ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-668/19 от 03.10.2019 Исилькульского городского суда (Омская область)

Дело №2а-668/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Исилькульский городской суд Омской области в составе

председательствующего судьи Белобородовой Т.Г.,

при секретаре Быстрицкой Н.В., с участием прокурора Антоновой Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании в г.Исилькуль 3 октября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению и.о. Исилькульского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации Исилькульского муниципального района Омской области о признании бездействия незаконным, обязании принять меры, установленные ст. 238 ГК РФ, к прекращению права собственности ФИО на земельный участок

УСТАНОВИЛ:

И.о. Исилькульского межрайонного прокурора обратился с административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации к администрации Исилькульского муниципального района <адрес>, обоснование со ссылкой на ст. 62 Конституции РФ, ст. 11, 15, 72 Земельного кодекса РФ, Указ Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства, в результате которой установлено, что Исилькульский муниципальный район входит в перечень приграничных территории, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 55:06:ДД.ММ.ГГГГ:20, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации ОМВД России по <адрес> паспорт гражданина РФ на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения уничтожен ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> в <адрес> в связи с прекращением гражданства Российской Федерации. По сведениям администрации Каскатского сельского поселения ФИО с 2013 года в <адрес> по адресу <адрес>, не проживает. <адрес> в рамках осуществления муниципального земельного контроля меры к прекращению права собственности ФИО, не являющегося гражданином Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не приняты. Бездействие администрации, как исполнительного органа местного самоуправления, напрямую затрагивает публичные интересы Российской Федерации, поскольку нарушены ограничения для лиц, не имеющих гражданство РФ иметь в собственности земельные участки, расположенные на приграничных территориях. В связи с чем, просил признать бездействие администрации Исилькульского муниципального района <адрес> по осуществлению полномочий по прекращению права собственности ФИО, не являющегося гражданином РФ, на земельный участок с кадастровым номером 55:06:09.0402:20, незаконным. Обязать администрацию Исилькульского муниципального района <адрес> принять меры, установленные ст. 238 ГК РФ, к прекращению права собственности ФИО на земельный участок с кадастровым номером 55:06:090402:20.

В судебном заседании представитель административного истца, помощник прокурора Антонова Е.В., заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика – администрации Исилькульского муниципального района Омской области Тарасов С.М. указал о частичном согласии с заявленными административными требованиями, указав, что бездействия администрации не было, поскольку информация о том, что ФИО не имеет гражданства РФ, а также имеет в собственности земельный участок в администрацию не поступала, о данном факте стало известно из требования прокуратуры. Информации о смене гражданства ФИО из паспортного стола, Россреестра, Каскатского сельского поселения в администрацию не поступала. Кроме того, согласно утвержденного порядка осуществления муниципального земельного контроля проверки граждан проводятся на основании правового акта руководителя уполномоченного органа о проведении проверки, в случаях выявления признаков нарушения земельного законодательства муниципальными земельными инспекторами при осуществлении обследования земельных участков на территории <адрес>, а также поступления информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, обращений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о фактах нарушения земельного законодательства на территории <адрес>.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании, разъяснив порядок проведения муниципального земельного контроля администрацией Исилькульского муниципального района <адрес>, сообщил, что информация в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО в администрацию не поступала.

Свидетель Свидетель №1 в судебном заседании показал, что о том, что ФИО принадлежит на праве собственности земельный участок в <адрес>, а также, что он не является гражданином России известно не было, известно было, что ФИО выехал на постоянное место жительство в Казахстан. Поскольку данная информация была не известна, никакой информации в администрацию района не направлялось. На указанном земельном участке стоит дом, имеются хозяйственные постройки, после выезда ФИО в доме проживали люди, дом и земельный участок не заброшены, находятся в нормальном состоянии, в данном доме никто не проживает год.

Исследовав доказательства по делу с учетом заявленных требований и доводов сторон, суд приходит к следующему.

Частью 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Согласно п. 20 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ –ОЗ «О закреплении вопросов муниципального района относится осуществление муниципального земельного контроля в границах поселений, входящих в состав <адрес>.

Статьей 72 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 26 утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. В указанный перечень включено муниципальное образование Исилькульский район Омской области.

Земельные участки, расположенные на приграничных территориях, входящих в утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 9 января 2011 года N 26 Перечень, и находящиеся на праве собственности у иностранных граждан, должны быть отчуждены в установленном Российским законодательством порядке.

Статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 55:06:ДД.ММ.ГГГГ:20, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дата государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 12-15)

При этом на указанном земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который в соответствии с требованиями законодательства не оформлено, согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ, строению присвоен инвентарный . (л.д. 6-7)

Из информации ОМВД России по <адрес> паспорт гражданина РФ на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения уничтожен ДД.ММ.ГГГГ ОУФМС России по <адрес> в <адрес> в связи с прекращением гражданства Российской Федерации. (л.д. 17-19)

По сведениям администрации Каскатского сельского поселения ФИО в <адрес> по адресу <адрес>, не проживает, выехал на постоянное место жительство в Казахстан, по данному адресу проживал ФИО9 С ДД.ММ.ГГГГ проживал ФИО10 (л.д. 20-23)

Постановлением администрации Исилькульского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории сельских поселений <адрес>. Пунктом 34 указанного порядка предусмотрено, что проверки граждан проводятся на основании правового акта руководителя уполномоченного органа о проведении проверки, в случаях выявления признаков нарушения земельного законодательства муниципальными земельными инспекторами при осуществлении обследования земельных участков на территории <адрес>, а также поступления информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, обращений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан о фактах нарушения земельного законодательства на территории <адрес>.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

В данном случае наличие совокупности обязательных вышеприведенных условий не установлено.

Исследованными в ходе судебного заседания доказательствами подтверждается, что ни законами, ни местными нормативными актами не предусмотрена обязанность администрации Исилькульского муниципального района <адрес> по осуществлению полномочий по прекращению права собственности на земельный участок, принадлежащий гражданам, не являющимися гражданами РФ. Указывая на бездействие администрации района, истец ссылается на отсутствие осуществления муниципального контроля, при этом утвержденным порядком, разработанным на основании Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории <адрес>» следует, что проверки проводятся в указанных случаях при выявлении признаков и поступлении информации, однако как полномочий, так и обязанностей по прекращению права собственности на земельные участки, нормативные акты не предусматривают. В судебном заседании подтверждено, что до момента направления требования ДД.ММ.ГГГГ Исилькульской межрайонной прокуратурой, администрация района не располагала информацией о наличии земельного участка в собственности гражданина ФИО, который не является гражданином России. Указанные обстоятельства также подтверждены главой Касткатского сельского поселения, на территории которого находится спорный земельный участок, который также указал, что и не располагал информацией о том, что данный земельный участок находится в собственности ФИО, и последний не является гражданином РФ.

Таким образом, в судебном заседании не подтверждено бездействия администрации Исилькульского муниципального района по осуществлению полномочий по прекращению права собственности ФИО на земельный участок.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела подтверждается, что на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию <адрес>5 от ДД.ММ.ГГГГФИО вступил в права наследования на земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 55::20, право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ на основании документов представленных представителем ФИОФИО11, при этом из копии регистрационного дела следует, что ФИОДД.ММ.ГГГГ выдана доверенности на имя ФИО11 на представление интересов, а также о продаже по цене и на условиях по своему усмотрению принадлежащих земельного участка и жилого дома по адресу <адрес>.

Кроме того, суд учитывает, что на данном земельном участке, расположен жилой дом, из информации, а также пояснений главы Каскатского сельского поселения следует, что жилой дом и земельный участок в нормальном состоянии, после выезда ФИО в данном доме проживали люди.

Статьей 238 ГК РФ, на которую ссылается административный истец, указывая об обязании администрации по принятию мер к прекращению право собственности на земельный участок, не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры к прекращению права собственности. Указанной статьей предусмотрена обязанность лица обладающего правом собственности отчуждения спорного имущества, а также порядок реализации имущества по решению суда.

С учетом исследованных доказательств, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления, считает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления и.о. Исилькульского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации к администрации Исилькульского муниципального района Омской области о признании бездействия по осуществлению полномочий по прекращению права собственности ФИО, не являющегося гражданином РФ, на земельный участок с кадастровым номером 55:06:20, незаконным, обязаниии принять меры, установленные ст. 238 ГК РФ, к прекращению права собственности ФИО на земельный участок с кадастровым номером 55:06:090402:20, отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме.

Судья Т.Г. Белобородова

Мотивированное решение изготовлено 04.10.2019 г.