ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6654/2021 от 13.10.2021 Балашихинского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-6654/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2021 года г. Балашиха

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Бесединой Е.А..

при секретаре Веденеевой С.Е.,

с участием адм.истцов Бакланова А.М., Бакланова М.А.,

представителя истцов адвоката Деминой Е.А.,

заинтересованного лица кадастрового инженера Фокина К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО2 к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет;

иску ФИО3 к Управлению Росреестра по Московской области о признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, обязании осуществить государственный кадастровый учет,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику, указывая на то, что 03 марта 2021г. он обратился в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета, в связи с уточнением сведений о местоположении границ и пощади земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071101:654, расположенного по адресу: Московская область, г.Балашиха, Черновская сельская администрация, дер.Полтево, уч.61, приложив необходимые документы, в том числе платежный документ на уплату государственной пошлины. В соответствии с требованиями ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" проведена правовая экспертиза представленных документов, по результатам которой 12 марта 2021г. принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета на основании п. 32.1 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости срок до 15 июня 2021г. Далее по результатам рассмотрения представленных документов Управлением Росреестра по Московской области принято решение об отказе от 15 июня 2021 КУВД-001/2021-7821876/2 на основании Федерального закона от 13.07.2015 N 1 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Отказ мотивирован тем, что площадь земельного участка, заявленная уточнению, составляет 1929 кв.м, а по правоустанавливающим документам 1498кв.м, что превышает предусмотренную законом величину в 10%. При этом, право собственности ФИО9 на вышеуказанный земельный участок общей площадью 1498 кв.м. зарегистрировано в установленном законом порядке на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка 05.02.1996 года. Земельный участок поставлен на кадастровый учет. Согласно выписке из ЕГРН от 21.11.2019 граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка - индивидуальное жилищное строительство, категория земель: земли населенных пунктов. С целью установления фактических границ земельного участка были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границы и площади земельной участка с кадастровым номером 50:15:0071101:654. В ходе работ было установлено, что площадь земельного участка по фактически стоящим заборам составляет 1929кв.м. Документальная площадь участка кадастровым номером 50:15:0071101:654 составляет 1498кв.м. Земельный участок огорожен забором более 15 лет, не затрагивает интересов смежных землепользователей, что отражено в акте согласования границ.

ФИО2 просит суд признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 15 июня 2021г. №КУВ Д-001/2021-7821876/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071101:654 общей площадью 1929кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, Черновская сельская администрация, дер.Полтево, уч. 61 и обязать ответчика осуществить государственный кадастровый учет.

ФИО3 обратился с аналогичным иском к ответчику в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071101:655 общей площадью 1979 кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, Черновская сельская администрация, дер.Полтево, уч. 59. В обоснование иска указал, что он является собственником земельного участка общей площадью 1496кв.м. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, граница данного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства. Вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка - ИЖС, категория земель: земли населенных пунктов. В ходе кадастровых работ было установлено, что площадь земельного участка по фактически стоящим заборам составляет 1979кв.м. Документальная площадь участка с КН 50:15:0071101:655 составляет 1496кв.м. Земельный участок огорожен забором более 15 лет, не затрагивает интересов смежных землепользователей, что отражено в акте согласования границ.

ФИО3 просит суд признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 15 июня 2021г. №КУВ Д-001/2021-7831365/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071101:655 общей площадью 1929кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, Черновская сельская администрация, дер.Полтево, уч. 59 и обязать ответчика осуществить государственный кадастровый учет.

Определением суда от 13.10.2021г. дела объединены в одно производство на основании ст. 136 КАС РФ.

В судебном заседании административные истцы и их представитель заявленные требования поддержали. ФИО2 пояснил, что земельным участком пользуется с 1997 г., площадью 1498 кв.м. без установления границ. Когда выделялись участки, было пустое поле, потом сын приобрел второй участок, там не было дорог, не было электроэнергии. Забор поставили где-то в 1998 году. Через МФЦ подавали заявление о согласовании границ земельных участков. Комитет по управлению имуществом Администрации г.о. Балашиха дал положительное решение. Другие смежные участки уже состоят на кадастровом учете с установленными границами.

Административный ответчик в судебное заседание представителя не направил, извещен, представлены письменные возражения.

