Административное дело №2а-668/099-2021 года
УИД <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 июня 2021 года г.Курск
Курский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Иноземцева О.В.,
при секретаре Суминой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №5 по Курской области об оспаривании полученного налогового уведомления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России №5 по Курской области об оспаривании полученного налогового уведомления, в котором с учетом уточнений в порядке ст.46 КАС РФ в ходе судебного заседания, просит признать незаконным налоговое уведомление №<данные изъяты> года Межрайонной ИФНС России №5 по Курской области по земельному налогу за налоговый период 2019 года в части применения для расчета налога повышающего коэффициента 4 за следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и отменить его в этой части, мотивируя тем, что 26 сентября 2020 года она получила налоговое уведомление от 03.08.2020 года №<данные изъяты>, согласно которому начислен земельный налог за период 2019 года в размере <данные изъяты> рубля и транспортный налог за налоговый период 2019 года в размере <данные изъяты> рублей. Она не согласна с указанным налоговым уведомлением, так как указанное налоговое уведомление нарушает ее права и законные интересы. Ею был уплачен транспортный налог в полном объеме, земельный налог в полном объеме по ОКТМО <данные изъяты>. По уплате земельного налога по ОКТМО <данные изъяты> за земельные участки, расположенные по адресу: Курская область, Курский район, <данные изъяты>, полагает, что исчисление земельного налога носит противоправный характер и ущемляют права и законные интересы как налогоплательщика так и гражданина, а именно, согласно документам налогового органа, сумма начисленного налога составляет <данные изъяты> рубля, с учетом применения повышенного коэффициента 2, за налоговый период 2019 года. Однако, данные земельные участки имеют ограничения (обременения) виду установления охранной зоны магистрального газопровода и буферной зоны заповедника им.Алехина. Согласно письму ООО «Газпромтрансгаз Москва» от 24.01.2020 года №52-01/54 газопроводы-отводы введены в эксплуатацию в 1988 году (1963 год) и являются основными производственными объектами и зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов. Строительство на данных земельных участках запрещено. Согласно данным Росреестра сведения в отношении принадлежащих ей на праве собственности земельных участков передавались в Управление Федеральной налоговой службы по Курской области в полном объеме и сроки, предусмотренные п.4 ст.85 НК РФ, приказом Росреестра №п/0131, ФНС России №ММВ-7-6/187 от 03.04.2018 года. Сведения об ограничении (обременении) использования всех земельных участков внесены в Единый государственный реестр недвижимости 29.12.2017 года и 18.01.2018 года. Считает, что применения повышающего коэффициента к данным земельным участкам противоречит нормам как налогового, так и земельного законодательства, так как НК РФ позволяет применять повышающие коэффициенты при расчете налога за земельные участки в целях более эффективного землепользования, то есть за неиспользования земельного участка по назначению, однако с января 2018 года, зарегистрирована охранная зона особо охраняемого природного объекта «Охранная буферная) зона Центрально-Черноземного Государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина - участок «Стрелецкий». В ЕГРН содержится информация об ограничении прав на земельный участок. В уведомлении указано, что согласно п.II Положения об охранной зоне Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина, утвержденного решением исполкома Курского областного Совета народных депутатов от 17.11.1988 года №294 «О мерах по дальнейшему улучшению охраны и рациональному использованию территории и объектов Центрально-Черноземного государственного биосферного заповедника им. проф. В.В. Алехина в свете постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» на территории охранной (буферной) зоны запрещается всякая деятельность, которая может нарушить природные комплексы заповедника или угрожающая сохранению природных объектов, имеющих научную, эстетическую, историческую и культурную ценность, а именно: отвод земель под сооружение жилых, хозяйственных (животноводческих, складских, подсобных) помещений, всех видов технических и коммуникационных сооружений и иных объектов без предварительного согласования с заповедником и областным отделом строительства и архитектуры. Земельные участки, принадлежащие ей на праве собственности и общей долевой собственности, расположенные на территории Новопоселеновского сельсовета Курской области, вошли в границы зон с особыми условиями использования территории, разрешения на строительство не выдают, она, как собственник земельных участков ограничена в правах, и не использует земельные участки по назначению вследствие обстоятельств независящих от ее волеизъявления, следственно отсутствуют основания стимулировать ее как собственника земельных участков путем применения повышающих