ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-667/2021 от 27.12.2021 Забайкальского районного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 декабря 2021 года пгт.Забайкальск

Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Дёминой Н.В.,

при секретаре Дондоковой А.Б.,

с участием помощника прокурора Забайкальского района Бадмажаповой Б.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-667/2021 (УИД № 75RS0010-01-2021-001662-63) по административному исковому заявлению прокурора Забайкальского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «Забайкальское» о признании незаконным бездействия и понуждении совершить определенные действия,

установил:

Прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой Забайкальского района проведена проверка исполнения законодательства о собственности и электроэнергетике при содержании бесхозяйных объектов электроснабжения. В ходе проверки установлено, что на учете бесхозяйного имущества, расположенного на территории городского поселения «Забайкальское», поставлены воздушные линии электропередач 0,4 кВ мкр. Солнечный п. Забайкальск протяженностью 2 163 м (Распоряжение Администрации городского поселения «Забайкальское» от 29.05.2017 г. № 142). Вместе с тем, до настоящего времени административным ответчиком» в Управление Росреестра Забайкальского края заявление о постановке на учет бесхозяйного имущества не направлялось, данное имущество в муниципальную собственность не оформлено, меры для передачи его в собственность Забайкальского края не принимались. В нарушение требований действующего законодательства администрацией городского поселения «Забайкальское» постановка на учет бесхозяйного имущества вышеперечисленных объектов электросетевого хозяйства в порядке, установленном законом, не осуществлена, меры направленные на организацию содержания имущества не приняты.

Бездействие Администрации городского поселения «Забайкальское» нарушает права неопределенного крага лиц - жителей п. Забайкальск, электроснабжение которых осуществляется посредством вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства.

На основании изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Забайкальское» по постановке на учет бесхозяйного имущества - воздушных линий электропередач 0,4 кВ мкр. Солнечный п. Забайкальск, в порядке установленном законом, обязать административного ответчика в срок до 01.06.2022 г. обеспечить проведение кадастровых работ с подготовкой технического плана или акта обследования воздушных линий электропередач 0,4 кВ мкр. Солнечный п. Забайкальск, в срок до 01.07.2022 г. направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с приложением пакета документов в отношении воздушных линий электпропередач 0,4 кВ мкр. Солнечный п. Забайкальск.

В судебном заседании помощник прокурора Забайкальского района Бадмажапова Б.З. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что требование об обеспечении проведения кадастровых работ с подготовкой технического плана и акта обследования воздушных линий электропередач предъявлено в связи с тем, что предоставление этих документов является основанием для постановки объекта на учет как бесхозяйное имущество. Заключение договора на проведение работ не гарантирует его исполнение, поскольку на этом этапе могут возникнуть сложности, поскольку это целый комплекс работ, включающий в себя определение местонахождения каждой опоры, определение координат земельных участков на которых они установлены, получение согласия с собственниками этих земельных участков.

Надлежаще извещенный представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, также направил в суд заявление о признании исковых требований прокурора в части признания незаконным бездействия администрации городского поселения «Забайкальское» по постановке на учет бесхозяйного имущества в порядке, установленном законом и обязания администрации городского поселения «Забайкальское» в срок до 01.07.2022 г. направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с приложением пакета документов в отношении вышеуказанных воздушных линий электпропередач. Пункт второй просительной части иска представитель административного ответчика Кобылкина Я.А. не признала, указав в письменных пояснениях, что 20 декабря 2021 года администрацией городского поселения и ООО ФИО5» заключен договор на производство работ по оформлению технических планов на сооружения расположенные по адресу: пгт. Забайкальск, мкр. Солнечный и пгт. Забайкальск КТП «Дачи соор.1». Срок исполнения договора – в течение месяца с момента предоставления необходимых документов для производства работ. Таким образом, действия указанные прокурором административным ответчиком выполнены, а, значит, исковые требования в данной части удовлетворению не подлежат.

Суд, изучив материалы дела, заслушав прокурора, приходит к следующему.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.218 КАС РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 2 ст.1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как усматривается из материалов дела, спорные объекты недвижимости -воздушные линии электропередач 0,4 кВ мкр. Солнечный пгт.Забайкальск, протяженностью 2 163 м, являются бесхозяйным объектом, расположенным на территории городского поселения «Забайкальское», о чем представлен соответствующий реестр. В указанный реестр сведения внесены на основании распоряжения Администрации городского поселения «Забайкальское» от 29.05.2017 г. .

В соответствии со ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Частью 1 ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», одним из общих принципов организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики.

Статья 1 Градостроительного кодекса РФ сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и др. относит к линейным объектам.

На основании п. 1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу п. 3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно ч. 7 ст.1 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Подпунктом 1 и 7 ч. 2 ст.14 Закона №218-ФЗ, основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).

Согласно ч. 7 ст.1 ФЗ от 13.07.2015 г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Подпунктом 1 и 7 ч. 2 ст.14 Закона №218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в том числе являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).

Приказом Министерства экономического развития РФ от 10.12.2015 г. № 931 утвержден порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, который устанавливает последовательность действий по постановке на учет бесхохяйных недвижимых вещей (далее по тексту - Порядок).

