Дело № 2а - 670/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Усть-Абакан Республики Хакасия 08 ноября 2017 года
Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Борец С.М.,
при секретаре Граф Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по по коллективному административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействия администрации по непринятию решения о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Калининский сельсовет Усть- Абаканского района Республики Хакасия и не направлению указанного проекта в представительный орган местного самоуправления для утверждения, признании незаконным бездействия администрации Усть - Абаканского района Республики Хакасия по не принятию решения о рассмотрении Проекта по включению земельного массива *** «Зеленый рай» в границы муниципального образования с. Калинино, обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, с учетом замены ответчика и уточнения исковых требований, обратился в суд с коллективным административным исковым заявлением к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействия администрации по непринятию решения о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Калининский сельсовет Усть- Абаканского района и не направлению указанного проекта в представительный орган местного самоуправления для утверждения, обязании устранить допущенные нарушения, ссылаясь на нормы ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, мотивируют требования тем, что административными истцами представлены все доказательства, подтверждающие прохождении установленных законом процедур, направленных на положительное рассмотрение вопроса об утверждении внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки территории МО Калининский сельсовет Усть-Абаканского района и включению территории *** «Зеленый рай» кадастровый квартал *** в границы населенного пункта .... Просит признать незаконным бездействие администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия по непринятию решения о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Калининский сельсовет Усть-Абаканского района и не направлению указанного проекта в представительный орган местного самоуправления для утверждения. Обязать администрацию Усть-Абаканского района принять решение о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки МО Калининский сельсовет Усть-Абаканского района в отношении поля ***, массив «Зеленый рай» в соответствии с заключением публичных слушаний от ***. Обязать администрацию Усть-Абаканского района направить проект о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки МО Калининский сельсовет Усть-Абаканского района в отношении поля *** массив «Зеленый рай» в Совет депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия для рассмотрении вопроса о его утверждении.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 и его представитель по доверенности исковые требования уточнили, просят признать незаконным бездействие администрации Усть - Абаканского района Республики Хакасия по не принятию решения о рассмотрении Проекта по включению земельного массива *** «Зелёный рай» в границы муниципального образования с. Калинино. Обязать администрацию Усть-Абаканского района принять решение о включении земельного массива *** «Зеленый рай» в границы муниципального образования с. Калинино в соответствии с Проектом и учесть указанное решение при разработке или проведения процедуры внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Определением суда от ***. принят частичный отказ административного истца по коллективному административному исковому заявлению о признании незаконным бездействия администрации по непринятию решения о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Калининский сельсовет Усть - Абаканского района и не направлению указанного проекта в представительный орган местного самоуправления для утверждения, обязании устранить допущенные нарушения, в части заявленных требований об обязании администрации Усть-Абаканского района принять решение о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки МО Калининский сельсовет Усть-Абаканского района в отношении поля *** массив «Зелёный рай» в соответствии с заключением публичных слушаний от ***. и обязании администрации Усть-Абаканского района направить проект о внесении изменений в Генеральный план и правила землепользования и застройки МО Калининский сельсовет Усть-Абаканского района в отношении поля ***, массив «Зелёный рай» в Совет депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия для рассмотрении вопроса о его утверждении и прекращено производство по административному делу в части данных требований
Определением суда от ***. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
Административный истец ФИО1, обратившийся с коллективным административным иском, в судебном заседании поддержал административные исковые требования с учетом их уточнения по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, заявлении об уточнении исковых требований. Просил коллективный административный иск удовлетворить.
Явившиеся в судебное заседание административные истцы ФИО2, ФИО3, заявленные административные исковые требования с учетом их уточнения поддержали. Просили административный иск удовлетворить.
Представитель административного истца ФИО1, действующая на основании доверенности, ФИО4 административные исковые требования с учётом их уточнения поддержала по доводам, изложенным в административном иске, уточнении к административному иску.