Заинтересованное лицо кадастровый инженер Фокин К.А. в судебное заседание явился, иски поддержал. Пояснил, что не согласен с каждым пунктом отказа Росреестра. В его заключении есть повторяющаяся точка. Это точка, которая является первой и последней точкой в замкнутой фигуре, возможно при проверке данные точки не сомкнулись. Но фактически точки совпадают и фигура замыкается. Это не является существенным основанием для отказа в проведении кадастрового учета. При проведении проверки межевого плана есть критичные и не критичные замечания. В данном случае это не является критичным замечанием. В заключении прописано, что границы участков установлены на местности более 15 лет. Это не город, а деревня и земельные участки выделялись колхозникам еще в 1992г., есть общее увеличение участков по этой линии. Визуально земельные участки огорожены кирпичным забором,

Заинтересованное лицо Администрация г.о. Балашиха в судебное заседание представителя не направила, о слушании дела извещена, представлены письменные возражения.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2014 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

В силу статьи 14 указанного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1).

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2).

Статьей 22 данного Федерального закона предусмотрено, что межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1).

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (часть 6).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10).

Частью 1 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

В соответствии с частью 1 статьи 26 названного выше Федерального закона осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

5) не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

7) форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Статьей 27 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Требования к межевым планам, оформленным в электронной форме в виде файлов в формате XML-схем, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 года N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".

Согласно пункту 18 Требований межевой план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.rosreestr.ru.

Электронный образ документа должен обеспечивать визуальную идентичность его бумажному оригиналу в масштабе 1:1. Качество представленных электронных образов документов должно позволять в полном объеме прочитать текст документа и распознать его реквизиты. Если бумажный документ состоит из двух и более листов, электронный образ такого бумажного документа формируется в виде одного файла. Для сканирования документов необходимо использовать полноцветный режим с разрешением 300 dpi.

Согласно пункту 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).

Из пункта 72 Требований следует, что для оформления графической части межевого плана применяются специальные условные знаки в соответствии с приложением к Требованиям.

Пунктом 4.4 Приказа Росреестра от 10 июля 2015 года N П/367 "Об организации работ по предоставлению в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в виде межевого плана земельного участка в форме электронного документа" установлено, что раздел <SpatialElement> (элемента <EntitySpatial>) предназначен для описания замкнутого контура границы. Перечень характерных точек замкнутого контура должен завершаться повторением начальной точки (координаты равны). При уточнении границ земельных участков необходимо учитывать, что в контуре уточняемой границы должны быть указаны все точки: новые точки, сведения о которых включаются в межевой план, существующие точки, местоположение которых не изменилось или было уточнено в результате кадастровых работ, и прекращающие существование точки.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка общей площадью 1498кв.м. с кадастровым номером 50:15:0071101:654, расположенного по адрес Московская область, Балашихинский район, Черновская сельская администрация, дер.Полтево, уч.61 на основании договора купли-продажи земельного участка от 05.02.1996 года. Земельный участок поставлен на кадастровый учет без определения границ.

С целью установления фактических границ земельного участка ФИО2 были проведены кадастровые работы по уточнению местоположения границы и площади земельной участка с кадастровым номером 50:15:0071101:654.

В ходе работ было установлено, что площадь земельного участка по фактически стоящим заборам составляет 1929 кв.м.

ФИО3 является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071101:655 общей площадью 1496кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, Черновская сельская администрация, дер.Полтево, уч. 59. Земельный участок поставлен на кадастровый учет без определения границ.

При установлении фактических границ земельного участка в результате проведенных кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельной участка с кадастровым номером 50:15:0071101:655 было установлено, что площадь земельного участка по фактически стоящим заборам составляет 1979кв.м.

Оба земельных участка имеют вид разрешенного использования - ИЖС, категория земель: земли населенных пунктов.

Истцы обратились в Управление Росреестра по Московской области с заявлением о проведении государственного кадастрового учета, в связи с уточнением сведений о местоположении границ и площади земельных участков КН 50:15:0071101:654 и КН 50:15:0071101:655.

12.03.2021г. Управление Росреестра по Московской области приостановило государственный кадастровый учет по заявлению ФИО2 со ссылкой на то, что со ссылкой на п. 32 ч.1. ст. 26 ФЗ-218, согласно которому в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона), на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (содержались в Едином государственном реестре недвижимости до уточнения границ земельного участка, если при таком уточнении границ была допущена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона).

