ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-667/2021 от 29.09.2021 Большереченского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-667/2021

55RS0009-01-2021-000877-61

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 сентября 2021 года р.п. Большеречье

Большереченский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Костючко Ю.С.,

при секретаре судебного заседания Малининой Т.М.,

при подготовке и организации процесса помощником судьи Петровской О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области к главному государственному инспектору Большереченского района по пожарному надзору ФИО1, ГУ МЧС России по Омской области, УНДиПР Главного управления МЧС России по Омской области о признании незаконным предписания об устранения выявленных требований пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области изначально обратилась в суд с административным иском о признании незаконными пунктов 3 и 5 предписания об устранения выявленных требований пожарной безопасности № 59/1-1-6 от 29.06.2021 года.

В обоснование своих требований указали на то, что 29.06.2021 года главным государственным инспектором Большереченского района по пожарному надзору ФИО1 было вынесено предписание №59/1/1-6 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности Администрации Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области, с которым истец не согласен по тем основаниям, что в п. 3 предписания, указано, на не организацию социально экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, между тем, на территории Красноярского сельского поселения, в населённых пунктах: с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области организована патрульная группа, патрульно-маневренная группа для обеспечения первичных мер пожарной безопасности, что подтверждается решением Совета Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области № 64 от 29.06.2012 года «О создании условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Красноярского сельского поселения», распоряжением Администрации Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области № 18 от 29.03.2021года «О создании патрульных групп, патрульно - маневренных групп на территории Красноярского сельского поселения».

Таким образом, полагают, что п. 3 предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности необходимо исключить.

Указали на то, что на территории Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области отсутствуют граждане, желающие участвовать в добровольной пожарной охране, в связи с чем, считают данный пункт предписания изначально неисполнимым.

Кроме этого, указали, что в п. 5 предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности указано на то, что на территории Красноярского сельского поселения отсутствует звуковая система оповещения населения об опасности. В качестве пункта и наименования нормативного правового акта Российской Федерации, требования которого нарушены, указан п. 28 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», срок устранения нарушения требования 01.04.2022 года.

При этом, ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает полномочия для органов местного самоуправления муниципального, городского округа.

Однако согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3,9 (обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения), 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи (организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера)).

В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях.

В соответствии со ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя: обеспечение связи и оповещения населения о пожаре.

Таким образом, по мнению административного истца, у сельского поселения отсутствуют полномочия по созданию звуковой системы оповещения населения об опасности, в связи с чем, считают данный пункт предписания незаконным и подлежащим исключению.

В последующем требования административным истцом были уточнены, просили признать предписание об устранения выявленных требований пожарной безопасности незаконным в полном объеме, указывая, что на то, что обязанность лица, которому адресовано предписание, по его исполнению обеспечена мерами государственного принуждения, приведенные в предписании формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть ясными, четкими, исключать возможность их неоднозначного или расширительного толкования с тем, чтобы лицо, которому адресовано предписание, могло четко установить: какие нормы права были им нарушены; в каких его конкретных действиях выражаются данные нарушения; что ему следует сделать для их устранения. При этом орган государственной власти должен исходить из необходимости соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов. Также предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Между тем, пункты оспариваемого предписания таких ясных и конкретных характеристик не содержит. Так в п. 1 предписания указано, что на территории Красноярского сельского поселения, в населенных пунктах: с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино не производится уборка сухой растительности и покос травы вдоль автомобильных дорог, за пределами земельных участков частных домовладений, на пустырях, на открытых территориях между жилыми и нежилыми домами, при этом не указано, где именно, по какому адресу и вдоль каких автомобильных дорог, что является существенным нарушением, так как на территории населенных пунктов расположены дороги, не являющиеся дорогами местного значения и содержание этих дорог, в том числе и придорожной полосы вдоль дорог не является вопросом местного значения.

В пункте 4 предписания указано, что на территории Красноярского сельского поселения, в населенных пунктах: с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино не в полном объеме созданы до начала пожароопасного периода противопожарные минерализованные полосы, шириной не менее 10 метров, при этом конкретно не указано сколько метров минерализованные полосы, в каких именно населенных пунктах и где именно, что, по мнению истца, также говорит о том что предписание не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий.

Указывают, что пункт 5 предписания также не содержит конкретных указаний, четких формулировок относительно конкретных действий, а, напротив, отсылает к полномочиям муниципального и городского округа.

Вместе с тем, считают, что законность действий главного государственного инспектора Большереченского района по пожарному надзору не доказана, проверка проведена формально, также вынесено и предписание.

