ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-665/20 от 02.12.2020 Благовещенского районного суда (Амурская область)

Дело №2а-665/2020

УИД 28RS0005-01-2020-001037-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Благовещенск 2 декабря 2020 года

Благовещенский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Слепичева К.А.,

при секретаре Ленда В.В.,

представителей административного ответчика по доверенности – ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным бездействия по ненаправлению застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке, возложении обязанности направить такое уведомление, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО5 обратился в Благовещенский районный суд Амурской области с административным иском к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным бездействия по ненаправлению застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, возложении обязанности направить такое уведомление, взыскании судебных расходов в размере 3 000 руб. за консультацию юриста и составление административного искового заявления и 300 руб. на уплату государственной пошлины.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 06.10.2020 г. в адрес электронной почты mail@blagraion.ru, указанной на официальном сайте Истца, от Ответчика с адреса электронной почты <данные изъяты> было направлено Уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 28:10:132043:58, расположенном по адресу: Амурская ФИО4, Благовещенский ФИО1, <адрес>. Уведомление Истцом зарегистрировано под номером 9708 от ДД.ММ.ГГГГ.

В Уведомлении от 06.10.2020 г. Истец указал, каким способом ему отправить уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке - на почтовый адрес: 675000, <адрес>, и адрес электронной почты e-mail: <данные изъяты>.

До настоящего времени ни на указанный почтовый адрес, ни на указанный адрес электронной почты уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного к строительства на земельном участке не поступало.

Для оспаривания бездействия Ответчика, так как Истец не имеет юридического образования, ему пришлось воспользоваться услугами юриста. Он обратился в ООО «Землемер», где его проконсультировали и составили настоящее административное исковое заявление, в связи с чем, были понесены судебные расходы.

Административный истец ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, ходатайство об отложении не заявил.

Представители административного ответчика администрации Благовещенского района – ФИО2, ФИО3 в судебном заседании полагали требования не подлежащими удовлетворению, поскольку в адрес застройщика своевременно было направлено уведомление о несоответствии планируемого строительства от 13 октября 2020 года №15-1.

Заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России №1 по Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, представили информацию о том, что ООО «Землемер», которым административному истцу были оказаны юридические услуги по подготовке административного искового заявления, своевременно представляет налоговую отчетность с показателями, уплачивает налоги в соответствии с применяемой упрощенной системой налогообложения.

В соответствии с ч. 5 ст. 213 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав сторону административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений (п. 5); направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений (п. 5.1).

В соответствии с указанной нормой ГрК РФ ФИО5 06 октября 2020 года за вх. №9708 обратился в администрацию Благовещенского района с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по форме приложения <номер> к приказу Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ<номер>/пр, при этом в соответствующей строке указанной формы административный истец указал почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи: 675000, <адрес>, e-mail: <данные изъяты>. Не получив ответ на данное уведомление в установленный законом срок, ФИО5 обратился в суд с настоящим административным иском по факту бездействия уполномоченного органа.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9 ст. 226 КАС РФ).

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из материалов административного дела следует, что ФИО9 обратился в суд 02 ноября 2020 года с административным иском об оспаривании бездействия администрации Благовещенского района Амурской области по не направлению ему решения но его уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 06 октября 2020 года №9708.

Порядок рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также – уведомление о планируемом строительстве) установлен ст. 51.1 ГрК РФ.

Согласно ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Из материалов дела судом установлено, что представленное администрацией Благовещенского района уведомление о несоответствии планируемого строительства от 13 октября 2020 года №15-1 хотя и подготовлено административным ответчиком в установленный законом срок в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, однако адресовано застройщику ФИО5 по адресу: Амурская ФИО4, <адрес>, который не является ни адресом регистрации его по месту жительства (согласно отметке в паспорте ФИО5 зарегистрирован по адресу: Амурская ФИО4, <адрес>), ни избранным застройщиком способом уведомления.

Вместе с тем, застройщиком в пределах предоставленных ему п. 2 ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ прав был избран способ уведомления по почтовому адресу: 675000, <адрес>, и адресу электронной почты: <данные изъяты>.

