В окончательной форме решение суда принято 05 апреля 2018 года Дело № 2а- 664/2018 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Ялта 04 апреля 2018 года Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Лемешко О.В., с участием представителя истца – ФИО1, представителя ответчика – ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, с участием заинтересованных лиц, - Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, Администрация города Ялта Республики Крым, ФИО4 о признании незаконными действий и понуждении совершить определенные действия, у с т а н о в и л : ФИО3 обратился в суд с иском о признании незаконными действий Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, выразившихся в ответе от 23.06.2016 года № 02-08/4494 на межведомственный запрос № 01-ф/522; возложении на ответчика обязанности повторно рассмотреть межведомственный запрос и предоставить информацию о соответствии места расположения земельного участка, испрашиваемого истцом – документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования. Исковые требования мотивированы тем, что решением Массандровского посСовета от 27.02.2014 года истцу было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу бесплатно в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,1500 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с присвоением ему кад. номера №. 19 февраля 2016 года истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав. При рассмотрении указанного заявления был направлен межведомственный запрос в Департамент архитектуры и градостроительства, который письмом от 23.06.2016 года не согласовал предоставление земельного участка, указав, что в отделе геодезии департамента выявлено наложение указанного земельного участка, в связи с чем его границы необходимо откорректировать, при этом решение об отказе принимать преждевременно. Истец считает указанные действия ответчика незаконными, поскольку исходя из содержания ответа, Департаментом была осуществлена проверка на предмет соответствия места расположения объекта действующей градостроительной документации, а именно Генеральному плану пгт. Массандра, утвержденному решением 37-й сессии Массандровского посСовета 6-го созыва № 1 от 23.07.2013 года, каких-либо несоответствий не выявлено, однако в нарушение действующего законодательства предоставление земельного участка в собственность истцу не согласовано. О существовании обжалуемого ответа истцу стало известно 07.11.2017 года, в связи с чем считает, что срок на обращение в суд им не пропущен. В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования, просил иск удовлетворить. Представитель ответчика Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта исковые требования не признала. Свои возражения мотивирует тем, что согласно данных отдела геодезии и картографии Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялта, у них имеются сведения о зарегистрированных топогеодезических работах в отношении земельного участка, испрашиваемого в собственность ФИО4, которые были зарегистрированы 30.04.2013 года. Считает требования истца необоснованными, поскольку предоставленный Департаментом архитектуры по запросу Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялта ответ является только информационным сообщением, предоставленным в порядке межведомственного взаимодействия между двумя структурными подразделениями органа местного самоуправления, которое не влечет для истца каких-либо правовых последствий и не является положительным либо отрицательным заключением. Представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в том числе в соответствие с ч. 8 ст. 96 КАС РФ, посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", о причинах неявки суд не уведомили. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о следующем. Судом установлено, что решением 48-й сессии 6-го созыва Массандровского поселкового Совета № 9 от 27 февраля 2014 года ФИО3 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отведения бесплатно в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,1500 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: <адрес> (в собственность). Согласно ч. 1 ст. 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года (далее – Договор) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Частью 1 ст. 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Ст.15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. П. 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации ( далее ЗК РФ) предусмотрено, что право собственности граждан на земельные участки возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Предоставление земельного участка относится к исполнительно- распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков, (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ). Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом. Согласно ст. 13 Закона № 38-ЗРК, завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1). Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5). Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313). В соответствии с пунктом 4 Порядка № 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации). В соответствии с пунктом 5 Порядка № 313, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган. Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка № 313. В соответствии со ст. 52 Устава муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 ноября 2014 г. N 78 к полномочиям Администрации муниципального образования городской округ Ялта в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном Ялтинским городским советом. Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образование городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37). Пунктом 4 решения Ялтинского городского Совета определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент). Судом установлено, что 20 февраля 2015 года ФИО3 обратился в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта с заявлением о предоставлении ему в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка площадью 1500 кв. метров, расположенного в <адрес>, под индивидуальное жилищное строительство. В соответствии с пунктом 8 Правил, в случае соответствия заявления и прилагаемых к нему документов пунктам 5, 6 Правил, Департамент в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления направляет копию поступившего заявления и копию приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка на рассмотрение: 1) В Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент архитектуры) (в случае предоставления земельного участка для строительства), который осуществляет проверку на предмет соответствия места расположения объекта документации по планировке территории, градостроительной документации, в том числе утвержденной до вступления в силу Федерального конституционного закона, с указанием вида разрешенного использования. Сроки предоставления результатов проверки Департамента архитектуры, с момента получения межведомственного запроса от Департамента - десять дней. Судом установлено, что Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, с целью исполнения требований Закона № 38-ЗРК, Постановления Совета Министров Республики Крым № 313, а также Правил, утвержденных решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года, была направлена копия заявления истца в Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, с целью проверки на предмет соответствия места расположения объекта действующей градостроительной документации. Начальником Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта, в ответ на межведомственный запрос было сообщено письмом от 23.06.2016 года, что по данным отдела геодезии и картографии границы земельного участка ФИО3 накладываются на границы зарегистрированного ранее земельного участка, в связи с чем Департамент не согласовывает предоставление земельного участка (л.