Дело №2а-670/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2018 года г.Бологое
Бологовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Бондаревой Ж.Н.,
при секретаре Балан М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Бологовского городского суда Тверской области административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пеням и встречному административному иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области обязать налоговый орган задолженность в размере 3581рублей 39 копеек признать как безнадёжную и списать,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пеням в размере 3581 рубль 39 копеек.
Иск мотивирован тем, что 21 июля 2016 года межрайонная ИФНС России № 3 по Тверской области обратилась к мировому судье судебного участка ЗАТО Озерный Тверской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2014 год и пени в общей сумме 3581,39 руб.
29 июля 2016 мировым судьей судебного участка ЗАТО Озерный Тверской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2014 год и пени в общей сумме 3581,39 руб.
06 сентября 2018 года мировому судье судебного участка ЗАТО Озерный Тверской области от ФИО1 поступили заявление о восстановлении срока для подачи возражений на судебный приказ и возражения относительно исполнения судебного приказа.
07 сентября 2018 года мировым судьей судебного участка ЗАТО Озерный Тверской области судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2014 год и пени в общей сумме 3581,39 руб. отменен.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб.
С учетом требований п. 3 ст. 48 НК РФ инспекция обращается в суд в порядке административного судопроизводства о взыскании задолженности по налогам с ФИО1.
Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
УГИБДД УВД Тверской области МРЭО ГИБДД Вышневолоцкого района представило информацию о транспортных средствах гражданина ФИО1 ИНН №...: Автомобили легковые, <....>
В соответствии со ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. В соответствии со ст. 2 Закона Тверской области от 06.11.2002 г. № 75-30 "О транспортном налоге в Тверской области" (с учетом изменений и дополнений) налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
ФИО1 ИНН №..., транспортный налог за 2014 год в сумме 3150,00 руб. по сроку уплаты 01.10.2015, не уплатил.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области в соответствии со ст. 69 НК РФ направила требования об уплате налогов от 27.10.2015 №.... Данное требование до настоящего времени не исполнено
Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 НК РФ.
В связи с тем, что налогоплательщиком налоги не уплачены в бюджет в установленный законодательством о налогах и сборах срок, на основании положений ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени по транспортному налогу из расчета: период начисления пени – 30.01.2014-23.06.2014, количество дней – 145, сумма недоимки – 3150,00 руб., ставка ЦБ - 0.000275000000, сумма пени 125,61 руб.; период начисления пени – 06.1.2014-25.08.2015, количество дней – 293, сумма недоимки – 3150,00 руб., ставка ЦБ - 0.000275000000, сумма пени 253,81 руб.; период начисления пени – 02.11.2-15-30.11.2015, количество дней – 60, сумма недоимки – 3150,00 руб., ставка ЦБ - 0.000275000000, сумма пени 51,97 руб., а всего 431 рубль 39 копеек.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 руб.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 № 20-П указывается, что налог - это необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст.57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства. В противном случае при невыполнении данного требования были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Таким образом, именно на налогоплательщика возложена обязанность самостоятельно уплатить налоги, пени и штрафы.
На основании вышеизложенного, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области, руководствуясь статьями 3, 19, 125, 126, 286, 287 КАС РФ, статьей 48 НК РФ просит вынести решение о взыскании с гражданина ФИО1 ИНН №... задолженности в сумме 3581,39 руб., в том числе: транспортный налог за 2014 год - 3150,00 руб. (КБК 18210604012021000110) пени -431,39 руб. (КБК 18210604012022100110) на счет № 40101810600000010005, получатель Управление Федерального казначейства по Тверской области (МРИ ФНС РФ № 3 по ...), ИНН<***>/КПП 690801001, Отделение Тверь, БИК 042809001, ОКТМО 28753000.
Административный ответчик ФИО1 подал встречное административное исковое заявление к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области о признании безнадежной и списании задолженности по транспортному налогу и пеням в размере 3581 рубль 39 копеек, мотивируя иск тем, что физические лица не рассчитывают транспортный налог самостоятельно, а уплачивают его на основании уведомления, полученного из налоговой инспекции (п. 3 ст. 363 НК РФ). Такое уведомление налоговые органы должны направить не позднее 30 дней до наступления срока платежа (п, 2 ст. 52 НК РФ). Право на принудительное взыскание появляется у налоговой, если обязанность по уплате налога не исполнена налогоплательщиком в срок. Причем в отношении транспортного налога такая обязанность возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления. Это следует из п. 2 ст. 44, п. 3 ст. 363 НК РФ.