В соответствии с пунктом 30 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2015 N 1532, органы местного самоуправления, уполномоченные государственные органы субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в целях постановки здания, сооружения, помещения, машино-места на учет как бесхозяйного недвижимого имущества направляют в орган регистрации прав соответствующее заявление с приложением следующих документов: в случае если здание, сооружение, помещение, машино-место не имеет собственника или его собственник неизвестен, - документ, подтверждающий, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе: документ, подтверждающий, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества, выданный органами учета государственного и муниципального имущества; документ, подтверждающий, что право собственности на данный объект недвижимого имущества не было зарегистрировано соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимое имущество.

В силу п. 11 Порядка, после принятия на учет объекта недвижимого имущества, который не имеет собственника или собственник которого неизвестен, орган регистрации прав направляет заявителю уведомление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества (приложение N 3 к настоящему Порядку) в срок и в порядке, установленные частью 5 статьи 34 Закона для уведомления правообладателя (правообладателей) об изменениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости на основании сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона Забайкальского края от 22.07.2014 г. № 1014-ЗЗК Органы местного самоуправления:

1) передают в государственную собственность Забайкальского края находящиеся в муниципальной собственности объекты имущества, иные материальные ресурсы, необходимые для исполнения органами государственной власти Забайкальского края полномочий по организации электроснабжения населения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в срок до 1 января 2015 года;

2) осуществляют комплекс мероприятий в отношении бесхозяйных объектов недвижимого имущества, необходимых для осуществления органами государственной власти Забайкальского края полномочий по организации электроснабжения населения, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Анализируя вышеуказанные нормы закона, суд приходит к выводу, что в нарушение требований действующего законодательства, административным ответчиком постановка на учет бесхозяйного имущества объекта электросетевого хозяйства - воздушные линии электропередач 0,4 кВ мкр.Солнечный пгт.Забайкальск не осуществлена. Установленный порядок постановки недвижимого имущества на учет как бесхозяйного не соблюден.

Представитель административного ответчика исковые требования в части признания незаконным бездействия администрации городского поселения «Забайкальское» по постановке на учет бесхозяйного имущества в порядке, установленном законом и обязания администрации городского поселения «Забайкальское» в срок до 01.07.2022 г. направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с приложением пакета документов в отношении вышеуказанных воздушных линий электпропередач признал.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 КАС РФ, административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Согласно ч. 1 ст. 157 КАС РФ, заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон (ч. 2).

В силу ч. 3 ст. 157 КАС РФ, в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

В ходе производства по настоящему делу представитель административного ответчика, реализуя свое процессуальное распорядительное право, признал административный иск в указанной части, волеизъявление представителя ответчика выражено в заявлении, приобщенном к материалам дела. Правовые последствия признания иска стороне административного ответчика разъяснены и поняты.

Признание иска является процессуальным правом ответчика, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Учитывая изложенное, суд принимает признание ответчиком административного иска в названной части и приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Суд не может согласиться с доводами представителя административного ответчика о том, что заключение администрацией городского поселения договора на производство работ по оформлению технического плана свидетельствует о выполнении требований по обеспечению проведения кадастровых работ в отношении воздушных линий электропередач 0,4 кВ мкр. Солнечный п. Забайкальск, поскольку на момент рассмотрения дела указанные работы не завершены, а сам по себе факт заключения договора не может гарантировать выполнение указанных работ. Доказательств предоставления ООО ФИО6 как исполнителю по договору от 20.12.2021 г. необходимых документов для выполнения работ (сведений на земельные участки в измененных границах, препятствующих постановке на кадастровый учет ОКСов) суду не представлены, в то время как предоставление данных документов является определяющим для определения срока выполнения работ (п. 1.3 договора).

Согласно требованиям статьи 187 КАС Российской Федерации, решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Принимая во внимание объем работ, которые предстоит выполнить администрации городского поселения, а также финансовые затраты, необходимые для исполнения судебного решения, суд полагает возможным согласиться с предложенным прокурором сроком исполнения решения суда.

При решении вопроса о взыскании издержек суд руководствуется подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому административные ответчики от уплаты государственной пошлины освобождены как органы местного самоуправления.

Учитывая изложенное выше, руководствуясь статьями 46, 157, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Забайкальского района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Забайкальское» муниципального района «Забайкальский район» Забайкальского края, по постановке на учет бесхозяйного имущества - воздушных линий электропередач 0,4 кВ мкр. Солнечный, п. Забайкальск, в порядке, установленном законом.

Обязать администрацию городского поселения «Забайкальское» в срок до 01.06.2022 г. обеспечить проведение кадастровых работ с подготовкой технического плана или акта обследования воздушных линий электропередач 0,4 кВ мкр. Солнечный п. Забайкальск.

Обязать администрацию городского поселения «Забайкальское» в срок до 01.07.2022 г. направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, заявление о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества с приложением пакета документов в отношении воздушных линий электпропередач 0,4 кВ мкр. Солнечный п. Забайкальск.

Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2021 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.В. Дёмина