ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-66/2021 от 04.02.2021 Пограничного районного суда (Приморский край)

Дело № 2а- 66/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пограничный районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Свиридовой И.Г.,

при секретаре Федореевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Эминовой Елены Маликовны в лице представителя по доверенности Медникова В.А. о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Пограничному району,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец в лице представителя по доверенности Медникова В.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным действия судебного пристава-исполнителя ОСП по Пограничному району Аплачкиной Ю.Б. в части отказа в предоставлении государственной услуги о получении хода исполнительного производства -ИП.

В обоснование требований указала, что на основании исполнительного документа -исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство в отношении должника ФИО2, о взыскании с него алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Должником алименты не выплачиваются с 12.06.2016. Отделом судебных приставов предпринимались меры по установлению место нахождения должника.

Для подготовки искового заявления о лишении Эминова Р.Ш. родительских прав административный истец через своего представителя по доверенности 23.12.2020 через сервис ЕПГУ направила запрос о предоставлении информации об исполнительном производстве, однако, в предоставлении государственной услуги ей было отказано ввиду недостаточных данных о доверенности представителя.

Административный истец полагает, что отказ судебного пристава-исполнителя неправомерен и необоснован, так как данные о доверенности были предоставлены в полном объеме, приложить сканированный документ доверенности не представилось возможным, так как на сервисе Госуслуга это не предусмотрено, а судебный пристав –исполнитель в силу своих полномочий мог запросить недостаточные данные доверенности, а не отказывать в государственной услуге.

Административный истец в судебное заседание не явилась, уполномочила нотариальной доверенностью представлять ее интересы Медникова В.А., который также не явился, заявил ходатайство 03.02.2021 со ссылкой на ст.155.1 ГПК РФ о проведении судебного заседания 04.02.2021 посредством использования видеоконференцсвязи через Хабаровский районный суд Хабаровского края, т.к. истец и его представитель- оба жители г.Хабаровска, при этом не возражали против рассмотрения административного дела в их отсутствии.

Согласно п.3.7 Регламента организации применения ВКС в федеральных судах общей юрисдикции, утвержденного приказом Судебного департамента при ВС РФ от28.12.2015 № 401, межрегиональные судебные заседания с применением ВКС проводятся при участии ближайших районных судов по месту регистрации, фактического проживания либо места работы лица, участвующего в судебном заседании ( в редакции от 02.12.22020).

Судебное заседание проведено в обычном режиме без использования видеоконференцсвязи, поскольку для проведения судебных заседаний с использованием видеоконференцсвязи, необходимо направлять запрос не позднее, чем за две недели до предлагаемой даты судебного заседания с указанием предположительной длительности сеанса ВКС, заявка подана за сутки, а судье передана в день рассмотрения административного иска.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по Пограничному району Аплачкина Ю.Б. от лица судебного пристава и от лица соответчика УФССП РФ по Приморскому краю, по доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, представила письменный отзыв, согласно которого

25.02.2011 в ОСП Пограничного района Приморского края поступило на исполнение исполнительное производство за -ИП о взыскании с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р. в пользу ФИО4 алиментов на содержание ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.

24.10.2013 данное исполнительное производство было окончено, со ссылкой на п.8 ст. 47 ФЗ» Об исполнительном производстве», в связи с направлением по месту работы должника Постановления о взыскании периодических платежей.

22.12.2020 начальником отделения ОСП по Пограничному району постановление об окончании исполнительного производства отменено, работы по данному исполнительному производству возобновлены.

22.12.2020 вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам.

В рамках исполнительного производства 22.12.2020 направлены запросы в регистрирующие органы и иные кредитные организации.

08.01.21 должник ФИО2 телефонограммой сообщил адрес своего места проживания и место получения доходов, т.к. изменил место жительства, выехал в г.Хабаровск.

19.01.2021 в ОСП г. Хабаровска направлено поручение о проверке факта проживания должника, после получения ответа 29.01.2021 вынесено постановление о передаче исполнительного производства по факту фактического проживания должника.

20.01.2021 в рамках исполнительного производства вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника и направлено по месту получения доходов.

23.12.2020 в ОСП по Пограничному району через сервис ЕПГУ от представителя по доверенности Медникова В.А. поступило заявление о предоставлении информации по находящимся на исполнении ИП в отношении должника. Согласно ч.1 ст. 53 ФЗ» Об исполнительном производстве» гражданин участвует в исполнительном производстве лично или через представителей.

Согласно ст.54 ч.1 Закона полномочия представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу исполнителю документами, удостоверяющими их статус.

Доверенность на предоставление интересов взыскателя к поступившему заявлению не была приложена. Функционал базы АИС ФССП не позволяет рассмотреть обращение в связи с отсутствием доверенности на представление интересов стороны исполнительного производства, кроме того, данный тип заявления не предусматривает предоставление информации о ходе исполнительного производства, а дает возможность заявителю получить сведения о наличии, либо отсутствии на исполнении ИП в отношении физического лица.

22.12.2020 по обращению представителя взыскателя, поступившее ранее в отделение судебных приставов, через портал госуслуг, была предоставлена запрашиваемая информация ( с досылом на электронную почту представителя взыскателя), что свидетельствует об уведомлении о наличии на исполнении исполнительного производства.

Аплачкина Ю.Б. также пояснила суду, что копия исполнительного листа в отношении должника ФИО2 направлена по новому месту службы, в настоящее время должник стал военным пенсионером и выехал в г.Хабаровск, оригинала исполнительного производства в ОСП Пограничного района также не имеется,

Так, 22.12.2020 в ОСП поступило заявление представителя административного истца Медникова В.А.( с доверенностью, ) приставом 22.12.2020 был дан исчерпывающий ответ с приложением всех документов, в т.ч. со справкой о задолженности по алиментам, который оправлен по электронной почте, что подтверждается скриншотом об отправлении затребованной информации, видимо Медников В.А. не смог получить информацию, т.к. (с его слов), у него не открылся файл и он обратился повторно с аналогичным заявлением 23.12.2020 о получении сведений, но уже без доверенности.

