.06.2021 № 14-2-3- ОГ/1327ДСП административному истцу направлено мотивированное сообщение.
Оспаривая решение Комиссии Банка России в части отказа в исключении сведений из базы данных, административный истец не приводит доводов, а также не представляет доказательств, исключающих его причастность к совершению действий (бездействию), которые повлекли отзыв у банка лицензии и назначение временной администрации по управлению банком.
Позиция административного истца основана на предположении об отсутствии влияния его деятельности (решений, действий и бездействия) на отзыв у банка лицензии и назначение временной администрации и не опровергает установленную пунктом 1 части первой статьи 16 Закон о банках презумпцию причастности.
Поскольку в силу установленной законом презумпции на лицо, информация о котором внесена в базу данных, возлагается бремя доказывания непричастности к таким результатам деятельности финансовой организации, которые повлекли необходимость отзыва (аннулирования) лицензий, соответствующих виду деятельности финансовой организации, и назначения временной администрации по управлению финансовой организацией, а Административным истцом доказательства его непричастности не ддедставлены, основания для удовлетворения требований Административного истца о признании незаконным решения Комиссии Банка России и об обязании Комиссии Банка России исключить сведения об Административном истце из базы данных, отсутствуют.
Кроме того, суд учитывает, что нахождение сведений о лице в базе данных не лишает его возможности занимать в финансовых организациях должности, к которым не предъявляются установленные федеральными законами требования к деловой репутации. При этом предоставление информации о наличии сведений в базе данных третьим лицам федеральными законами и нормативными актами Банка России не предусмотрено.
Таким образом, нарушение прав административного истца, а также наступление каких-либо неблагоприятных для нее последствий, вследствие вынесения оспариваемого решения, отсутствуют.
В силу пункта 4 части 2 статьи 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение.
Пунктом 4 части 2 статьи 220 КАС РФ определено, что в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями).
Таким образом, в случае реализации субъективного права на обращение в суд, на административного истца, как инициатора процесса, возлагается обязанность по доказыванию существования события, нарушающего его права и законные интересы с представлением относимых, допустимых и достаточных доказательств существующих фактов, а также какие непосредственно права, свободы и законные интересы нарушены, в чем выражено данное нарушение, представить этому соответствующие доказательства и документы.
Однако административным истцом в материалы дела не представлено каких-либо доказательств того, что действиями административных ответчиков нарушены ее права.
При таких обстоятельствах, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения участников процесса, суд пришел к выводу в удовлетворении административных исковых требований Башковой С.А. отказать.
В то время как ст. 45 КАС РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, имеют право, как представлять свои доказательства, так и заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд оценивает доказательства, согласно ст. 84 КАС РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статей 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Башковой С. А. к Комиссии Банка России по рассмотрению жалоб на решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, Центральному Банку Российской Федерации об оспаривании решения о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации отказать.
Решение может быть обжаловано в краевой суд через районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.
Судья
Первомайского районного суда г. Краснодара п Е.Н. Медоева
Решение изготовлено 17 ноября 2023 года