2а-667/2019
26RS0№-81
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2019 года город-курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Пожидаева В.П.
при секретаре Кантемировой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда административное дело по административному иску Управления Ставропольского края по строительству и жилищному надзору к Товариществу собственников жилья «Расцвет» о признании решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в форме очно- заочного голосования, оформленных протоколом общего собрания недействительным, о признании государственной регистрации ТСЖ «Расцвет» недействительной, о ликвидации ТСЖ «Расцвет», об обязании председателя правления провести ликвидационные мероприятия, об установлении, что вынесенный судебный акт является основанием для внесения регистрирующим органом записи о начале процедуры ликвидации ТСЖ «Расцвет»
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец, обратился в суд с настоящим иском по следующим основаниям.
На основании коллективного обращения членов ЖСК «Северный» <адрес> (от ДД.ММ.ГГГГ№-ФИО1) ФИО1 края по строительному и жилищному надзору издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении в отношении ТСЖ «Расцвет» внеплановой документарной проверки, целью которой явился государственный жилищный надзор (контроль) за соблюдением обязательных требований к деятельности ТСЖ «Расцвет», а также проверка правомерности создания ТСЖ «Расцвет».
В ходе проведения проверки должностным лицом ФИО1 со стороны ТСЖ «Расцвет» были выявлены нарушения требований жилищного законодательства и составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№. В частности установлено, что решением исполнительного комитета Кисловодского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ отделу капитального строительства Кисловодского горисполкома, правопреемником которого в настоящее время является муниципальное унитарное предприятие «Отдел капитального строительства администрации города-курорта Кисловодска» отведен земельный участок, расположенный в городе Кисловодске по <адрес> в микрорайоне С-1 для строительства кооперативного пятиэтажного 138-квартирного жилого дома (позиция 22) со встроенно-пристроенным помещением детской молочной кухни на № порций. Решением исполнительного комитета Кисловодского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ в решение горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в части этажности и количества квартир, а именно: новая емкость жилого дома – 186 квартир, этажность –9 этажей. Проектом строительства была предусмотрена поэтапная сдача объекта в эксплуатацию. В 1994 году сданы 1, 2 блок секции (40 квартир), в 2002 году сданы 3, 4 блок секции (40 квартир). Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию №№ от ДД.ММ.ГГГГг. 5-6 блок-секции (72 квартиры) многоквартирного жилого дома были введены в эксплуатацию. Заказчиком на строительство объекта в соответствии с договором об инвестировании строительства кооперативного жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выступает жилищно-строительный кооператив «Северный». Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЖСК «Северный» (ОГРН <***>) зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ комитетом регистрации субъектов хозяйственной деятельности администрации <адрес>, дата присвоения ОГРН ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса РФ РФ собственники помещений в многоквартирном доме должны выбрать только один из способов ФИО1 домом, одновременное совмещение нескольких способов ФИО1 домом не допускается.
В противном случае будет иметь место совмещение двух способов ФИО1: ЖСК и ТСЖ, что недопустимо, поскольку указанные способы являются самостоятельными, а поэтому взаимоисключающими.
Вместе с тем, в нарушение требований ЖК РФ собственниками помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> (5-6 блок секция (72 квартиры) проведено общее собрание собственников помещений указанного дома, результаты которого оформлены протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Согласно указанному протоколу собственниками помещений многоквартирного дома приняты решения по следующим вопросам: 1. Создание товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) «Расцвет» и определение местонахождения ТСЖ «Расцвет». 2. Утверждение Устава ТСЖ «Расцвет». 3. Повышение тарифа на содержание и ремонт до 14 (четырнадцати) рублей. 4. Избрание председателя и правления ТСЖ «Расцвет». 5. Избрание ревизионной комиссии (ревизора).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено избрание иного способа ФИО1 в многоквартирном доме, в котором ранее выбран способ ФИО1 – жилищно-строительный кооператив, только путем преобразования жилищно-строительного кооператива в товарищество собственников жилья или его ликвидации.
В связи с тем, что только собственниками помещений только 5-6 блок секций №) многоквартирного <адрес> в <адрес> проведено общее собрание собственников помещений указанного дома по вопросу создания ТСЖ «Расцвет», протокол от ДД.ММ.ГГГГ№ общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> не правомочен.
