Дело № 2а-830/2018 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2018 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Галкиной Н.А.,
при секретаре Смирновой В.Н.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области ФИО3,
представителя административного ответчика Администрации Новгородского муниципального района ФИО4,
представителя заинтересованного лица Правительства Новгородской области ФИО5,
представителя заинтересованного лица АО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» ФИО6,
представителя заинтересованного лица АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» ФИО7,
представителя заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Новгородского муниципального района, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по внесению в единый государственный реестр недвижимости сведений о границах зон с особыми условиями использования территории, ограничениях (обременениях), установленных в отношении земельного участка с кадастровым номером №
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Администрации Новгородского муниципального района (далее – Администрация), указав, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Через данный земельный участок проходит газопровод. В соответствии с Генеральным планом Трубичинского сельского поселения, утвержденным решением Думы Новгородского муниципального района от 27.05.2016 №100, обозначенный земельный участок находится в охранной зоне и санитарно-защитной зоне. В соответствии с решением Думы Новгородского муниципального района от 25.08.2017 №220 «О внесении изменений в правила землепользования и застройки Трубичинского сельского поселения» земельный участок находится в санитарно-защитной зоне. При этом в ЕГРН отсутствуют сведения об объектах недвижимости, расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером №, а также отсутствуют сведения об ограничениях (обременениях) прав на земельный участок, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 09.08.2017 года. В нарушение ст. 56 ЗК РФ, п.2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Администрация не обратилась в Управление Росреестра по Новгородской области с заявлением о государственной регистрации ограничений (обременений) в отношении земельного участка с кадастровым номером №. Такое бездействие нарушает права ФИО1 на получение достоверной информации о принадлежащем ему земельном участке.
С учетом увеличенных исковых требований, ФИО1 просит:
признать незаконным бездействие Администрации Новгородского муниципального района, выразившееся в непредставлении в течение пяти дней со дня принятия Думой Новгородского муниципального района решений от 27.05.2016 №100 и 25.08.2017 №220 в Управление Росреестра по Новгородской области сведений о наличии ограничений (обременений) на земельный участок с кадастровым номером №;
признать незаконным бездействие Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области, выразившееся в непринятии мер по внесению в ЕГРН сведений об утверждении границ зон с особыми условиями использования территории, государственной регистрации ограничений (обременений) на земельный участок с кадастровым номером №
обязать Администрацию Новгородского муниципального района и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области принять меры по внесению в ЕГРН сведений об ограничениях (обременениях) прав на земельный участок с кадастровым номером № а именно: основаниях установления ограничений (обременений); лице, в пользу которого установлены ограничения (обременения); кадастровых номерах объектов недвижимости, расположенных в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №.
Определением суда от 29.12.2017 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Администрация Трубичинского сельского поселения, Управление Росреестра по Новгородской области, ФГБУ «ФКП Росреестра», ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».
Определением суда от 15.02.2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Правительство Новгородской области.
Определениями суда от 05.03.2018 года произведена замена ненадлежащего административного ответчика Правительства Новгородской области на административного ответчика Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области. Правительство Новгородской области и ООО «Газпром газораспределение Великий Новгорода» привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.
Представители заинтересованных лиц Управления Росреестра по Новгородской области, Администрации Трубичинского сельского поселения, ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург», ООО «Газпром газораспределение Великий Новгород» в суд не явились, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании административный истец ФИО1, представитель административного истца ФИО2 требования поддержали по изложенным в административном иске основаниям.
Представители административных ответчиков Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области ФИО3, Администрации Новгородского муниципального района ФИО4 возражали против удовлетворения ли истца отсутствует.
Представители заинтересованных лиц Правительства Новгородской области ФИО9, АО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» ФИО6, АО «Газпром газораспределение Великий Новгород» ФИО7, ФГБУ «ФКП Росреестра» ФИО8 разрешение спора оставили на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) должностного лица, государственного служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 указанного Закона, к вопросам местного значения, в том числе, отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Согласно п. 3.34 Положения о министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области, утвержденного постановление Администрации Новгородской области от 23.01.2009 N 9 Министерство в соответствии с возложенными на него задачами обеспечивает исполнение установленных федеральным и областным законодательством полномочий, в том числе: утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей (п. 3.34 введен Постановлением Правительства Новгородской области от 22.01.2015 № 18).
Согласно п. 1 ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу ч. 3 ст. 56 ЗК РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.
Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч. 6 ст. 56 ЗК РФ).
Согласно п.2 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником земельного участка площадью 32 667 м.кв. с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. Категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования.
Обозначенный земельный участок принадлежат ФИО1 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 24.12.2008, реестр. №, выданного нотариусом Великого Новгорода и Новгородского района ФИО10, а также договора купли-продажи земельного участка от 27.11.2012.