коэффициентов при исчислении земельного налога. Наличие объективных, законодательно установленных запретов на строительство, не позволяет ей возвести строения и зарегистрировать на них права в установленном порядке. Требование налогового органа с расчетом земельного налога с применением повышающего коэффициента 2 она расценивает, как обязанность оплачивать земельный налог за неосвоение земельного участка при отсутствии реальной возможности пользоваться им, в том числе возводить на нем жилые строения. Данные исчисления приводят к ухудшению ее положения как налогоплательщика и нарушают главный принцип поддержания доверия к закону и действиям государства, направленных на защиту налогоплательщика. Ею был уплачен земельный налог за 2019 года за указанные земельные участки 29.01.2021 года без применения повышающего коэффициента. 29 января 2021 года через личный кабинет налогоплательщика ею в ИФНС России по Курской области была подана жалоба (обращение зарегистрировано 29.01.2021 года за №л297зг) на оспаривание налогового уведомления, выданного административным ответчиком, в результате рассмотрения которой оспариваемое уведомление было оставлено в силе, а жалоба без удовлетворения (ответ №09-14/0432зг от 17.02.2021 года).
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставила. Воспользовалась правом на участие через представителя.
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности ФИО2 в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России №5 по Курской области, действующая на основании доверенности-Сухочева С.В. в судебном заседании считая, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать. Пояснила, что на основании сведений, поступивших в Инспекцию из регистрирующих органов, в собственности ФИО1 в 2019 году находилось 48 земельных участков. Таким образом, ФИО1 является налогоплательщиком земельного налога в соответствии со ст.388 НК РФ. В 2020 году на основании сведений, полученных от органов Росреестра по Курской области, Инспекцией был начислен налогоплательщику земельный налог за 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020 года в отношении 48 земельных участков в общей сумме <данные изъяты> руб., которые вошли в налоговое уведомление №<данные изъяты> года. В указанном налоговом уведомлении содержится подробный расчет земельного налога, начисленного налоговым органом ФИО1, в котором сказана кадастровая стоимость каждого земельного участка (налоговая база), налоговая ставка, количество месяцев владения, повышающие коэффициенты, размер налога по каждому земельному участку. В частности, по 16 земельным участкам Инспекцией применены повышающие коэффициенты 2 или 4. 29.01.2021 года ФИО1 обратилась в Инспекцию с обращением о разъяснении ей законности применения повышающего коэффициенты 2 или 4 к 9 земельным участкам, принадлежащим ей на праве собственности. Данное обращение было рассмотрено налоговым органом и 17.02.2021 года ФИО1 через личный кабинет был направлен мотивированный ответ на вышеуказанное обращение, согласно которому оснований для перерасчета земельного налога у Инспекции нет. В установленный законом срок, ответ от 17.02.2021 года, направленный ФИО1 инспекцией, согласно ст.139 НК РФ, обжалован в вышестоящий налоговый орган, суд общей юрисдикции не был, таким образом, налоговый орган считает, что ФИО3 согласилась с применением Инспекцией повышающего коэффициенты 2 или 4 к 9 земельным участкам (ОКТМО <данные изъяты>) указанным в налоговом уведомлении №<данные изъяты> года. Обязательства по уплате земельного налога за 2019 год по налоговому уведомлению №<данные изъяты> исполнено налогоплательщиком частично в сумме <данные изъяты> руб. согласно платежному поручению от 29.01.2021 года. Транспортный налог за 2019 год в сумме <данные изъяты> руб. ФИО3 уплачен в полном объеме 14.12.2020 года. Довод административного истца, изложенный в ходе судебного разбирательства о том, что к 9 земельным участкам с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположенным по адресу: Россия, Курская область, Курский район, <данные изъяты>) не может применяться повышающий коэффициент, поскольку, они имеют ограничения, налоговый орган считает несостоятельным. Согласно имеющихся у налогового органа сведений, земельные участки с вышеуказанными кадастровыми номерами являются собственностью ФИО1, внесены в ЕГРН, имеют свои границы, то есть с момента внесения в государственный кадастр недвижимости записи о нем она стала существовать как объект гражданских прав, и, следовательно, как объект налогообложения земельным налогом. Земельный налог является прямым имущественным налогом, то есть зависит от наличия имущественного права у налогоплательщика на определенный объект. Действующее налоговое законодательство не содержит положений, представляющих налогоплательщику возможность (право) не уплачивать земельный налог при наличии каких-либо ограничений (буферная зона, дорога общего пользования, магистраль газопровода). Относительно довода налогоплательщика о необходимости перерасчета земельного налога за земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> пояснила, что начисляя земельный налог с повышающими коэффициентами 2 и 4 за 2019 год, налоговый орган строго руководствовался нормами Налогового кодекса РФ, так как в отношении спорных земельных участков, к которым применены повышающие коэффициенты, в Инспекцию из регистрирующего органа поступили сведения о виде их разрешенного использования «Для иных видов жилой застройки» в 2019 году. Информация из регистрирующих органов поступает в налоговый орган в рамках взаимодействия, которое определяется соглашением о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы" утвержденным ФНС России, Росреестром 03.09.2010 года NММВ-27-11/9/37. Код разрешенного использования земельного участка указывается в соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 года N540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.09.2014 года №33995) с изменениями, внесенными приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2015 года N709 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.10.2015 года №39397). Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения классификатора видов разрешенного использования, признается действительным вне зависимости от его соответствия классификатору (ФЗ от 23.06.2014 года N171 -ФЗ). Вид разрешенного использования «Для иных видов жилой застройки» установлен в соответствии классификатором утвержденным Приказом Росреестра от 12.10.2011 года NП/389 «О Сборнике классификаторов, используемых Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в автоматизированных системах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости». Приказом ФНС России от 10.04.2017 года NММВ-7-21/302@ "Об утверждении формы, формата представления сведений о недвижимом имуществе, зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним и о владельцах недвижимого имущества, а также порядка заполнения формы и признании утратившими силу отдельных положений приказа Федеральной налоговой службы от 13.01.2011года NММВ-7-11/11@" предусмотрены коды использования земель. В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Учитывая вышеизложенное, Инспекцией при исчислении земельного налога за 2019 год к спорным земельным участкам применены повышающие коэффициенты к объектам земельной собственности в соответствии с их разрешенным использованием и отсутствием сведений в базе данных о регистрации объекта имущественной собственности (жилой дом, квартира) на данные участки. Согласно сведениям органов Росреестра, поступающим в Инспекцию в рамках ст.85 НК РФ, данные земельные участки и в настоящее время значатся с разрешенным использованием «Для иных видов жилой застройки». При несогласии налогоплательщика с представленными в налоговый орган сведениями ФИО1 вправе обратиться с письменным заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Курской области с целью внесения изменений в характеристики объекта.
Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области, будучи надлежащим образом извещены о дне, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явились, направили письменное мнение по делу, в котором просят рассмотреть дело без участия их представителя.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.3 ст.62 и ч.8 ст.226 КАС РФ в ходе рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд при проверке законности этих решения, действия (бездействия) не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и проверяет законность соответствующих решения, действия (бездействия) в полном объеме.
Исходя из ч.11 ст.226 КАС РФ, по административным делам об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, бремя доказывания законности оспариваемых решения, действия (бездействия) (в том числе наличие полномочий у органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); соблюдение порядка принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; наличие оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие соответствующее решение либо совершившие соответствующее действие (бездействие).
По смыслу п.п.1, 2 ст.227 КАС РФ суд принимает решение о признании оспариваемого решения органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями незаконным при одновременном наличии двух условий: противоречий их закону и нарушении прав и законных интересов административного истца.
Согласно п.п.1, 3 ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений ч.7 ст.1 Закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которыепрочно связаны с землей, то есть, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуальноопределенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно ст.137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность платить законно установленные налоги.
Согласно п.1 ст.3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
При администрировании имущественных налогов налоговые органы используют сведения о характеристиках объектов собственности и их владельцах, представленные регистрирующими органами (организациями, должностными лицами) в соответствии со ст.85 НК РФ (далее - регистрирующие органы).
