Дело № 2а-664/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2018 г. г. Ржев Тверской области
Ржевский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Харази Д.Т.,
при секретаре Тетюхиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 и ФИО2 к администрации г. Ржева Тверской области о признании незаконным ответа от 12 июля 2018 г. об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия (митинга), обязании администрации г. Ржева Тверской области согласовать проведение публичного мероприятия (митинга), и взыскании понесенных судебных расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
В Ржевский городской суд Тверской области обратились ФИО1 и ФИО3 с административным исковым заявлением к администрации г. Ржева Тверской области о признании незаконным ответа от 12 июля 2018 г. об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия (митинга), обязании администрации г. Ржева Тверской области согласовать проведение публичного мероприятия (митинга), и взыскании понесенных судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Свои требования административные истцы мотивировали тем, что 10 июля 2018 г. они обратились в администрацию г. Ржева Тверской области с уведомлением о проведении 21 июля 2018 г. с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. публичного мероприятия в форме митинга на территории Советской площади г. Ржева с целью «Выражение протеста против повышения пенсионного возраста, ужесточения налогообложения и повышения цен на бензин». 12 июля 2018 г. административным ответчиком направлен ответ № Ис-2370/24, который сообщал «о невозможности согласовать проведение публичного мероприятия (митинга) 21 июля 2018 г. с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. на Советской площади города Ржева» с указанием следующих оснований: «21 июля 2018 г. с 10 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. на Советской площади и площади Революции города Ржева запланировано проведение спортивных мероприятий «Веселые старты». Ссылаясь на то, что данный ответ фактически является отказом в согласовании публичного мероприятия без предложения альтернативных мест для его проведения, что противоречит положениям ст. ст. 8, 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ и препятствует реализации принадлежащих административным истцам конституционных прав, просили суд признать незаконным ответ администрации г. Ржева Тверской области от 12 июля 2018 г. № Ис-2370/24 об отказе в согласовании публичного мероприятия; обязать администрацию г. Ржева Тверской области согласовать проведение 21 июля 2018 г. публичного мероприятия на основании уведомления от 10 июля 2018 г.; взыскать с администрации г. Ржева Тверской области в пользу административных истцов возмещение понесенных судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в размере 300 руб.
Административные истцы ФИО1 и ФИО3, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, предоставили в адрес суда ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, административные исковые требования поддержали в полном объеме.
Административный ответчик администрация г. Ржева Тверской области, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направил. В суд поступило ходатайство от представителя административного истца о проведении судебного заседания в его отсутствие, также указано, что в удовлетворении административных исковых требований просит отказать в полном объеме.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
К таким требованиям, в том числе относятся требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования).
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, такое административное исковое заявление может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо; в свою очередь, административный истец обязан подтвердить факт соблюдения срока на обращение в суд, а также представить сведения о том, что оспариваемым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения (ст. 62 КАС РФ).
По смыслу ст. 227 КАС РФ, в случае установления факта пропуска административным истцом срока на обращение в суд и (или) соответствия оспариваемого акта требованиям закона и (или) отсутствия факта нарушения прав, свобод или законных интересов административного истца, по результатам рассмотрения административного дела выносится решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В судебном заседании установлено, что 10 июля 2018 г. в администрацию города Ржева Тверской области административными истцами ФИО1, ФИО2, а также ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 было подано уведомление о проведении 21 июля 2018 г. с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. публичного мероприятия в форме митинга на Советской площади города Ржева с целью «Выражение протеста против повышения пенсионного возраста, ужесточения налогообложения и повышения цен на бензин», с предполагаемым количеством участников 2 000 человек.
12 июля 2018 г. администрация города Ржева Тверской области письмом № Ис-2370/24 проинформировала организаторов публичного мероприятия о невозможности согласовать проведение публичного мероприятия (митинга) 21 июля 2018 г. с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. на Советской площади города Ржева, поскольку ранее на 21 июля 2018 г. с 10 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. на Советской площади и площади Революции города Ржева запланировано проведение спортивных мероприятий «Веселые старты», а также о невозможности предложения альтернативного места для проведения запланированного мероприятия, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ (ред. от 07 июня 2017 г.) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Давая оценку законности принятого решения, оспоренного административными истцами в установленный законом срок, суд исходит из следующего.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантировано право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Вместе с тем, гарантированное данной нормой право, являясь одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (п. 2 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Всеобщая декларация прав человека, ст. 55 Конституции Российской Федерации).
Осуществление права на свободу мирных собраний не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (ст. 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», регламентирующего реализацию соответствующего конституционного права граждан Российской Федерации, проведение публичного мероприятия должно основываться на принципе законности, а именно соблюдения положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации, а также добровольности участия.
Установленный в связи с этим порядок реализации права граждан на проведение публичного мероприятия обязывает организатора публичного мероприятия подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ст. 7 Закона).
В силу ч.ч. 1, 1.1, 1.2 ст. 8 названного Закона, публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуются, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее 100 человек.
При определении специально отведенных мест и установления порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасности организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц.
В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 29 перечня единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Тверской области, утвержденного постановлением Правительства Тверской области от 25 декабря 2012 г. № 820-пп, в качестве таких мест для Ржевского района предусмотрены Советская площадь (г. Ржев) и площадь Революции (г. Ржев).
Исследованные судом доказательства и установленные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что 10 июля 2018 г. в администрацию города Ржева Тверской области административными истцами ФИО1, ФИО2, а также ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 было подано уведомление о проведении 21 июля 2018 г. с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. публичного мероприятия в форме митинга на Советской площади города Ржева с целью «Выражение протеста против повышения пенсионного возраста, ужесточения налогообложения и повышения цен на бензин», с предполагаемым количеством участников 2 000 человек.
Суд, учитывая положения вышеуказанных правовых норм, соглашается с позицией администрации города Ржева Тверской области о невозможности проведения запланированного митинга одновременно в одном месте со спортивными мероприятиями «Веселые старты», в том числе с учетом различия и не связанности между собой целей их проведения.
Совместное проведение таких мероприятий заведомо препятствует достижению этих целей каждым из организаторов мероприятия, ввиду того, что одновременное высказывание в одном месте не касающихся друг друга мнений и требований, относительно различных сфер жизнедеятельности может привести к тому, что лица, участвующие в мероприятиях, а также иные лица, которые пожелают к ним примкнуть, будут введены в заблуждение относительно целей проведения мероприятий, и, как следствие, к нарушению прав участников одного мероприятия со стороны участников другого мероприятия на свободу слова и участие в публичных мероприятиях, гарантированные ст.ст. 29,31 Конституций Российской Федерации.
В то время, как исходя из принципа законности проведения публичного мероприятия, предусмотренного ст. 3 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», администрация города Ржева Тверской области должна действовать таким образом, чтобы не создавать даже угрозы нарушения каких-либо прав граждан при проведении публичных мероприятий, что при совместном проведении вышеназванных публичных мероприятий не может быть гарантировано.
Более того, их раздельное проведение необходимо в целях исключения угрозы возникновения конфликта между участниками разных мероприятий, то есть обеспечения и поддержания общественного порядка, а также безопасности окружающих граждан, каковая обязанность возложена на администрацию города Ржева Тверской области положениями ст. 12 того же закона.
Между тем, в силу ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст. 2.1 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 12 настоящего Федерального Закона, а именно, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (ч. 3 ст. 12 Закона).
При этом Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ возлагает на соответствующий орган обязанность довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона (п. 2 ч. 1 ст. 12).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, которая неоднократно высказывалась им в решениях, предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами; в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, оно не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера; предложенный вариант проведения публичного мероприятия должен учитывать возможность достижения правомерных целей этого мероприятия (свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики) и соответствовать его социально-политическому значению (Определение от 2 апреля 2009 г. № 484-О-П, Постановление от 15 января 1998 г. № 2-П, Постановление от 18 февраля 2000 г. № 3-П, Определение от 1 июня 2010 г. № 705-О-О).
