ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6646/20 от 25.12.2020 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Сочи.

25.12.2020.

Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Качур С.В.,

при секретаре судебного заседания Казанджян А.А.,

с участием представителя административного истца ФИО1ФИО2,

представителя административного ответчика администрации г.Сочи ФИО3,

рассмотрев административное дело по административному иску ФИО1 к администрации г.Сочи о признании необоснованным отказа в предоставлении муниципальной услуги,

установил:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации г.Сочи, в котором просит признать необоснованным отказ департамента имущественных отношений администрации г.Сочи в предоставлении муниципальной услуги, выраженный в письме от 08.10.2020г. , определить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью 1236 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес> - "для индивидуального жилищного строительства", обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить внесение изменений в сведения ЕГРН о виде разрешенного использования и адреса земельного участка с кадастровым номером площадью 1236 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>, с "спортивная площадка" на "для индивидуального жилищного строительства", обязать департамент имущественных отношений администрации г.Сочи заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 1236 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>, с видом разрешенного использования –"индивидуальное жилищное строительство", категория земель – земли населенных пунктов, со сроком действия договора - 10 лет с момента его заключения.

В обоснование своих требований административный истец указал, что между муниципальным образованием город-курорт Сочи и ФИО1ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 1236 кв.м, с видом разрешенного использования – "магазин", в территориальной зоне – "Ж-4", категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>. Срок действия договора согласно пункту 2.1 составлял до ДД.ММ.ГГГГ. Впоследствии администрацией г.Сочи вид разрешенного использования указанного земельного участка был изменен на "индивидуальное жилищное строительство" и ФИО1 выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ индивидуального жилого дома на указанном земельном участке сроком действия – до ДД.ММ.ГГГГ. На основании постановления администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ "О прекращении действия разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ" указанное разрешение прекратило свое действие. На земельном участке располагается фундаментная плита, возведенная ФИО1 в соответствии с выданным разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в департамент имущественных отношений администрации г.Сочи с заявлением по вопросу заключения нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402012:5961 площадью 1236 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>, а также изменению вида разрешенного использования. По результатам рассмотрения в заключении договора аренды заявителю отказано. Посчитав отказ департамента имущественных отношений администрации г.Сочи незаконным, необоснованным, нарушающим права и законные интересы, ФИО1 обратился в суд с настоящим административным иском.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, представитель по доверенности административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации г.Сочи просил отказать в удовлетворении административных требований по основаниям, изложенным в обжалуемом отказе.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Краснодарскому краю в назначенное судебное заседание не явился, от представителя по доверенности поступило заявление о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.

Суд, с учетом положений ст.150 КАС РФ находит возможным рассмотреть дело при данной явке сторон.

Изучив материалы административного дела, выслушав представителей сторон, суд считает требования административного истца подлежащими удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела установлено, что ФИО1 обратился в департамент имущественных отношений администрации г.Сочи с заявлением по вопросу заключения нового договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 1236 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>, а также изменению вида разрешенного использования.

Согласно письму департамента имущественных отношений 08.10.2020 № 3189.1-0/20 по результатам рассмотрения в заключении договора аренды ФИО1 отказано.

Суд находит решение административного ответчика необоснованным и нарушающим права административного истца по следующим основаниям.

В силу п.3 ст.3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а так же по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

В силу положений п.1 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.

Согласно пп.9 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных ст.39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.

Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, земельный участок с кадастровым номером площадью 1236 кв.м, вид разрешенного использования – спортивная площадка, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный по адресу: г.Сочи, <адрес>, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию городу-курорту Сочи.

26.08.2015 между муниципальным образованием город-курорт Сочи и ФИО1 заключен договор аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером площадью 1236 кв.м, с видом разрешенного использования – "магазин", в территориальной зоне – "Ж-4", категория земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>. Согласно п.2.1 срок действия договора определен до 03.08.2064.

15.04.2016 администрацией г.Сочи ФИО1 выдано разрешение на строительство № RU индивидуального жилого дома на указанном земельном участке со сроком действия – до 15.04.2026.