В связи с изложенным, просят суд признать предписание главного государственного инспектора Большереченского района по пожарному надзору № 59/1/1-6 от 21.06.2021 года об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности Администрации Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области незаконным.

В судебном заседании стороны, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте рассмотрения участия не принимали.

Ранее, в судебном заседании представитель административного истца, Глава Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области ФИО2 (л.д. 19), требования уточненного иска поддержала. Пояснив суду о том, что знаки, на территории с. Красный были, на момент проверки, были установлены, просто не были забетонированы в грунте, по той причине, что была необходимость уточнения у госинспектора о правильности их расположения. Подтвердив, что в деревнях на момент проверки данные знаки отсутствовали. По наличию сухой растительности пояснила, что имеющая сухая растительность не располагалась на муниципальной земле, при том, что в предписании ее точное местонахождение отсутствует. Также пояснила, что на территории Красноярского сельского поселения организовано социально – экономического стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, чему имеется документальное подтверждение. По не созданию минерализованных полос в соответствии с требованиями законодательства пояснила, что полосы не были выполнены или были выполнены в иных размерах только в тех местах, где это физически невозможно выполнить, например, вдоль берегов рек. По отсутствию звуковой системы оповещения населения поселила, что данный вопрос к их компетенции не относится, при этом на территории Красноярского сельского поселения есть громкоговорители и усилители звука. По источникам наружного противопожарного водоснабжения указала на их наличие, а именно на наличие двух пожарных гидрантов на территории с. Красный Яр и на наличие естественных источников в деревнях.

Представитель административного истца, действующая на основании доверенности, ФИО3 (л.д. 29) поддержала требования иска, дополнительно обратила внимание суда на то, что в д. Криводано численность граждан менее 50 человек, в связи с чем у администрации отсутствует обязанность по организации в указанном населенном пункте источников наружного противопожарного водоснабжения. Указав, что Свод правил, на который ссылается госинспектор, в данном пункте предписания, является добровольным для применения. По минерализованной полосе пояснила, что в данной части предписание является неисполнимым, так как отсутствует привязка к местности, а именно отсутствует указание на то, где именно отсутствует минерализованная полоса, либо создана в меньшем размере, чем это предусмотрено.

Административный ответчик главный государственный инспектор Большереченского района по пожарному надзору ФИО1, в своем письменном отзыве на иск, требования не признал в полном объеме. В своих письменных возражениях, указал на то, что им в отношении Администрации муниципального образования Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области проведена плановая выездная проверка с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Главного управления МЧС России по Омской области на 2021 год. В ходе проверки выявлены обжалуемые нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.

По итогам проверки, 29.06.2021 года Администрации сельского поселения было выдано предписание об устранении выявленных нарушений, со сроком устранения до 01.09.2021 года и 01.04.2022 года.

08 июля 2021 года в ТОНДиПР по Большереченскому району поступило ходатайство о переносе (отсрочке) сроков выданного предписания до 01.09.2022 года.

20.07.2021 года ходатайство было рассмотрено, в его удовлетворении было отказано, в связи с отсутствием у органов государственного пожарного надзора полномочий по продлению предписания, а так же в связи с нецелесообразностью.

20.08.2021 года ТОНД и ПР по Большереченскому району было получено Административное заявление Красноярского сельского поселение об оспаривании предписания.

Указал на наличие вступившего в законную силу решения суда по делу об административном правонарушении в отношении Красноярского сельского поселения от 26.07.2021 года, согласно которого, нарушения требований пожарной безопасности в части не очистки территории населённых пунктов от травяной растительности, в части отсутствия минерализованных полос вокруг населённых пунктов, а так же в части отсутствия на территории поселения надлежащего водоснабжения, признаны законными и обоснованными. Исключены из постановления о назначении административного наказания нарушения в части отсутствия условий для организации добровольной пожарной охраны, а так же в части отсутствия средств оповещения населения об опасности.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Омской области по пожарному надзору ФИО4 от 26.05.2021 года №59, в отношении Администрации муниципального образования Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области проведена плановая выездная проверка с целью выполнения ежегодного плана проведения плановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления Главного управления МЧС России по Омской области на 2021 год (л.д. 45-48).

В ходе проведения плановой выездной проверки, было установлено, что выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):

1. На территории Красноярского сельского поселения, в населённых пунктах: с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области не производится уборка сухой травянистой растительности и покос травы вдоль автомобильных дорог, за пределами земельных участков частных домовладений (за огородами домовладений, на пустырях, на открытых территориях между жилыми и нежилыми домами, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, на прилегающих к населённым пунктам территориях (п.п.9 п. 1, п. 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69—ФЗ «О пожарной безопасности»; ст. ст. 4, 6, 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года №1479 «О противопожарном режиме»).

