ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-664/2023 от 29.06.2023 Семилукского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2а-664/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Семилуки 29 июня 2023 г.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе судьи Толубаевой Л.В.,

при секретаре Анохиной С.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного истца по заявлению ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в приеме документов необходимых для предоставления услуги и обязании оказать муниципальную услугу,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением (уточненным в порядке ст. 46 КАС РФ) к администрации Семилукского муниципального района Воронежской области о признании незаконным отказа в приеме документов необходимых для предоставления услуги и обязании оказать муниципальную услугу, указав, что 21.03.2023 ФИО1 обратилась с заявлением по услуге «направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке», приложив к нему документы, на основании утвержденного административного регламента. 24.03.2023 года ФИО1 был получен отказ в приеме документов, необходимых для предоставлении услуги № РСИЖС -20230324 -12376230973-1, в котором отказано в удовлетворении заявления, поскольку по мнению администрации Семилукского муниципального района уведомление подано в орган власти, орган местного самоуправления в полномочия которых не входит предоставление услуги. Административный истец не согласна с отказом, поскольку согласно публичной кадастровой карте, земельный участок с кадастровым номером не находится в границах охраняемых природных территорий, находится в границах населенного пункта Воронежская область, Семилукский район, Семилукского сельское поселение, <адрес>, а поэтому ссылка на ст.51 Градостроительного кодекса РФ и Постановление правительства Воронежской области от 12.01.2022 № 33 не имеет под собой никаких оснований. Административный истец просит признать незаконным отказ в приеме документов, необходимых для предоставления услуги № РСИЖС -20230324-12376230973-1 от 24.03.2023 года и обязать администрацию предоставить указанную услугу ФИО1.

В судебном заседании административный истец ФИО1 и ее представитель по заявлению ФИО2 поддержали уточненные заявленные требования. ФИО2 суду пояснил, что предметом рассмотрения является незаконный отказ в оказании муниципальной услуги, а именно отказ в приеме документов для ее оказания. Разрешение на строительство жилого дома в соответствие с требованиями законодательства не требуется. Поскольку земельный участок находится в границах населенного пункта данную услуга должна оказать администрация Семилукского муниципального района, а не департамент архитектуры и градостроительства по согласованию с департаментом природных ресурсов и экологии.

Административный ответчик – администрация Семилукского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом. В своем заявлении представитель по доверенности ФИО3 просила рассматривать дело в ее отсутствие, в иске отказать, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.

Заинтересованные лица департамент архитектуры и градостроительства Воронежской области, департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области в судебное заседание не явились, о дне времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом. Департамент архитектуры и градостроительства просил рассматривать дело в отсутствие представителя. В суд представили письменные возражения, которые приобщены к материалам дела, согласно которым, поскольку земельный участок административного истца расположен на территории государственного природного заказника областного значения «Семилукский», проведение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства допускается при условии согласовании с департаментом.

Суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения дела, явка которых не признана судом обязательной и не является таковой в силу закона.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, письменные возражения, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с п. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Пункт 11 указанной статьи устанавливает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером по адресу: Российская Федерация, Воронежская область, Семилукский муниципальный район, Семилукское сельское поселение, <адрес> в., площадью <данные изъяты>, категория земель – земли населенных пунктов для ведения личного подсобного хозяйства( л.д.7-9).

21.03.2023 года ФИО1 направила в администрацию Семилукского муниципального района уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке», приложив к нему документы, на основании утвержденного административного регламента по оказанию данной муниципальной услуги.

Администрацией Семилукского муниципального района Воронежской области 24.03.2023, по результатам рассмотрения заявления ФИО1 по услуге «Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке», на основании утвержденного административного регламента уполномоченного органа субъекта РФ (администрация Семилукского муниципального района) принято решение № РСИЖС -20230324-12376230973-1 об отказе в приеме документов необходимых для предоставления услуги, поскольку уведомление о планируемом строительстве или об изменении параметров планируемого строительства, запрос о предоставлении услуги поданы в орган государственной власти, в полномочия которых не входит предоставление услуги. (л.д.10).