До дня получения налогоплательщиком, налогового уведомления у него начислены пени за несвоевременную уплату (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Однако в указанные сроки уведомление ФИО1 не направлялось и он его не получал.
В административном исковом заявлении истец ссылается на то, что направил требование об уплате налогов от 27.10.2015 г. №.... Погасить задолженность необходимо в течение 8 рабочих дней со дня получения требования, если в нём не указан иной срок (п.4 ст.69 НК РФ). В случае неисполнения в указанный срок налоговые органы вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (п. 1 ст. 48 НК РФ).
Срок на обращение в суд составляет 6 месяцев. Для задолженности свыше 3000 руб. он начинается с момента истечения срока, отведенного на исполнение требования (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Как следует из административного искового заявления, истец обратился в мировой суд судебного участка ЗАТО Озёрный 21.07.2016 г., что составляет более 6 месяцев и срок для обращения в суд истёк.
06.09.2018г. ФИО1 обратился в мировой суд судебного участка ЗАТО Озёрный Тверской области с заявлением об отмене судебного приказа.
07.09.2018 г. мировым судьёй судебного участка ЗАТО Озёрный судебный приказ от 29.07.2016 г. по административному делу № 2а-275/2016 о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2014г. и пени в общей сумме 3581,39 руб., а также государственной пошлины в размере 200рублей-отменён. ФИО1 в определении мирового судьи от 07.09.2018г. разъяснено, что он может обратиться с заявлением о выдаче исполнительного листа на возврат взысканных денежных средств (копия заявления об отмене судебного приказа представлена административным истцом).
Федеральным законом от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Закон № 436-ФЗ) установлены правила признания безнадежными и списания недоимки по налогам и страховым взносам и соответствующей задолженности по пеням и штрафам - налоговая амнистия 2018 года. Положения о налоговой амнистии вступили в юридическую силу с 29.01.2018г.
В частности, законом предусмотрено списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков:
Согласно части 1 статьи 12 Закона № 436-ФЗ для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пеням, начисленная на указанную задолженность.
Частью 3 статьи 12 названного Закона предусмотрено, что решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Ввиду того, что сумма образовавшейся задолженности по транспортному налогу и пеням образовалась по состоянию на 01.01.2015 г., следовательно, данная задолженность согласно Федеральному закону от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 436-ФЗ) подлежит списанию.
ФИО1 просит в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Тверской области о взыскании с ФИО1 задолженности в размере 3581руб. 39коп. – отказать, обязать налоговый орган задолженность в размере 3581руб. 39 коп. признать как безнадёжную и списать.
В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, по имеющимся в деле материалам. В удовлетворении встречного административного искового заявления просил отказать по доводам, изложенным в возражении.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.
Учитывая надлежащее извещение сторон по правилам ст.96 Кодекса административного судопроизводства РФ, а также исходя из положений ст.150 ч.4 ст.263 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению и отказывает в удовлетворении встречного административного иска по следующим основаниям.
Полномочия Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области на предъявление административного искового заявления о взыскании налоговой недоимки с ФИО1 судом проверены.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи настоящего административного иска, рассмотрев которое суд установил следующее.
В силу статьи 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Право налогового органа на обращение в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в случае неисполнения им в установленный срок обязанности по уплате налогов, сбора, пеней, штрафов и порядок такого обращения установлены статьей 48 НК РФ.
Из системного толкования положений статьи 48 Налогового кодекса РФ следует, что срок для обращения в суд с заявлением о взыскании налоговой задолженности должен исчисляться с момента трехлетнего срока со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, если такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. При этом, пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Перечень уважительных причин, которые являются основанием для восстановления пропущенного налоговым органом срока на обращение в суд, положениями налогового законодательства не определен, в связи с чем суд исходя из оценки представленных налоговым органом доказательств, определяет, являются ли причины пропуска срока на обращение в суд, приведенные истцом, уважительными, то есть объективно препятствующими ему реализовать предоставленные законодательством полномочия по взысканию налогов.