В соответствии со ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Согласно ст.15 НК РФ земельный налог относится к местным налогам.
В соответствии с п.1 ст.387 НК РФ земельный налог устанавливается, настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п.1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения является земельный участок, расположенный в пределах муниципального образования.
В судебном заседании установлено, что в собственности ФИО1 в 2019 году находилось 48 земельных участков.
В 2020 году на основании сведений, полученных от органов Росреестра по Курской области, Межрайонной ИФНС России по Курской области налогоплательщику ФИО1 был начислен земельный налог за 2019 год по сроку уплаты 01.12.2020 года в отношении 48 земельных участков в общей сумме <данные изъяты> руб., которые вошли в налоговое уведомление №<данные изъяты> года, в котором содержится подробный расчет земельного налога, указана кадастровая стоимость каждого земельного участка (налоговая база), налоговая ставка, количество месяцев владения, повышающие коэффициенты, размер налога по каждому земельному участку, по 16 земельным участкам Инспекцией применены повышающие коэффициенты 2 или 4.
На обращение 29.01.2021 года ФИО1 в Инспекцию о разъяснении законности применения повышающего коэффициенты 2 или 4 к 9 земельным участкам принадлежащим ей на праве собственности, налоговым органом 17.02.2021 года ФИО1 через личный кабинет был направлен ответ, согласно которому оснований для перерасчета земельного налога не имеется.
В установленный законом срок, ответ Инспекции от 17.02.2021 года, направленный ФИО1, согласно ст.139 НК РФ, обжалован в вышестоящий налоговый орган, суд общей юрисдикции не был.
Согласно платежному поручению от 29.01.2021 года, обязательства по уплате земельного налога за 2019 год по налоговому уведомлению №<данные изъяты> исполнено ФИО1 частично в сумме <данные изъяты> руб. 00 коп., транспортный налог за 2019 год в сумме <данные изъяты> руб. 00 коп. уплачен в полном объеме 14.12.2020 года.
Земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> расположенные по адресу: Курская область, Курский район, <данные изъяты>, являются собственностью ФИО1, внесены в ЕГРН, имеют свои границы.
Согласно п. 15 ст. 396 НК РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуальною жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом, коэффициента 2 в к течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных, собственность физическими и юридическими лицами на условия, осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Действующее налоговое законодательство не содержит положений, представляющих налогоплательщику возможность (право) не уплачивать земельный налог при наличии каких-либо ограничений (буферная зона, дорога общего пользования, магистраль газопровода).
Начисляя земельный налог с повышающими коэффициентами 2 и 4 за 2019 год, Межрайонная ИФНС России №5 по Курской области руководствовалась нормами Налогового кодекса РФ, так как в отношении указанных земельных участков, к которым применены повышающие коэффициенты, в Инспекцию из регистрирующего органа поступили сведения о виде их разрешенного использования «Для иных видов жилой застройки» в 2019 году.
Инспекцией при исчислении земельного налога за 2019 год к указанным земельным участкам, принадлежащим ФИО1 применены повышающие коэффициенты к объектам земельной собственности в соответствии с их разрешенным использованием и отсутствием сведений в базе данных о регистрации объекта имущественной собственности (жилой дом, квартира) на данные участки.
В настоящее время, согласно сведениям Росреестра по Курской области, поступающим в Инспекцию в рамках ст.85 НК РФ, данные земельные участки значатся с разрешенным использованием «Для иных видов жилой застройки».
При несогласии с представленными в налоговый орган сведениями ФИО1, как собственник спорных земельных участков, вправе обратиться с письменным заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра, и картографии по Курской области с целью внесения изменений в характеристики объекта. Доказательств обращения административного истца с оспариваем указанных сведений и изменения их режима использования суду не представлены.
Исходя из установленных судом обстоятельств, в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не усматривает и считает необходимым в их удовлетворении отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной ИФНС России №5 по Курской области об оспаривании полученного налогового уведомления - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, которое будет принято 28 июня 2021 года.
Судья: О.В. Иноземцев