2. На территории Красноярского сельского поселения, в населённых пунктах: с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области, по направлению движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения не установлены соответствующие указатели (со светоотражающей поверхностью либо подключенные к сети электроснабжения) (п.п. 9 п. 1ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ст. ст. 4, 6, 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года №1479 «О противопожарном режиме»).

3. На территории Красноярского сельского поселения, в населённых пунктах: с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, не организовано социально - экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами (ч. 3 ст.. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 9 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

4. На территории Красноярского сельского поселения, в населённых пунктах: с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области не созданы до начала пожароопасного периода противопожарные минерализованные полосы, шириной не менее 10 метров (фактически полосы шириной менее 10 метров и не в полном объёме, т.е. произведены частично) (п. 63 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года №1479 «О противопожарном режиме»).

5. На территории Красноярского сельского поселения, в населённых пунктах: с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области отсутствует звуковая система оповещения населения об опасности (в том числе в случае пожара) (п. 28 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; п. 7 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

6. На территории Красноярского сельского поселения, в населённых пунктах: с. Красный Яр, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области не созданы для целей пожаротушения в любое время года источники наружного противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (фактически: на территории населённого пункта имеются водоисточники, не обеспечивающие обслуживание всех объектов жилого и общественного назначения, расположенных в населенном пункте в радиусе 200 метров) (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности»; ч.ч. 3,4 ст. 4, ч.ч. 1,3,4 ст. 6, ст. 62, п. 2 ст. 63, ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 4.1, 10.4 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности»; п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года №1479 «О противопожарном режиме»).

Факт выявления указанных выше нарушений подтверждается актом проверки №59 от 29.06.2021 года и протоколом об административном правонарушении №99 от 29.06.2021 года (л.д. 49-51,116-120).

По итогам проверки Администрация муниципального образования Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.4 КоАП РФ (л.д. 121-126).

Решением Большереченского районного суда Омской области от 26.07.2021 года изменено, постановлено: « Постановление главного государственного инспектора Большереченского района по пожарному надзору ФИО1 от 30.06.2021г. о наложении на администрацию Красноярского СП ФИО5 Омской области административного наказания по ст.20.4 ч.1 КоАП РФ изменить.

Исключить из мотивировочной части постановления указание на нарушения требований пожарной безопасности администрацией Красноярского СП ФИО5 Омской области: на территории Красноярского сельского поселения, в населённых пунктах: с. Красный Яр, д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино Большереченского муниципального района Омской области не созданы условия для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, не организовано социально экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами; отсутствует звуковая система оповещения населения об опасности (в том числе в случае пожара).

Назначенное администрации Красноярского СП ФИО5 Омской области наказание в виде штрафа снизить, с применением ст. 4.1 ч.3.2, 3.3 КоАП РФ, до 100000 (сто тысяч) рублей» (л.д. 127-129).

Решением Омского областного суда от 07.09.2021 года решение Большереченского районного суда оставлено без изменения (л.д. 58-64).

Кроме этого, в отношении Администрации муниципального образования Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области выдано предписание №59/1/1-6 от 29.06.2021 года об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, которое в настоящее время оспаривается административным истцом.

Данным предписанием на Администрацию муниципального образования Могильно - Посельского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области возложена обязанность по устранению выявленных нарушений, перечисленных в акте проверки №54 от 21.06.2021 года, о котором было указано выше, с чем административный истец не согласен.

При этом, вопреки доводам административного истца суд отмечает, что в соответствии со ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Перечень первичных мер пожарной безопасности установлен ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее по тексту - Федеральный закон № 123-ФЗ).

Согласно ст.63 Закона №123-ФЗ, первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В силу ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года 69-ФЗ под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

В соответствии со ст.30 вышеназванного Федерального закона особый противопожарный режим может устанавливаться на соответствующих территориях в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях.

Постановлением правительства Омской области от 23.04.2021 года №162-п на территории Омской области установлен особый противопожарный режим с 27 апреля по 27 июня 2021 года.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для профилактики и локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, а также иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).

Согласно п.67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 года №1479 (далее по тексту – Правила), правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Пунктом 48 Правил установлено, что направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В соответствии с ч.1 ст.62 Федерального закона №123-ФЗ здания, сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, требования к которым установлены ст. 68 Закона №123-ФЗ и СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности».

Согласно ст.68 Закона №123-ФЗ, к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары.

Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.

В поселениях и городских округах с количеством жителей до 5000 человек, допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы.

