Санкт-Петербург 18 октября 2021 года
Дело №2а-6656/2021
УИД 78RS0015-01-2021-003913-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Невский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Лыковой С.А.
При секретаре Мурсалимове И.Р.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к администрации Невского района СПб о признании незаконным отказ в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил:
- признать незаконным отказ администрации Невского района Санкт-Петербурга от ДД.ММ.ГГГГ в принятии ФИО1 и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении;
- обязать администрацию Невского района Санкт-Петербурга принять ФИО1 в составе семьи из пяти человек, в том числе супругу ФИО2 и их несовершеннолетних детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование исковых требований истец указал, что семья ФИО1 в составе из пяти человек, в том числе супруга ФИО2 и их несовершеннолетние дети: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. имеет статус многодетной семьи. У административного истца ФИО1, его супруги ФИО2, а также их несовершеннолетних детей не имеется какого-либо жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, или на основании договора социального найма, проживает в квартире на праве аренды. Члены семьи ФИО1 зарегистрированы по месту жительства в , с ДД.ММ.ГГГГ года по месте регистрации не проживают. С ДД.ММ.ГГГГ года административный истец с семьей проживает по месту пребывания по адресу: , где зарегистрирован сроком на три года. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение об отказе в постановке истца и членов его семьи, на учет нуждающихся в жилых помещениях, в связи с отсутствием документов, подтверждающих проживание истца с семьей в течение 10 лет на территории СПб. Данное решение административный истец считает незаконным в связи с тем, что не применены общие нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Административный истец, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещались, надлежащим образом, ходатайств, в том числе об отложении судебного заседания не заявили, явка не признана обязательной, дело рассмотрено в их отсутствие.
Административный истец реализовал право на ведение дела через представителя.
Представитель административного истца в судебное заседание явился, пояснил, что истец на исковых требованиях настаивает, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Административный ответчика в судебное заседание явился, пояснил, что основания для признания решения об отказе в постановке на учет отсутствуют, решение принято в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Законом СПб.
Суд, заслушав объяснения участников по делу, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно положению ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу п.1 ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.
Общий порядок и условия постановки граждан на жилищный учет определяются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом, в соответствии с п. 7 ст. 13 Жилищного кодекса Российской Федерации определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Неподтверждение факта проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет при подаче заявления о принятии на учет является самостоятельным основанием для отказа, в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года N 713 (далее - Правила) установлено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.
Согласно п. 12 названных Правил, органы регистрационного учета регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, с выдачей свидетельств о регистрации по месту пребывания.
Таким образом, регистрация подтверждает факт проживания в определенной местности.
Согласно конституционно-правовому смыслу регистрационного учета, именно он является в гражданском обороте способом доказывания факта нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Данная правовая позиция согласуется с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 января 2003 года N 17-О, в котором разъяснено, что при признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий в целях исключения злоупотребления правом, обеспечения справедливого распределения жилья законодательством может быть предусмотрено в нормативных правовых актах введение условия о наличии у гражданина регистрации по месту жительства, что не противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 обратился в СПб ГБУ «Горжилобмен» с заявлением о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, оказании содействия в предоставлении улучшения жилищных условий в соответствии с действующим законодательством РФ, посредством постановке на квартирный учет отдельной семьи состоящей из 5-ти человек (л.д.66-70).
ДД.ММ.ГГГГ СПб ГБУ «Горжилобмен» перенаправило заявление административного истца с приложением на 39 листах в администрацию Невского района СПб в соответствии с положением ст.8 ч.4 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», которое поступило на рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ (копия сопроводительного письма л.д.65).
Решением администрации Невского района СПб от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления о постановке административного истца с семьей на жилищный учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетом наличия статуса «многодетная семья» (л.д.43-44).
В подтверждение обоснованности заявления, на рассмотрение госоргана административным истцом представлены:
- копия уведомлений от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений в отношении ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д.81-85).
- копия свидетельств о регистрации по месту пребывания на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: отношении ФИО2, ФИО1, н/л ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., н/л ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., н/л ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.(л.д.95-99);
- копия свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о наличия права на предоставление мер социальной поддержки многодетной семьи в СПб сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.100);
- копия паспорта гражданина РФ ФИО1 с отметкой о регистрации по месту жительства по адресу: ФИО2 с отметкой о регистрации по месту жительства по адресу: (л.д.101-105).
- копия страховых свидетельств ОПС (л.д.109-110);
- копия справок 2-НДФЛ за 2019-2020 гг. в отношении ФИО2 и ФИО1 (л.д.111-119);
- копия справок об обучении н/л ФИО4, н/л ФИО3 в (л.д.120).
Положение ст.18 Закона Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 (ред. по состоянию на 25.02.2021) "Социальный кодекс Санкт-Петербурга", многодетным семьям предоставлено право на включение в первоочередном порядке многодетных семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и (или) на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в целевые программы Санкт-Петербурга, направленные на улучшение жилищных условий граждан.
Поскольку, административным истцом не представлены документы, подтверждающие регистрацию и проживание на территории Санкт-Петербурга в общей сложности не менее 10 лет на день обращения для возможности рассмотрения вопроса о принятии на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях либо нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также с учетом того, что право на включение в первоочередном порядке многодетных семей в целевые программы СПб, направленные на улучшение жилищных условий граждан может быть реализовано только в случае если многодетная семья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состояла на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и (или) на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, следовательно, администрация Невского района СПб обоснованно приняла решение об отказе в удовлетворении заявления административного истца от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Невского района СПб о признании незаконным отказ от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении, об обязании поставить на учет семью из пяти человек отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: