К делу 2а-6673/22
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
г. Краснодар 5 августа 2022г.
Советский районный суд г. Краснодара
в составе:
председательствующего Баранова С.А.
при секретаре Подкопаевой К.В.,
с участием:
административного истца Яковлева Ю.П.,
представителя административного истца Кузьмина Е.А.,
представителя администрации МО г. Сочи Плотникова Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Яковлева Ю. П. к администрации муниципального образования г. Сочи о признании действий (бездействий) незаконными,
установил:
Яковлев Ю.П. обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования г. Сочи о признании действий (бездействий) незаконными. В обоснование заявленных исковых требований указал, что Указом Президента РФ от 19.09.2008г. за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, при выполнении боевой задачи, капитану Яковлеву Ю.П. присвоено звание Героя Российской Федерации, с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 926). Законом РФ от 15.01.1993г. № «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, и полных кавалеров ордена Славы признаются особые заслуги перед государством и народом Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, и полных кавалеров ордена Славы», признается необходимость осуществления мер, гарантирующих их экономическое и социальное благополучие, устанавливается их статус и предоставляются соответствующие права и льготы. С целью реализации гарантий и компенсаций, закрепленных в Законе РФ от 15.01.1993г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, и полных кавалеров ордена Славы», Яковлев Ю.П. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образовании г. Сочи с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, площадью 2 000 кв.м., в целях ведения садоводства, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район. Письмом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Сочи, Яковлеву Ю.П. отказано в предоставлении муниципальной услуги, ввиду того, что образуемый земельный участок находится в непосредственной близости от реки Бешенка, в связи с чем, такое образование может привести к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель факторам. Считает данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы административного истца. Указал, что действующим законодательством предусмотрена возможность внеочередного предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,20 га в границах городских населенных пунктов и 0,40 га в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий. Согласно решению Городского Собрания г. Сочи от 29.12.2009г. № 202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи» п. 106 таблицы 1 «Перечень основных водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос» береговая полоса общего пользования реки Бешенка составляет 5 метров. Яковлевым Ю.П. при производстве схемы учтено обстоятельство, что береговая полоса общего пользования реки Бешенка составляет 5 метров. Поэтому при производстве схемы кадастровым инженером произведены геодезические измерения на местности по берегу реки Бешенка. Затем, картометрическим методом, произведены отступы в размере 5 метров. Просит суд признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Сочи от 28.06.2021г. № об отказе Яковлеву Ю.П. в оказании муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка». Считать утвержденной схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, площадью 2 000 кв.м., по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, образованного из земель неразграниченной государственной собственности, в границах кадастрового квартала №, со следующими координатами поворотных точек (системы координат МСК-23):
Обязать администрацию муниципального образования г. Сочи оказать Яковлеву Ю.П. муниципальную услугу «Предварительное согласование предоставления земельного участка» для разрешенного использования: для ведения садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, путем принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В судебном заседании Яковлев Ю.П. и его представитель Кузьмин Е.А., поддержали заявленные административные исковые требования, просили их удовлетворить.
В судебном заседании Плотников Д.И., представитель по доверенности администрации муниципального образования г. Сочи, возражал против удовлетворения заявленных требований, просил в административном иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Указом Президента РФ от 19.09.2008г., за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, при выполнении боевой задачи капитану Яковлеву Ю.П. присвоено звание Героя Российской Федерации, с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 926).
Законом РФ от 15.01.1993г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, и полных кавалеров ордена Славы» признаются особые заслуги перед государством и народом Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, и полных кавалеров ордена Славы, необходимость осуществления мер, гарантирующих их экономическое и социальное благополучие, устанавливается их статус и предоставляются соответствующие права и льготы.
Статьей 39.5 ЗК РФ установлены случаи предоставления в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу на основании решения уполномоченного органа.
Согласно ч. 7 ст. 39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка предусмотрено отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 39.17 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов.
В соответствии со ст. 14 Закона Краснодарского края от 05.11.2002г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», предоставление земельных участков в собственность отдельным категориям граждан и религиозным организациям бесплатно на территории Краснодарского края осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
Согласно п. 13 решения городской Думы г. Краснодара от 24.09.2009г. № 61, п. 26, предоставление земельных участков гражданам, имеющим право на бесплатное предоставление или предоставление в первоочередном порядке земельных участков в собственность, аренду, производится без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законодательством.
С целью реализации гарантий и компенсаций, закрепленных в Законе РФ от 15.01.1193г. «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, и полных кавалеров ордена Славы», Яковлев Ю.П. обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образовании г. Сочи с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему земельного участка, площадью 2 000 кв.м., в целях ведения садоводства, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район.
Письмом Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Сочи, Яковлеву Ю.П. отказано в предоставлении муниципальной услуги, ввиду того, что образуемый земельный участок находится в непосредственной близости от реки Бешенка.
Яковлев Ю.П. считает данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы административного истца.