Частью 5 статьи 68 Закона №123-ФЗ допускается не предусматривать наружное противопожарное водоснабжение населенных пунктов с числом жителей до 50 человек.

Пунктом 75 Правил установлено, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Пунктом 63 Правил установлено, что в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

Таким образом, все перечисленные в предписании обязанности законно отнесены к обязанностям органа местного самоуправления - Администрации муниципального образования Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области.

Вместе с тем, суд находит частично необоснованным включение в качестве нарушения со стороны Администрации муниципального образования Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области правонарушения по не установке по направлению движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения соответствующих указателей (со светоотражающей поверхностью либо подключенных к сети электроснабжения), а именно указание на их отсутствие на момент проверки в с. Красный Яр, данное обстоятельство опровергается пояснениями Главы сельского поселения и представленным договором №45 ИКЗ:213551000752455100100100030000000244 от 02.06.2021 года, подтверждающим факт приобретения знаков «Пожарный гидрант» в количестве двух штук (л.д. 82-85).

При этом суд отмечает, что исключение из предписания указания на описанное выше нарушение в отношении населенных пунктов д. Безымянная, д. Криводаново, д. Осихино будет являться необоснованным, так как соответствующие указатели в перечисленных населенных пунктах на момент проверки отсутствовали и были приобретены лишь 04.08.2021 года (л.д. 77-81).

Суд находит необоснованным включение в качестве нарушения со стороны Администрации муниципального образования Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области правонарушения, указанного в пункте 3, а именно по не созданию условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах, с указанием на не организацию со стороны администрации социально - экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами, по той причине, что данная обязанность была исполнена администрацией, что подтверждается представленными в материалы дела Решением Совета Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области от 29.06.2012 года №64 «Об утверждении Положения «О создании условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Красноярского сельского поселения», которым утверждено Положение «О создании условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории Красноярского сельского поселения», Распоряжением Администрации муниципального образования Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области «О создании патрульных групп, патрульно – маневренных групп на территории Красноярского сельского поселения» (л.д. 14, 15-17, 20, 34-36, 37).

Также суд находит необходимым исключить пункт 5 предписания, ввиду того, что представителями Администрации предоставлены доказательства о приобретении и установке в населенных пунктах Красноярского сельского поселения до составления протокола об административном правонарушении звуковой системы оповещения населения об опасности (л.д. 71-76).

В остальной части суд находит оспариваемое предписание законным и обоснованным и не подлежащим отмене, так как обязанность по их устранению возложена обоснованно, факт наличия данных нарушений подтверждается протоколом об административном правонарушении, в котором зафиксированы нарушения, изложенные в предписании, объяснениями Главы администрации ФИО2, данными в ходе административного расследования, признавшей факт допущенных нарушений, указавшей на то, что очистка и опашка территории населенных пунктов поселения была произведена не в полном объеме. Указавшей на то, что после создания минерализованной полосы путем опашки специальной техникой, часть земли заросла свежей зеленой травяной растительностью. Указавшей на то, что работы по очистке и созданию минерализованных полос будут продолжаться, нарушения будут устранены. Вину признала (л.д. 116-120).

Представленные стороной истца договоры подряда по оказанию услуг по противопожарной опашке вокруг населенных пунктов, расположенных на территории Красноярского сельского поселения, вместе с представленными актами выполненных работ не подтверждают факт надлежащего выполнения минерализованных полос, так как в указанных документах отсутствует описание требований предъявляемых к данным полосам при выполнении работ и подтверждение тому, что они были выполнены в соответствии с предъявляемыми требованиями (л.д. 65-70).

На основании изложенного, оснований для признания оспариваемого предписания незаконным в полном объеме суд не усматривает, находит обязанности, возложенные на администрацию в предписании, за исключением п. 3, п. 5 и частично п. 2, законными и обоснованными.

Кроме этого, суд разъясняет, что в случае возникновения неясностей при исполнении рассматриваемого предписания, Администрация не лишена права на обращение в орган, вынесший данное предписание, для оказания консультационной помощи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Требования администрации Красноярского сельского поселения Большереченского муниципального района Омской области удовлетворить частично.

Признать незаконными пункты 3 и 5 предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности № 59/1-1-6 от 29.06.2021 года, вынесенного главным государственным инспектором Большереченского района по пожарному надзору ФИО1.

Исключить из пункта 2 предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности № 59/1-1-6 от 29.06.2021 года, вынесенного главным государственным инспектором Большереченского района по пожарному надзору ФИО1 указание на наличие оснований для устранения выявленных нарушений в с. Красный Яр.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Большереченский районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Ю.С. Костючко

Решение в окончательной форме принято 13.10.2021 года