Также 12.03.2021г. ответчик приостановил государственный кадастровый учет по заявлению ФИО3 по тому же основанию.

Уведомлениями Управления Росреестра по Московской области от 15.06.2021г. ФИО2 и ФИО3 отказано в проведении государственного кадастрового учета уточнения размера и границ земельных участков.

В обоснование отказа ФИО2 указано, что в результате проверки топологической корректности уточняемый земельный участок 50:15:0071101:654 является топонекорректным. Обнаружены повторяющиеся точки: [2229515.04 463206.05]. Точность проведения проверки: 0.01. Также указана ссылка на п. 32 ч.1. ст. 26 ФЗ-218, исходя из которой, основанием отказа является то обстоятельство, что площадь земельного участка, заявленная уточнению, составляет 1929кв.м, а по правоустанавливающим документам 1498кв.м, что превышает предусмотренную законом величину в 10%.

В обоснование отказа ФИО3 имеется ссылка лишь на п. 32 ч.1. ст. 26 ФЗ-218, превышение площади уточняемого земельного участка на 10%.

В силу требований части 2 статьи 62, частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Таких доказательств со стороны ответчика не представлено.

В соответствии со ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.

При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, не должна быть:

1) меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

2) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством;

3) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

Решением Совета депутатов г/о Балашиха Московской области от 27.12.2017г. утверждены Правила землепользования застройки территории (части территории) г/о Балашиха Московской области, установлены предельные размеры земельных участков: для ИЖС – 500 кв.м.

В этой связи ссылка ответчика обоснование отказа на ч. 3 ст. 61 218-ФЗ (реестровая ошибка) и увеличение площади уточняемого земельного участка на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов, является необоснованной.

В г/о Балашиха установлен предельный минимальный размер земельного участка.

Увеличение площади земельных участков истцов не превышает предельные размеры земельных участков: для ИЖС – 500 кв.м. (1929-1498=431).

Относительно довода ответчика о топонекорректности земельного участка ФИО2 суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и пояснил в судебном заседании кадастровый инженер, в результате подачи документов в отдел по городу Балашиха Росреестра Московской области было получено Уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД-001/2021-7821876/2 от 15 июня 2021 года, где одним из пунктов отказа значится, что уточняемый земельный участок 50:15:0071101:654: Объект топонекорректен. Обнаружены повторяющиеся точки: (2229515.04 463206.5). Ранее из отдела по городу Балашиха Росреестра Московской области было получено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД-001/2021-782.1876/1 от 12 марта 2021 года, где такого пункта замечания не было. Повторение данной координаты (2229515.04 463206.5) указывается из-за того, что без его указания не будет построения замкнутого контура и будет отсутствовать расстояние от первой до последней точки.

Также в судебном заседании кадастровый инженер пояснил, в результате подачи документов в отдел по городу Балашиха Росреестра Московской области было получено Уведомление об отказе государственного кадастрового учета № КУВД-001/2021-7821876/2 от 15 июня 2021 года, где одним из пунктов отказа значится, что уточняемый земельный участок 50:15:0071101:654: Объект топонекорректен. Обнаружены повторяющиеся точки: (2229515.04 463206.5). Ранее из отдела по городу Балашиха Росреестра Московской области было получено Уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета № КУВД-001/2021-782.1876/1 от 12 марта 2021 года, где такого пункта замечания не было. Повторение данной координаты (2229515.04 463206.5) указывается из-за того, что если этого не сделать, то не будет построения замкнутого контура и будет отсутствовать расстояние от первой до последней точки.

При этом каких-либо доказательств, помимо собственно доводов ответчика о том, что земельные участки топонекорректны суду не представлено, вывод кадастрового инженера не опровергнут, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказать правомерность принятого им решения.

Также в возражениях на иск указано (и не указано в оспариваемых отказах), что в межевом плане отсутствуют сведения, подтверждающие фактическое местоположение границ и площади земельных участков. В представленных материалах отсутствует исчерпывающее обоснование увеличения площади земельного участка с 1498 кв.м до 1929 кв.м. В разделе «Заключение кадастрового инженера» отсутствует исчерпывающее обоснование увеличения площади и изменения конфигурации, границы земельного участка.