В соответствии с положением об ФИО1, утвержденным постановлением Правительства ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№-П, ФИО1 является органом исполнительной власти ФИО1 края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда ФИО1 края, соответствием жилых помещений жилищного фонда ФИО1 края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере ФИО1 многоквартирными домами.
По этим причинам ФИО1 обратилось в суд с иском о признании решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенным в форме очно-заочного голосования, оформленных протоколом общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ№ – недействительными, о признании государственной регистрации ТСЖ «Расцвет» недействительной; о ликвидации ТСЖ «Расцвет»; об обязании председателя правления ТСЖ «Расцвет» ФИО9 провести ликвидационные мероприятия, в соответствии с требованиями и нормами ст.ст. 61-63 ГК РФ; об установлении, что вынесенный судебный акт является основанием для внесения, регистрирующим органом записи о начале процедуры ликвидации ТСЖ «Расцвет».
В ходе судебного заседания представитель административного истца ФИО8 заявленные требования поддержала в полном объеме. В отношении заявленного ходатайства о применении срока исковой давности суду пояснила, что срок ими не пропущен, о принятом решении на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по <адрес> проведенным в форме очно- заочного голосования, оформленных протоколом общего собрания помещений от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 края по строительному и жилищному надзору стало известно после поступления коллективного обращения членов ЖСК «Северный» и составления акта внеплановой документальной проверки ДД.ММ.ГГГГ, в результате которой были выявлены нарушения создания ТСЖ «Расцвет». Просила суд удовлетворить заявленные требования на основании доводов изложенных в административном иске.
Представитель административного ответчика ТСЖ «Расцвет» ФИО3 заявленные требования не признала в полном объеме. Просила суд отказать в их удовлетворении на основании доводов изложенных в представленных суду возражениях на иск. Просила суд применить срок исковой давности, который по ее мнению административным истцом пропущен.
ФИО4, представляющая интересы заинтересованного лица ЖСК «Северный» административные требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что ЖСК «Северный» образован на основании решения исполнительного комитета Кисловодского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№, утвердившего решение собрания членов ЖСК для строительства 138- квартирного жилого дома для граждан, состоявших в городской очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также устав ЖСК «Северный» и передачей функций заказчика- застройщика ОКСУ горисполкома <адрес>. Решением Кисловодского горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ ОКСу горисполкома передан земельный участок площадью 1,2 га в микрорайоне С-1 <адрес>, ранее отведенный Дирекции по строительству санаториев 4-го главного ФИО1 при Минздраве СССР для строительства 5-ти этажного 138 квартирного дома со встроенно- пристроенным помещением детской молочной кухни на 2 000 порций (позиция 22). Решением Кисловодского гориполкома № от ДД.ММ.ГГГГ ОКСу горисполкома отведен земельный участок в микрорайоне С-1 <адрес> для строительства кооперативного 5-ти этажного 138 квартирного жилого дома (поз. 22) за счет жилых домов и полного изъятия земельных участков 20- ти домовладений с предоставлением жильцам благоустроенной площади, компенсации стоимости сносимых жилых строений, устройств и фруктово- ягодных насаждений за счет бюджетных средств. Решением горисполкома №- от ДД.ММ.ГГГГ изменена этажность и емкость жилого дома и установлено: 9 этажей, ёмкость 186 квартир. В связи с чем откорректирован проект жилого дома позиции 22, согласно которому 186 квартирный дом стал состоять из 2-х подъездных 5-ти этажных 40 квартирных домов (1-2,3-4 блок- секции) и 9-ти этажного 3-х подъездного 108 квартирного дома (5,6,7 блок секции), расположенных на едином земельном участке по адресу: <адрес>, на основании разрешения на строительство 186-ти квартирного жилого дома. Инвестором строительства в размере 30% стоимости дома является ЖСК «Северный», финансирование в размере 70% осуществлялось из муниципального, краевого и федерального бюджетов, которое целевым назначением направлялось в ОКС Гоисполкома. Строительство 186 –ти квартирного дома велось МУП «ОКС администрации города – курорта Кисловодска» на основании договоров заключенных с ЖСК Северный: типовой договор на строительство кооперативного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, договор № об инвестировании строительства от ДД.ММ.ГГГГ (на строительство 3-4,5-6-7) и дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ (к договору № от ДД.ММ.