Земельный участок с кадастровым номером № образован путем выдела доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью 12 407 028 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>».
Границы земельного участка с кадастровым номером № установлены на основании заявления ФИО1 о постановке на государственный кадастровый учет от 25.12.2012 № и межевого плана от 24.12.2012.
В соответствии с Генеральным планом Трубичинского сельского поселения, утвержденным решением Думы Новгородского муниципального района от 27.05.2016 №100 принадлежащий ФИО1 земельный участок расположен за границами населенного пункта, в охранной зоне и санитарно-защитной зоне.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Трубичинского сельского поселения, утвержденными решением Думы Новгородского муниципального района от 25.08.2017 №220, земельный участок с кадастровым номером № расположен в санитарно-защитной зоне. В ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером № содержатся сведения о наличии ограничений прав на земельный участок, о площади и характерных точках границ частей данного земельного участка, в отношении которых установлены ограничения:
№ – дата внесения в ГКН 19.03.2015, площадь – 7 265 м.кв., учетный номер зоны или территории – №, ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56, 56.1 ЗК РФ (охранная зона трубопровода «Азот» Великий Новгород АО «Акрон»);
№ – дата внесения в ГКН 20.10.2015, площадь – 17 810 м.кв., учетный номер зоны или территории – №, ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56, 56.1 ЗК РФ (режим использования установлен Постановлением Госстроя СССР от 30.03.1985 №30);
№ – дата внесения в ГКН 02.11.2015, площадь – 6 385 м.кв., учетный номер зоны или территории – № ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56, 56.1 ЗК РФ (режим использования (содержание ограничений использования) установлен п. 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 №9, Приказом Минэнерго России от 29.04.1992).
В ЕГРН содержатся сведения о вышеуказанных зонах с особыми условиями использования территории:
№ – вид объекта: охранная зона инженерных коммуникаций, вид (наименование) объекта – охранная зона магистрального трубопровода «Азот» Великий Новгород АО «Акрон», дата постановки на учет – 03.12.2014, сведения о зоне внесены на основании карты (плана) охранной зоны трубопровода от 24.11.2014 №9-0/305;
№ – вид объекта: охранная зона инженерных коммуникаций, вид (наименование) объекта – зоны минимальных расстояний газопровода-отвода к ГРС Новгородского химкомбината и ГРС в границах Новгородского района Новгородской области, дата постановки на учет – 19.08.2014. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.03.2006 серии № газопровод-отвод к газораспределительной станции ГРС Новгородского химкомбината, протяженностью 0,7 км., принадлежит на праве собственности ПАО «Газпром»;
№ – вид объекта: охранная зона инженерных коммуникаций, вид (наименование) объекта – газопровод-отвод к ГРС Новгородского химкомбината и ГРС в границах Новгородского района Новгородской области, дата постановки на учет – 04.10.2013. Сведения о зоне внесены на основании карты (плана) охранной зоны газопровода-отвода от 10.09.2013 №.
Также в ЕГРН содержатся сведения о следующих объектах недвижимого имущества, расположенных в обозначенных зонах с особыми условиями использования территории:
нежилое здание ГРС с кадастровым номером № площадью 82 кв.м., 1 этаж, год ввода в эксплуатацию - 1974, расположенное по адресу<адрес>, инвентарный №, дата постановки на учете – 22.06.2012. Сведения о данном объекте недвижимости внесены в ГКН в соответствии с государственным контрактом от 26.12.2011 №Д на основании данных организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации. Собственником данного объекта является ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург»;
газопровод-отвод к ГРС Новгородского химкомбината с кадастровым номером №, протяженностью 700 м., год ввода в эксплуатацию – 1974, расположенный по адресу: <адрес> км. магистрального газопровода <адрес> ГРС Новгородского химкомбината от 632,9 км. магистрального газопровода <адрес> до ГРС Новгородского химкомбината. Инвентарный номер – 35-51. Дата постановки на учет – 22.06.2012. Сведения о данном объекте недвижимости внесены в ГКН в соответствии с государственным контрактом от 26.12.2011 №178Д на основании данных по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации. Собственником данного объекта является ОАО «Газпром».
На основании договора аренды имущества от 30.11.2017 №-Д-19/18, заключенного между ПАО «Газпром» (арендодатель) и ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» газопровод-отвод к ГРС Новгородского химкомбината передан арендодателем во владение и пользование арендатору;
трубопровод «Азот» длиной 22 550 м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>». Дата постановки на учете – 17.10.2011. Сведения о данном объекте недвижимости внесены в ГКН на основании приказа ООО «Жилстройинвест» от 08.10.2011 «18, передаточного акта от 09.10.2011. Собственником данного объекта является ООО «Газпром газораспределение Великий Новгород».
