ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-664/2022 от 18.05.2022 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года город Тверь

Пролетарский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Гусевой О.В.

при помощнике Акимовой Я.А.,

с участием:

представителя административного истца – Забродней Ю.Б.,

представителя административного ответчика Тарасова В.В.,

представителя заинтересованного лица администрации г. Твери Репиной О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Чаталян Ларисы Мун-Суновны к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка,

установил:

Чаталян Л.М. обратилась в суд с административным иском к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери, администрации г. Твери о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, возложении на Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери обязанности повторно рассмотреть заявление о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка в установленный законом срок.

В обоснование требований административный истец указал на то, что Чаталян Л.М. является собственником земельного участка с кадастровым площадью 795 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на основании: договора купли-продажи от 26.02.2008 (1/3 доля) и договора дарения от 14.11.2012 (2/3 доли).

13 декабря 2021 года истец обратился в адрес Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери, посредством направления на официальный адрес электронной почты, с заявлением о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов в аренду земельного участка площадью 129 кв.м для целей «ведение огородничества» и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 129 кв.м, образуемого из земельного участка, находящегося в государственной собственности из земель, государственная собственность на которые не разграничена, из кадастрового квартала . К заявлению были приложены: схема расположения земельных участков на КПТ, сформирована в формате электронного документа в виде файлов в формате XML; выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым .

15 декабря 2021 года вышеуказанное заявление было продублировано и подано нарочно в канцелярию Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери.

Письмом №30/150-и от 12.01.2022 года ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка по следующим причинам:

- представленная схема не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ;

- согласно Правилам землепользования и застройки г. Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 года № 71, образуемый земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки, расположенной вне территории исторически сложившихся районов центральной части города (Ж 1-2). Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в том числе является - индивидуальное жилищное строительство;

- образование земельного участка площадью 129 кв.м для целей «огородничества» ведет к вклиниванию, вкрапливанию, а также препятствует рациональному использованию земельных участков;

- в границах образуемого земельного участка расположено строение (вдоль точек образуемого земельного участка н1-2 установлен капитальный забор), а также сооружение с кадастровым . Информация о данных объектах на схеме не отражена;

- капитальный забор пересекает охранные зоны газопровода-ввода низкого давления и охранную зону воздушной линии электропередачи 6 кВ .

Административный истец считает, что отказ ответчика в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка неправомерен и подлежит признанию незаконным.

В рассматриваемом случае испрашиваемое образование участка убирает «вкрапливание» границ и «вклинивание» в свободные земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, собственность на которые не разграничена, что наоборот, на сегодняшний день приводит к рациональному использованию территории.

Сам же ответчик в обжалуемом отказе ссылается на тот факт, что по границе образуемого земельного участка расположен капитальный забор, то есть образуемый земельный участок находится в фактических границах, находящихся в пользовании у истца. Данная ситуация наоборот приведет к рациональному использованию территории, так как одним из принципов земельного законодательства РФ является принцип платности использования земли.

При такой ситуации есть все основания полагать, что ответчик злоупотребляет своими правами, так как является лицом, компетентным в вопросах надлежащего использования земельных участков и определения «вкрапливания» и «вклинивания».

Истец полагает, что испрашиваемое образование спорного земельного участка не влечет нарушения установленных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образованию земельных участков.

В обжалуемом отказе ответчик ссылается на тот факт, что в схеме не отображена информация об объектах недвижимости: строения (вдоль точек образуемого земельного участка н1-2 установлен капитальный забор), сооружения с кадастровым .

С данными выводами невозможно согласится в виду того, что капитальный забор нанесен на схему по точкам н1-2. Данный факт не скрывается, так как целью образования нового земельного участка в границах, изображенных на схеме, является исправление сложившейся ситуации.

По факту капитальной забор, действительно, стоит по границе испрашиваемого участка, а по сведениям ЕГРН создается как раз таки «вкрапливание» и «вклинивание» границ земельного участка, принадлежащего на праве собственности истцу.

Утверждение административного ответчика о том, что сооружение с кадастровым номером - Воздушная линия электропередачи 6 КВ - расположено в границах испрашиваемого земельного участка опровергается заключением кадастрового инженера Симонова А.А.

Как следует из имеющейся в материалах дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах охранной зоны газопровода - ввода низкого давления и охранной зоны воздушной линии электропередачи 6 кВ ТП-10-ТП-297.

