ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6687/2021 от 18.11.2021 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а-6687/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Власенко В.А.,

при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края об оспаривании отказа в выдаче разрешения на реконструкцию,

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО1, ФИО2 обратились в Центральный районный суд г.Сочи с административным исковым заявлением об оспаривании отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ в выдаче разрешения на реконструкцию объекта «Реконструкция многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на участке с кадастровым номером ».

В обоснование заявленных требований ФИО1, ФИО2 указали, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 818 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: многоквартирный жилой дом, по адресу: <адрес>.

На указанном земельном участке расположен многоквартирный жилой дом с кадастровым номером площадью 651,5 кв.м, количество этажей – 3, адрес: <адрес>, квартиры и помещения в котором принадлежат на праве собственности административным истцам.

Истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта «Реконструкция многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на участке с кадастровым номером ».

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ города-курорта Сочи было отказано ФИО1 и ФИО2 в выдаче разрешения на реконструкцию объекта «Реконструкция многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на участке с кадастровым номером » в связи с нарушением требований ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

Истцы указанный отказ считают незаконным и нарушающим их права и охраняемые законом интересы.

В судебном заседании представитель административных истцов ФИО1, ФИО2 по доверенностям ФИО3 на удовлетворении заявленных административных исковых требованиях настаивала в полном объёме, считает отказ администрации города Сочи незаконным нарушающим права и законные интересы административных истцов.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края по доверенности ФИО4 А.ч возражал против удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме, ссылался на законность и обоснованность принятого Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи решения.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

При этом в силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Выслушав пояснения представителя административных истцов, представителя администрации города Сочи, исследовав материалы дела, суд считает что заявленные требования, не являются обоснованными и не подлежат удовлетворению.

Судом были установлены следующие фактические обстоятельства, имеющие значение по делу.

Истцам ФИО1 и ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью 818 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка: многоквартирный жилой дом, по адресу: <адрес>.

На указанном земельном участке расположен многоквартирный жилой дом с кадастровым номером площадью 651,5 кв.м, количество этажей – 3, адрес: <адрес>, квартиры и помещения в котором принадлежат на праве собственности административным истцам.

Истцы ФИО1 и ФИО2 обратились в Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию объекта «Реконструкция многоквартирного жилого дома по адресу: пер. Чехова, 6Д, на участке с кадастровым номером ».

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования городской округ города-курорта Сочи было отказано ФИО1 и ФИО2 в выдаче разрешения на реконструкцию объекта «Реконструкция многоквартирного жилого дома по адресу: пер. Чехова, 6Д, на участке с кадастровым номером » в связи с нарушением требований ст.51 Градостроительного кодекса РФ.

В решении об отказе в выдаче разрешения на строительство администрацией Сочи указывается следующее:

Согласно градостроительному плану земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Ж-4» - многоэтажная жилая застройка высотой до 36 метров.

В соответствии с пунктом 12.1 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ, в территориальной зоне «Ж-4» установлены, в частности, такие предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства как: коэффициент использования территории (КИТ) - 1,8, минимальный процент озеленения 15%, минимальные отступы от границ земельного участка-5 м.

В представленной проектной, документации показатели проектируемого объекта капитального строительства не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства территориальной зоны «Ж-4», а именно:

а) с учетом коэффициента использования территории (КИТ) - 1,8, суммарная общая площадь зданий, строений, сооружений (существующих, и тех, которые могут быть построены дополнительно) на земельном участке площадью 818,0 кв.м должна составлять не более 1472.40 кв.м.

В соответствии с представленным разделом «Архитектурные решения» суммарная площадь по помещениям согласно поэтажным планам составляет 1516,74 кв.м.

Согласно СП 54.13330 «Здания жилые многоквартирные», приказу Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» площадь здания (площадь жилого здания) определяется внутри строительного объема здания как сумма площадей этажей. Площадь этажа здания определяется внутри строительного объема здания и измеряется между внутренними поверхностями ограждающих конструкций наружных стен (при отсутствии наружных стен - осей крайних колонн) на уровне пола без учета плинтусов.

В площадь этажа включаются площади балконов, лоджий, террас и веранд, а также лестничных площадок и ступеней с учетом их площади в уровне данного этажа. Эксплуатируемая кровля при подсчете общей площади здания приравнивается к площади террас.

В представленной проектной документации при подсчете технико-экономических показателей проектируемого здания не учтены вышеуказанные требования законодательства, в связи, с чем общая площадь проектируемого многоквартирного жилого дома превышает максимально допустимую общую площадь, установленную с учетом коэффициента использования территории (КИТ);

б) в соответствии с представленными материалами реконструируемое здание (раздел «Архитектурные решения»: фасады А1-Г, 5-1) расположено без соблюдения минимальных отступов от границ земельного, за местом допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

в) согласно графической части раздела «Схема планировочной организации земельного участка» площадь озеленения на земельном участке составляет 118,77 кв.м, тогда как в пункте «г» данного раздела указана площадь озелнения-123,08 кв.м. Таким образом, озеленение территории составляет 14,51%, что не соответствует градостроительному регламенту в части озеленения территории.