Представитель административного ответчика – администрации Усть-Абаканского района РХ, являющийся также представителем заинтересованного лица – администрации Калининского сельсовета Усть-Абаканского района РХ, действующий на основании доверенностей, ФИО5 административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзывах на административное исковое заявление, пояснении на административное исковое заявление. Считает, что административный истец просить суд обязать администрацию Усть-Абаканского района при разработки нового проекта генплана и ПЗЗ Калининского сельсовета учесть ранее проведенные публичные слушания и протокол, заключение по ним, но на сегодняшний день права административного истца не нарушены. На сегодняшний день невозможно обязать совершить администрацию района учесть произошедшие события в части проведения публичных слушаний к протоколу замечаний, потому что администрация района на сегодняшний день при подготовке проекта, при рассмотрении проекта о внесении изменений, при подготовке проекта об утверждении генплана Калининского сельсовета, права административного истца не нарушила. Возможно администрация удовлетворит, а может не удовлетворит – это все еще в будущем. Если не удовлетворят, административный истец может идти и обжаловать их действия. В этой части действия еще не совершены, в том числе и бездействия. Просил отказать в удовлетворении административного иска в полном объёме.
Представитель заинтересованного лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без их участия. Направили отзыв на исковое заявление, в котором указали, что не согласны с исковыми требованиями ФИО1. В адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия в ***. со стороны администрации Усть - Абаканского района поступил запрос от ****** об обеспечении в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласования с Правительством Республики Хакасия проекта внесения изменений в генплан Калининского сельсовета в части изменения черты населенного пункта с. Калинино за счет включения в состав территории данного населенного пункта массива земель сельскохозяйственного назначения, прилегающего с южной стороны к ... сельсовета (далее - проект генплана). С целью всестороннего рассмотрения вопроса указанный проект генплана Минстроем Хакасии был направлен в следующие структурные подразделения Правительства Республики Хакасия: Министерство экономики Республики Хакасия; Министерство промышленности и природных ресурсов Республики Хакасия; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия. Со стороны всех указанных ведомств, за исключением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, были получены заключения о согласовании проекта генплана. Министерство имущественных и земельных отношений Республики Хакасия, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия считают, что наличие обособленной от населенного пункта ... территории создаст не только трудности в обеспечении указанной территории инженерной инфраструктурой, но также затруднит предоставление социальных услуг населению и транспортное сообщение для будущих жителей анклава с административным центром ..., значительно увеличит время прибытия транспорта специальных служб по экстренным вызовам. Также в распоряжении Минстроя Хакасии имеется отрицательное заключение главы Калининского сельсовета С.И. от ****** по вопросу включения в черту населенного пункта ... указанного массива из земель сельскохозяйственного назначения, в котором указывается на невозможность обеспечения планируемого к созданию анклава инженерной и социальной инфраструктурой. Таким образом, реализация предлагаемых изменений в генеральный план Калининского сельсовета ухудшит качество жизни на обособленной от ... территории, повлечет многочисленные жалобы со стороны граждан, которые приобретут земельные участки для индивидуального жилищного строительства на территории образуемого анклава. В целях недопущения реализации непродуманных градостроительных решений, с учетом того, что земельный массив «Зеленый рай» вплотную примыкает к границам населенного пункта ... сельсовета, предлагают собственникам земельного массива рассмотреть возможность обратиться в Советы депутатов Калининского и Опытненского сельсоветов с ходатайством об организации процедуры внесения в границы соответствующих поселений изменений в части передачи территории указанного земельного массива Опытненскому сельсовету с последующим включением массива «Зеленый рай» в черту населенного пункта .... Включение в черту населенного пункта ... сельсовета земельного массива «Зеленый рай» и его перевод в категорию земель населенных пунктов будет осуществлен на основании утвержденного проекта внесения изменений в генеральный план Опытненского сельсовета в порядке, предусмотренном действующим законодательством. До настоящего времени новая редакция проекта генерального плана с устраненными замечаниями в Министерство строительства и жилищно - коммунального хозяйства Республики Хакасия, администрацию Усть-Абаканского района не представлена. Просили отказать в удовлетворении иска в полном объёме.
