ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-667/2021 от 08.06.2021 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

№ 2а-667/2021

УИД 43RS0010-01-2021-001101-24

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2021 года г. Вятские Поляны

Вятскополянский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Анисимова Д.Е.,

с участием прокурора Сенаторова Ф.С., представителя заинтересованного лица Сандаловой С.И.,

при секретаре Овсянниковой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вятскополянского межрайонного прокурора Кировской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МКУ Администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области о возложении обязанностей по устранению нарушений лесного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Вятскополянский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МКУ Администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области о возложении обязанностей по устранению нарушений лесного законодательства. В обоснование иска указал, что Вятскополянской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесного законодательства МКУ Администрация Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области, в ходе которой установлено, что на территории Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области имеются городские леса площадью <данные изъяты>. Вместе с тем, в нарушение норм лесного законодательства право собственности на данные лесные участки, относящиеся к городским лесам, не оформлено, границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учет данная категория лесов не поставлена, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден. Вышеуказанные нарушения лесного законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, просит признать незаконным бездействие МКУ Администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области по неисполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских, в части: установления границ земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области, постановки на государственный кадастровый учет указанных земельных участков, разработки и утверждения в установленном порядке лесохозяйственного регламента городских лесов.

Просит обязать МКУ Администрацию Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области:

- установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области;

- поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами на территории муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области;

- разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов на территории муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области.

В судебном заседании прокурор Сенаторов Ф.С. просил удовлетворить иск в объеме заявленных требований.

Представитель административного ответчика МКУ Администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области Смирнов М.В. представил заявление, в котором административные исковые требования признал, указал, что действительно право собственности на лесные участки, относящиеся к городским лесам, не оформлено, границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, на кадастровый учет данная категория лесов не поставлена. Бюджет Сосновского городского поселения на 2021 год не предусматривает средства на организацию и проведение работ по оформлению права собственности на участки, занятые городскими лесами и постановку их на кадастровый учет. По предварительной оценке стоимость кадастровых работ составляет <данные изъяты> рублей, бюджет Сосновского городского поселения сформирован в условиях крайнего дефицита. Возможности выделения дополнительных средств из бюджета Вятскополянского района для проведения межевания границ лесных массивов в настоящее время не имеется. Представителю административного ответчика МКУ Администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области Смирнову М.В. разъяснены последствия признания иска в соответствии со ст. ст. 173, 220-221 ГПК РФ. Представитель ответчика просит рассмотреть дело без его участия.

Представитель заинтересованного лица Лесного отдела Министерства лесного хозяйства Кировской области Вятско-Полянского лесничества Паюров С.М. представил заявление о рассмотрении дела без его участия. В отзыве на иск указал, что плана лесонасаждений на территории Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области, а также документов, содержащих сведения о лесонасаждениях на территории Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области, отнесение их к выделам, кварталам в лесном отделе Вятско-Полянского лесничества не имеется, так как территория муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области не является лесным фондом Вятско-Полянского лесничества Министерства лесного хозяйства Кировской области.

Представитель заинтересованного лица Министерства лесного хозяйства Кировской области на основании доверенности Винокурова Е.М. представила заявление о рассмотрении дела без ее участия. В отзыве на иск указала, что согласно ч. 1 ст. 116 Лесного кодекса РФ к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. В соответствии с требованиями лесного законодательства сведения о них должны быть внесены в установленном порядке в схемы территориального планирования муниципального района (генерального плана поселения, городского округа). Полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений определены статьями 84,87 Лесного кодекса РФ. В соответствии со ст. 83 Лесного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, осуществляют ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах. По сведениям государственного лесного реестра площадь лесов, расположенных на землях населенных пунктов Вятскополянского района Кировской области, составляет 242 га. Сведения государственного лесного реестра, содержащиеся в форме 3-ГЛР, являются исчерпывающими, другие сведения о землях населенных пунктов Вятскополянского района, на которых расположены леса, в ГЛР, который ведется в отношении лесов, расположенных в границах Кировской области, отсутствуют. Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 28.12.2016 № Пр-2563 по итогам пленарного заседания Общероссийского народного фронта «Форум действий» Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить установление границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и внесении в Единый государственный реестр недвижимости (в том числе в реестр границ) сведений о таких лесах. Во исполнение перечня Поручений Президента РФ разработан план мероприятий по обеспечению установления границ лесничеств (лесопарков) на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (далее - границы лесничеств (лесопарков), и внесению в ЕГРН (в реестр границ) сведений о границах лесничеств (лесопарков). В рамках поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 01.08.2018 № АГ-Г19-4844 Гордеева А.В., при министерстве создана рабочая группа по обеспечению установления границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и внесению сведений о таких лесах в ЕГРН, утвержденная приказом министерства лесного хозяйства Кировской области от 28.08.2017 № 181. В состав рабочей группы входят также представители органов местного самоуправления Кировской области.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра по Кировской области» на основании доверенности Ившин А.П. представил заявление о рассмотрении дела без его участия, указал, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о наличии на территории Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области: лесничеств и земельных участков, занятых городскими лесами.

Представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области Сандалова С.И. в судебном заседании указала, что в ходе проверки на территории Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области установлено, что имеются городские леса площадью 194 га. Право собственности на данные лесные участки, относящиеся к городским лесам, не оформлено, границы земельных участков, занятых городскими лесами не установлены, на кадастровый учет данная категория лесов не поставлена, лесохозяйственный регламент не разработан и не утвержден. Согласно ст. 10 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации», распоряжение лесными участками государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Исковые требования прокурора просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Министерства охраны окружающей среды, представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, представитель Федерального агентства по Управлению государственным имуществом (Росимущество), извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, не просили рассмотреть дело без их участия.

Суд, принимая во внимание доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права на благоприятную окружающую среду.

Согласно положениям ст. 4 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе леса и иная растительность.

В соответствии со ст. 5 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии с частями 1 и 3 ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом п.п. «г» п.3 ч.2 ст.102 Лесного кодекса выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.

Согласно ч. 1 ст. 116 Лесного кодекса РФ, п.24 Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов.

В п.п. 19 п. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения поселения относятся вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ч.2 ст.4 Лесного кодекса РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В соответствии с ч.1, 11 ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе: разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля в отношении таких лесных участков.

Органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса.

По смыслу п. 20 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

В силу частей 1, 11 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д.

Положениями ч.1, 3 ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления, использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Согласно ст.67 Лесного кодекса РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч.3 ст.23 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.23 Лесного кодекса РФ лесничества и лесопарки располагаются на землях населённых пунктов, на которых расположены городские леса.

Согласно п.3 Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов (выявление, учет, оценку качественных и количественных характеристик лесных ресурсов); проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.

Пунктом 5 Лесоустроительной инструкции предусмотрено, что проведение указанных мероприятий обеспечивается органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.84 Лесного кодекса РФ.

Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 28.12.2016 № Пр-2563 по итогам пленарного заседания Общероссийского народного фронта «Форум действий» Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации поручено обеспечить установление границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и внесении в Единый государственный реестр недвижимости (в том числе в реестр границ) сведений о таких лесах.

Во исполнение перечня Поручений Президента РФ разработан план мероприятий по обеспечению установления границ лесничеств (лесопарков) на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (далее - границы лесничеств (лесопарков), и внесению в ЕГРН (в реестр границ) сведений о границах лесничеств (лесопарков) в рамках поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 01.08.2018 № АГ-Г19-4844 Гордеева А.В., при министерстве создана рабочая группа по обеспечению установления границ лесов, расположенных на землях населенных пунктов, и внесению сведений о таких лесах в ЕГРН, утвержденная приказом министерства лесного хозяйства Кировской области от 28.08.2017 № 181. В состав рабочей группы входят также представители органов местного самоуправления Кировской области.

Пунктом 3 Порядка представления и правил внесения документированной информации в государственный лесной реестр (далее ГЛР), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов России от 20.07.2007 № 189, было установлено, что в ГЛР вносятся данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2007.

Таким образом, основным источником данных о городских лесах являются внесенные в ГЛР данные государственного учета лесного фонда по состоянию на 01.01.2007.

Требования к минимальной площади лесничества (лесопарка) в городских лесах лесным законодательством не установлены.