Из текста оспариваемого ответа администрации города Ржева Тверской области № Ис-2370/24 от 12 июля 2018 г. усматривается, что у администрации города Ржева Тверской области отсутствуют правовые основания для согласования проведения запланированного истцами мероприятия, в связи с тем, что во всех специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий, были запланированы на 21 июля 2018 г. публичные мероприятия. Между тем, обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия указанный ответ не содержит.
Таким образом, сообщив организаторам публичного мероприятия об отказе в согласовании публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления, обоснованного предложения ему же об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия администрация города Ржева Тверской области не направила.
На основании изложенного суд полагает, что требования законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, администрация города Ржева Тверской области не выполнила, поскольку содержание оспариваемого решения в полной мере не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, что является основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
В то же время требование административных истцов о возложении на администрацию г. Ржева Тверской области обязанности согласовать проведение вышеуказанного публичного мероприятия удовлетворению не подлежит, поскольку оспариваемым письмом не было отказано в согласовании места и времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ, решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) приводится в исполнение по правилам, указанным в ст. 187 настоящего Кодекса. Решения, которыми признаны незаконными решения, действия (бездействие) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, подлежат немедленному исполнению.
С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать администрацию города Ржева Тверской области рассмотреть уведомление ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 о проведении 21 июля 2018 г. с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. публичного мероприятия в форме митинга на Советской площади города Ржева с целью «Выражение протеста против повышения пенсионного возраста, ужесточения налогообложения и повышения цен на бензин», с предполагаемым количеством участников 2 000 человек.
Поскольку исковые требования административных истцов подлежат частичному удовлетворению, в силу ст. 111 КАС РФ, им как стороне, в пользу которой состоялось решение суда, с администрации Ржева Тверской области в их пользу должны быть взысканы расходы по уплате государственной пошлины пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 150 руб. (по 75 руб. каждому), уплаченной на основании чеков по операции сбербанк онлайн от 16 июля 2018 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 172-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 и ФИО2 к администрации г. Ржева Тверской области о признании незаконным ответа от 12 июля 2018 г. об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия (митинга), обязании администрации г. Ржева Тверской области согласовать проведение публичного мероприятия (митинга) удовлетворить частично.
Признать отказ администрации г. Ржева Тверской области в проведении публичного мероприятия, изложенный в письме первого заместителя Главы администрации г. Ржева Тверской области № Ис-2370/24 от 12 июля 2018 г. незаконным.
Обязать администрацию г. Ржева Тверской области рассмотреть уведомление ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 о проведении 21 июля 2018 г. с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. публичного мероприятия в форме митинга на Советской площади города Ржева с целью «Выражение протеста против повышения пенсионного возраста, ужесточения налогообложения и повышения цен на бензин», с предполагаемым количеством участников 2 000 человек.
Взыскать с администрации г. Ржева Тверской области в пользу ФИО1 и ФИО2 расходы по уплате государственной пошлины в размере 150 руб., по 75 руб. каждой.
В остальной части административный иск оставить без удовлетворения.
В силу ч. 8 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда в части признания отказа администрации г. Ржева Тверской области в проведении публичного мероприятия, изложенного в письме первого заместителя Главы администрации г. Ржева Тверской области № Ис-2370/24 от 12 июля 2018 г., незаконным и обязании администрации г. Ржева Тверской области рассмотреть уведомление ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 о проведении 21 июля 2018 г. с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. публичного мероприятия в форме митинга на Советской площади города Ржева с целью «Выражение протеста против повышения пенсионного возраста, ужесточения налогообложения и повышения цен на бензин», с предполагаемым количеством участников 2 000 человек, подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Ржевский городской суд Тверской области в течение месяца с момента вынесения решения.
Судья Д.Т. Харази