Суд, в силу ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Часть 1 ст. 226 КАС РФ регламентирует, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца, а также не соответствие закону или иному нормативному правовому акту.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Подпункт 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Категории земельных участков в зависимости от их целевого назначения перечислены в п. 1 ст. 7 ЗК РФ.
Земли в Российской Федерации, обозначенные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – ГрК РФ), в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст.37 указанного Кодекса.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Документом градостроительного зонирования являются утверждаемые нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правила землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 ГрК РФ).
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно п. 20 ч. 1, ч.ч. 3 и 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 32, ст. 33 ГрК РФ утверждение генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки, внесение в них изменений являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления поселения (п.1 ч. 1 ст. 8, п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ).
Порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, а также внесения в него изменений определен ст. 24 ГрК РФ, которая предусматривает обязательное согласование проекта генерального плана в соответствии со ст. 25 ГрК РФ и осуществление его подготовки в соответствии с требованиями ст. 9 ГрК РФ, а также с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В силу ч. 1 ст. 33 ГрК РФ внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст. 31 и 32 настоящего Кодекса.
В частности, ст. 31 ГрК РФ предусматривает создание комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки, после чего глава местной администрации обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения о подготовке проекта.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентирована ст.ст.30 - 35 ГрК РФ, она включает в себя принятие главой местной администрации решения о подготовке проекта и утверждение состава и порядка деятельности комиссии по подготовке проекта (далее - Комиссия) (ч.ч. 5, 6 ст. 31 ГрК РФ), официальную публикацию сообщения о принятии такого решения (ч. 7 ст. 31 ГрК РФ), проверку проекта органом местного самоуправления на соответствие требованиям технических регламентов, документам территориального планирования (ч. 9 ст. 31 ГрК РФ), направление проекта главе муниципального образования для принятия решения о проведении публичных слушаний либо в Комиссию на доработку (ч.ч. 10, 11 ст.31 ГрК РФ), проведение Комиссией публичных слушаний по проекту (ч.ч. 12, 13, 14 ст. 31 ГрК РФ), внесение Комиссией изменений в проект с учетом результатов таких слушаний и представление его главе местной администрации (ч. 15 ст. 31 ГрК РФ), который должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления (ч. 16 ст. 31 ГрК РФ).
Обязательными приложениями к проектам генерального плана и правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанным проектам и заключение о результатах таких публичных слушаний (ч.ч. 12, 13 ст. 24 ГрК РФ, ч. 15 ст. 31, ч. 1 ст. 32 ГрК РФ).
Полномочиями по утверждению правил землепользования и застройки ст. 32 ГрК РФ наделяет представительные органы местного самоуправления (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Одним из оснований для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является поступление предложений об изменении границ территориальных зон от физических или юридических лиц в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений (п. 2 ч. 2, п. 5 ч. 3 ст. 33 ГрК РФ).
Данное предложение согласно ч. 4 ст. 33 названного Кодекса в течение 30 дней подлежит рассмотрению комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки, которая направляет главе местной администрации заключение о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения.
Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям (ч. 5 ст. 33 ГрК РФ).
Генеральный план и правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (ч.13 ст.24 ГрК РФ, ч.ч. 1 - 3 ст. 32 ГрК РФ).
Из приведенных выше норм следует, что возможность утверждения представительным органом местного самоуправления изменений в правила землепользования и застройки возможно лишь при последовательном соблюдении предусмотренных законом процедур.
Согласно ст. 5 ГрК РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по территориальному планированию поселения.
В силу ч. 12 ст. 31, ч.ч. 5, 6 ст. 28 ГрК РФ в целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, правил землепользования и застройки, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана, правил землепользования и застройки на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки для включения их в протокол публичных слушаний.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, административные истцы являются собственниками земельных участков, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, общей площадью *** «Зеленый рай», кадастровый квартал ***
В муниципальном образовании Усть-Абаканский район Республики Хакасия органом местного самоуправления, наделенным полномочиями по утверждению генеральных планов сельского поселения, правил землепользования и застройки, внесению в них изменений в соответствии с п. 44 ч.1 ст. 5, п. 6 ч. II, п. 1 ч. III ст. 23 Устава муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия является Совет депутатов Усть-Абаканского района.