На основании ч. 4 ст. 5 Закона РФ от 15.01.1993г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Герои РФ имеют право на внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков, устанавливаемыми в соответствии с земельным законодательством, но не менее чем 0,20 га в границах городских населенных пунктов и 0,40 га в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий.
Частью 8 ст. 27 ЗК РФ предусмотрен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы общего пользования, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
На основании ч. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно решению Городского Собрания г. Сочи от 29.12.2009г. № 202 «Об утверждении Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи» п. 106 таблицы 1 «Перечень основных водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных защитных полос» береговая полоса общего пользования реки Бешенка составляет 5 метров.
Яковлевым Ю.П. при производстве схемы учтено обстоятельство, что береговая полоса общего пользования реки Бешенка составляет 5 метров. Поэтому, при производстве схемы кадастровым инженером произведены геодезические измерения на местности по берегу реки Бешенка. Затем, картометрическим методом произведены отступы в размере 5 метров.
В соответствии с ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ, на территории водоохранных зон устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности, но не запрещается и не ограничивается приватизация земельных участков. Установление подобных зон не влечет за собой изъятия земельных участков, расположенных на этих территориях, у землевладельцев и землепользователей, а также запрета на совершение сделок с землей или водными объектами, обязует соблюдать соответсвующий режим, установленный Водным кодексом РФ и иным законодательством в отношении водоохранных зон и защитных полос. Это специальный, включающий в себя список действий, запрещенных законодательством, а именно: запрет на размещение отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов, использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв, размещение кладбищ, скотомогильников и некоторые другие ограничения. Однако, допускается проектирование, размещение, строительство, реконструкция и эксплуатация хозяйственных и иных объектов, при условии их оборудования сооружениями, обеспечивающими охрану как водных объектов и земель, так и окружающей среды в целом.
Согласно ч. 2 ст. 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Постановлением администрации муниципального образования г. Сочи от 07.05.2017г. № 1499, утвержден Административный Регламент предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка». Пунктом 2 данного постановления, в числе уполномоченных органов по предоставлению муниципальной услуги, определен Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Сочи. Согласно п. 17 Административного Регламента, конечным результатом предоставления муниципальной услуги, является выдача постановления (распоряжения) о предварительном согласовании предоставления земельного участка или мотивированный отказ в предоставлении муниципальной услуги.
В силу ч. 17 ст. 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в ч. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса;
земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в ч. 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса;
земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в ч. 1 - 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 9 ст. 39.15 ЗК РФ, В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);
площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;
кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;
наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;
в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;
территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;
категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;
сведения об ограничениях по использованию земельного участка, если земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории, если сведения об указанных границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
право заявителя или кадастрового инженера обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;
реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).
На основании ч. 11 ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Согласно п. 10 ч. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, без проведения торгов осуществляется продажа: земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства для собственных нужд, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 6 ст. 39.18 ЗК РФ, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 настоящего Кодекса
В соответствии с ч. 17 с. 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Обжалуемый отказ в предоставлении муниципальной услуги в нарушение требований ч. 8. 17 ст. 39.15 ЗК РФ, не содержит сведений о том, какие именно нормативы земельного и водного законодательства не соблюдены административным истцом при образовании спорного земельного участка, отсутствуют сведения о согласовании, либо в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка.
Согласно ст. 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчикаустранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В соответствии с абз. 4 п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022г. № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», если в соответствии с законом за наделенными публичными полномочиями органом или лицом сохраняется возможность принять то или иное решение по существу вопроса, затрагивающего права, свободы, законные интересы административного истца (заявителя), суд вправе ограничиться возложением на него обязанности повторно рассмотреть поставленный гражданином, организацией вопрос. При таком рассмотрении наделенные публичными полномочиями орган или лицо обязаны учитывать правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела (ст. 16 КАС РФ, ст. 16 АПК РФ).
Поскольку административным ответчиком нарушен регламент рассмотрения заявления Яковлева Ю.П., суд приходит к выводу об обязании административного ответчика повторно рассмотреть поставленный гражданином Яковлевым Ю.П. вопрос об оказании муниципальной услуги, учесть правовую позицию и обстоятельства, установленные судом в результате рассмотрения дела.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 218 КАС РФ, суд,
решил:
Признать незаконным решение Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Сочи от 28.06.2021г. № 02057041024295 об отказе Яковлеву Ю. П. в оказании муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельного участка».
Обязать администрацию муниципального образования г. Сочи оказать Яковлеву Ю. П. муниципальную услуг «Предварительное согласование предоставления земельного участка» для разрешенного использования: для ведения садоводства, категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, путем повторного рассмотрения поставленного гражданином вопроса, с учетом правовой позиции и обстоятельств, установленных судом в результате рассмотрения дела.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Советский районный суд г. Краснодара в течение 1 месяца в апелляционном порядке.
Судья Советского
районного суда г. Краснодара Баранов С.А.