ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-66/2021 от 15.02.2021 Кизлярского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а-66/2021

УИД: 05RS0020-01-2021-000041-35

Резолютивная часть решения объявлена – 11 февраля 2021г.

Мотивированное решение изготовлено – 15 февраля 2021г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 февраля 2021 года с. Юбилейное, Кизлярского района РД

Судья Кизлярского районного суда Республики Дагестан Коваленко И.В., при секретаре судебного заседания Сапаевой Д.А., с участием заместителя прокурора г. Кизляра Канбулатова З.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Кизляра в защиту прав свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «сельсовет Цветковский» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения и обязании устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Кизляра в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации сельского поселения «сельсовет Цветковский» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятие мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения и обязании устранить выявленные нарушения.

Из административного иска следует, что в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой города Кизляра проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельских поселений муниципального района «Кизлярский район».

В ходе проверки установлено, что администрацией сельского поселения «сельсовет Цветковский» не приняты муниципальные правила и положение о порядке выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек, отсутствует данная информация об этом и на официальном сайте администрации сельского поселения.

Прокурор города Кизляра просит суд признать бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения, незаконным. Обязать административного ответчика: устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения; провести в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, следующие работы: разработать и утвердить Положение о порядке выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения; разработать и утвердить Положение о комиссии по вопросам самовольного строительства на территории сельского поселения; утвердить состав комиссии по вопросам самовольного строительства на территории сельского поселения; разместить на официальном сайте администрации сельского поселения в сети «Интернет» утвержденное Положение о порядке выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения.

Представитель административного истца – заместитель прокурора г. Кизляра Канбулатов З.Э. в судебном заседании на удовлетворении требований административного иска настаивал.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, направив в адрес суда письменное возражение о непризнании иска из которого следует, что административный иск прокурора о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления не может быть удовлетворен. При всем понимании полезности заявленных исковых требований для местного самоуправления МО СП «Цветковское», административный иск заявлен ненадлежащему ответчику. В системе органов местного самоуправления глава администрации идет вторым, после Собрания депутатов и администрация сельского поселения является исполнительным и распорядительным органом муниципального образования. Глава МО сельское поселение «сельсовет «Цветковский» избран из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Потому он не входит в состав представительного органа МО и не исполняет полномочия его председателя. В соответствии со статьей 34 Федерального закона N 131-ФЗ, Устава МО «сельсовет «Цветковский» (статья 27) в исключительной компетенции представительного органа МО, то есть Собрания депутатов, в том числе находятся: вопросы принятия планов и программ развития МО, утверждение правил благоустройства территорий МО. Утверждение муниципальной программы пожарной безопасности и т.д. Правила благоустройства, содержания и уборки территории МО СП «Цветковское» разработаны и готовые лежат. Муниципальная программа «Обеспечения первичных мер пожарной безопасности на территории МО СП «Цветковское» также разработана и готова к применению. Программа «Противодействие коррупции в МО СП «Цветковское» тоже разработана. Бездействует депутатское Собрание, а не Администрация МО СП «Цветковское». Эти документы не рассмотрены и не утверждены представительным органом, т.е. депутатским Собранием МО СП «Цветковское», по указанной причине эти программы и Правила не могут быть опубликованы на сайте администрации и задействованы. Депутатское Собрание по причине своих внутренних депутатских разногласий, возникших на почве допущенных УИК в период про ведения голосования 13 сентября 2020 года серьезных нарушений норм закона, не могут обеспечить кворум и провести полноценное заседание. Остаются также не рассмотренным протест прокурора о приведении Устава МО в соответствие с действующим законодательством, бюджет МО СП «Цветковское» и другие значимые вопросы. Просит заменить ненадлежащего ответчика надлежащим.

Исследовав материалы дела, суд считает, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В ст. 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Исходя из положений ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Как следует из ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Нормотворческая деятельность органов местного самоуправления осуществляется в рамках полномочий, закрепленных за ними в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Земельном кодексе Российской Федерации.

