Дело № 2а-66/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 апреля 2018 года г.Малоархангельск
Малоархангельский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Беликовой И.А.,
рассмотрев в упрощенном порядке, административное дело по административному исковому заявлению прокурора Малоархангельского района Орловской области в интересах муниципального образования администрации Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района Орловской области к администрации Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района Орловской области о признании незаконным бездействия администрации Подгородненского сельского поселения, выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, возложении на администрацию Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района обязанности постановки на учет бесхозяйного имущества,
у с т а н о в и л:
прокурор Малоархангельского района Орловской области обратился в Малоархангельский районный суд Орловской области с вышеназванным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований указано, что по заданию прокуратуры области от 05.03.2018 за № 7-22-2018 прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства при использовании объектов муниципальной собственности распоряжения ими в деятельности администрации Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района Орловской области.
В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района Орловской области в <адрес> имеется бесхозяйный объект-мастерская, на который, до настоящего времени, не оформлено право муниципальной собственности.
Данный объект собственника не имеет, на балансе администрации Подгородненского сельского поселения и на кадастровом учете не состоит, не обслуживается, не ремонтируется в течение многих лет, в результате чего происходят поломки и разрушения.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, просят признать незаконным бездействие администрации Подгородненского сельского поселения, выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, возложить на администрацию Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района обязанность обратиться в межмуниципальный отдел по Малоархангельскому, Глазуновскому и Колпнянскому районам Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества-мастерская, расположенного в д.<адрес> в течение 2-х месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Возражений от сторон по упрощенному порядку рассмотрения дела, не поступило.
Исследовав письменные материалы административного дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Часть 3 ст. 35 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено право прокурора в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства.
В материалы дела представлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ прокуратуры <адрес> в адрес прокуроров районных и межрайонных с целью организации проверки в отношении бесхозяйных объектов недвижимости.
По данному письму прокуратурой Малоархангельского района Орловской области была проведена проверка администрации Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района, в результате которой установлено бездействие в отношении постановки на учет бесхозяйного имущества, выразившееся в следующем.
Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу части 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйная вещь - это вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Орловской области, мастерская, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре федерального имущества не значится.
Из письма, представленного отделом по управлению муниципальным имуществом и землеустройству администрации Малоархангельского района Орловской области, следует, что мастерская, расположенная по адресу: <адрес> в реестре объектов муниципальной собственности муниципального образования Малоархангельский район, не числится.
Из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области следует, что мастерская, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре государственной собственности Орловской области не значатся.
В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", вступившим в силу с 01 января 2017 года).
В силу п.3 Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
Пункт п.5 Порядка предусматривает, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Следовательно, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
В соответствии с ч. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ.
Согласно части 1 статьи 14 и части 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, к которому прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные Законом N 218-ФЗ и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 7 части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с п.3, 4.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Из реестра муниципального имущества администрации Подгородненского сельского поселения следует, что мастерская, Российская Федерации, <адрес>, значится как бесхозяйный объект недвижимости.
Заявленный в административном иске объект недвижимости, представляет из себя мастерские, площадью 348 кв. метров, нежилое одноэтажное здание, 1953 года ввода в эксплуатацию, расположено по адресу: <адрес>, что подтверждается кадастровым паспортом от ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 49 Федерального закона № 131-Ф3 предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных бюджетов.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 6 Закона Орловской области №1578-03 от 25 декабря 2013 года «Об административно-территориальном устройстве Орловской области» и ст. 7 Закона Орловской области №534-03 от 22 августа 2005 года «О местном самоуправлении Орловской области», администрация Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района, является исполнительно- распорядительным органом муниципального образования - Подгородненское сельское поселение.
Согласно пп.3 п.1 ст.5 Устава Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района Орловской области, представленного в материалы дела, к вопросам по решению местного значения, относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Таким образом, администрация Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района является органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом в Малоархангельском районе.
Из материалов дела следует, что имеет место бездействие со стороны административного ответчика, а именно, администрация Подгородненского сельского поселения не обратилась в Федеральную кадастровую палату федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области территориальный отдел в Малоархангельском районе с заявлением о постановке на учет объекта недвижимости мастерской, расположенной в д.<адрес>.
Следовательно, исковые требования прокурора Малоархангельского района Орловской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление прокурора Малоархангельского района Орловской области в интересах муниципального образования администрации Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района Орловской области к администрации Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района Орловской области о признании незаконным бездействия администрации Подгородненского сельского поселения, выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, возложении на администрацию Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района обязанности постановки на учет бесхозяйного имущества, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района Орловской области, выражающееся в непринятии мер к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, возложении на администрацию Подгородненского сельского поселения Малоархангельского района обязанности постановки на учет бесхозяйного имущества и обязать в двухмесячный срок со дня вступления данного решения суда в законную силу обратиться в межмуниципальный отдел по Малоархангельскому, Глазуновскому и Колпнянскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Орловской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества-мастерской, кадастровый №, площадью 348 квадратных метров, 1953 года ввода в эксплуатацию, расположенной по адресу: д.<адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Малоархангельский районный суд Орловской области.
Судья И.А.Беликова