Однако положения Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, не устанавливают безусловный запрет на строительство в охранной зоне. Согласно пункту 10 Правил в пределах охранных зон строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений запрещаются только без письменного решения сетевых организаций о согласовании.

Данные Правила содержат в себе условия/требования, при соблюдении которых возможно получить согласие на строительство.

Пунктом 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878, на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения).

В связи с вышеизложенным и учитывая нормы ч. 2 ст. 62 КАС РФ, ответчик должен доказать, что строительные работы по возведению забора были проведены с нарушениями вышеуказанных требований. Однако таких доказательств не представлено.

Истец обратился с заявлением о предварительном предоставлении земельного участка для целей «ведение огородничества», что предполагает отсутствие каких либо строительных работ на данном земельном участке.

Согласно Правилам землепользования и застройки г. Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 года №71, образуемый земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки, расположенной вне территории исторически сложившихся районов центральной части города (Ж 1-2). Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе является «ведение огородничества».

Вывод ответчика о том, что нахождение испрашиваемого земельного участка в охранной зоне воздушной линии электропередач и газопровода низкого давления представляет собой объективное препятствие, исключающее возможность предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду, противоречит приведённым нормам.

В результате принятия административным ответчиком незаконного решения административный истец лишается права на приобретение в аренду земельного участка, находящегося в его владении и пользовании. Кроме того, возникает правовая неопределенность относительно объема прав административного истца на земельный участок, находящийся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю.

Безосновательные препятствия административному истцу в добросовестном пользовании и владении земельным участков недопустимы и, очевидно, нарушают его права.

На основании изложенного административный истец просил суд: признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 129 кв.м в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , для целей «ведение огородничества» и в утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме № 30/150-и от 12.01.2022 Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери; возложить на Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери обязанность повторно рассмотреть заявление Чаталян Ларисы Мун-Суновны от 13.12.2021 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 129 кв.м в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , для целей «ведение огородничества» и об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории в установленный законом срок.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены АО «Тверьгорэлектро», АО «Газпром газораспределение Тверь».

Определением суда от 18.05.2022 от представителя истца Забродней Ю.Б. принят отказ от исковых требований к администрации г. Твери о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, производство по административному делу по административному исковому заявлению Чаталян Л.М. к администрации г. Твери прекращено.

Определением суда от 18.05.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г. Твери.

Административный истец Чаталян Л.М., надлежащим образом извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца Забродняя Ю.Б. в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования по изложенным в иске основаниям. Также в своих письменных дополнительных пояснениях к иску ссылается на то, что письмо МУП «Тверьгорэлектро» содержит информацию о том, что часть участка находится в границах охранной зоны. Информацию о том, что в границах участка имеется сооружение - воздушная линия электропередачи - письмо не содержит и соответственно опровергает соответствующий вывод Департамента. Следовательно, представленная схема не могла содержать информацию о расположении линии электропередачи, так как в границах испрашиваемого участка она отсутствует. Также МУП «Тверьгорэлектро» косвенно высказал свою позицию относительно предоставления данного участка в аренду, указав, что на данной территории имеются дополнительные обременения, наложенные в силу Постановления Правительства Российской Федерации 24 февраля 2009 года N 160, которые необходимо отобразить в договоре аренды. Следовательно, безусловного запрета на использование данной территории МУП «Тверьгорэлектро» не высказал. Согласно письму филиала АО «Газпросгазораспределение Тверь» от 30.12.2021 в границах испрашиваемого земельного участка расположен газопровод-ввод низкого давления. Однако данный факт подтверждается схемой. На данный участок также накладываются дополнительные обременения в силу Постановления Правительства РФ от 20.11.2000 №878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей», которые также не содержат безусловного запрета на использование данной территории.

Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 части 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ).

Пункт 2 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ устанавливает требования к извещению.

Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (часть 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ).

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган осуществляет подготовку проекта договора купли- продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка (подпункт 1 части 5 Земельного кодекса РФ).

Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства без проведения аукциона лицу, обратившемуся в уполномоченный орган с соответствующим заявлением, при условии, что это лицо является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. Наличие иных граждан, заинтересованных в приобретении прав на указанный объект недвижимости и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения такого аукциона, в том числе на право заключения договора аренды земельного участка.

