ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-664/18 от 09.08.2018 Ачхой-мартановского районного суда (Чеченская Республика)

ДЕЛО /а-664/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«09» августа 2018 года <адрес>

Ачхой-Мартановский районный суд ЧР в составе председательствующего судьи Домбаева М.С.,

с участием помощника Ачхой-Мартановского межрайонного прокурора ФИО3,

при секретаре ФИО2.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя Ачхой-Мартановского межрайонного прокурора в порядке ст.218 КАС РФ о признании незаконным бездействия администрации Ново-Шаройского сельского поселения Ачхой-Мартановского муниципального района Чеченской Республики выразившееся в не обеспечении определения органа уполномоченного на проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также разработки и утверждения муниципального правового акта, определяющего порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов и обеспечения исполнения ответственными должностными лицами органа местного самоуправления полномочий по ее проведению и об обязании определить орган уполномоченный на проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также разработать и утвердить муниципальный правовой акт определяющий порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов и обеспечить исполнение ответственными должностными лицами органа местного самоуправления полномочий по ее проведению,

У С Т А Н О В И Л:

Ачхой-Мартановской межрайонной прокуратурой в июне 2018 года проведен анализ исполнения органами местного самоуправления законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг и о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в результате которого в деятельности администрации Ново-Шаройского сельского поселения Ачхой-Мартановского муниципального района (далее - Администрация) выявлены нарушения, требующие принятия мер по их устранению.

Так, согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон № 210-ФЗ), нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Статьей 2 Федерального закона 210-ФЗ определено, что муниципальная услуга предоставляемая органом местного самоуправления является деятельностью по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон -ФЭ) и уставами муниципальных образований.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу (ч. 1 ст. 13 Федерального закона 210-ФЗ).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 131-ФЗ правовую основу местного самоуправления составляют, в том числе решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, муниципальные правовые акты.

По вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (статья 7 Федерального закона № 131-ФЗ).

Следовательно, органы местного самоуправления, при решении вопросов местного значения, установленных в соответствии со ст. 14 Федерального закона 131-Ф3 осуществляют деятельность по предоставлению муниципальных услуг, и в целях правового регулирование данных отношений разрабатывают и утверждают административные регламенты.

Согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ, проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления.

Предметом экспертизы проектов административных регламентов, проводимой уполномоченными органами государственной власти или уполномоченными органами местного самоуправления, является оценка соответствия проектов административных регламентов требованиям, предъявляемым к ним Федеральным законом № 210-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 12 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ).

Частью 13 ст. 13 Федерального закона № 210-ФЗ определено, что экспертиза проектов административных регламентов, разработанных органами местного самоуправления проводится в случаях и порядке, установленных муниципальными правовыми актами.

Вместе с тем установлено, что Администрацией в нарушение названных требований закона орган, уполномоченный на проведение экспертизы проектов административных регламентов, не определен, муниципальный правовой акт определяющий порядок ее проведения не принят, что свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами органа местного самоуправления полномочий в обозначенной сфере.

Указанные нарушения межрайонной прокуратурой ранее выявлялись, по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации поселения внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий им способствовавших, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения фактически не устранены.

Изложенное может повлечь за собой принятие органом местного самоуправления административных регламентов предоставления муниципальных услуг, содержащих условия и ограничения, не предусмотренные федеральным законодательством, создавая тем самым административные барьеры для заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, что препятствует обеспечению благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства определенных ч. 2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

На основании ч. 4 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В судебном заседании помощник Ачхой-Мартановского межрайонного прокурора ЧР ФИО3 поддержал административное исковые требования о признании незаконным бездействия администрации Ново-Шаройского сельского поселения Ачхой-Мартановского муниципального района Чеченской Республики выразившееся в не обеспечении определения органа уполномоченного на проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также разработки и утверждения муниципального правового акта, определяющего порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов и обеспечения исполнения ответственными должностными лицами органа местного самоуправления полномочий по ее проведению и об обязании определить орган уполномоченный на проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также разработать и утвердить муниципальный правовой акт определяющий порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов и обеспечить исполнение ответственными должностными лицами органа местного самоуправления полномочий по ее проведению.

Административный ответчик – глава администрации Ново-Шаройского СП Ачхой-Мартановского МР ЧР ФИО1 извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.

Административный ответчик - представил суду заявление, что административные исковые требования заместителя Ачхой-Мартановского межрайонного прокурора он признает незаконным бездействия администрации Ново-Шаройского сельского поселения Ачхой-Мартановского муниципального района Чеченской Республики выразившееся в не обеспечении определения органа уполномоченного на проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также разработки и утверждения муниципального правового акта, определяющего порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов и обеспечения исполнения ответственными должностными лицами органа местного самоуправления полномочий по ее проведению и об обязании определить орган уполномоченный на проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также разработать и утвердить муниципальный правовой акт определяющий порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов и обеспечить исполнение ответственными должностными лицами органа местного самоуправления полномочий по ее проведению.

Согласно ч.3, ч.5 и ч.6 ст.46, ч.1, ч.2 и ч.4 ст.157 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично; суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц, в противном случае суд рассматривает административное дело по существу; заявление о признании административного иска административным ответчиком, его представителем заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями; изложенные в письменной форме заявление о признании административного иска приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания; если по данной категории административных дел не допускаются принятие признание административного иска, суд поясняет это административному истцу ответчику, его представителю, при допустимости совершения указанного распорядительного действия по данной категории административных дел суд разъясняет последствия признания административного иска; в случае непринятия или невозможности принятия судом признания административного иска суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.

Признание административного иска административным ответчиком, не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц. Суд, принимает признание административного иска, административным ответчиком.

Суд, выслушав пояснения помощника прокурора, изучив материалы дела, находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Административным истцом представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о признании незаконным бездействия административного ответчика выразившееся в не обеспечении определения органа уполномоченного на проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также разработки и утверждения муниципального правового акта, определяющего порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов и обеспечения исполнения ответственными должностными лицами органа местного самоуправления полномочий по ее проведению и об обязании определить орган уполномоченный на проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также разработать и утвердить муниципальный правовой акт определяющий порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов и обеспечить исполнение ответственными должностными лицами органа местного самоуправления полномочий по ее проведению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск заместителя Ачхой-Мартановского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации Ново-Шаройского сельского поселения Ачхой-Мартановского муниципального района ЧР, выразившееся в не обеспечении определения органа уполномоченного на проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также разработки и утверждения муниципального правового акта, определяющего порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов и обеспечения исполнения ответственными должностными лицами органа местного самоуправления полномочий по ее проведению - незаконным.

Обязать администрацию Ново-Шаройского сельского поселения Ачхой-Мартановского муниципального района ЧР определить орган уполномоченный на проведение экспертизы проектов административных регламентов предоставления муниципальных услуг, а также разработать и утвердить муниципальный правовой акт определяющий порядок проведения экспертизы проектов административных регламентов и обеспечить исполнение ответственными должностными лицами органа местного самоуправления полномочий по ее проведению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд ЧР через Ачхой-Мартановский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Отпечатано в совещательной комнате.

Судья: подпись Домбаев М.С.

Копия верна:

Судья: Домбаев М.С.