ГГГГ) об окончании строительства 7-ой блок секции. До настоящего времени в эксплуатацию сданы 6 из 7-ми блок секций. Препятствием к разрешению вопроса о вводе в эксплуатацию 7-ой блоксекции является создание ТСЖ «Расцвет», расторжением им договора с УК «Перспектива», размежевание общего земельного участка, присвоение другого юридического адреса, существенные противоречия и неточности в земельно- правовых документах. По мнению представителя, незаконность создания ТСЖ состоит в том, что 5-6 блоксекции являются частью неоконченного строительством 186-ти квартирного жилого дома с не введенной в эксплуатацию 7-ой блоксекции, инвестором которого является ЖСК «Северный» за счет членов кооператива. По решению собственников квартир 1,4,5,6 блок секции ЖСК «Северный» заключены договора с ООО «УК Перспектива» на содержание, обслуживание и текущий ремонт общедомового имущества в подъездах с 1 по 6. С данной управляющей компанией были заключены договора с ресурсоснабжающими предприятиями. Согласно протоколу общего собрания собственников помещений МКД по адресу: <адрес> (5-6 блок секции -72 квартиры) проведенного ДД.ММ.ГГГГ собранием принято решение, в частности о расторжении договора содержания и текущего ремонта в МКД по <адрес> (5-6 бл.) от ДД.ММ.ГГГГ с обслуживающей организацией ООО «УК Перспектива» о проведении межевания и оформлении права общедолевой собственности на земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен дом. По изложенным доводам, просила удовлетворить заявленные требования полном объеме.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к убеждению о том, что административные исковые требования ФИО1 края по строительству и жилищному надзору подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации некоммерческой организации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанной организации.
В соответствии с п/п. 1, 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно п. 5 ст. 61 ГК РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В силу ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями, в том числе, о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер; в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В соответствии с положением об ФИО1, утвержденным постановлением Правительства ФИО1 края от ДД.ММ.ГГГГ№-П, ФИО1 является органом исполнительной власти ФИО1 края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда ФИО1 края, соответствием жилых помещений жилищного фонда ФИО1 края, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере ФИО1 многоквартирными домами.
На основании положения об ФИО1, а также согласно ч. 6 ст. 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлениями:
1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований ЖК РФ;
2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям ЖК РФ либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
3) в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
В силу приведенных норм, органы государственного жилищного надзора вправе требовать в судебном порядке ликвидации ЖСК в случае: выявления грубых и неустранимых нарушений закона, допущенных при создании ЖСК либо неисполнения ЖСК в установленный срок предписаний органа государственного (муниципального) жилищного надзора об устранении несоответствия устава ЖСК либо внесенных в него изменений обязательным требованиям.
В соответствии со ст. 141 ч. 1 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, - отсутствие в пункте 2 статьи 61 в ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Применительно к вышеуказанным правовым нормам и обстоятельствам, установленным судом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации. Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Как видно из материалов дела, решением исполнительного комитета Кисловодского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ отделу капитального строительства Кисловодского горисполкома, правопреемником которого в настоящее время является муниципальное унитарное предприятие «Отдел капитального строительства администрации города-курорта Кисловодска» отведен земельный участок, расположенный в городе Кисловодске по <адрес> в микрорайоне С-1 для строительства кооперативного пятиэтажного 138-квартирного жилого дома (позиция 22) со встроенно-пристроенным помещением детской молочной кухни на 2 000 порций.
Решением исполнительного комитета Кисловодского городского совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ в решение горисполкома от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения в части этажности и количества квартир, а именно: новая емкость жилого дома – 186 квартир, этажность – 9 этажей.
Проектом строительства была предусмотрена поэтапная сдача объекта в эксплуатацию. В 1994 году сданы 1, 2 блок секции (40 квартир), в 2002 году сданы 3, 4 блок секции (40 квартир).
Разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № от ДД.ММ.ГГГГг. 5-6 блок-секции (72 квартиры) многоквартирного жилого дома были введены в эксплуатацию.
Заказчиком на строительство объекта в соответствии с договором об инвестировании строительства кооперативного жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выступает жилищно-строительный кооператив «Северный».