Таким образом, представленные документы не соответствуют требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка ДД.ММ.ГГГГ

С данным выводом административный истец не согласен.

Согласно ТЗ данный проект не затрагивает существенные этажи, т.е. фактически построенные, существующие три этажа здания остаются без изменений, производится лишь надстройка новых этажей. Таким образом, площадь существующего здания, в пределах внутренних поверхностей ограждающих конструкций наружных стен принимается согласно Технического паспорта БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, где общая площадь здания составляет 651,5 м 2 (с лоджиями, балконами, коридорами и лестн. кл). Указанная площадь зарегистрирована в ЕГРН.

Согласно раздела «Архитектурные решения» площадь надстраиваемых этажей, в пределах внутренних поверхностей ограждающих конструкций наружных стен, с учётом площадей балконов, составляет:

Учитывая, что объект планируется к реконструированию только в части увеличения этажности и площадь застройки не изменяется, то, соответственно, требование о соблюдении минимальных отступов в случае уже введенного в гражданский оборот здания, является необоснованным.

Площадь озеленения увеличена и составляет 123,08 кв.м.

Не представлены документы необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, а именно:

а) Согласно части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем и юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или региональный оператор обязаны предоставить такому индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:

- результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);

-технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединению) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

Судом установлено, что в материалах дела отсутствуют инженерные изыскания, выполненные в полном объеме.

Согласно постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об инженерных взысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» основанием для выполнения инженерных изысканий является заключаемый в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договор между заказчиком (застройщиком) и исполнителем, к которому прилагаются «техническое задание и программа выполнения инженерных изысканий.

Заказчик (застройщик) и исполнитель определяют состав работ, осуществляемых в жоде инженерных изысканий как основных, так и специальных видов, их объем и метод выполнения с учетом специфики соответствующих территорий и расположенных на них земельных участков, условия передачи результатов инженерных изысканий, а также иные условия, определяемые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Требования к составу и оформлению задания и программы выполнения инженерных изысканий устанавливаются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Судом установлено, что в материалах дела отсутствует вышеназванный договор, техническое задание и программа выполнения инженерных изысканий, определившие отсутствие необходимости выполнения инженерных изысканий в полном объеме.

В качестве исходных данных и условий для подготовки проектной документации в пояснительной записке указаны следующие технические условия:

- технические условия от ДД.ММ.ГГГГ, выданные МУП «Водоканал»;

- технические условия от ДД.ММ.ГГГГ, выданные МУП «Водосток»;

- технические условия , выданные ОАО «Кубаньэнерго»;

- технические условия от ДД.ММ.ГГГГ, выданные АО «Газпром газораспределение Краснодар».

Однако, в обязательном приложении к разделу «Пояснительная записка» приложены технические условия от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ООО «Сочиводоканал» и технические условия , для присоединения к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго» Филиал ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети с истекшими сроками действия.

Согласно проектной документации предусматриваются сети телефонизации, проводного вещания и телевидения, однако технических условий для этих сетей не представлено.

Судом установлено, что административными истцами не представлены документы, необходимые для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

В материалы дела представлены технические условия от ДД.ММ.ГГГГ, выданные ООО «Сочиводоканал» и технические условия , для присоединения к электрическим сетям ПАО «Кубаньэнерго» Филиал ПАО «Кубаньэнерго» Сочинские электрические сети (л.д 123), а также Договор от ДД.ММ.ГГГГ на отпуск питьевой воды и прием бытовых стоков (л.д.150-153) с истекшими сроками действия.

При рассмотрении представленного раздела «Пояснительная записка» установлено не соответствие требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», а именно

а) подпунктом «б» пункта 10 части II Постановления установлено, что раздел «Пояснительная записка» должен содержать реквизиты документов, послужившие исходными данными и условиями для подготовки проектной документации на объект капитального строительства.

Документы (копии документов, оформленные в установленном порядке), указанные в подпункте «б» пункта 10 Постановления, должны быть приложены к пояснительной записке в полном объеме.

К представленной пояснительной записке приложены задание на проектирование, технические условия и выписка из Единого государственного реестра недвижимости об объекте, не оформленные в установленном порядке (являются незаверенной копией).

б) в соответствии с требованиями Постановления, текстовая часть раздела «Пояснительная записка» должна содержать технико-экономические показатели проектируемого объекта капитального строительства.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», утверждена форма разрешения, на строительство, которая, предусматривает заполнение ряда показателей, не учтенных в технико-экономических показателях реконструируемого объекта.

Отсутствуют следующие показатели: вместимость (чел.); количество квартир общая площадь, всего в том числе: 1-комнатные, 2-комнатные, 3-комнатные, 4-комнатные, более чем 4-комнатные.

Административным ответчиком даны рекомендации о дополнении технико-экономических показателей.

Показатель вместимости, указанный в пункте «м» технико-экономические показатели проектируемых объектов капитального строительства не соответствует нормативным значениям.

В соответствии с таблицей 5.1 «Структура жилищного фонда, дифференцированного по уровню комфорта» СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01089*» типы жилых домов и квартир по уровню комфорта определяются, как «социальный (муниципальное жилье)»- 20 кв.м, на чел, «стандартное жилье» - 30 кв.м, на чел., «бизнес-класс» - 40 кв.м. на чел.

