ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-66/20 от 10.02.2020 Шарлыкского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а-66/2020

56RS0-37

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Шарлык 10 февраля 2020 года

Шарлыкский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Рослякова Е.А., при секретаре Егарминой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии должных мер в сфере реализации земельных правоотношений и обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шарлыкского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Зерклинский сельсовет о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии должных мер в сфере реализации земельных правоотношений и обязании совершить определенные действия.

В обосновании исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО Зерклинский сельсовет требований федерального законодательства в области земельных правоотношений.

Компетенция органов местного самоуправления в данной сфере определяется Конституцией РФ, Законом об общих принципах организации местного самоуправления, а также Земельным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах» и другими нормативными актами.

В ходе проверки установлено, что постановлением администрации МО «Зерклинский сельский совет» от 03.10.2017 № 36 принята и действует муниципальная программа «Развитие муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области на 2018-2023 годы», постановлением от 18.10.2017 № 37 принята и действует муниципальная программа «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области на 2018 - 2023 годы», постановлением от 01.12.2017 № 46 принята и действует муниципальная программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Зерклинского сельсовета на 2018 – 2023 годы», постановлением от 03.07.2017 № 26 принята и действует муниципальная программа «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области до 2023 года и на период до 2033 года», постановлением от 22.12.2015 № 17 принята и действует муниципальная программа "Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области на 2016 - 2019 годы".

Исполнителем указанных муниципальных программ является администрация муниципального образования Зерклинский сельсовет.

При этом, ни в одной из вышеперечисленных программ не предусмотрены мероприятия (подпрограммы) по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Полагает, что администрацией Зерклинского сельского совета не принимаются должные меры к реализации полномочий в области земельных отношений, поскольку муниципальная программа в сфере использования и охраны земель до настоящего времени не разработана и не принята, тем самым в результате бездействия администрации МО Зерклинский сельсовет, нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере земельных отношений.

Просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии должных мер в сфере реализации земельных правоотношений, а именно в отсутствии в муниципальном образовании муниципальной программы в сфере использования и охраны земель и обязать в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры к должному исполнению требований ст. 11 Земельного кодекса РФ а именно разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель.

Представитель прокуратуры Шарлыкского района, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов дела, в судебное заседание не явился. Согласно поступившего письменного заявления, за подписью заместителя прокурора Самарцева Е.А., просил дело рассмотреть без их участия, исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации МО Зерклинский сельсовет, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В силу части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд полагает возможным рассмотреть административное дело без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Конституция РФ, признавая и защищая равным образом муниципальную и иные формы собственности, закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).

Закон об общих принципах организации местного самоуправления относит к территории муниципального образования все земли в его границах независимо от форм собственности и целевого назначения: земли городских, сельских поселений, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального образования.

Органы местного самоуправления, согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" призваны решать следующие основные задачи в области земельных отношений: планирование и использование земель, находящихся в их ведении; организация проведения работ по землеустройству; совершение в соответствии с законодательством сделок с землей; взимание платы за землю; контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

Частью 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) регламентирован приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Частью 2 статьи 11 ЗК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 12 ЗК РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Судом установлено, что постановлением администрации МО «Зерклинский сельский совет» от 03.10.2017 № 36 принята и действует муниципальная программа «Развитие муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области на 2018-2023 годы», постановлением от 18.10.2017 № 37 принята и действует муниципальная программа «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области на 2018 - 2023 годы», постановлением от 01.12.2017 № 46 принята и действует муниципальная программа «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Зерклинского сельсовета на 2018 – 2023 годы», постановлением от 03.07.2017 № 26 принята и действует муниципальная программа «Комплексное развитие социальной инфраструктуры муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области до 2023 года и на период до 2033 года», постановлением от 22.12.2015 № 17 принята и действует муниципальная программа "Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области на 2016 - 2019 годы".

Исполнителем указанных муниципальных программ является администрация муниципального образования Зерклинский сельсовет.

При этом, ни в одной из вышеперечисленных программ не предусмотрены мероприятия (подпрограммы) по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Указанные нарушения подтверждены справкой проверки от 09.12.2019, за подписью заместителя прокурора Шарлыкского района.

Суд соглашается, с доводами прокурора о том, что администрацией Зерклинского сельского совета не принимаются должные меры к реализации полномочий в области земельных отношений, поскольку муниципальная программа в сфере использования и охраны земель до настоящего времени не разработана и не принята, тем самым в результате бездействия администрации МО «Зерклинский сельсовет», нарушаются права неопределенного круга лиц в сфере земельных отношений.

В соответствии со ст. 5 ЗК РФ участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Согласно ч. 2 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий.

Невыполнение администрацией муниципального образования Зерклинский сельсовет указанных мероприятий, затрагивает права неопределенного круга лиц, в части отсутствие достаточной и необходимой информации для значительного числа граждан, проживающих на территории сельского совета.

Возражений со стороны административного ответчика, относительно заявленных прокурором исковых требований, в суд не поступило.

Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Таким образом, требования, изложенные в административном исковом заявлении прокурора Шарлыкского района, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Шарлыкского района Оренбургской области, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии должных мер в сфере реализации земельных правоотношений, а именно в отсутствии в муниципальном образовании муниципальной программы в сфере использования и охраны земель.

Обязать администрацию муниципального образования Зерклинский сельсовет Шарлыкского района Оренбургской области в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу принять меры к должному исполнению требований статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно разработать и принять муниципальную программу в сфере использования и охраны земель.

Разъяснить административному ответчику обязанность сообщить суду и административному истцу, об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу (часть 9 статьи 227 КАС РФ).

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Шарлыкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.А. Росляков