В данном суд учитывает, что налоговым органом принимались меры по взысканию задолженности в установленном законом порядке, соответственно уполномоченным государственным органом была выражена воля на взыскание в принудительном порядке с ФИО1 неуплаченной суммы транспортного налога. Обстоятельства, связанные с поздним обращения с заявлением о выдаче судебного приказа в мировой суд обусловлены уважительными причинами, а именно большой загруженностью работников налогового органа и значительным количеством неисполненных требований, пропуск срока на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа является незначительным – 2 дня, что не повлекло нарушение законных интересов лица, обязанного к уплате налогов и публичных интересов.
Кроме того, суд учитывает, что административное исковое заявление на выдачу судебного приказа сформировано Инспекцией согласно дате штампа 21.07.2016, то есть до истечения шестимесячного срока.
Отмена судебного приказа позволила налоговому органу предъявить исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
Исходя из анализа действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего спорные правоотношения, фактических обстоятельств дела, исследовав материалы дела на предмет выявления уважительных причин пропуска срока, а также учитывая кратковременность периода просрочки обращения в мировой суд, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для восстановления административному истцу срока на обращение с настоящим иском в суд.
В соответствии со ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Как следует из ст.44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Согласно ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения налоговым органом мер по принудительному взысканию задолженности. В случае неуплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в установленном законом порядке.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст.48 Налогового кодекса.
Согласно частям 1, 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей и со дня истечения трехлетнего срока.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что мировым судьей судебного участка ЗАТО Озерный Тверской области 29 июля 2016 года вынесен судебный приказ по делу № 2а-275/2016 по заявлению Межрайонной ИФНС России N 3 по Тверской области о взыскании с ФИО1 задолженности по пени по транспортному налогу за 2014 год и пени в сумме 3581 рубль 30 копеек. Определением мирового судьи судебного участка ЗАТО Озерный Тверской области от 07 сентября 2018 года судебный приказ отменен по заявлению должника. Судом разъяснено право Межрайонной ИФНС на обращение в суд с административным иском в порядке гл.32 КАС РФ.
Согласно ст. 357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства.
Согласно пункту 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
МРЭО ГИБДД №2 УМВД России по Тверской области представило сведения о транспортных средствах, принадлежащих ФИО1 в период с 17.11.2010 по 10.10.2015: автомобиль легковой <....>
В связи с чем, а также в соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, административный ответчик является плательщиком транспортного налога в указанный период.
С учетом мощности двигателя указанного транспортного средства и налоговой ставки, установленной в соответствии с пунктом 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 и пункта 2 статьи 3 Закона Тверской области от 06 ноября 2002 года N 75-ЗО "О транспортном налоге в Тверской области" налоговой инспекцией ФИО1 исчислен транспортный налог за 2014 в сумме 3150,00 рублей, из расчета 150л.с.*21руб.*12/12=3150,00 рублей, где 21 руб. – налоговая ставка, 12/12 – количество месяцев владения в году.
В соответствии со ст.52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу ч.4 ст.57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Как установлено ч.6 ст.58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Оно должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно пункту 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Согласно материалам дела, налоговым органом по адресу административного ответчика заказным письмом направлялось налоговое уведомление №... от 21.05.2015 по сроку уплаты не позднее 01.10.2015 транспортного налога за 2014 год в сумме 3150,00 рублей, что подтверждается списком заказных писем с отметкой отделения почтовой связи о принятии почтовой корреспонденции 23.05.2015.
Поскольку обязанность по уплате транспортного налога за 2014 год не была исполнена ФИО1 в установленные законом сроки, налоговым органом в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации в его адрес заказным письмом направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 22827 по состоянию на 27.10.2015 по сроку его исполнения до 26.01.2016, что подтверждается списком заказных писем с отметкой отделения почтовой связи о принятии почтовой корреспонденции 03.11.2015 (л.д.11).
Сведений об исполнении административным ответчиком требований налогового уведомления и налогового требования в материалы дела не представлено.
Налоговые органы как следует из подпункта 9 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, вправе взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Положениями пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).
