ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-669/2021 от 28.07.2021 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

№2а-669/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Северобайкальского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Ангаро-Байкальскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным решения органа государственной власти,

Установил:

Северобайкальский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц просит признать незаконным согласование условий водопользования Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - реки <данные изъяты>, на расстоянии <данные изъяты> от устья реки, в целях сброса сточных вод индивидуальному предпринимателю ФИО1

В обоснование заявленного требования указывая, что ДД.ММ.ГГГГ Ангаро-Байкальским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству по результатам рассмотрения проекта решения о предоставлении в пользование <данные изъяты>, на расстоянии <данные изъяты> от устья реки, в целях сброса сточных вод ИП ФИО1, согласованы условия водопользования.Указанное согласование условий водопользования явилось одним из оснований принятия решения Министерством природных ресурсов Республики Бурятия о предоставлении водного объекта от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 (ОГРИП 309031704000024) для сброса сточных вод предоставлен водный объект - <данные изъяты>, расположенный в бассейнах малых и средних притоков средней и северной части озера Байкал, в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия. В соответствии с согласованием условий водопользования и вышеуказанного решения Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, сброс сточных вод осуществляется в точке географических координат <данные изъяты> на расстоянии <данные изъяты> от устья реки. Между тем, в данной точке координат водный объект отсутствует, а указанный водный объект в решение о его предоставлении в пользование - <данные изъяты> для сброса сточных вод из гостинично-ванного корпуса находится в <данные изъяты> от нее. Данный вывод подтверждается информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, в соответствии с которой в результате сопоставления точки с координатами <данные изъяты> со сведениями Дежурной справочной карты Республики Бурятии масштаба 1:100000 (состояние местности на 2003 г.), установлено, что в месте сброса сточных вод ИП ФИО1 отсутствуют водные объекты. Расстояние от места сброса сточных вод ИП ФИО1 до протоки без наименования реки <данные изъяты> составляет около <данные изъяты> (Ситуационный план).

В судебном заседании и.о. прокурора Денисова Н.В. административные исковые требования поддержала, пояснила, что Северобайкальской межрайонной природоохранной прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законов в области охраны окружающей среды и природопользования в деятельности Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству установлены нарушения при осуществлении полномочий по согласованию условий водопользования. В нарушение требований закона ответчиком согласованы условия водопользования <данные изъяты>, на расстоянии <данные изъяты> от устья реки, в целях сброса сточных вод ИП ФИО1 Просила административный иск удовлетворить.

Представитель Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству по доверенности ФИО2 не возражал против удовлетворения заявленного требования, подтвердил, что согласование было дано с нарушением, административные исковые требования признают в полном объеме.

Заинтересованное лицо ИП ФИО1 также возражал против удовлетворения административного иска, указывая, что с его стороны были представлены все необходимые документы. С его стороны никаких нарушений не имеется.

Представитель Республиканского агентства лесного хозяйства РБ просил о рассмотрении дела без их участия, Межрегиональное Управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской территории, Министерство природных ресурсов извещенные о месте и времени судебного заседания не явились, суд учитывая мнение участников процесса, считает возможным рассмотрение дела.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования носят законный характер, подлежат удовлетворению и соответствуют статье 39 Кодекса административного судопроизводства (далее- КАС РФ), поскольку прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, законных интересов РФ, неопределенного круга лиц.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

В силу ст. 35 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» пользование животным миром осуществляется в комплексе с системой мер по охране и воспроизводству объектов животного мира, сохранению среды их обитания.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Указанная деятельность, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Ангаро-Байкальским территориальным Управлением Федерального агентства по рыболовству по результатам рассмотрения проекта решения о предоставлении в пользование <данные изъяты>, на расстоянии <данные изъяты> от устья реки, в целях сброса сточных вод ИП ФИО1, согласованы условия водопользования.

Согласование условий водопользования явилось одним из оснований принятия решения Министерством природных ресурсов Республики Бурятия о предоставлении водного объекта от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 (ОГРИП 309031704000024) для сброса сточных вод предоставлен водный объект - <данные изъяты>, расположенный в бассейнах малых и средних притоков средней и северной части озера Байкал, в Северо-Байкальском районе Республики Бурятия.

В соответствии с согласованием условий водопользования сброс сточных вод осуществляется в точке географических координат <данные изъяты> на расстоянии <данные изъяты> от устья реки.

Как установлено в судебном заседании, в данной точке координат водный объект отсутствует, а указанный водный объект в решение о его предоставлении в пользование - <данные изъяты> для сброса сточных вод из гостинично-ванного корпуса находится в <данные изъяты> от нее.

Данный вывод подтверждается информацией Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, в соответствии с которой в результате сопоставления точки с координатами <данные изъяты> со сведениями Дежурной справочной карты Республики Бурятии масштаба 1:100000 (состояние местности на 2003 г.), установлено, что в месте сброса сточных вод ИП ФИО1 отсутствуют водные объекты. Расстояние от места сброса сточных вод ИП ФИО1 до протоки без наименования реки <данные изъяты> составляет около <данные изъяты> (Ситуационный план).

Таким образом, ИП ФИО1 при эксплуатации гостинично-ванного корпуса для сброса сточных вод используется не река <данные изъяты>, относящейся к водотокам второй рыбохозяйственной категории, а иной природный компонент, в силу чего согласование условий водопользования, является незаконным.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду (ст. 3 Закона об охране окружающей среды).

Согласно ст. 39 Закона об охране окружающей среды, эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Результатом незаконного сброса сточных вод на рельеф местности является загрязнение почвы, лесных участков, иных природных объектов, что негативным образом сказывается на состоянии окружающей среды, в связи с чем природоохранный прокурор обратился с иском в суд за защитой интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, выраженных в обеспечении сохранения природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Источник «Солнечный» («Гоуджекит») расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории.

В силу положений ст. 5 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития.

Административным ответчиком в нарушение требований Положения об Ангаро-Байкальском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.09.2013г. №683 согласовано водопользование водным объектом рыбохозяйственного значения - <данные изъяты>, при этом, расстояние от места сброса сточных вод до <данные изъяты> на расстоянии около <данные изъяты>, таким образом, по существу согласование дано на иной природный компонент.

Принимая во внимание, что незаконным согласованием условий водопользования нарушаются интересы Российской Федерации, как собственника лесного участка, а также интересы неопределенного круга лиц, конституционное право которых на благоприятную окружающую среду закреплено статьей 42 Конституции РФ, принимая во внимание признание административным ответчиком заявленных требований, суд находит административные исковые требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным согласование условий водопользования Ангаро-Байкальского территориального управления Федерального агентства по рыболовству - реки <данные изъяты>, на расстоянии <данные изъяты> от устья реки, в целях сброса сточных вод индивидуальному предпринимателю ФИО1

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 30.07.2021года.

Судья Н.Г. Рабдаева

УИД 04RS0020-01-2021-001637-25