Таким образом, законом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в ст. 39.18 ЗК РФ. Эта процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

Следовательно, говорить о том, что у административного истца отсутствуют основания для предоставления испрашиваемого земельного участка преждевременно.

Наличие решения суда о сносе забора не является препятствием для утверждения схемы и предварительного согласования.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 61 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ», при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являющиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Так, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Таким образом, доводы ответчика об имеющемся судебном акте о сносе забора не должны приниматься судом во внимание, поскольку в обжалуемом отказе отсутствуют подобные обстоятельства и основания.

При изучении представленной схемы видно, что при формировании участка в той конфигурации, о которой просит истец, участок не может вести к «вклиниванию», вкрапливанию», так как при образовании земельного участка не появляется дополнительная изломанность границ, что не может вести к нерациональному использованию.

Представитель административного ответчика Тарасов В.В. в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении исковых требований. В своих письменных возражениях ссылается на то, что образование земельного участка площадью 129 кв.м с условным номером для целей «ведение огородничества» из свободных земель кадастрового квартала, ведет к вклиниванию, вкрапливанию, а также препятствует рациональному использованию земельных участков. Приложенная к заявлению Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не соответствует пункту 4 требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.11.2014 г. № 762. При подготовке Схемы учитываются материалы и сведения о местоположении зданий, сооружений. По данным ЕГРН в границах земельного участка, предлагаемого к образованию, расположено строение, а также сооружение с кадастровым номером , информация о данных объектах на Схеме не отображена, что является безусловным основанием для отказа в утверждении Схемы. Вдоль точек н1-2 земельного участка, предлагаемого к образованию, установлен капитальный забор, который расположен на свободных землях кадастрового квартала , а также пересекает охранные зоны газопровода-ввода низкого давления и охранную зону Воздушной линии электропередачи 6 кВ . Более того, постановленным судебным актом Пролетарского районного суда города Твери по делу 2-869/2021 на административного истца по настоящему делу возложена обязанность освободить спорные земли. При подобных обстоятельствах утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории не представилось возможным. Кроме того, полагает, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав и законных интересов, учитывая отсутствие безусловной обязанности по предоставлению земельного участка, предлагаемого к образованию (на спорном участке не располагаются объекты недвижимости, принадлежащие истцу на законном основании).

Представитель заинтересованного лица администрации г. Твери Репина О.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Дополнительно пояснила, что на Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери в числе прочих задач возлагается принятие оптимальных управленческих решений по распоряжению муниципальным имуществом и земельными участками, находящимися в муниципальной собственности и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в пределах предоставленных полномочий. Действия административного ответчика считает законными и обоснованными.

Представитель заинтересованного лица АО «Тверьгорэлектро», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ранее пояснял, что в настоящий момент воздушная линия электропередач перенесена и находится вне земельного участка административного истца, но при этом остается охранная зона. На данный момент проводятся кадастровые работы для внесения изменений в трассу воздушной линии. АО «Тверьгорэлектро» не возражает против заключения договора аренды земельного участка, но при этом в договоре обязательно должно быть указано, что данный участок имеет обременения.

Представитель заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Тверь», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Согласно письменным пояснениям, требованиями Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 878, установлены ограничения (обременения) на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждений или нарушений условий их нормальной эксплуатации. Использовать земельный участок допускается с соблюдением требований Правил.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица администрации г. Твери, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, перечислены в ч. 9 ст. 226 КАС РФ.

В силу п. 61 Постановления Пленума ВС РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами КАС РФ», исходя из ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Судом установлено, что Чаталян Л.М. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 795 кв.м, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости.

Административный истец обратилась в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери с заявлением от 13.12.2021 о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов в аренду земельного участка площадью 129 кв.м. для целей «ведение огородничества» и об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , общей площадью 129 кв.м., образуемого из земельного участка, находящегося в государственной собственности из земель, государственная собственность на которые не разграничена, из кадастрового квартала . К заявлению приложены: схема расположения земельных участков на КПТ, выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым .

12.01.2022 начальником Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери Ивановым П.В. Чаталян Л.М. был дан ответ № 30/150-и от 12.01.2022, согласно которому из подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.

В соответствии с генеральным планом городского округа - города Твери Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 22.11.2021 № 615-пп, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71 (далее - Правила), образуемый земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки, расположенной вые территории исторически сложившихся районов центральной чисти города (Ж1-2).

Градостроительный регламент данной территориальной зоны установлен ст. 23 Правил. Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов строительства, в том числе, является индивидуальное жилищное строительство.