Согласно требованию №... по состоянию на 27.10.2015 ФИО1 за несвоевременную уплату транспортного налога по сроку уплаты до 01.09.2015 начислены пени в сумме 432 рублей 02 копейки, из расчета: период начисления пени – 30.01.2014-23.06.2014, количество дней – 145, сумма недоимки – 3150,00 руб., ставка ЦБ - 0.000275000000, сумма пени 125,61 руб.; период начисления пени – 06.1.2014-25.08.2015, количество дней – 293, сумма недоимки – 3150,00 руб., ставка ЦБ - 0.000275000000, сумма пени 253,81 руб.; период начисления пени – 02.11.2-15-30.11.2015, количество дней – 60, сумма недоимки – 3150,00 руб., ставка ЦБ - 0.000275000000, сумма пени 51,97 руб.
Отказывая налоговому органу в части удовлетворения требований о взыскании с ФИО1 пеней, начисленных на недоимку по транспортному налогу в размере 142 рубля 42 копейки, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с 29.12.2017 года установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ).
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Так, из представленного налоговым органом расчета пени следует, что к взысканию с ФИО1 заявлена сумма пеней, начисленных с 30.01.2014 по 23.06.2014, с 06.11.2014 по 25.08.2015 и с 02.10.2015 по 30.11.2015.
Согласно статье 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Вместе с тем документального обоснования начисления пени за период с 30.01.2014 по 23.06.2014, с 06.11.2014 по 31.12.2014 налоговым органом не представлено.
С учетом изложенного и в силу вышеназванных положений Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по транспортному налогу за 2013 год и ранее, а также задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку.
Таким образом, налоговый орган утратил возможность ко взысканию пени образовавшейся в период до 01.01.2015, в рассматриваемом случае с 30.01.2014 по 23.06.2014, с 06.11.2014 по 31.12.2014 в общем размере 142 рубля 42 копейки.
При этом удовлетворению, учитывая, что задолженность по транспортному налогу в установленные законом сроки административным ответчиком не оплачена, в соответствии с правилами статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации у суда имеются основания взыскания с административного ответчика пеней по транспортному налогу в сумме 278 рублей 97 копеек за период с 01.01.2015 по 25.08.2015 и с 02.10.2015 по 30.11.2015.
Удовлетворяя частично требования административного истца, суд исходил из того, что административным ответчиком требования налогового органа об уплате налога оставлено без внимания, добровольно транспортный налог за 2014 года в размере 3150,00 рублей и пени в размере 278 рублей 97 копеек не уплачены, указанные суммы в бюджет не поступили, досудебный порядок обращения с иском налоговым органом соблюден, сведений об уплате налогов ответчиком суду не представлено. Расчет, начислений по транспортному налогу и пеням, является верным и соответствующим требованиям законодательства.
Довод административного ответчика о том, что задолженность по транспортному налогу за 2014 год подлежит списанию, основан на неверном толковании закона.
Срок уплаты транспортного налога физическими лицами согласно ст.2 Закона Тверской области от 06.11.2002 №75-ЗО «О транспортном налоге в Тверской области» не позднее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть применительно к 2014 году он наступает не ранее 01 ноября 2015 года.
Таким образом, нормы данного Закона не распространяются на правоотношения, возникающие в связи с уплатой транспортного налога за 2014 год и последующие налоговые периоды, а также начисленные на недоимку по транспортному налогу за эти налоговые периоды пени.
Довод ФИО1 о неполучении уведомления и требования налогового органа не нашел своего подтверждения и не подлежит удовлетворению.
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52); в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69).
Как видно из материалов дела, корреспонденция направлялась по адресу регистрации административного ответчика ФИО1: Тверская область, ЗАТО Озерный, ул.Строителей, д.7, кв.72 (23.06.2015 – налоговое уведомление; 03.11.2015 - требование), которой указан и административным ответчиком как место жительство при оформлении в суд документов (возражений, встречного иска).
Тот факт, что ФИО1 направленную в его адрес корреспонденцию не получал, не свидетельствует о несоблюдении налоговым органом установленной процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости уплатить налоги, погасить задолженность, предшествующей обращению в суд. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат. Учитывая, что регистрация гражданина по месту жительства является способом уведомления налогового органа о месте проживания налогоплательщика, то направление налогового уведомления и требования об уплате налогов за 2014 год по адресу регистрации административного ответчика, суд расценивает как надлежащее исполнение налоговым органом обязанности, предусмотренной ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации.
