ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-666/19 от 12.08.2019 Урюпинского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 2а-666/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Урюпинск «12» августа 2019 года

Урюпинский городской суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи – Савченко И.Н.,

при секретаре судебного заседания – Гайворонской Л.О.,

с участием:

прокурора – Панченко Е.В.,

представителя административного ответчика администрации Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности к опубликованию в сети Интернет обязательной информации,

УСТАНОВИЛ:

Урюпинский межрайонный прокурор Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности к опубликованию в сети Интернет обязательной информации.

В обоснование заявленных требований указывает, что Урюпинской межрайонной прокуратурой Волгоградской области проведена проверка исполнения требований федерального законодательства при предоставлении муниципальных услуг в деятельности администрации Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, по результатам которой были выявлены нарушения. Так, согласно реестру муниципальных услуг поселения, утвержденного постановлением администрации Вихлянцевского сельского поселения № 29 от 17.11.2015 года, органом местного самоуправления оказывается 21 муниципальная услуга. Таким образом по состоянию на 13.06.2019 года муниципальным образованием оказывается 21 муниципальная услуга, что не нашло отражения на федеральном портале государственных и муниципальных услуг.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в не размещении на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru сведений об оказываемых муниципальных услугах, а именно: предоставление информации о форме собственности на недвижимое и движимое имущество, передача муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, продление действующих договоров аренды, изменение условий действующих договоров на территории Вихлянцевского сельского поселения, оформление ходатайств о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством, оформление ходатайство о предоставлении земельных участков для целей связанных со строительством, выдача разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения, согласование проектов границ земельных участков, оформление ходатайств о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию, присвоение адресов объектам недвижимости, выдача справки о наличии земельного участка в собственности гражданина, дубликата свидетельства о праве собственности на землю, выдача справок, выписок из домовой и похозяйственной книг, предоставление информации об объектах культурного наследия местного значения, находящихся на территории поселения, рассмотрение обращений граждан, выдача разрешений на право торговли на территории поселения, выдача справок, прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, организация культурно-досуговой деятельности, выдача постановлений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое и наоборот; возложить на администрацию Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области обязанность направить сведения об оказываемых муниципальных услугах в адрес комитета экономики Волгоградской области, уполномоченного органа по ведению информационного ресурса регионального реестра для размещения информации о всех оказываемых муниципальных услугах на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru в течение 30 дней, со дня вступления решения суда в законную силу.

Административный истец – прокурор Панченко Е.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала, просила удовлетворить по приведённым в иске основаниям.

Представитель административного ответчика администрации Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области ФИО1 в судебном заседании признала требования административного иска, не возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку действительно ответственным работником было допущено нарушение по размещению информации об оказываемых муниципальных услугах.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положения ч. 1 ст. 218 КАС РФ предоставляют гражданину, организации право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ от 27.07.2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее Закон) портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме предусмотрена в том числе подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Статьёй 11 Закона определено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных и муниципальных услуг. При этом реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.

Согласно ст. 20 Закона ведение реестров государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием государственных и муниципальных информационных систем.

Федеральная государственная информационная система, обеспечивающая ведение федерального реестра государственных услуг в электронной форме, содержит сведения, указанные в частях 2 - 6 статьи 11 настоящего Федерального закона. Правила ведения федерального реестра государственных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы, в том числе порядок размещения в ней сведений, указанных в частях 4 и 6 статьи 11 настоящего Федерального закона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления в целях ведения соответственно реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации и реестра муниципальных услуг в электронной форме вправе создавать региональные информационные системы и муниципальные информационные системы.

При создании региональных и муниципальных информационных систем, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных услуг субъектов Российской Федерации и реестров муниципальных услуг, должна быть предусмотрена возможность их интеграции с федеральной государственной информационной системой, указанной в части 2 настоящей статьи.

В силу ст. 21 Закона единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе создавать региональные порталы государственных и муниципальных услуг, являющиеся государственными информационными системами субъектов Российской Федерации, обеспечивающими предоставление государственных услуг субъектов Российской Федерации и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг. Требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации, если иные требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, порядку его функционирования и размещения на нем сведений, а также к перечню указанных сведений в отношении отдельных видов услуг не установлены федеральными законами.

Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:

1) доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг;

2) доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;

3) возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;

4) возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, заявления о предоставлении услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;

5) возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом, а также результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;

6) возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, и уплаты иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, представление информации об уплате которых допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами;

6.1) возможность предоставления заявителям информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

7) реализацию иных функций, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.

В силу п.п. 1, 2, 5 Положения о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - федеральный реестр) создается для обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, а также функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее – функции).

Федеральный реестр состоит, в том числе из раздела «реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления», который содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления; об услугах предоставляемых участвующим в предоставлении муниципальных услуг учреждениями (организациями) и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления; об услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни таких услуг; о функциях, исполняемых органами местного самоуправления.

В силу п. 4 Требований к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций), сведения, размещаемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации органами местного самоуправления на региональных порталах, должны быть тождественны сведениям, представляемым ими для размещения в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».