В соответствии с п. 20 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Муниципальный правовой акт - обязательное для исполнения на территории муниципального образования документально оформленное решение, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом или должностным лицом местного самоуправления, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер, по вопросам местного значения или: по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

В силу ч. 3 ст. 30 ГрК РФ порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: 1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления; 2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; 3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления; 4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; 5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки; 6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений на основании п. 1 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации относятся, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Из материалов дела усматривается, что в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой города Кизляра проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятие мер по сносу самовольных построек на территории сельских поселений муниципального района «Кизлярский район».

В п. 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Как указано выше в соответствии с п. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=56BDD1222047D85703198AF707B44F93570E0F399FD8342C5038ECCA186A3DBA974E1E4EAE0831B84644AD7C9EBF3B0463C5862DC8XAtFI" 20 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относится: принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки; решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства.

Согласно ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит:

1) общую информацию о государственном органе, об органе местного самоуправления, в том числе:

- сведения о полномочиях государственного органа, органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанных органов, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;

- информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:

- нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

- информацию о результатах проверок, проведенных государственным органом, его территориальными органами, органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в государственном органе, его территориальных органах, органе местного самоуправления, подведомственных организациях;

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2013 №583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных», в соответствии с ч. 4 ст. 13, ч.ч. 7.1 и 9 ст. 14 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» утверждены правила: отнесения информации к общедоступной информации, размещаемой государственными органами и органами местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных; определения периодичности ее размещения, сроков ее обновления, обеспечивающих своевременность реализации и защиты пользователями своих прав и законных интересов, а также иных требований к размещению указанной информации в форме открытых данных; обязательного размещения органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления общедоступной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, созданной указанными органами или поступившей к ним при осуществлении полномочий по предметам ведения РФ и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления.

Из материалов дела усматривается, что в рамках осуществления надзорных мероприятий прокуратурой города Кизляра проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятие мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение федерального законодательства на официальном сайте администрации МО СП «сельсовет Цветковский» отсутствует информация о принятии Положения о порядке выявления, пресечения самовольного строительства и принятии мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения.

Как усматривается из приложения к справке от 30.11.2020 о проверке сайта МО СП «сельсовет Цветковский» Кизлярского района РД на сайте сельского поселения имеется раздел с информацией о нормативных правовых актах, изданных органом местного самоуправления, однако раздел не заполнен.

Доказательств устранения неисполнения требований законодательства о размещении вышеуказанной информации в сети «Интернет» по формированию и разработке Положения в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения, административным ответчиком не представлено.

Доводы представителя административного ответчика о необходимости его замены на надлежащего ответчика, которым, по его мнению, является представительный орган – Собрание депутатов МО «сельсовет Цветковский» не основаны на законе.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2020) « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст.36).

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав свобод и законных интересов административного истца, и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Как следует из административного иска, прокурор просил обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Вместе с тем, в заявлении не приведены обоснования обязанности исполнения решения ответчиком в указанные сроки.

По мнению суда, установление месячного срока исполнения решения суда с момента вступления его в законную силу, может повлечь за собой объективную невозможность исполнения судебного постановления.

Суд по своей инициативе вправе установить определенный порядок и срок исполнения решения суда.

В целях исключения обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд счел возможным установить срок исполнения решения суда: в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. При установленных по делу обстоятельствах, данный срок исполнения решения, по мнению суда, является разумным.

При наличии объективных причин, невозможности исполнения решения суда в установленный срок, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в порядке ст.358 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора г. Кизляра в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации МО СП «сельсовет Цветковский» Кизлярского района РД удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО СП «сельсовет Цветковский», выразившееся в неисполнении требований законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения, незаконным.

Обязать администрацию МО СП «сельсовет Цветковский» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

устранить выявленные нарушения требований федерального законодательства в сфере выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения;

провести в срок не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, следующие работы:

разработать и утвердить Положение о порядке выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения;

разработать и утвердить Положение о комиссии по вопросам самовольного строительства на территории сельского поселения;

утвердить состав комиссии по вопросам самовольного строительства на территории сельского поселения;

разместить на официальном сайте администрации сельского поселения в сети «Интернет» утвержденное Положение о порядке выявления, пресечения самовольного строительства и принятия мер по сносу самовольных построек на территории сельского поселения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Дагестан через Кизлярский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья И.В.Коваленко