Таким образом, из материалов дела усматривается, что ЕГРН содержит сведения о зонах с особыми условиями использования территории, в которых расположен земельный участок с кадастровым номером № сведения о наличии ограничений (обременений) в отношении данного земельного участка, а также сведения о площади и характерных точках границ частей данного земельного участка, в отношении которых установлены ограничения (обременения).
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственной кадастре недвижимости» (в редакции, действующей на дату установления вышеуказанных охранных зон) в государственный кадастр недвижимости вносились следующие сведения о зонах с особыми условиями использования: описание местоположения границ зон, наименование органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решение об установлении или изменении зон, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ (в ред. до 01.01.2017) на органы государственной власти и органы местного самоуправления возлагалась обязанность в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется зона, либо отменяется установление зоны, представлять в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в ГКН сведения.
Внесенные в ГКН сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий, приобретали характер кадастровых сведений (ч. 12 ст. 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственной кадастре недвижимости»).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве» зоны с особыми условиями использования территорий являлись объектами землеустройства.
Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, установлен приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 №.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. до 01.01.2017) сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение) включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения).
Внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права.
Исходя из положений Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» внесение сведений о зоне в кадастр не является основанием для осуществления государственного кадастрового учета частей земельных участков, входящих в границы такой зоны.
Государственный кадастровый учет частей земельных участков может быть осуществлен в соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» (в ред. до 01.01.2017) на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, при условии наличия в указанных документах необходимых сведений об образуемых частях земельных участков, либо в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» на основании заявлений о государственном кадастровом учете частей земельных участков и необходимых для такого учета документов, предусмотренных ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Порядок установления охранных зон магистральных трубопроводов установлен Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29.04.1992 и Постановлением Росгортехнадзора России от 22.04.1992 №9.
Анализ указанных положений законодательства позволяет сделать вывод о том, что для внесения в ГКН сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, в частности охранных зон магистральных трубопроводов, не требуется принятия соответствующего решения федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В данном случае основанием для внесения в ГКН сведений о зоне с особыми условиями использования территории является нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида и документы, описывающие местоположение границы соответствующей зоны.
Сведения о зонах вносятся в ГКН в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 №618.
Сведения о зоне с особыми условиями использования представляются в форме выписки о зоне с особыми условиями использования территорий в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 №378.
Сведения о включении земельного участка в границы зоны могу быть предоставлены в виде кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке с указанием в строке «16» раздела В.1 кадастрового паспорта либо в строке «16» раздела КВ.1 кадастровой выписки.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29.04.1992 и Постановлением Росгортехнадзора России от 22.04.1992 №9, предусмотрено установление охранных зон для исключения возможности повреждения трубопроводов.
В силу п.7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, здания и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 №1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений».
Пунктом 40 указанного Перечня предусмотрено, что применению на обязательной основе подлежит, в том числе п.3.8 СНиП 2.05.06-85*, регламентирующий минимально допустимые расстояния от оси трубопровода до объектов, зданий, сооружений.
Согласно п. 4.2, 4.3 Правил охраны магистральных трубопроводов земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил. В охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов либо привести к их повреждению.
Установленные на федеральном уровне ограничения использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков направлены не только на обеспечение сохранности системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан.
Применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ требования о признании незаконным бездействия подлежат удовлетворению в том случае, если суд признает, что оспариваемое бездействие не соответствует нормативным правовым актам и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца. Данной совокупности в рассматриваемом деле не имеется.
Кроме того, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока, предусмотренного ч. 3 ст. 219 КАС РФ для обращения в суд с настоящим административным иском.
Из объяснений ФИО1 следует, что о нарушении права на получение достоверной информации о земельном участке с кадастровым номером № ему стало известно в октябре 2017 года при получении письма Администрации от 20.10.2017 №И-8305, в котором содержались сведения о нахождении земельного участка в охранной и санитарно-защитной зонах.
Данный довод суд находит несостоятельным, поскольку с момента приобретения прав на земельный участок ФИО1 должен был обладать общедоступной информацией о нахождении принадлежащего ему земельного участка в зонах с особыми условиями использовании территории и связанными с этими зонами ограничениями прав на земельный участок.
В суд с административным иском ФИО1 обратился 14.12.2017 года. Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока, установленного ч. 3 ст. 219 КАС РФ, суду не предоставлено.
В связи с изложенным, в удовлетворении административного иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск ФИО1 оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.А. Галкина
Мотивированное решение составлено: 26 марта 2018 года.