Согласно п. 1 Постановления Администрации Волгоградской области от 09.11.2015 года № 664-п «О государственной информационной системе «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Волгоградской области» государственная информационная система «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Волгоградской области (далее именуется – Портал) предназначена для размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о государственных и муниципальных услугах оказываемых органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, учреждениями (организациями), подведомственными этим органам, а также учреждениями (организациями), в которых указанными органами размещены государственные либо муниципальные задания (заказы), и предоставления указанных услуг в электронном виде. Портал является официальным интернет - ресурсом Волгоградской области для размещения сведений, содержащихся в государственной информационной системе Волгоградской области «Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Волгоградской области». Оператором Портала является комитет информационных технологий Волгоградской области.

Как следует из п. 3, 4 Постановления Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 года № 77-п «О порядке формирования и ведения государственной информационной системы «Региональный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) Волгоградской области» на комитет экономики Волгоградской области возложены полномочия по формированию, проверке и размещению в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» сведений об услугах (функциях), содержащихся в региональном реестре.

На комитет информационных технологий Волгоградской области возложено выполнение следующих функций:

обеспечение размещения в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" сведений об услугах (функциях), содержащихся в региональном реестре;

организация регламентированного доступа к региональному реестру для должностных лиц, ответственных за размещение сведений об услугах (функциях) в региональном реестре;

обеспечение бесперебойной работы программных и технических средств для функционирования регионального реестра;

хранение и защита информации, размещенной в региональном реестре, в соответствии с действующим законодательством.

В судебном заседании установлено, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что соблюдение указанных выше требований действующего законодательства должностными лицами администрации Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского района Волгоградской области не обеспечено (л.д. 8).

Согласно реестру муниципальных услуг поселения(л.д. 13-18), утвержденного постановлением администрации Вихлянцевского сельского поселения от 17.11.2015 года № 29 (л.д. 12), органом местного самоуправления оказывается 21 муниципальная услуга.

По состоянию на 12 августа 2019 года муниципальным образованием администрацией Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области оказывается 21 муниципальная услуга, что не нашло отражения на федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru, что также не опровергнуто в судебном заседании представителем ответчика, а именно: предоставление информации о форме собственности на недвижимое и движимое имущество; передача муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, продление действующих договоров аренды; изменение условий действующих договоров на территории Вихлянцевского сельского поселения; оформление ходатайства о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством; оформление ходатайства о предоставлении земельных участков для целей связанных со строительством; выдача разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения; согласование проектов границ земельных участков; оформление ходатайства о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию; присвоение адресов объектам недвижимости; выдача справки о наличии земельного участка в собственности гражданина, дубликата свидетельства о праве собственности на землю; выдача справок, выписок из домовой книги и похозяйственной книг; предоставление информации об объектах культурного наследия местного значения, находящихся на территории поселения; рассмотрение обращений граждан; выдача разрешений на право торговли на территории поселения; выдача справок; приём заявлений, документов, а также постановка граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях; организация культурно - досуговой деятельности; выдача постановлений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое или наоборот.

Части 1 и 2 статьи 1, часть 1 статьи 4 КАС РФ в своей совокупности предполагают возможность оспаривания только тех решений органов государственной власти и их должностных лиц, которыми нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан, создаются препятствия к реализации прав или на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.

Согласно п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Отсутствие в открытом доступе сведений об оказываемых административным ответчиком муниципальных услугах нарушает права граждан и юридических лиц на информирование об оказываемых муниципальных услугах, приводит к невозможности получения муниципальных услуг физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, существенно затрудняет поиск места оказания муниципальных услуг.

Согласно п. 1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Урюпинского межрайонного прокурора Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности к опубликованию в сети Интернет обязательной информации, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области, выразившиеся в не размещении на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru сведений об оказываемых муниципальных услугах администрацией Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области незаконным.

Обязать администрацию Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес комитета экономики Волгоградской области, уполномоченного органа по ведению информационного ресурса регионального реестра, для размещения информации на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru сведений об оказываемых администрацией Вихлянцевского сельского поселения Урюпинского муниципального района Волгоградской области муниципальных услугах, а именно: предоставление информации о форме собственности на недвижимое и движимое имущество, передача муниципального имущества в аренду, безвозмездное пользование, продление действующих договоров аренды, изменение условий действующих договоров на территории Вихлянцевского сельского поселения, оформление ходатайств о предоставлении земельных участков для целей не связанных со строительством, оформление ходатайство о предоставлении земельных участков для целей связанных со строительством, выдача разрешений на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в муниципальной собственности сельского поселения, согласование проектов границ земельных участков, оформление ходатайств о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию, присвоение адресов объектам недвижимости, выдача справки о наличии земельного участка в собственности гражданина, дубликата свидетельства о праве собственности на землю, выдача справок, выписок из домовой и похозяйственной книг, предоставление информации об объектах культурного наследия местного значения, находящихся на территории поселения, рассмотрение обращений граждан, выдача разрешений на право торговли на территории поселения, выдача справок, прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, организация культурно-досуговой деятельности, выдача постановлений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое и наоборот

Решение в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме может быть обжаловано в Волгоградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Урюпинский городской суд Волгоградской области.

Решение в окончательной форме изготовлено 19 августа 2019 года.

Судья: подпись И.Н. Савченко

<данные изъяты>

<данные изъяты>