Образование земельного участка площадью 129 кв.м, с условным номером , для целей «ведение огородничества», из свободных земель кадастрового квартала ведет к вклиниванию, вкрапливанию, а также препятствует рациональному использованию земельных участков.

Приложенная схема расположения земельного участка или земельныхучастков на кадастровом плане территории (далее - Схема) не соответствуетпункту 4 требований к подготовке схемы расположения земельного участка илиземельных участков на кадастровом плане территории и формату схемырасположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка илиземельных участков на кадастровом плане территории в форме электронногодокумента, утвержденных приказом Министерства экономического развитияРоссийской Федерации от 27.11.2014 г. № 762 (далее - ЗК РФ).

При подготовке Схемы учитываются материалы и сведения о местоположении зданий, сооружений. В границах образуемого земельногоучастка расположено строение, а также сооружение с кадастровым , информация о данных объектах на Схеме не отображена.Вдоль точек образуемого земельного участка н1-2 установлен капитальныйзабор, который расположен на свободных землях кадастрового , а также пересекает охранные зоны газопровода-ввода низкогодавления и охранную зону Воздушной линии электропередачи 6 кВ .

Использование земельных участков в охранных зонах газораспределительных сетей осуществляется в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении правил охраны газораспределительных сетей».

Использование земельных участков в охранных зонах действующих электрических сетей осуществляется в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 20.11.2000 № 878 «Об утверждении правил охраныгазораспределительных сетей».

С учетом изложенного, предварительное согласование предоставления в аренду земельного участка, площадью 129 кв.м, в кадастровом квартале , по адресу: <адрес>, для целей «ведение огородничества», не представляется возможным.

Не согласившись с указанным ответом, административный истец обратился в суд с данным административным иском.

Согласно подпункту 15 пункта 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) земельный участок предоставляется без проведения торгов в том числе гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства в соответствии со ст. 39.18 данного Кодекса.

Из п. 1,3 ст. 39.18 ЗК РФ следует, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 39.15 или ст. 39.16 настоящего Кодекса.

В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 ст. 39.16 настоящего Кодекса.

В своем письме № 30/150-и от 12.01.2022, содержащим отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери ссылается на основание, предусмотренное подпунктом 1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Административный ответчик в своем отказе ссылается на несоответствие приложенной к заявлению схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории пункту 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762: схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются в том числе материалы и сведения о местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства. В границах образуемого земельного участка расположено строение – капитальный забор, а также сооружение с кадастровым номером , информация о которых на схеме, приложенной административным истцом к своему заявлению, не отображена. Кроме того, капитальный забор, расположен на свободных землях кадастрового квартала и пересекает охранные зоны газопровода-ввода низкого давления и охранную зону Воздушной линии электропередачи 6 кВ .

Однако из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории видно, что вдоль точек образуемого земельного участка Н1-2 имеется условное обозначение забора, что не оспаривалось представителем административного ответчика в судебном заседании.

Согласно заключению кадастрового инженера Симонова А.А. объект недвижимости – сооружение с кадастровым на образуемом земельном участке площадью 129 кв.м не обнаружен. Указанное сооружение перенесено с земельных участков с кадастровыми номерами и и проходит от <адрес> до (трансформаторная подстанция).

Перенос сооружения Воздушной линии электропередачи 6 кВ также подтверждается схемой изменения трассы Воздушной линии электропередачи 6 кВ , актуальной выкопировкой из Дежурного плана г. Твери, а также объяснениями представителя АО «Тверьгорэлектро».

Следовательно, суд приходит к выводу, что представленная административным истцом схема не могла содержать информацию о расположении Воздушной линии электропередачи 6 кВ , так как в границах образуемого земельного участка она отсутствует.

Судом установлено, что часть образуемого земельного участка расположена в границах охранной зоны Воздушной линии электропередачи 6 кВ , а также охранной зоны газораспределительных сетей.

Использование земельных участков в охранных зонах газораспределительных сетей осуществляется в соответствии с Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878.

Пунктом 14 указанных Правил установлены ограничения (обременения) на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации.

Использование земельных участков в охранных зонах действующих электрических сетей осуществляется в соответствии с Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 N 160.

В соответствии с п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.

Административным ответчиком не представлено доказательств того, что забор возведен административным истцом с нарушением требований вышеуказанных правил.

