ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-664/2022 от 16.06.2022 Исакогорского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

?Дело № 2а-664/2022

УИД 29RS0005-01-2022-000736-04

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 июня 2022 г. г.Архангельск

Исакогорский районный суд города Архангельска

в составе председательствующего судьи Шкарубской Т.С.,

при помощнике Мельниковой А.А.,

с участием помощника прокурора г. Архангельска Никифоровой Н.В.,

представителя административного ответчика Карпеева И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора города Архангельска в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обустройства уличного освещения,

установил:

заместитель прокурора г. Архангельска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации ГО «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия администрации в части обустройства уличного освещения и возложении обязанности в срок до 01.10.2022 организовать уличное освещение по улицам 100-й Дивизии и Вычегодской в г. Архангельске. Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой г. Архангельска проверки по поступившему от Вохтоминой О.С. обращению установлено, что по улицами 100-й Дивизии и ул. Вычегодской в г. Архангельске отсутствует стационарное уличное электрическое освещение. Отсутствие стационарного электрического освещения не соответствует требованиям нормативных документов, создает угрозу безопасности дорожного движения, бездействие административного ответчика ставит под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, в том числе детей, и не отвечает основным принципам обеспечения безопасности дорожного движения.

Определением суда от 16.06.2022 производство по иску прекращено в части признания незаконным бездействия, выразившегося в непринятии надлежащих мер по организации освещения на ул. Вычегодской в г. Архангельске, возложении обязанности на администрацию ГО «Город Архангельск» обязанности организовать освещение по улице Вычегодской в г. Архангельске в связи с отказом административного истца в данной части.

На судебном заседании помощник прокурора г. Архангельска Никифорова Н.В. требования заместителя прокурора поддержала в части ненадлежащей организации освещения по ул. 100-й Дивизии в г. Архангельске, привела доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Карпеев И.В. с иском не согласился, указав, что удовлетворение исковых требований повлечет перераспределение средств бюджета, что будет нарушать права органа местного самоуправления на самостоятельное планирование бюджета.

Заслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, изучив письменные доказательства и иные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 и ч. 4 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия), в том числе органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

На основании ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу ч. 4 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (далее Закон № 131-ФЗ), следует, что если дорожная деятельность не отнесена к вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с частью 3 данной статьи, то данный вопрос на территории сельского поселения решается органами местного самоуправления соответствующего муниципального района, и является вопросом местного значения муниципального района.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установлены в Федеральном законе от 10.12.1995№ 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения (ч. 1 ст. 12). Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно ст.ст. 3,6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществлением мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В связи с чем, довод административного ответчика о том, что возложение обязанности по организации уличного освещения повлечет за собой перераспределение средств бюджета, что будет нарушать права органа местного самоуправления на самостоятельное планирование бюджета, является несостоятельным, поскольку органы местного самоуправления обязаны в силу вышеприведенных правовых норм организовывать мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе, на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.

ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее – ГОСТ Р 50597-2017) устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям. Указанный ГОСТ предусматривает наличие стационарное электрическое освещение. В соответствии с п. 6.9.2 ГОСТ Р 50597-2017 включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766.

Согласно п. 10.16 СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиПа 2.05.02-85, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007) стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать, в том числе, на участках в пределах населенных пунктов.

По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52765-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация»), стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости.

На основании п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе, на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

В силу п. 3.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное уличное освещение – это искусственное освещение, обеспечивающее в темное время суток видимость дороги и дорожных сооружений для их эффективного использования и предотвращения дорожно-транспортных происшествий. Оно включает в себя осветительные устройства и линии электропередачи.

Данные требования являются обязательными и должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

В ходе проверки по поступившему коллективному обращению граждан, в том числе проживающих на ул.Вычегодская и 100-й Дивизии в г. Архангельске, было установлено, что на всем протяжении улиц 100-й Дивизии и Вычегодской в г. Архангельска в нарушение п. 4.6.1.1 ГОСТ 52766-2007 отсутствует стационарное электрическое освещение. По результатам выявленных нарушений прокуратурой г. Архангельска в адрес главы администрации ГО «Город Архангельск» внесено представление № 7-44-2021 от 19.11.2021.

На судебном заседании представитель административного ответчика не оспаривал факта отсутствия стационарного электрического освещения на вышеуказанных улицах.

Отсутствие стационарного уличного освещения создает непосредственную опасность возникновения дорожно-транспортных происшествий, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, что противоречит требованиям Федеральных законов «О безопасности дорожного движения» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагающих на органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивать безопасность дорожного движения.

Организация освещения улиц является публичной обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности неопределенного круга лиц - жителей населенного пункта, а также обеспечение безопасности дорожного движения и профилактики совершения правонарушений.

Принимая во внимание, что в настоящее время состояние улицы 100-й Дивизии в г. Архангельске не соответствует требованиям законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, отсутствие освещения на указанной улице не обеспечивает охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований заместителя прокурора в части поддержанных на судебном заседании исковых требований, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Определяя срок устранения выявленных нарушений, принимая во внимание, что отсутствие уличного освещения влечет за собой угрозу жизни и здоровью людей, безопасности дорожного движения, с учетом разумных сроком исполнения решения суда, учитывая объем работ, суд считает необходимым установить срок проведения работ по организации обеспечения искусственного освещения автомобильных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 до 31 января 2023 г.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление заместителя прокурора города Архангельска к администрации городского округа «Город Архангельск» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа «Город Архангельск», выразившееся в непринятии надлежащих мер по организации электрического освещения по улице 100-й Дивизии в г. Архангельске.

Возложить на администрацию городского округа «Город Архангельск» обязанность в срок до 31 января 2023 г. организовать электрическое освещение по улице 100-й Дивизии в г. Архангельске в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Исакогорский районный суд <адрес>.

Председательствующий (подпись) Т.С. Шкарубская