д. 37). Также, 25 ноября 2016 года Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта направил в адрес начальника Департамента земельно – имущественных отношений администрации города Ялта ответ, в котором указал, что по данным отдела геодезии и картографии технический отчет по выполненным топогеодезическим работам на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 0,04 га, зарегистрирован на имя ФИО4 (л.д. 38). В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Таким образом, по смыслу ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными является совокупность двух факторов: признание их судом не соответствующими нормативным правовым актам, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В соответствие с Положением «О департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта», к его функциям в том числе относится: осуществление доступа к информации о деятельности Департамента в установленной сфере; ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Ялта; исполнение иных функций, связанных с осуществлением полномочий в области градостроительной деятельности в соответствии с действующим законодательством и актами органов местного самоуправления; осуществление подготовки необходимых документов и материалов, обоснований и квалифицированных рекомендаций к решениям в области градостроительства, архитектуры и застройки городского округа Ялта, в целях урегулирования градостроительной деятельности в пределах установленных Департаменту целей и задач. 31 декабря 2014 года утверждено Положение об Отделе информационного обеспечения градостроительной деятельности Департамента архитектуры градостроительства администрации города Ялта, задачей которого является информационное обеспечение градостроительной деятельности. В соответствие с Разделом 3 вышеуказанного Положения, Отдел организовывает систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа Ялта; осуществляет предоставление сведений из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности; осуществляет проверку решений о предоставлении земельных участков на соответствие градостроительным регламентам и адресному плану городского округа Ялта и т.д. Пунктом 2.26 Инструкции по топографической съемке, введенной в действие с 1 января 1983 года, было установлено, что контроль и приемка выполненных работ при крупномасштабных топографических съемках осуществляется в соответствии с требованиями действующей общесоюзной (общеобязательной) «Инструкции о порядке контроля и приемки топографо-геодезических и картографических работ» или ведомственных инструкций по контролю. Выполнению топографической съемки должно предшествовать составление технического проекта (программы) работ. По завершению работ составляется технический отчет (п. 2.27). Инструкция о порядке контроля и приемки геодезических, топографических и картографических работ утверждена приказом Роскартографии от 29.06.1999 N 86-пр (далее - Инструкция). В силу пункта 1.2.1 Инструкции контроль геодезических, топографических и картографических работ осуществляются в процессе внутриведомственного контроля и в процессе государственного надзора за исполнением геодезических, топографических и картографических работ. Установлено, что при рассмотрении Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялта межведомственного запроса, поступившего от Департамента имущественных и земельных отношений относительно испрашиваемого истцом земельного участка было выявлено наличие в дежурной схеме сведений о ранее зарегистрированном (30.04.2013 года) Техническом отчете по топогеодезическим работам для установления границ землепользования ФИО4 по адресу: пгт. Массандра, в районе завода НПАО «Массандра», выполненного на основании решения Массандровского поселкового Совета № 11 от 12 марта 2010 года, которым ФИО4 было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка общей площадью 0,0400 га. В соответствии с информацией, имеющейся в Департаменте архитектуры, испрашиваемый истцом в собственность земельный участок накладывается на земельный участок, проектируемый к отводу ФИО4, сведения о котором уже внесены в дежурную схему, из которой в установленном порядке на сегодняшний день не исключены. Таким образом, судом установлено, что Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялта, в пределах своих полномочий и в соответствии с имеющейся у него информацией относительно ведения должностными лицами дежурной схемы выполненных топографо – геодезических работ, было предоставлено эту информацию другому структурному подразделению Администрации города Ялта в рамках межведомственного взаимодействия, в связи с чем суд считает доводы истца о превышении ответчиком своих полномочий при предоставлении соответствующей информации необоснованными. Кроме того, суд также не может согласиться с доводами истца о нарушении его прав на получение в собственность земельного участка действиями Департамента, который не указал в оспариваемом ответе о соответствии вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка действующей градостроительной документации. Так, пунктом 10 Постановления Совета Министров Республики Крым № 313 установлено, что органы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, предоставляют в уполномоченный орган в течение тридцати дней со дня направления запроса имеющиеся в их распоряжении сведения относительно нахождения испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий и объектов или соответствия места расположения объекта Схеме территориального планирования Российской Федерации применительно к территории Республики Крым и г. Севастополю и Схеме территориального планирования Республики Крым, документам территориального планирования, документации по планировке территории, градостроительной документации, а также иные сведения, запрашиваемые в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка. Для представления в уполномоченный орган сведений, предусмотренных в абзаце первом настоящего пункта, органы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, вправе в порядке межведомственного взаимодействия направлять запросы в исполнительные органы государственной власти Республики Крым и органы местного самоуправления, предприятия, организации государственной и муниципальной формы собственности. Информация на запрос представляется в течение десяти рабочих дней со дня его поступления. При этом пунктом 11 вышеуказанного Постановления определено, что отсутствие сообщения со сведениями, указанными в пункте 10 настоящего Порядка, на тридцатый день со дня направления запроса, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, свидетельствует об отсутствии обстоятельств, указанных в пункте 10 настоящего Порядка. Аналогичное положение закреплено в пункте 10 Правил № 37, утвержденных решением Ялтинского городского Совета № 37 от 30 марта 2015 года. Таким образом, не предоставление Департаментом архитектуры и градостроительства сведений относительно соответствия места расположения испрашиваемого истцом объекта документации по планировке территории, градостроительной документации не препятствует рассмотрению органом местного самоуправления его заявления о предоставлении в собственность земельного участка, в порядке завершения оформления прав. Исходя из вышеизложенного, суд считает действия Департамента, сообщившего в пределах своих полномочий в сфере градостроительства, в порядке межведомственного взаимодействия, информацию о наличии в дежурной схеме сведений о ранее зарегистрированных топогеодезических работах в отношении земельного участка ФИО4 правомерными, а исковые требований необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме. Как следует из материалов дела, оспариваемый истцом ответ был получен его представителем 07.11.2017 года, в связи с чем суд считает, что срок на обращение в суд им не пропущен (л.д. 6). На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд р е ш и л : отказать в удовлетворении иска ФИО3 к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта о признании незаконными действий и понуждении совершить определенные действия. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым. Судья Ю.С. Кононова |