Статьей 85 Земельного кодекса РФ, статьями 30-35 Градостроительного кодекса РФ установлено, что при разработке правил землепользования и застройки осуществляется градостроительное зонирование, при котором устанавливаются территориальные зоны. При этом в состав территориальной зоны рекреационного назначения могут входить зоны, занятые городским лесами.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 6 ст. 105 Лесного кодекса РФ изменение границ городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.

В соответствии с требованиями земельного законодательства, лесного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности изменение границ зоны, занятой городским лесами, возможно путем внесения изменений в Правила землепользования и застройки в установленном порядке в связи с исключением земельного участка из городским лесов и отнесения его к иной территориальной зоне.

Согласно сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, по состоянию на 01.01.2021 городские леса в Сосновском городском поселении Вятскополянского района Кировской области занимают 194 га общей площади.

По сведениям государственного лесного реестра, содержащиеся в форме 3-ГЛР, леса, расположенные на землях населенных пунктов Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области, составляют 194 га. Сведения государственного лесного реестра, являются исчерпывающими, другие сведения о землях населенных пунктов Вятскополянского района, на которых расположены леса, в ГЛР, который ведется в отношении лесов, расположенных в границах Кировской области, отсутствуют.

Таким образом, на основании представленных документов, в судебном заседании достоверно установлено, что городские леса занимают 194 га общей площади муниципального образования Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области. Доказательств, опровергающих указанные сведения, а также сведения о мерах по соблюдению лесного законодательства административным ответчиком в материалы дела не представлено.

В связи с указанными обстоятельствами в соответствии с нормами лесного законодательства администрация Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области уполномочена решать вопросы использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенного пункта.

Из объяснений представителей административного ответчика следует, что границы земельных участков, занятых городскими лесами, не установлены, муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов не организован, не разработан и не утвержден лесохозяйственный регламент таких лесов.

В результате неисполнения ответчиком данных обязанностей нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, создается угроза нерационального и нецелевого использования леса, потери его как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды.

Согласно части 2 статьи 5.1 Лесного кодекса, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2018 № 301 «Об утверждении состава и содержания информации о лесах» информация о лесах должна быть размещена в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса полномочия в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Осуществление требуемых учетных действий возможно лишь при условии представления в орган регистрации прав надлежащих документов в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации).

Согласно п.7 ч.2 ст.14 Закона о регистрации государственный кадастровый учет осуществляется на основании межевого плана, подготовленного в результате проведения кадастровых работ кадастровым инженером в установленном федеральным законом порядке.

Межевой план должен соответствовать требованиям, установленным статьей 22 Закона о регистрации. Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке".

Решение об осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам проведенной правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

С заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета на земельный участок вправе обратиться соответствующее муниципальное образование, как лицо, уполномоченное на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Согласно земельному законодательству земельные участки, не указанные в ст.3.1 Федерального закона от 25.10.2001 №136-Ф3 “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (помимо земельных участков, находящихся в частной собственности), относятся к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с чем отсутствуют правовые основания для государственной регистрации права собственности на такие земельные участки за муниципальным образованием.

При разрешении иска суд учитывает его признание представителем ответчика, при этом представителю разъяснены последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 173, 220-221 ГПК РФ, признание иска соответствует заявленным требованиям и действующему законодательству.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 3 ст. 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Поскольку признание ответчиком иска соответствует представленным материалам дела, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд принимает признание иска ответчиком и удовлетворяет заявленные исковые требования.

В связи с указанными обстоятельствами суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, ч. 2 ст. 177, ст. ст. 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Вятскополянского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие МКУ Администрации Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области по неисполнению требований лесного законодательства в отношении лесов, относящихся к категории городских, в части: установления границ земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области, постановки на государственный кадастровый учет указанных земельных участков, разработки и утверждения в установленном порядке лесохозяйственного регламента городских лесов.

Обязать МКУ Администрацию Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области:

- установить границы земельных участков, занятых городскими лесами на территории муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области;

- поставить на государственный кадастровый учет земельные участки, занятые городскими лесами на территории муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области;

- разработать и утвердить в установленном порядке лесохозяйственный регламент городских лесов на территории муниципального образования Сосновское городское поселение Вятскополянского района Кировской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда в окончательной форме.

Судья Д.Е. Анисимов

Справка: Решение в окончательной форме принято 09.06.2021 года.

Судья Д.Е. Анисимов

Решение04.07.2021