Дело N 2а-667/2022
УИД: 26RS0023-01-2022-000962-96
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2022 года. Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе,
председательствующего судьи Залугина С.В.
при секретаре Русановой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды административное дело N 2а-667/2022 по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании незаконным решения .............. от .............. о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда .............. по мере формирования специализированного жилищного фонда, а также возложения обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, в обоснование которого указала, что она состоит на учете в журнале регистрации заявлений детей-сирот с .............. под номером ..............
До настоящего времени она не имеет жилья, проживает с ребенком на съемной квартире.
В связи с тем, что предоставить жилое помещение в Минераловодском городском округе Ставропольского края не представляется возможным, считает, что возможно заключение договора найма жилого помещения в другом муниципальном районе Ставропольского края. В связи с чем, она обратилась в Министерство имущественных отношений Ставропольского края.
07.10.2021 в её адрес поступило сообщение о том, что её заявление о согласии предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, на основании Постановления правительства Ставропольского края N 240-п от 20.06.2013 в случае отсутствия незаселенных жилых помещений по месту жительства в границах соответствующего муниципального городского округа Ставропольского края может предоставляться жилое помещение в другом муниципальном городском округе Ставропольского края, с Вашего письменного согласия может предоставляться жилое помещение в другом муниципальном районе, городском округе Ставропольского края, при условии отсутствия не обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот, местом жительства которых является муниципальный городской округ Ставропольского края, на территории которого имеются незаселенные жилые помещения, а также указано, что благоустроенное жилое помещение будет предоставлено по мере формирования специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
С отказом административного ответчика она не согласна, поскольку ранее она неоднократно обращалась в адрес ответчика с просьбой о предоставлении жилого помещения и по её заявлению поступил отказ в предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда.
С отказом в предоставлении жилого помещения специализированного жилого фонда не согласна. Она является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, но до настоящего времени жильем не обеспечена.
Федеральное законодательство, а также нормативные правовые акты Ставропольского края очередность реализации данной категорией граждан права на предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма не предусматривают и право по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.
Также, Федеральное законодательство и нормативные акты Ставропольского края не предусматривают отказ в предоставлении жилого помещения с формулировкой - "по мере формирования специализированного жилищного фонда".
В связи с чем, просила признать решение N 17219-1394 от 07.10.2021 о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по мере формирования специализированного жилищного фонда незаконным, а также возложить на Министерство имущественных отношений Ставропольского края обязанность обеспечить благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Определением суда от 01.03.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края.
Административный истец ФИО1, представитель административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края, а также представитель заинтересованного лица - администрации Минераловодского городского округа Ставропольского края, надлежащим образом извещенные судом о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд считает необходимым заявленные ФИО1 требования удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 названного Кодекса суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия государственного органа, должностного лица только в том случае, если установит, что оспариваемое решение, действие не соответствуют нормативному правовому акту и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности указанных обстоятельств, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (пункт 2).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельства о рождении серии .............. (повторное) матерью ФИО1, .............. года рождения, является Р.О.В., отцом – Р.С.И..
Решением Новоалександровского районного суда Ставропольского края от 18.10.2010 К.Р.О.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней ФИО1, .............. года рождения.
Постановлением администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края N 621 от 19.11.2010 над несовершеннолетняя ФИО1 определена в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Этим же постановлением, ФИО1 внесена в список детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья с целью обеспечения её жильем в соответствии с действующим законодательством.
По сообщению отдела образования администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края, ФИО1 состоит в реестре лиц из числа детей-сирот на получение жилья.
ФИО1 обратилась в государственное казенное учреждение Ставропольского края "Имущественный фонд Ставропольского края" с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированных жилых помещений, так как включен в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений, следующих из числа детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем по договорам найма специализированных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Согласно информации Министерства имущественных отношений Ставропольского края, заявление ФИО1 о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края зарегистрировано в журнале регистрации заявлений лиц из числа детей-сирот .............. под номером ..............
ФИО1 обратилась в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с заявлением о представлении жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Своим письмом N 17219-1394 от 07.10.2021 Министерство имущественных отношений Ставропольского края уведомили ФИО1 о том, что её заявление о согласии предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, на основании Постановления правительства Ставропольского края N 240-п от 20.06.2013 в случае отсутствия незаселенных жилых помещений по месту жительства в границах соответствующего муниципального городского округа Ставропольского края может предоставляться жилое помещение в другом муниципальном городском округе Ставропольского края, с Вашего письменного согласия может предоставляться жилое помещение в другом муниципальном районе, городском округе Ставропольского края, при условии отсутствия не обеспеченных жилыми помещениями детей-сирот, местом жительства которых является муниципальный городской округ Ставропольского края, на территории которого имеются незаселенные жилые помещения. Также указало, что благоустроенное жилое помещение будет предоставлено по мере формирования специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Статьёй 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьёй 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно статье 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьёй 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 25.11 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Аналогичная норма содержалась и в подпункте 2 пункта 2 статьи 57 ЖК РФ.
Из содержания приведенных положений следует, что предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставилось законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержали указания на конкретный срок предоставления жилого помещения по договору социального найма данной категории граждан, что предполагало возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 до настоящего времени в установленном законном порядке жильем не обеспечена.
Следовательно, у ФИО1, как нуждающейся в жилом помещении, возникло в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющая право на внеочередное получение жилого помещения, была поставлена в льготную очередь на внеочередное получение жилья. Однако, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ей так и не было предоставлено.
Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.
Изменение порядка предоставления жилья лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может ограничить право данного лица на получение данного жилья.
Действующим законодательством на Министерство имущественных отношений Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти по обеспечению жилыми помещениями указанных лиц.
Установив и проверив обстоятельства, предусмотренные пунктами 1, 2 части 9. статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оспариваемым решением N 17219-1394 от 07.10.2021 нарушены права и законные интересы административного истца, т.к. оно принято по формальным основаниям, без соблюдения требований статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 25.11 2013 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", и является незаконным.
В силу положений части 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При указанных обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175, 177, 226, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ФИО1 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края удовлетворить. Признать незаконным решение N 17219-1394 от 07.10.2021 о предоставлении ФИО1 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по мере формирования специализированного жилищного фонда.
Возложить на Министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда составлено 04 апреля 2022 года.
Судья
Копия верна:
Судья Минераловодского городского суда Залугин С.В.