ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-66/2016 от 27.01.2016 Юргамышского районного суда (Курганская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Юргамышский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Кузьминой Н.Г., при секретаре Мутовкиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Юргамыш Курганской области 27 января 2016 года административное дело по административному иску Администрации Юргамышского района к Юргамышскому РО УФССП России по Курганской области, УФ ССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Администрация Юргамышского района обратилась в суд с административным исковым заявлением к Юргамышскому РО УФССП России по Курганской области, УФ ССП России по Курганской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обоснование требований указывает, что 21 июля 2015 года вступило в законную силу решение Юргамышского районного суда Курганской области о предоставлении Бердар А.Р. жилого помещения. 6 августа 2015 года на основании данного решения судебным приставом-исполнителем Юргамышского РО УФССП России по Курганской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства , в котором установлен пятидневный срок для добровольного исполнения. 13 августа 2015 года, в связи с фактической невозможностью исполнить решение суда в установленный срок, Администрация Юргамышского района обратилась в Юргамышский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Определением Юргамышского районного суда в предоставлении отсрочки отказано.17 сентября 2015 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей. В обоснование невозможности исполнения решения суда в установленный срок указывает на неоднократное проведение электронных аукционов, которые по итогам проведения, признаются несостоявшимися. Решением суда на Правительство Курганской области возложена обязанность профинансировать предоставление жилья Бердар А.Р. Финансовые средства из областного бюджета для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поступали. Также указывает, что кредиторская задолженность Администрации Юргамышского района составляет 3754 188 рублей 38 копеек. Возложение обязанности по уплате исполнительского сбора усугубит положение Администрации Юргамышского района в финансовом плане. Просит освободить Администрацию Юргамышского района от исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Юргамышского РО УФССП России по Курганской области от 17 сентября 2015 года в рамках исполнительного производства .В судебное заседание представитель административного истца Администрации Юргамышского района не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии, настаивал на удовлетворении административного иска по изложенным в нем основаниям.

В судебное заседание представитель административного ответчика Юргамышского РО ССП УФССП России по Курганской области не явился, просил рассмотреть дело в ого отсутствии, представил ходатайство, согласно которому с заявленными требованиями не согласился по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. В срок для добровольного исполнения, должником требования исполнительного документа исполнены не были.

В соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Кроме того, не установлено, что нарушение установленных сроков исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящихся вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения. Отмечает, что, следуя сложившейся судебной практике, к обстоятельствам непреодолимой силы относятся: стихийные явления (землетрясение, наводнение), определенные запретительные меры государства, а так же обстоятельства общественной жизни - военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и так далее, то есть такие явления, воздействие которых происходит извне и не предотвратимо. Взыскание исполнительского сбора является обязанностью, возложенной законодателем на судебного пристава - исполнителя вследствие неисполнения в установленный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, а не его правом.

Конституционный Суд РФ в постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П разъяснил, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-­правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Денежные средства, взысканные по исполнительскому сбору, в полном объеме подлежат перечислению в федеральный бюджет. Пополнение бюджетов всех уровней является одной из ключевых и значимых для государства функций. Одним из способов пополнения федерального бюджета, осуществляемого силами Федеральной службы судебных приставов, является взыскание исполнительского сбора.

Довод Администрации Юргамышского района о невозможности исполнения судебного решения в связи с отсутствием финансирования считали несостоятельным, поскольку отсутствие денежных средств не является уважительной причиной неисполнения требований исполнительного документа и не является обстоятельством, позволяющим судить об отсутствии вины должника.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства». Так, отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального учреждения), необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Считают, что основания для освобождения Администрации Юргамышского района от взыскания исполнительского сбора отсутствуют.

В судебное заседание представитель административного ответчика УФССП России по Курганской области, представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области, заинтересованное лицо Бердар А.Р. не явились, извещены своевременно и надлежаще.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Как установлено в судебном заседании, решением Юргамышского районного суда от 29.04.2015г. удовлетворен иск прокурораЮргамышского района в интересах лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Бердар А.Р.Суд обязал Администрацию Юргамышского района предоставить Бердар А.Р.жилое помещение, по договору найма жилого помещения специализированного жилого фонда соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории Юргамышского района Курганской области, общей площадью не менее 18 кв.м., благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта. На Правительство Курганской области возложена обязанность по финансированию предоставления указанного жилья. На основании данного решения суда выдан исполнительный листсерии .