В силу п.3 ст. 54 ФЗ « Об исполнительном производстве» полномочия законных представителей граждан подтверждаются представленными ими судебному приставу-исполнителю документами, удостоверяющими их статус, поэтому 28.12.2020 было отказано в предоставлении информации, поскольку база Госуслуг не видит доверенности, т.е. по факту в предоставлении госуслуги было отказано не приставом, а порталом ГОСУСЛУГИ, полагает, поскольку база « госуслуги» технически несовершенна, приставы не всегда могут открыть базу, либо дать ответ на многочисленные запросы через данный портал. Должник ФИО2 сам явился к судебным приставам г.Хабаровска и предоставил о себе информацию.

Представитель административного соответчика УФССП РФ по Приморскому краю в суд не явился, письменных возражений не представил, уведомлен о дне слушания дела судебной повесткой.

Выслушав позицию административного ответчика судебного пристава Аплачкиной Ю.Б., исследовав материалы дела и переписку между сторонами от 22 и 23.12.2020,

суд приходит к следующему выводу.

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33).

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации").

В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии с положениями статьи 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями. Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

Согласно Методическим рекомендация по определению порядка рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, утвержденным Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 11 апреля 2014 года № 15-9, не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на статью 64.1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства, заявления о возбуждении исполнительного производства, содержащие ходатайства в соответствии с частью 2 статьи 30 Закона; обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения. Данные обращения и содержащиеся в них ходатайства рассматриваются в порядке и сроки, установленные законом (пункт 2.1).

Пунктом 4.1 приведенных Методических указаний установлено, что при поступлении на рассмотрение в ФССП России, территориальные органы ФССП России, структурные подразделения территориального органа ФССП России, Управление по исполнению особо важных исполнительных производств обращений, направленных в рамках Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и содержащих, в том числе заявления (ходатайства) в порядке статьи 64.1 Закона, должностные лица службы судебных приставов рассматривают иные доводы обращения в соответствии с Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" с подготовкой мотивированного ответа, содержащего, в том числе информацию о перенаправлении исполнительного листа в иное подразделение службы судебных приставов.

Как установлено в судебном заседании, на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по Пограничному району возбуждено исполнительное производство -ИП о взыскании с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения алиментов пользу ФИО4 на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

23.12.2020 представителем административного истца по доверенности Медниковым В.А. через сервис «Госуслуга» в адрес ОСП по Пограничному району направлен запрос, а также заявление о предоставлении информации о ходе вышеуказанного исполнительного производства, данный запрос содержит данные о заявителе, с указанием паспортных данных, СНИЛС, адрес электронной почты, контактного телефона, адреса место жительства, а также о наличии специальной доверенности, с указанием органа, ее выдавшего, номера документа и даты выдачи доверенности. Персональные данные доверителя также указаны в данном заявлении.

28.12.2020 судебным приставом-исполнителем Аплачкиной Ю.Б. в адрес представителя Медникова В.А. направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги, в котором разъяснено о том, что для данного типа заявления требуется обязательное подтверждение полномочий заявителя, на основании указанных в заявлении сведений подтвердить полномочия невозможно.

Судом также установлено, что еще 22.12.2020( по первому обращению представителя истца Медникова В.А. при наличии доверенности, судебный пристав предоставила ему ответ на запрашиваемую информацию, что подтверждается скриншотом отправки( расчет задолженности по алиментам), из чего следует, что судебный пристав своевременно, при наличии доверенности на имя представителя выполнила свои должностные обязанности по первому требованию истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", государственная услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.

дарственные услуги.

В силу пункта 1 статьи 5 названного Закона при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.

В соответствии с пп. 1, 4 статьи 6 данного Закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В своем заявлении представитель административного истца указывал о наличии спорного исполнительного производства на исполнении, просил о предоставлении информации о ходе исполнительного производства, т.е. заявитель, как представитель взыскателя по исполнительному производству, подавая спорное заявление, ставил своей целью получение не общедоступной информации о наличии (отсутствии) исполнительного производства, а сведений о конкретных исполнительных действиях, совершенных судебным приставом-исполнителем с целью сбора информации для формирования искового заявления о лишении должника ФИО2 родительских прав, содержании документов, вынесенных и полученных в рамках исполнительного производства.

Кроме того, заявление (повторное без доверенности) от 23.12.2020 было сформировано заявителем ненадлежащим образом, в связи с чем административным ответчиком в соответствии с требованиями законодательства по результатам рассмотрения заявления было направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги.

Исходя из изложенного, оснований полагать, что в рассматриваемых правоотношениях административный ответчик допустил незаконное, нарушающее права взыскателя бездействие, не имеется.

Необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца.

Истцом заявлено на признание незаконными действий судебного пристава, без указания требований возложения обязанностей, исправляющих, якобы, допущенные нарушения, что не соответствует нормам КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь. гл. 22 КАС РФ, ст. ст. 218-220 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Эминовой Елены Маниковны в лице представителя по доверенности Медникова В.А. об обжаловании бездействий судебного пристава ОСП Пограничного района Приморского края Аплачкиной Ю.Б. в части отказа в предоставлении государственной услуги о получении хода исполнительного производства -ИП в отношении должника ФИО2 - отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Пограничный районный суд в течение одного месяца со дня принятия судом мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2021.

Судья И.Г. Свиридова