В силу пункта 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".

В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются.

Согласно ч.3 ст.42.6 ФЗ «О кадастровой деятельности», для определения местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ могут использоваться материалы землеустроительной документации, содержащейся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и пространственные данные федерального фонда пространственных данных, ведомственных фондов пространственных данных, фондов пространственных данных субъектов Российской Федерации, ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах расположенных на земельных участках объектов недвижимости, хранившихся по состоянию на 1 января 2013 года в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации, планово-картографические материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления муниципальных районов, органах местного самоуправления муниципальных округов, городских округов, органах местного самоуправления поселений, документы о правах на землю и иные документы, содержащие сведения о местоположении границ земельных участков. Для определения местоположения границ лесных участков при выполнении комплексных кадастровых работ используются сведения государственного лесного реестра.

В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера", выполненного кадастровым инженером ФИО6, квалификационный аттестат 50-10-190, состоящим в АСРО «ОПКД» полное наименование саморегулируемой организации Ассоциация Саморегулируемая организация «Объединение профессионалов кадастровой деятельности», в виде текста приводится сведения о том, что при проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071101:654 было установлено, что площадь земельного участка по фактически стоящим заборам составляет 1929 кв.м. Документальная площадь участка с КН 50:15:0071101:654 составляет 1498 кв.м. Земельный участок огорожен забором более 15 лет. Не затрагивает интересов смежных землепользователей, что отражено в акте согласования границ. Таким образом, кадастровый инженер считает возможным внести изменения в площадь земельного участка, и произвести оформление по фактическому пользованию - 1929 кв.м.

Аналогичное заключение имеется в отношении земельного участка КН 50:15:0071101:655.

К межевым планам приложены материалы топографической съемки, акт согласования границ земельных участков: от органа местного самоуправления согласовано Комитетом по управлению имуществом Администрации г/о Балашиха, а также смежными землепользователями ФИО2 и ФИО3, другие смежные земельные участки поставлены на учет с определением границ.

В судебном заседании кадастровый инженер пояснил, что не имеется какой-либо землеустроительной документации, которую можно было приложить к межевому плану, так как земельные участки были расположены в деревне, выделялись колхозникам еще в 1992г., в связи с этим он посчитал, что акта согласования будет достаточно для установления границ. Забор визуально оценивал, это кирпичный забор расположенной по трём сторонам, по стороне, которая является смежной со сторонами земельных участков ФИО2 и ФИО3 соответственно, забора нет, точки были показаны на основании межевых знаков, там забиты колышки, давность забора и сооружений не оценивалась. Имеющееся увеличение земельных участков является общим по всей линии улицы, что видно по кадрам со спутника.

В силу ст.27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной регистрации недвижимости", в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В ст. 26 Закона указаны основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

С учетом вышеизложенных обстоятельств и норм закона, по мнению суда, ответчиком необоснованно был приостановлен государственный кадастровый учет, а затем незаконно отказано в его осуществлении.

Само по себе обстоятельство, что административный истец не обжаловал решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, не исключает для него возможности обращения с настоящим административным исковым заявлением в суд и не свидетельствует о законности оспариваемых решений, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.174-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО2 удовлетворить.

Административный иск ФИО3 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 15 июня 2021г. №КУВ Д-001/2021-7821876/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071101:654 общей площадью 1929кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, Черновская сельская администрация, дер.Полтево, уч. 61.

Обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет в связи с уточнением сведений местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071101:654 общей площадью 1929кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, Черновская сельская администрация, дер.Полтево, уч. 61.

Признать незаконным решение Управления Росреестра по Московской области от 15 июня 2021г. №КУВ Д-001/2021-7831365/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071101:655 общей площадью 1929кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, Черновская сельская администрация, дер.Полтево, уч. 59.

Обязать Управление Росреестра по Московской области осуществить государственный кадастровый учет в связи с уточнением сведений местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 50:15:0071101:655 общей площадью 1929кв.м, расположенного по адресу: Московская область, Балашихинский район, Черновская сельская администрация, дер.Полтево, уч. 59.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Федеральный судья Е.А. Беседина

Решение в окончательно форме принято 15.11.2021г.

_____________