Для строительства объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - объекта ИЖС) застройщик подает: - на бумажном носителе посредством личного обращения либо направляет посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг, либо способами, предусмотренными ч. 1.2 ст. 51.1 ГрК РФ, уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС, содержащее следующие сведения: фамилию, имя, отчество, место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица); наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ и ИНН, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц); сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта ИЖС); сведения о планируемых параметрах объекта ИЖС, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка; сведения о том, что объект ИЖС не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости; почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с застройщиком; способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных п. 2 ч. 7 и п. 3 ч. 8 ст. 51.1 ГрК РФ (ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ). Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (ч. 2 ст. 51.1 ГрК РФ). Форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома утверждена Приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр (Приложение N 1);

- правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в ЕГРН (п. 1 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ);

- документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика (п. 2 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ);

- заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо (п. 3 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ);

- описание внешнего облика объекта ИЖС в случае, если его строительство или реконструкция планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного ч. 5 ст. 51.1 ГрК РФ. Описание внешнего облика объекта ИЖС включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта ИЖС в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта ИЖС, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта ИЖС, а также описание иных характеристик объекта ИЖС, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта ИЖС, включая фасады и конфигурацию объекта ИЖС (п. 4 ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ).

В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве необходимых сведений или документов поданное уведомление с прилагаемыми документами возвращается застройщику без рассмотрения с указанием причин возврата в течение трех рабочих дней со дня поступления. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным (ч. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).

Рассмотрение уведомления с приложенными документами осуществляется в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного ч. 8 ст. 51.1 ГрК РФ (ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ). По результатам рассмотрения застройщику направляется уведомление о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости либо недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (далее - уведомление о соответствии и уведомление о несоответствии) (п. 2 ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ). Форма указанных уведомлений утверждена Приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр (Приложения N N 1, 2).

Получение застройщиком уведомления о соответствии дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта ИЖС в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве, в течение десяти лет со дня направления застройщиком такого уведомления в соответствии с ч. 1 ст. 51.1 ГрК РФ. Данное право сохраняется при переходе прав на земельный участок и объект ИЖС, за исключением случаев, предусмотренных п. п. 1 - 3 ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ. При этом направление нового уведомления о планируемом строительстве не требуется.

Постановлением администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 24.01.2022 № 16 в целях реализации Федерального закона РФ от 27.07.2010 № 210 –ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Федерального закона РФ от 27.12.2019 № 472-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.09.2018 № 591/пр «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома» утвержден административный регламент администрации Семилукского муниципального района Воронежской области по предоставлению муниципальной услуги «Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве (реконструкции) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке». (л.д.146-147).

Административным регламентом (л.д.148-193), являющимся приложением к постановлению администрации Семилукского муниципального района Воронежской области от 24.01.2022 № 16 предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги (п.2.7).

В соответствии с п.2.7.1 административного регламента основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является предоставление уведомления лицом, не уполномоченным совершать такого рода действия.

Не подлежат приему документы, необходимые для предоставления муниципальной услуги: оформленные на иностранном языке; имеющие подчистки, либо приписки, зачеркнутые слова или иные исправления, заполненные карандашом, а также документы с повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание; не подписанные электронной подписью при подаче уведомления о предоставлении муниципальной услуги в электронном виде; не пригодные для восприятия с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах в случае подачи запроса о предоставлении муниципальной услуги в электронной форме; если в результате проверки действительности используемой усиленной квалифицированной электронной подписи выявлено не соблюдение установленных ст.11 Федерального закона от 06.04.2011 № 63 –ФЗ «Об электронной подписи» условий признания ее действительности.

Состав, последовательность и сроки выполнения административным процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронном виде установлены п. 3 административного регламента.

Пунктом 3.1.1.3 установлено, что в случае наличия оснований, указанных в п.2.7 административного регламента, специалист, ответственный за прием документов, направляет заявителю уведомление об отказе в приеме уведомления и документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, с указанием причины отказа, возвращает документы.

Основание, по которому ФИО1 отказано в приеме документов, не предусмотрено административным регламентом.

На основании вышеуказанных норм, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в приеме документов, необходимых для предоставления услуги вынесено в нарушение требований административного регламента.

При указанных обстоятельствах решение администрации Семилукского муниципального района Воронежской области об отказе административному истцу ФИО1 в приеме документов, необходимых для предоставлении услуги является необоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 177-180, 226-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным отказ администрации Семилукского муниципального района Воронежской области в приеме документов необходимых для предоставления услуги «Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» № РСИЖС -20230324-12376230973-1 от 24.03.2023 года ФИО1.

Обязать администрацию Семилукского муниципального района Воронежской области принять у ФИО1 документы, необходимые для предоставления услуги «Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке» и в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу о принятом решении сообщить в суд.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Семилукский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.