Вместимость жилого дома составляет 1428,98/20+71 человек.

Таким образом, не представляется возможным осуществить заполнение бланка разрешения на строительство корректно и в полном объеме.

Административными истцами не представлен документ, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выполненный согласно статье 48 Градостроительного кодекса РФ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

При рассмотрении представленного раздела «Схема планировочной организации земельного участка» установлено несоответствие требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

В представленном к рассмотрению разделе отсутствует схема планировочной организации земельного участка с отображением: границ зон действия публичных сервитутов (при их наличии); решений по планировке, благоустройству и освещению территории; этапов строительства объекта капитального строительства.

Отсутствует сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, выполненных с учетом технических условий ресурсоснабжающих организаций.

Кроме того, приказом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы градостроительного проектирования Краснодарского края, согласно которым норма обеспеченности парковочными местами на количество жителей 71 человек составляет 32 машино места, в том: числе 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью.

Кроме того, размещение парковочных мест выполнено в нарушение таблицы 107 «Нормативы градостроительного проектирования Краснодарского края» с расстоянием от стоянок автомобилей до стен жилого дома менее 10 метров.

Так же приказом Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ установлены нормируемые размеры площадок дворового благоустройства. Так, согласно таблице 39 «Нормативы градостроительного проектирования Краснодарского края» площадка для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста должна составлять 0,7*71=49,70 кв.м. В проектном предложении размещение детской площадки не предусмотрено.

Площадка для отдыха взрослого населения должна составлять 0,1*71=7,1 кв.м, согласно проектной документации площадка -3,52 кв.м.

Площадка для занятий физкультурой и спортом должна составлять 2*71 = 142 кв.м, согласно проектной документации площадка -22,24 кв.м.

Площадка для хозяйственных целей и выгула собак должна составлять 0,3*71=21,30 кв.м, согласно проектной документации площадка -9,6 кв.м.

Учитывая вышеизложенное, проектное предложение не соответствует требованиям Приказа Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Краснодарского края».

Таким образом, не представлен документ, предусмотренный подпунктом «б» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выполненный согласно статье 48 Градостроительного кодекса РФ в соответствии с требованиями постановления: Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

При рассмотрении представленного раздела «Архитектурные решения» установлено следующее.

Согласно Правилам землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утвержденных решением Городского Собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ высота здания, строения, сооружения - это расстояние по вертикали, измеренное от проектной отметки земли до наивысшей точки плоской крыши здания или до наивысшей точки конька скатной крыши здания, до наивысшей точки строения, сооружения.

Согласно информации раздела «Пояснительная записка» высота здания, указана - 21,91 м (л.д. 109).

Однако, при рассмотрении графической части раздела «Архитектурные решения» установлено, что высота реконструируемого объекта согласно фасадам А-Г, Г-А, 1-5 составляет - 23,42 м.

Разночтения и расхождения в разделах проектной документации недопустимы.

Учитывая вышеизложенное, не представлен документ, предусмотренный подпунктом «в» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выполненный согласно статье 48 Градостроительного кодекса РФ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О составе разделов проектной документации и требованиях, к их содержанию».

При рассмотрении представленного раздела «Проект организации строительства» установлено следующее.

В пункте «а» отсутствует характеристика района по месту расположения объекта капитального строительства и условий строительства, выполненная на основании информации технического отчета об инженерно-геологических изысканиях.

Некорректно выполнено обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов. Согласно СП ДД.ММ.ГГГГ-85* срок, строительства 3-х этажного монолитного жилого дома включая все этапы, составляет 8 месяцев (в проектной документации указан срок 1.8 месяцев). Отсутствует информация по разбору существующих конструкций с целью надстроя трёх этажей.

Кроме того, проектирование ведется за границами правомерного земельного участка, что противоречит статье 48 Градостроительного кодекса РФ.

Таким образом, не представлен документ, предусмотренный подпунктом «г» пункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, выполненный согласно статье 48 Градостроительного кодекса РФ в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

При рассмотрении представленного положительного заключения экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного ООО «ПроектСтройНадзор» установлено, что предметом рассмотрения экспертизы являлся иной объект, так как согласно информации проектной документации габариты проектируемого здания 12,8х19,0 м, а согласно положительному заключению экспертизы размер дом в осях 13,8 х 17,0 м. (л.д. 109)

Учитывая вышеизложенное, отсутствует документ, предусмотренный пунктом 4 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии с частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Учитывая изложенное, ФИО1, ФИО2 правомерно отказано в выдаче разрешения на реконструкцию объекта «Реконструкция многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на участке с кадастровым номером », следовательно, оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1, ФИО2 не имеется.

В соответствии с пп.2 п.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 291-294 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 к администрации муниципального образования городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края об оспаривании отказа в выдаче разрешения на реконструкцию отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Центральный районный суд г.Сочи в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 18 ноября 2021 года.

Судья:

В.А. Власенко

РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО

«СОГЛАСОВАНО»