Доказательств того, что уведомление о несоответствии планируемого строительства от 13 октября 2020 года №15-1 было направлено администрацией Благовещенского района в установленный законом срок по указанным застройщиком почтовому адресу и адресу электронной почты, административным ответчиком в материалы административного дела не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что административным ответчиком в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ не доказаны обстоятельства того, что при принятии оспариваемого решения им были соблюдены требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок совершения оспариваемого действия в случае, если такой порядок установлен. В связи с чем, заявленные административные исковые требования о признании оспариваемого бездействия незаконным подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 267 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из установленных судом обстоятельств, в качестве способа восстановления нарушенного права суд полагает возможным возложить обязанность на администрацию Благовещенского района в течение семи рабочих дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу направить застройщику ФИО5, подавшему уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 06 октября 2020 года №9708, одним из способов, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

Согласно ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ст. 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся: 1) суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; 2) расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; 3) расходы на проезд и проживание сторон, заинтересованных лиц, связанные с явкой в суд; 4) расходы на оплату услуг представителей; 5) расходы на производство осмотра на месте; 6) почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами; 7) другие признанные судом необходимыми расходы.

В обоснование понесенных судебных расходов административным истцом в материалы дела представлены следующие письменные доказательства.

Чек по операции Сбербанк онлайн от 29 октября 2020 года об уплате государственной пошлины при обращении в суд в сумме 300 рублей.

Квитанция ООО «Землемер» к приходному кассовому ордеру №189 от 29 октября 2020 года о принятии от ФИО5 за консультацию и составление административного искового заявления денежных средств в сумме 3 000 рублей.

С учетом Решения об утверждении рекомендуемых минимальных ставок вознаграждения за юридическую помощь, оказываемую адвокатами Адвокатской палаты Амурской области, утвержденного решением Совета Адвокатской палаты Амурской области от 25 мая 2012 года (протокол №6), с учетом изменений и дополнений, внесенных решениями Совета Адвокатской палаты Амурской области от 25 ноября 2016 года (протокол №11) и от 31 января 2020 года (протокол №1), согласно которому размер вознаграждения при оказании юридической помощи по гражданским делам при представлении интересов граждан в судах общей юрисдикции составляет за составление искового заявления (заявления, жалобы) и отзыва (возражений) на исковое заявление (заявление, жалобу) – 5 000 рублей, суд находит понесенные административным истцом судебные расходы на оказание юридических услуг разумными и подлежащими возмещению с административного ответчика в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административные исковые требования ФИО5 к администрации Благовещенского района Амурской области о признании незаконным бездействия по ненаправлению застройщику уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта на земельном участке, возложении обязанности направить такое уведомление, взыскании судебных расходов – удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации Благовещенского района Амурской области, выразившееся в не направлении застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве от 06 октября 2020 года №9708, уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Возложить обязанность на администрацию Благовещенского района (675000, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.12.2002, ИНН: <***>, КПП: 280101001, ГЛАВА БЛАГОВЕЩЕНСКОГО РАЙОНА: ФИО6) в течение семи рабочих дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу направить застройщику ФИО5, подавшему уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 06 октября 2020 года №9708, одним из способов, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Взыскать с администрации Благовещенского района Амурской области (675000, <...>, ОГРН: <***>, Дата присвоения ОГРН: 31.12.2002, ИНН: <***>, КПП: 280101001, ГЛАВА БЛАГОВЕЩЕНСКОГО РАЙОНА: ФИО6) в пользу ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: гор. Находка Приморского края, паспорт гражданина РФ <...>, выдан 20 ноября 2000 года УВД гор. Благовещенска, код подразделения 282-002, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <...>, понесенные по делу судебные расходы в сумме 3 300 (три тысячи триста) рублей, из которых 300 руб. – по уплате государственной пошлины при обращении в суд, 3 000 руб. – по оплате юридических услуг.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме принято 03 ноября 2020 года.