Также наличие ограничений в использовании земельного участка, часть которого находится в охранной зоне, не является препятствием для предварительного согласования предоставления земельного участка в аренду, а также для заключения договора аренды. В отношении таких земельных участков накладываются обременения в виде охранной зоны.

Представитель административного ответчика в своих письменных возражениях ссылается на наличие решения Пролетарского районного суда г. Твери от 17.11.2021 по делу № 2-869/2021, которым суд обязал Чаталян Л.М. освободить самовольно занятую часть земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности в кадастровом квартале , примыкающую к земельному участку по <адрес> в <адрес> с кадастровым , путем демонтажа за счет собственных средств возведенного ею со стороны <адрес>, на самовольно занятом земельном участке ограждения (забора) из металлического профильного листа на кирпичных опорах и бетонном основании в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу. Однако в своем письме № 30/150-и от 12.01.2022 Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери не ссылается на данный судебный акт как основание для отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, поэтому не может быть принят судом во внимание.

В своем отказе административный ответчик также ссылается на то, что разработка схемы расположения земельного участка осуществлена с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам: в соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Образование спорного земельного участка площадью 129 кв.м, с условным номером , для целей «ведение огородничества» из свободных земель кадастрового квартала ведет к вклиниванию, вкрапливанию, а также препятствует рациональному использованию земельных участков.

Однако представитель Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери не представил доказательств того, что образование спорного земельного участка ведет к вклиниванию, вкрапливанию, а также препятствует рациональному использованию земельных участков.

Из представленной в материалы дела схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории усматривается, что при образовании спорного земельного участка не появляется дополнительная изломанность границ, что не может вести к его нерациональному использованию.

В письме от 12.01.2022 № 30/150-и Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери ссылается на то, что в соответствии с генеральным планом городского округа - города Твери Тверской области, утвержденным постановлением Правительства Тверской области от 22.11.2021 № 615-пп, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71, образуемый земельный участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки, расположенной вне территории исторически сложившихся районов центральной чисти города (Ж1-2). Градостроительный регламент данной территориальной зоны установлен ст. 23 Правил. Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов строительства, в том числе, является индивидуальное жилищное строительство.

Как следует из п. 23 Правил землепользования и застройки г. Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 № 71, одним из основных видов разрешенного использования земельного участка, помимо индивидуального жилищного строительства является также и ведение огородничества.

Довод представителя административного ответчика Тарасова В.В. о том, что объект капитального строительства с условным обозначением на схеме КН расположен ближе к забору, чем это указано на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не принимается судом во внимание, поскольку данное обстоятельство не было отражено в письме от 12.01.2022 № 30/150-и.

Учитывая вышеизложенное, отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, выраженный в письме от 12.01.2022 № 30/150-и, противоречит вышеприведенным нормам действующего законодательства.

В результате принятия административным ответчиком решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка допущено нарушение прав административного истца, предусмотренных подпунктом 15 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ, поэтому указанный отказ является незаконным.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 129 кв.м. в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес>, условный кадастровый , для целей «ведение огородничества» и в утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории, выраженного в письме № 30/150-и от 12.01.2022 Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд полагает необходимым возложить на Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери обязанность повторно рассмотреть заявление Чаталян Ларисы Мун-Суновны от 13.12.2021 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 129 кв.м. в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес>, условный кадастровый , для целей «ведение огородничества» и об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории в срок, не превышающий тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Оценивая своевременность обращения в суд, суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение в суд, предусмотренный положениями ст. 219 КАС РФ, не пропущен.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования Чаталян Ларисы Мун-Суновны к Департаменту управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка удовлетворить.

Признать незаконным отказ в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 129 кв.м. в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес>, условный кадастровый , для целей «ведение огородничества» и в утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории, выраженный в письме № 30/150-и от 12.01.2022 Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери.

Возложить на Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации г. Твери обязанность повторно рассмотреть заявление Чаталян Ларисы Мун-Суновны от 13.12.2021 о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 129 кв.м. в кадастровом квартале , расположенного по адресу: <адрес>, условный кадастровый для целей «ведение огородничества» и об утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории в срок, не превышающий тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Гусева

Мотивированное решение суда изготовлено 01 июня 2022 года

Судья О.В. Гусева

1версия для печатиДело № 2а-664/2022 ~ М-404/2022 (Решение)