Фактов двойного взыскания с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2014 год судом не установлено. Иные доводы, изложенные в возражении, не к существу рассматриваемых правоотношений, не относятся.
Отказывая ФИО2 в удовлетворении встречного административного иска об обязании налогового органа признать задолженность в размере 3581 рублей 39 копеек как безнадёжную и списать, суд исходит из следующего.
В силу пункта 5 статьи 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации N ЯК-7-8/393@ от 19.08.2010 г. утверждены Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
В соответствии с п. п. 2, 3 указанного Порядка, он применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их изыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.
Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководителем налогового органа по месту учета налогоплательщика при наличии обстоятельств, предусмотренных в пунктах 2.4 - 2.5 Порядка.
Пунктом 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.
Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов, пеней, штрафа возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. При этом, инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, которое подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исходя из предписаний вышеприведенных законоположений в совокупности с изученными материалами дела в контексте заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что налоговый орган может утратить право на взыскание налога в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Однако утрата налоговым органом права на принудительное взыскание налога в связи с пропуском срока сама по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца; налогоплательщик не освобождается от обязанности уплатить законно установленные налоги в связи с истечением срока на принудительное взыскание не уплаченных своевременно и добровольно сумм.
Вопреки необоснованным утверждениям встречного административного иска об отсутствии со стороны налоговых органов мер по взысканию недоимки, судом установлено, что налоговый орган предпринимал меры к принудительному взысканию недоимки по транспортному налогу, о чем в материалах дела имеются сведения о направлении по адресу проживания налогоплательщика налогового уведомления и требования об уплате недоимки по соответствующим налогам. Срок на обращение в суд с административным иском о взыскании налоговой недоимки судом восстановлен и при разрешении заявленных налоговым органом требований взыскание задолженности по транспортному налогу за 2014 год и пени за период после 01.01.2015 признано законным и обоснованным.
Согласно ч.1 ст.12 Закона №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу, образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015, а также соответствующая сумма по пеням, начисленная на указанную задолженность.
Налоговым уведомлением №... от 21.05.2015 года срок уплаты ФИО1 транспортного налога за 2014 год установлен не позднее 01.10.1025. Таким образом, указанная задолженность образована в период после 01.01.2015 и не может быть признана инспекцией безнадежной к взысканию в соответствии с Законом №436-ФЗ.
Оценивая доводы встречного административного иска, суд приходит к выводу, что поскольку возможность взыскания недоимки в настоящем случае не утрачена, срок принудительного взыскания не истек, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требования о признании безнадежной и списанию задолженности по транспортному налогу и пеням.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требования Межрайонной ИФНС России №3 по Тверской области и взыскании с ФИО1 задолженности в размере 3428 рублей 97 копеек, в том числе по транспортному налогу за 2014 год – 3150 рублей 00 копеек и пени - 278 рублей 97 копеек и отказе в удовлетворении встречного административного иска ФИО1 об обязании налогового органа задолженность в размере 3581рублей 39 копеек признать как безнадёжную и списать.
Как следует из ст.111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 40 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации №36 от 27 сентября 2016г. «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд взыскивает с ФИО1 государственную пошлину в доход МО «Бологовский район» в сумме 400 рублей.
На основании выше изложенного и руководствуясь ст.175-180, 290, 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1, ДАТА рождения в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области задолженность в размере 3428 рублей 97 копеек, в том числе по транспортному налогу за 2014 год - 3150,00 руб. (КБК 18210604012021000110) и пени - 278 рублей 97 копеек (КБК 18210604012022100110) на счет № 40101810600000010005, получатель Управление Федерального казначейства по Тверской области (МРИ ФНС РФ № 3 по Тверской области), ИНН<***>/КПП 690801001, Отделение Тверь, БИК 042809001, ОКТМО 28753000.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход МО «Бологовский район» в сумме 400 рублей 00 копеек.
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области в удовлетворении требований о взыскании пени в размере 142 рубля 42 копейки отказать.
В удовлетворении встречного административного иска ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Тверской области обязать налоговый орган задолженность в размере 3581рублей 39 копеек признать как безнадёжную и списать - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Бологовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, то есть с 21 декабря 2018 года.
Судья Ж.Н.Бондарева