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ЖСК «Северный» (ОГРН <***>) зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ комитетом регистрации субъектов хозяйственной деятельности администрации <адрес>, дата присвоения ОГРН ДД.ММ.ГГГГ
В связи с коллективным обращением членов ЖСК «Северный» от ДД.ММ.ГГГГ№-ФИО1 края по строительному и жилищному надзору издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении в отношении ТСЖ «Расцвет» внеплановой документальной проверки, целью которой явился государственный жилищный надзор (контроль) за соблюдением обязательных требований к деятельности ТСЖ «Расцвет», а также проверка правомерности создания ТСЖ «Расцвет».
По результатам данной проверки должностным лицом ФИО1 края по строительному и жилищному надзору составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, из которого усматривается, что в нарушение требований ЖК РФ собственниками помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> (5-6 блок секция (72 квартиры) проведено общее собрание собственников помещений указанного дома, результаты которого оформлены протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Согласно указанному протоколу собственниками помещений многоквартирного дома приняты решения по следующим вопросам: 1. создание товарищества собственников жилья «Расцвет» и определение местонахождения ТСЖ «Расцвет»; 2. утверждение Устава ТСЖ «Расцвет»; 3. повышение тарифа на содержание и ремонт дома до 14 (четырнадцати) рублей; 4. избрание председателя и правления ТСЖ «Расцвет»; 5. избрание ревизионной комиссии (ревизора).
По итогам рассмотрения представленных документов, ФИО1 принято решение о незаконном создании ТСЖ «Расцвет» в 5 и 6 блок- секциях многоквартирного <адрес> в <адрес>.
В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов ФИО1 многоквартирным домом:
1) непосредственное ФИО1 собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем шестнадцать;
2) ФИО1 товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) ФИО1 управляющей организацией.
В силу положений части 1 статьи 136 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Указанной нормой Жилищного кодекса РФ императивно установлен запрет на создание двух и более ТСЖ для ФИО1 одним многоквартирным домом.
При этом, правомочным ТСЖ является то, которое было зарегистрировано первым.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в нарушение указанных требований закона многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> имеет два способа ФИО1 ЖСК «Северный» и ТСЖ «Расцвет»
При этом 1-6 блок секции <адрес> в <адрес>, являются единым объектом капитального строительства, возведенные поэтапно.
Каких-либо письменные доказательства, подтверждающих ввод дома по <адрес>, как разных многоквартирных домов, в эксплуатацию в материалах дела отсутствуют. Наоборот, как следует из материалов дела, письменных доказательств, технического паспорта следует, что дом по <адрес> в <адрес> является одним многоквартирным домом.
Так, с согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом ФИО1 многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях ФИО1 многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно части 3 статьи 45 общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов.
При этом собственник, иное лицо, указанное в настоящем Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме (часть 4).
Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктом 1.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.2, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме (статья 48 Жилищного кодекса РФ).
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может осуществляться посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование.
Голосование по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого в форме заочного голосования, осуществляется только посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, за исключением случая, предусмотренного статьей 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При проведении общего собрания посредством очного, очно-заочного или заочного голосования в решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, которое включается в протокол общего собрания, должны быть указаны: сведения о лице, участвующем в голосовании; сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался".
При голосовании, осуществляемом посредством оформленных в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, засчитываются голоса по вопросам, по которым участвующим в голосовании собственником оставлен только один из возможных вариантов голосования. Оформленные с нарушением данного требования указанные решения признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются. В случае, если решение собственника по вопросам, поставленным на голосование, содержит несколько вопросов, поставленных на голосование, несоблюдение данного требования в отношении одного или нескольких вопросов не влечет за собой признание указанного решения недействительным в целом.
Согласно части 1 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола.
Из протокола № общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в нем принимали участие собственники 72 квартир (9 этажного дома), то есть собственники только 5-6 блок секции.
Тогда как многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> состоит из 6 блок - секций, и собственники 1-4 блок - секции участия в общем собрании ДД.ММ.ГГГГ не принимали и не извещались в установленном законом порядке, суд считает доводы административного истца об отсутствии кворума при проведении общего собрания ДД.ММ.ГГГГ обоснованными.