В соответствии п.п. 2 и 5 ст.2 Устава муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия данное муниципальное образование наделено статусом сельского поселения, которое входит в состав Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
В соответствии со ст.15 Устава муниципального образования Усть-Абаканского района публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов или Главы района.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов, назначаются Советом депутатов, а по инициативе Главы района - Главой района.
3. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект Устава, а также проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав, кроме случаев, когда в Устав вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Конституции Республики Хакасия или законов Республики Хакасия в целях его приведения в соответствие с этими нормативными правовыми актами;
(п. 1 в ред. решения Совета депутатов Усть-Абаканского района от 11.05.2017 N 58)
3) проекты планов и программ развития муниципального района, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
В соответствии с п. 1 ст. 5 и п. 2 ст. 15 Правил землепользования и застройки Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, публичные слушания должны проводиться в соответствии с решением Совета депутатов Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 24.01.2007г. № 1 «Об утверждении «Положения о порядке организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании Калининский сельсовет», и решение о проведении публичных слушаний должен принимать глава поселения.
В мае, ***. в администрацию Усть-Абаканского района Республики Хакасия поступили обращения собственников земельных участков о внесении необходимых изменений в Генеральный план (далее - Генплан) и Правила землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) Калининского сельсовета с указанием адресов земельных участков, дающих право использования земельных участков для индивидуально жилищного строительства.
***. распоряжением главы Усть-Абаканского района ***-р создана комиссия по рассмотрению проектов изменений в Генпланы и ПЗЗ сельсоветов Усть-Абаканского района
***. состоялось заседание комиссии по рассмотрению проекта изменений в Генплан и ПЗЗ Калининского сельсовета, где было приняты следующие решения:
- рекомендовать Главе администрации Усть-Абаканского района включить в черту населенного пункта Калинино приведенные земельные участки;
- разрешить начать подготовку Проекта по внесению изменений в Генплан и ПЗЗ собственникам земельных участков;
- ходатайствовать перед Главой Усть-Абаканского района о назначении публичных слушаний.
Приведенное заседание комиссии было оформлено протоколом и заключением комиссии от ***., из содержания которых следует, что принято решение о разрешении начать подготовку Проекта по внесению изменений в Генплан и ПЗЗ с переводом земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения (СХУ, СХ1) в ИЖС с одновременным включением данных земельных участков в черту населенных пунктов.
Постановлением главы администрации Усть-Абаканского района от ***. ***-п назначены публичные слушания по внесению изменений в Генплан и ПЗЗ Калининского сельсовета.
Указанное постановление опубликовано в периодическом издании «***» от ***. ***.
***. по результатам проведенных публичных слушаний комиссией принято решение одобрить Проект о внесении изменений в Генплан и ПЗЗ Калининского сельсовета и включить в черту населенного пункта приведенные земельные участки с одновременным их переводом из земель сельскохозяйственного назначения в земли перспективной жилой застройки.
Результаты публичных слушаний опубликованы в периодическом издании «***» ***. ***.
***. (исх. ***) главой администрации Усть-Абаканского района РХ Р. проект по внесению изменений в Генплан и ПЗЗ Калининского сельсовета с внесенными изменениями (СО «Зеленый рай») был направлен на согласование в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ.