При этом, как указано в отказе департамента имущественных отношений администрации г.Сочи и не оспаривается сторонами, на основании постановления администрации г.Сочи от ДД.ММ.ГГГГ № 2873 "О прекращении действия разрешения на строительство от 15.04.2016 " указанное разрешение прекратило свое действие.

Арендные отношения по договору аренды , заключенному между муниципальным образованием город-курорт Сочи и ФИО1, прекращены.

На основании чего департамент имущественных отношений администрации города Сочи отказал ФИО1 в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду без проведения торгов.

При разрешении настоящего дела суд принимает во внимание правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.12.2008 № 8985/08, согласно которой, обоснованность отказа в продлении договора аренды должна быть связана с оценкой действий арендатора по надлежащему использованию земельного участка, добросовестности его действий, направленных на достижение цели договора, а также возможности ее достижения в пределах срока действия договора аренды.

При оценке значимых для разрешения дела обстоятельств с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.12.2008 № 8985/08, суд принимает во внимание следующее.

Согласно ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного ч.1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Получив разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, пользуясь на правах аренды земельным участком с кадастровым номером , площадью 1236 кв.м, расположенным по адресу: г.Сочи, <адрес>,

осуществляя свои права и обязанности арендатора земельного участка, получил разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до 15.04.2026, и приступил к выполнению работ по строительству объекта, что говорит об использовании им земельного участка по его целевому назначению.

В свою очередь, действия администрации г.Сочи изначально по изменению вида разрешенного использования указанного земельного участка с "магазины" на "индивидуальное жилищное строительство", выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, а впоследствии по прекращению действия указанного разрешения и расторжению договора аренды земельного участка и изменению вида его разрешенного использования с "индивидуальное жилищное строительство" на "спортивная площадка" при разумном объективном подходе представляются нецелесообразными, в силу чего, суд оценивает данные действия как недобросовестное поведение арендодателя.

Пунктом 1 ст.10 Гражданского кодекса РФ установлен запрет на осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Из разъяснений, содержащихся в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25, следует, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п.4 ст.1 Гражданского кодекса РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Таким образом, учитывая разумные ожидания административного истца в части реализации конечной цели арендного соглашения - осуществления им строительства жилого дома на земельном участке с кадастровым номером площадью 1236 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>, факт совершения мероприятий, направленных на подготовку строительства этого объекта, действия органа местного самоуправления по изменению вида разрешенного использования земельного участка оцениваются судом как недобросовестные.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что ФИО1 в установленный законом срок не мог реализовать право на заключение нового договора аренды на земельный участок с кадастровым номером площадью 1236 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>, по вине органа местного самоуправления, в силу чего, данное право подлежит восстановлению.

На основании ст.11 Гражданского кодекса РФ судебная защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в судебном порядке.

В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

При этом, каких-либо доказательств, в опровержение доводов административного истца, административным ответчиком суду не представлено.

С учетом установленных обстоятельств суд считает, что решение административного ответчика не отвечает требованиям закона и создает препятствия к осуществлению прав административного истца на заключение договора аренды земельного участка.

В соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь ст.227 КАС РФ, суд

решил:

Признать необоснованным отказ департамента имущественных отношений администрации г.Сочи в предоставлении муниципальной услуги, выраженный в письме от 08.10.2020 № 3189.1-0/20.

Определить вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью 1236 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес> - "для индивидуального жилищного строительства".

Обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить внесение изменений в сведения ЕГРН о виде разрешенного использования и адреса земельного участка с кадастровым номером площадью 1236 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>, с "спортивная площадка" на "для индивидуального жилищного строительства".

Обязать департамент имущественных отношений администрации г.Сочи заключить с ФИО1 договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью 1236 кв.м, расположенного по адресу: г.Сочи, <адрес>, с видом разрешенного использования -"индивидуальное жилищное строительство", категория земель - земли населенных пунктов, со сроком действия договора - 10 лет с момента его заключения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение составлено 28.12.2020.

Председательствующий