06.08.2015г. судебным приставом-исполнителем Юргамышского районного отдела судебных приставов УФССП России по Курганской области возбуждено исполнительное производство , должнику установлен срок для добровольного исполнения.

17.09.2015г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, в размере, установленном Федеральным законом – 50000 рублей.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001г. № 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007г. «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ №229-ФЗ) должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 ФЗ № 229-ФЗ предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

Основания ответственности за нарушения обязательств установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Следовательно, в силу прямого предписания в законе, вопросы об имущественном положении должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом - исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Как следует из материалов дела, в связи с фактической невозможностью исполнить решение суда в установленный срок, Администрация Юргамышского района обратилась в Юргамышский районный суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда. Определением от 03.09.2015г. в предоставлении отсрочки исполнения решения Юргамышского районного суда – отказано.

Кром того, в целях своевременного исполнения решения суда, Администрация Юргамышского района неоднократно обращалась в Главное управление образования Курганской области с просьбой о дополнительном финансировании. В ответ на ходатайства Администрации Юргамышского района Главное управление образования Курганской области сообщило об отсутствии возможности дополнительного финансирования, рекомендовано обеспечивать детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рамках ассигнований, предусмотренных законом о бюджете Курганской области.

Вместе с тем, Администрация Юргамышского района является бюджетным учреждением и все денежные средства, находящиеся в распоряжении администрации, имеют целевой характер и используются в соответствии с бюджетом муниципального образования, утвержденным решением Юргамышской районной Думы. Администрация Юргамышского района не является организацией, которая самостоятельно, за счет внутренних резервов, может исполнить решение суда, поскольку для исполнения решения суда администрации необходимо заключить муниципальный контракт на приобретение жилого помещения.

Материалами дела подтверждено проведение пяти электронных аукционов на приобретение на вторичном рынке в муниципальную собственность Юргамышского района жилых помещений в п. Юргамыш Курганской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. По итогам проведения пяти электронных аукционов заключено только два муниципальных контракта на сумму 1 млн. руб., остальные электронные аукционы признаны несостоявшимися.

Как следует из ответа финансового отдела Администрации Юргамышского района от ДД.ММ.ГГГГ за период с января по ноябрь 2015г. в бюджет Юргамышского района поступили средства областного бюджета на обеспечение предоставления жилых помещений для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в сумме 1 млн. руб.

Согласно акт сверки по межбюджетным трансфертам для отражения в месячном отсчете об исполнении консолидированного бюджета по состоянию на 01.01.2016г. денежных средств из областного бюджета на данную статью расходов не поступало.

По решению Юргамышского районного суда на Правительство Курганской области возложена обязанность профинансировать предоставление Бердар А.Р. жилого помещения специализированного жилого фонда на территории Юргамышского района.(с учетом уточнения резолютивной части решения определением Курганского областного суда от 03.09.2015г.)

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, административным истцом указано, что исполнение решения

суда возможно только за счет перечисленных из бюджета Курганской области средств на вышеуказанные цели, бюджетом муниципального образования не предусмотрены расходные обязательства по обеспечению указанной категории лиц жилыми помещениями, тогда как Администрация Юргамышского района предпринимало зависящие от нее меры для надлежащего исполнения обязательства.

Указанные причины, подтвержденные документально и принимаются судом в качестве обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, поскольку административный истец может исполнить решение суда по предоставлению жилья взыскателю только за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Курганской области на указанные цели.

При этом судом учтено, что административный истец направлял письменные обращения в компетентные органы с просьбой оказать содействие в получении дополнительных ассигнований из бюджета субъекта, однако решения о выделении дополнительных ассигнований не принято.

При таких обстоятельствах, не предоставление Администрацией Юргамышского района жилого помещения Бердар А.Р. в установленный пятидневный срок нельзя признать уклонением от исполнения решения суда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решения суда отсутствует. Кроме того, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения, соответствующего санитарным нормам и правилам было невозможно вследствие объективных обстоятельств.

Руководствуясь ст.ст.14, 62, 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Администрации Юргамышского района удовлетворить в полном объеме.

Освободить Администрацию Юргамышского района от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, в рамках исполнительного производства

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов.

Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Юргамышский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья:Н.Г. Кузьмина