Из представленного сторонами письма министра Министерства имущественных и земельных отношений РХ от ***. Министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ следует, что Министерство имущественных и земельных отношений РХ рассмотрев запрос сообщает, что в случае включения указанного земельного массива, удаленного от населенного пункта на *** в границу ..., создается анклав – обособленная территория, что в дальнейшем затруднит обеспечение данной территории инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
***. уполномоченным органом в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ в адрес администрации района был направлен ответ, из содержания которого следовало, что данное министерство указывает на замечания в отношении проекта внесения изменений в Генплан Калининского сельсовета в отношении земельного массива ***, в связи с чем, невозможно согласовать проект по внесению изменений в генплан. К данному ответу также приложен мотивированный ответ Министерства имущественных отношений и земельных отношений РХ, которым было доведено до сведения, что в случае включения указанного земельного массива, удаленного от населенного пункта на *** км в границу ..., создается анклав - обособленная территория, что в дальнейшем затруднит обеспечение данной территории инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой.
Согласно письму главы Калининского сельсовета С. в Минимущество Хакасии включение земель сельскохозяйственного назначения в границу населенного пункта ... примерной площадью *** в северо-западной части не представляется возможным. После включения данных земель в состав ..., собственники земельных участков потребуют от администрации объекты соцкульбыта, дороги, освещение, почту, ФАП, на что у администрации Калининского сельсовета нет средств в связи с дефицитом бюджета.
***. администрацией района в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ направлено сообщение, подписанное заместителем главы ... - Т., об устранении замечаний и просьбой согласовать проект в отношении земельного массива «Зеленый рай» Калининского сельсовета площадью ***
***. администрация района в адрес Министерства имущественных и земельных отношений РХ направила обращение на согласование Проекта, в связи с отсутствием ответа на обращение в установленный законом срок.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ сообщило письмом от ******, что Проект был направлен заинтересованным ведомствам РХ для рассмотрения и согласования. После изучения проекта Генплана Министерством имущественных и земельных отношений РХ к данному проекту возникли замечания, в связи с чем, до настоящего времени на проект генплана не получено заключение о согласовании со сторон Министерства имущества. После устранения всех имеющихся замечаний и получения заключения о согласовании проекта генплана Министерством имущественных и земельных отношений РХ, указанный документ в кратчайшие сроки будет направлен в Правительство РХ для подготовки сводного заключения о согласовании.
В обоснование заявленных требований, административные истцы указывает на то, что проект генплана считается согласованным, так как в трехмесячный срок с ***. по ***. каких-либо документов, подтверждающих наличие оформленных в соответствии с законом возражений от согласующих органов, в орган местного самоуправления не поступало.
При этом, положением ч. 7 ст. 25 ГрК РФ установлено, что согласование проекта генерального плана с уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение, осуществляется в трехмесячный срок со дня поступления в эти органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования.
Заключения на проект генерального плана могут содержать положения о согласии с таким проектом или несогласии с таким проектом с обоснованием причин такого решения. В случае поступления приведенного заключения содержащего положение о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации, в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана, принимают решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца (ч. 9 ст.25 ГрК РФ).
***. уполномоченным органом в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ в адрес администрации района был направлен ответ, из содержания которого следовало, что данное министерство указывает на замечания, в связи с чем проект не получает согласование.
Административным ответчиком – администрацией Усть-Абаканского района не оспаривается, что нарушены требований Приказа Министерства регионального развития РФ от 26.05.2011г. №244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов» (далее - Методические рекомендации), Постановление Правительства Российской Федерации от 24.03.2007г. №178 «Об утверждении положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов РФ» (далее - Постановление Правительства РФ), а также положения ч. 7 ст. 25 ГрК РФ.
Приведенное уведомление, как требует того ч. 7 ст.25 ГрК РФ, а также п. 3 Постановления Правительства РФ в Правительство Республики Хакасия не направлялось по причине не размещения проекта по внесению изменений в Генплан и ПЗЗ Калининского сельсовета в Федеральной Государственной информационной системе территориального планирования (далее - ФГИС ТП).
При поступлении в администрация района мотивированного отказа о согласовании проекта по внесению изменений в Генплан, административным ответчиком не была создана согласительная комиссия, которая создается для урегулирования замечаний, послуживших основанием для подготовки заключения об отказе в согласовании проекта документа территориального планирования (п.17 Постановления Правительства РФ).
