ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-66/2022КОПИ от 27.05.2022 Билибинского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 2а-66/2022 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Билибино 27 мая 2022 года

Билибинский районный суд Чукотского автономного округа в составе:

председательствующего судьи Скороходовой Е.Ю.,

при секретаре Герловой Т.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Билибинского района Чукотского автономного округа, поданному в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования городское поселение Билибино, Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования городское поселение Билибино, Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившегося в несоставлении топливно-энергетического баланса городского поселения Билибино за 2020 год; о возложении на Администрацию муниципального образования городское поселение Билибино, Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район обязанности в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу составить топливно-энергетический баланс городского поселения Билибино за 2020 год в солидарном порядке,

установил:

Прокурор Билибинского района в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц обратился в Билибинский районный суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования городское поселение Билибино, Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район в защиту неопределенного круга лиц.

В обоснование требований указано, что прокуратурой Билибинского района проводилась проверка исполнения органами местного самоуправления обязанности по утверждению топливно-энергетического баланса. Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, утвержденного Приказом Минэнерго России от 14.12.2011 № 600, Администрацией МО г.п.Билибино топливно-энергетический баланс, составление которого должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, не составлен.

Бездействие Администрации МО г.п.Билибино не позволяет установить взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов и их потребления, распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей, не позволяет определить эффективность использования энергетических ресурсов, что нарушает права неопределенного круга лиц на оказание коммунальных услуг надлежащего качества, может привести к принятию ненадлежащих мер по предупреждению и предотвращению чрезвычайных ситуаций, вызванных нехваткой энергетических ресурсов.

На основании изложенного прокурор Билибинского района просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования городское поселение Билибино, Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившееся в несоставлении топливно-энергетического баланса городского поселения Билибино за 2020 год; возложить на административных ответчиков обязанность устранить нарушения законодательства, регламентирующего обязанности по утверждению топливно-энергетического баланса.

Согласно представленному письменному отзыву административные ответчики: Администрация муниципального образования городское поселение Билибино, Администрация муниципального образования Билибинский муниципальный район требования прокурора считают обоснованными, соответствующими законодательству, в связи с чем признают административный иск в полном объеме заявленных требований (л.д.17-18, 78).

В судебное заседание стороны не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, помощник прокурора Билибинского района Буркут Я.В. поддержал административный иск по изложенным в нем основаниям в полном объеме.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст.2, 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В силу п.4 ч.1 ст.15 указанного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального района относится организация в границах муниципального района электроснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4.2 ч.1 ст.17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Указанные выше нормы закреплены также в п.4 ч.1 ст.5 Устава МО Билибинский муниципальный район, в соответствии с которой к вопросам местного значения муниципального района относится организация электро- и тепло- снабжения в границах муниципального района, а также в п.4 ч.1 ст.11 Устава МО городское поселение Билибино, согласно которой организация на территории городского поселения Билибино электро-, тепло-, газо- и водоснабжения относится к вопросам местного значения поселения (л.д. 19-46, 51-64).

Обязанность решать указанные вопросы возложена на городское поселение, а также на муниципальный район в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из пп.2, 15, 16 ч.1 ст.11Федерального закона № 131-ФЗ территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения и (или) на территориях упраздняемых поселений межселенные территории входят в состав муниципальных районов. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Территории поселения, внутригородского района должны полностью входить в состав соответственно территорий муниципального района, городского округа с внутригородским делением.

Как установлено ч.3 указанной статьи, к территориям с низкой плотностью сельского населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации.

Согласно Перечню субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территории с низкой плотностью населения, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 года № 707-р, Чукотский автономный округ отнесен к числу территорий с низкой плотностью населения.

На основании вышеприведенных норм закона, суд приходит к выводу, что территория городского поселения Билибино входит в состав территории МО Билибинский муниципальный район.

Указанное подтверждается Положениями Устава МО Билибинский муниципальный район, из ч.ч.3, 4 ст.3 которого следует, что территорию муниципального района составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные земли, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального района, независимо от форм собственности и целевого назначения. На территории муниципального района располагаются городское поселение Билибино и сельские поселения, а также межселенные территории населенных пунктов – поселков городского типа, находящихся в стадии ликвидации (л.д. 19-46).

Согласно ч.4 ст.15 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с чч.1, 2 ст.1, п.2 ст. 8 Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее Закон № 172-ФЗ) одной из основных задач стратегического планирования в Российской Федерации является определение приоритетов социально-экономической политики, целей и задач, выбор путей и способов достижения целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отдельных отраслей и сфер государственного и муниципального управления, координация муниципального стратегического управления и бюджетной политики Российской Федерации.

