ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-668/19 от 28.06.2019 Благовещенского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-668/2019

03RS0033-01-2019-000734-98

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2019 года г. Благовещенск

Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Гариповой С.И.,

рассмотрев в упрощенном порядке административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан к Администрации сельского поселения Тугайский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства при осуществлении муниципального контроля,

УСТАНОВИЛ:

Благовещенский межрайонный прокурор РБ обратился в суд с вышеприведенным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Тугайский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ, выраженное в неразработке и неразмещении в открытом доступе программы профилактики нарушений в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2019 год. Обязать администрацию сельского поселения Тугайский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ разработать и разместить в открытом доступе программу профилактики нарушений в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2019 год.

В обоснование требований административный истец указал, что 28.01.2019г. в целях оперативного выявления нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности проведен мониторинг официальных сайтов органов власти, в том числе в сфере организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в деятельности администрации сельского поселения Тугайский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ. Выявлено, что административным ответчиком не организованы мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, соответствующая программа профилактики нарушений на текущий год не утверждена и не опубликована на официальном сайте. По результатам проверки 22.03.2019г. в адрес главы сельского поселения внесено представление с требованием незамедлительно устранить выявленные нарушения федерального закона, которое не было рассмотрено в установленном законом порядке.

Административный ответчик администрация сельского поселения Тугайский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ письменных возражений на административный иск в суд не представил.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 « 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

В соответствии с ч.1 ст.8.2 Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля осуществляют мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, в соответствии с ежегодно утверждаемыми ими программами профилактики нарушений.

Судом установлено, что 28.01.2019г. в целях оперативного выявления нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности проведен мониторинг официальных сайтов органов власти, в том числе в сфере организации и проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований в деятельности администрации сельского поселения Тугайский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ.

Выявлено, что административным ответчиком не организованы мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, соответствующая программа профилактики нарушений на текущий год не утверждена и не опубликована на официальном сайте.

Статьей 6 Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон №8-ФЗ) определены способы обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, одним из которых является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 8-ФЗ, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информации может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

На основании п. п. «а» п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона № 8-ФЗ, информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая ими в сети Интернет, в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общий перечень информации, которую органы местного самоуправления обязаны разместить в сети Интернет на официальном сайте, указан в статье 13 Закона №8-ФЗ.

При этом согласно ч. 3 ст. 13 Закона № 8-ФЗ состав информации (объем информации), размещаемой государственными органами, органами местного самоуправления в сети Интернет, определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными ст. 14 Закона №8-ФЗ.

Из ч. 7 ст. 14 Закона № 8-ФЗ следует, что перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.

В соответствии с положениями ч. 8 ст. 14 Закона № 8-ФЗ при утверждении перечней информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информации своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.

Согласно ст. 10 Закона № 8-ФЗ, в случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

Установлено, что по результатам проверки 22.03.2019г. в адрес главы сельского поселения внесено представление с требованием незамедлительно устранить выявленные нарушения федерального закона.

Невыполнением требований законодательства о размещении информации в открытом доступе программы профилактики нарушений в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2019 год, нарушены права и свободы неопределенного круга лиц, в том числе населения сельского поселения Тугайский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ, субъектов предпринимательской деятельности на получение достоверной информации о деятельности администрации сельского поселения, а также нарушен принцип гласности, публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления.

Указанные нарушения законов могут быть устранены путем использования прокурором своих полномочий по судебной защите нарушенных прав, поскольку допущенными нарушениями закона затрагиваются не только интересы неопределенного круга лиц, но и интересы муниципального образования.

Интересы муниципального образования - это обеспечение реализации полномочий органов местного самоуправления при решении местных вопросов, отнесенных к компетенции сельского поселения.

Доказательств, опровергающих доводы прокурора, административным ответчиком не представлены.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан к Администрации сельского поселения Тугайский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства при осуществлении муниципального контроля, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Тугайский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан, выраженное в неразработке и неразмещении в открытом доступе программы профилактики нарушений в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2019 год.

Обязать администрацию сельского поселения Тугайский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан разработать и разместить в открытом доступе программу профилактики нарушений в целях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, на 2019 год.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: С.И. Гарипова