Данный факт подтверждается также свидетельскими показаниями свидетелей ФИО6 и ФИО5
Так, свидетель ФИО6 пояснил, что является членом правления ЖСК «Северный», в его функции входило строительство кооперативного <адрес> в <адрес>. Ему на праве собственности принадлежит трехкомнатная квартира в 5 блок – секции данного дома. О проведенном общем собрании ДД.ММ.ГГГГ ему ничего не известно, так как общее собрание не созывалось. Управляющей компанией многоквартирного дома являлась ООО «УК Перспектива», которую выбрали на общем собрании собственников многоквартирного дома. Каким образом создавалось ТСЖ «Расцвет» ему не известно, о наличии данного ТСЖ ему стало известно из платежного поручения.
Свидетель ФИО5 суду пояснила, что является членом правления ЖСК «Северный». Кооператив состоит из 186 квартир. Была поэтапная сдача квартир, вначале сдали 152 квартиры, 36 сейчас находятся на стадии сдачи. При оформлении документов для их сдачи выяснилось, что два подъезда 5 и 6 блок-секции решили отделиться и создали свой ТСЖ «Расцвет». Когда и кем созывалось общее собрание для создания ТСЖ «Расцвет» ей не известно, так как собственников помещений никто не оповещал.
Учитывая вышеизложенное, суд считает возможным административные требования о признании недействительными решения, принятых общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <адрес> проведенным в форме очно- заочного голосования, оформленных протоколом общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ№ удовлетворить.
С учетом того, что требования о признании государственной регистрации ТСЖ «Расцвет» недействительной, о ликвидации ТСЖ «Расцвет», о возложении обязанности председателя правления ТСЖ «Расцвет» ФИО9 провести ликвидационные мероприятия, в соответствии с требованиями и нормами ст.ст. 61-63 ГК РФ, установлении, что вынесенный судебный акт является основанием для внесения регистрирующим органом записи о начале процедуры ликвидации ТСЖ «Расцвет» являются производными от первоначальных, суд считает данные требования также подлежащими удовлетворению.
В ходе судебного разбирательства представителем ТСЖ «Расцвет» ФИО3 заявлено ходатайство о применении срока исковой давности. Суд не может согласиться с данными доводами представителя в силу следующего.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
На основании статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года. По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 5 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
В силу части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как следует из материалов дела, нарушение требований Жилищного кодекса РФ собственниками помещений многоквартирного <адрес> в <адрес> (5-6 блок- секция 72 квартиры) при проведении общего собрания собственников помещений указанного дома стало известно административному истцу после проведения внеплановой документальной проверки и составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГФИО1 края по строительному и жилищному надзору стало известно о допущенных нарушениях и с этого момента и начал течь срок исковой давности.
Согласно материалам дела с административным иском ФИО1 края по строительному и жилищному надзору о признании решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> проведенного в форме очно- заочного голосования, оформленных протоколом общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ№ обратилось ДД.ММ.ГГГГ, то есть до истечения шестимесячного срока, когда узнало о существующих нарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные требования ФИО1 края по строительству и жилищному надзору к Товариществу собственников жилья «Рассвет» о признании решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в форме очно- заочного голосования, оформленных протоколом общего собрания недействительным, о признании государственной регистрации ТСЖ «Расцвет» недействительной, о ликвидации ТСЖ «Расцвет», об обязании председателя правления провести ликвидационные мероприятия, об установлении, что вынесенный судебный акт является основанием для внесения регистрирующим органом записи о начале процедуры ликвидации ТСЖ «Расцвет»- удовлетворить.
Признать решения, принятые общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, проведенным в форме очно-заочного голосования, оформленных протоколом общего собрания собственников помещений от ДД.ММ.ГГГГ№ – недействительными.
Признать государственную регистрацию ТСЖ «Расцвет» недействительной;
Ликвидировать ТСЖ «Расцвет».
Обязать председателя правления ТСЖ «Расцвет» ФИО9 провести ликвидационные мероприятия, в соответствии с требованиями и нормами ст.ст. 61-63 ГК РФ.
Установить, что вынесенный судебный акт является основанием, для внесения регистрирующим органом записи о начале процедуры ликвидации ТСЖ «Расцвет».
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья – В.П. Пожидаев