Органы местного самоуправления разрабатывают, рассматривают, утверждают (одобряют) и реализуют документы стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления.

Это означает, что стратегические планы основываются на вопросах местного значения, закрепленных для каждого вида муниципального образования в Федеральном законе № 131-ФЗ.

Исходя из ч. 2, 6 ст.19 Закона № 172-ФЗ, отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации являются документами, определяющими развитие определенной сферы или отрасли экономики, а также могут быть основой для разработки государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием. Детализирующие отраслевые и межотраслевые стратегии, генеральные схемы разрабатываются в том числе в топливно-энергетической отрасли.

Согласно ч.10 ст.23 Закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ, органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации составляют топливно-энергетические балансы муниципальных образований и субъектов Российской Федерации в порядке и по форме, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

Согласно ч.22 ст.2 указанного закона под топливно-энергетическим балансом понимается документ, содержащий взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию субъекта Российской Федерации или муниципального образования и их потребления, устанавливающий распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и позволяющий определить эффективность использования энергетических ресурсов (Федерального закона от 27.10.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

С учетом вышеприведенных положений закона суд приходит к выводу о наличии полномочий по электро- и теплоснабжению в границах городского поселения Билибино, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» у Администрации муниципального образования городское поселение Билибино, и, следовательно, о наличии обязанности указанного муниципального образования в соответствии с действующим законодательством составления ежегодного топливно-энергетического баланса городского поселения Билибино.

Требования к порядку и форме составления топливно-энергетического баланса поселений за 2020 год были регламентированы действующим до момента 01.10.2021 (срока составления топливно-энергетического баланса за предшествующий год) приказом Минэнерго России от 14 декабря 2011 г. N 600 "Об утверждении Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований" (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2012 г., регистрационный N 23101).

Положения п.п.1, 2 Порядка определяют процедуру составления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления поселений, городских округов топливно-энергетических балансов муниципальных образований, содержащих взаимосвязанные показатели количественного соответствия поставок энергетических ресурсов на территорию муниципального образования и их потребления, устанавливает распределение энергетических ресурсов между системами теплоснабжения, потребителями, группами потребителей и определяет эффективность использования энергетических ресурсов.

В соответствии с требованиями п.п. 49, 56 Порядка составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, органы местного самоуправления составляют топливно-энергетические балансы на основании имеющихся у них данных. Составление баланса должно быть завершено не позднее 1 октября года, следующего за отчетным, для которого составляется баланс.

Судом установлено, что в период с 15 февраля по 10 марта 2022 года прокуратурой Билибинского района в соответствии с поручением прокурора Чукотского автономного округа от 05.02.2022 № 07-04/514-22 проводилась проверка соблюдения Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства в части принятия топливно-энергетического баланса (л.д.3, 5).

В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона Администрацией муниципального образования Билибинский муниципальный район топливно-энергетические балансы поселений района, а также муниципального района за 2020 год не составлены (л.д.4, 6).

В соответствии с ч.4 ст.15, ч.3 ст.52 Закона № 131-ФЗ между ответчиками заключено Соглашение от 23.12.2020, в соответствии с которым Администрация МО городское поселение Билибино часть своих полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе организацию в границах поселения электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, передала Администрации МО Билибинский муниципальный район (л.д.68-75).

Следовательно, субъектом, обладающим в 2021 году полномочиями по составлению топливно-энергетического баланса за 2020 год, является орган местного самоуправления - Администрация МО Билибинский муниципальный район.

На основании составленного топливно-энергетического баланса муниципального образования администрацией муниципального образования принимается решение о достаточности или недостаточности топливно-энергетических ресурсов о возможности создания новых производств на той же топливно-энергетической базе, определяются темпы и перспективы развития топливно-энергетического сектора, анализируется использование энергоресурсов, производственных потребностей, выявление потребностей в них, определения рациональной структуры энергопотребления и теплопотребления. Отсутствие топливно-энергетического баланса не позволит оптимизировать процесс теплоснабжения, а также возникающие в связи с ним затраты, определить степень достаточности или недостаточности топливно-энергетических ресурсов с целью недопущения возникновения срывов в процессе теплоснабжения потребителей, что нарушает права неопределенного круга лиц на безопасную систему теплоснабжения, на эффективное использование энергетических ресурсов, на повышение энергосбережения, на надлежащее энергосбережение, гарантированные законодательством Российской Федерации, препятствует разработке государственных программ Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации в топливно-энергетической отрасли.

Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства и сроки, установленные органам местного самоуправления для решения вышеуказанного вопроса, следует признать, что у административного ответчика было достаточно времени для выполнения требований закона в названной сфере деятельности. Какие-либо причины, объективно препятствующие исполнению вышеприведенных требований, административным ответчиком не указаны, в судебном заседании не установлены.

При таких обстоятельствах бездействие Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившееся в несоставлении топливно-энергетического баланса городского поселения Билибино за 2020 год суд признает незаконным.

Как следует из административного искового заявления, настоящий иск подан в отношении двух ответчиков, прокурор просит возложить указанную обязанность на соответчиков в солидарном порядке.

Согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.

При солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

Кредитор, не получивший полного удовлетворения от одного из солидарных должников, имеет право требовать недополученное от остальных солидарных должников.

Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью, как следует из чч.1, 2 ст.323 ГК РФ.

Вместе с тем солидарная обязанность в настоящем случае законом не установлена. Не установлена такая солидарная обязанность и вышеназванным Соглашением соответчиков.

Обязанность по составлению топливно-энергетического баланса городского поселения Билибино за 2020 год должна быть возложена на Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район в связи с передачей данному лицу указанных полномочий, Администрация городского поселения Билибино освобождена от этой обязанности в силу Соглашения от 17.12.2021 года.

В силу ч.ч.3, 5 ст.46 КАС РФ административный ответчик вправе признать административный иск, суд не принимает признание административного иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Признание иска административным ответчиком выражено в адресованных суду заявлениях в письменной форме и эти заявления приобщены к делу в соответствии с положениями ч.1 ст.156 КАС РФ. К указанному заявлению представителем административного ответчика приложен проект топливно-энергетического баланса

Согласно заявлениям административных ответчиков последствия признания иска, предусмотренные ч.3 ст. 157 КАС РФ, им известны и понятны. Глава Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район своей подписью удостоверил заявление о признании иска в объёме заявленных требований. Лицо, подписавшее заявление о признании иска, в силу должностных полномочий действует без доверенности от имени административного ответчика. Заявление о признании иска Администрацией муниципального образования городское поселение Билибино подписано на основании доверенности от имени административного ответчика – Главы Администрации муниципального образования городское поселение Билибино. Поэтому заявления административных ответчиков имеют правовое значение.

Данная категория административных дел допускает совершение указанного распорядительного действия – признания административного иска.

Суд принимает признание иска административными ответчиками, поскольку их волеизъявление не противоречит закону, правам и охраняемым интересам других лиц.

В силу ч.3 ст.157 КАС РФ при признании ответчиком административного иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

С учетом изложенного суд находит требование прокурора о признании незаконным бездействие Администрации муниципального образования городское поселение Билибино, Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившегося в несоставлении топливно-энергетического баланса городского поселения Билибино за 2020 год, подлежащим удовлетворению.

Исходя из смысла п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ при принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, а также на необходимость сообщить об исполнении решения по административному делу об оспаривании бездействия в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При установлении указанного срока, суд учитывает возможности административного ответчика по составлению топливно-энергетического баланса городского поселения Билибино за 2020 год и, руководствуясь п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, считает необходимым определить, что выявленное нарушение подлежит устранению в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу подп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ административные ответчики от уплаты государственной пошлины освобождены.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227, 228 КАС РФ, суд,

решил:

Административные исковые требования прокурора Билибинского района к Администрации муниципального образования городское поселение Билибино, Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования городское поселение Билибино, Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район Чукотского автономного округа, выразившегося в несоставлении топливно-энергетического баланса городского поселения за 2020 год, обязании ответчиков в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда составить топливно-энергетический баланс городского поселения за 2020 год в солидарном порядке, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования Билибинский муниципальный район, выразившееся в несоставлении топливно-энергетического баланса городского поселения Билибино за 2020 год.

Обязать Администрацию муниципального образования Билибинский муниципальный район составить топливно-энергетический баланс городского поселения Билибино за 2020 год в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу и сообщить об этом в течение одного месяца после исполнения указанной обязанности в Билибинский районный суд и прокурору Билибинского района Чукотского автономного округа.

В удовлетворении административных исковых требований прокурора к Администрации муниципального образования городское поселение Билибино отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы в Билибинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись Е.Ю. Скороходова

Копия верна

Подлинный документ подшит в деле № 2а-66/2022, находящемся в производстве Билибинского районного суда Чукотского автономного округа

Судья Е.Ю. Скороходова