Положениями ч. 9 ст.25 ГрК РФ, п.п. 20, 21, 22 Постановления Правительства РФ установлено, что по результатам работы согласительная комиссия представляет главе местной администрации поселения документ о согласовании проекта генплана и подготовленный для утверждения проект генплана с внесенными в него изменениями.
В нарушении приведенных требований закона, Постановления Правительства РФ и Методических рекомендаций, проект Генплана администрацией района вновь был направлен в Министерство строительства и жилищно-комунального хозяйства РХ ***. (исх. ***) для согласования.
Согласно письму *** от ***. ФИО1 прокуратурой республики была проведена проверка по коллективному обращению собственников земель в Усть-Абаканском районе о нарушении Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ градостроительного законодательства при рассмотрении проекта Генерального плана .... На публичных слушаниях при рассмотрении проекта о внесений изменений в Градостроительный план, проведенных Калининским сельсоветом, все участвующие проголосовали за включение рассматриваемых земель в территорию .... Министерством при рассмотрении проекта Генерального плана Калининского сельсовета допущено нарушение требований ст. 25 ГрК РФ и установление незаконных административных барьеров, что создает препятствия в развитии индивидуального жилищного строительства в селе. В связи с чем прокуратурой республики подготовлено сводное представление министру строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ об устранении требований градостроительного законодательства.
*** Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ ФИО1 направлено письмо, согласно которому Министерство считает, что наличие обособленной от населенного пункта ... территории создаст не только трудности в обеспечении указанной территории инженерной инфраструктурой, но также затруднит предоставление социальных услуг населению и транспортное сообщение для будущих жителей анклава с административным центром ..., значительно увеличит время прибытия транспорта специальных служб по экстренным вызовам. И предложено собственникам земельного массива рассмотреть возможность обратиться в Советы депутатов Калининского и Опытненского сельсоветов с ходатайством об организации процедуры внесения в границы соответствующих поселений изменений в части передачи территории указанного земельного массива Опытненскому сельсовету с последующим включением массива «Зеленый рай» в черту населенного пункта ....
***. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ главе Усть-Абаканского района направлено Заключение на проект внесения изменений в генплан и ПЗЗ Калининского сельсовета, согласно которому наличие обособленной от населенного пункта ... территории создаст не только трудности в обеспечении указанной территории инженерной инфраструктурой, но также затруднит предоставление социальных услуг населению и транспортное сообщение для будущих жителей анклава с административным центром ..., значительно увеличит время прибытия транспорта специальных служб по экстренным вызовам. Также в распоряжении Минстроя РХ имеется отрицательное заключение главы Калининского сельсовета С. от ***. *** по вопросу включения в черту населенного пункта ... указанного массива из земель сельхозназначения, в котором указывается на невозможность обеспечения планируемого к созданию анклава инженерной и социальной инфраструктурой. В связи с чем Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РХ отказало в согласовании представленного проекта внесения изменений в генплан Калининского сельсовета Усть-Абаканского района.
В силу ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от ***. установлено, что в соответствии с п. 1 ст. 5 и п. 2 ст. 15 Правил землепользования и застройки Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, публичные слушания должны проводиться в соответствии с решением Совета депутатов Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия от ***. *** «Об утверждении «Положения о порядке организации и проведении публичных слушаний в муниципальном образовании Калининский сельсовет», при этом решение о проведении публичных слушаний должен принимать глава поселения.
В нарушение указанного публичные слушания по проекту внесений изменений в генплан и ПЗЗ были назначены постановлением главы Усть-Абаканского района от ***. ***-п.
Кроме того, публичные слушания по проекту о внесении изменений в Генплан и ПЗЗ проводились с нарушением действующего законодательства.
Постановление о назначении публичных слушаний от ***. ***-п вместе с пояснительной запиской, размещенные в издании «***» от ***. ***, не имели полных сведений о содержании вносимых в Генплан и ПЗЗ изменений, проект которых выносится на публичные слушания.
Так, не была обнародована графическая часть проекта изменений в Генплан, позволяющая определить значение изменения границ рекреационной зоны для жителей .... Содержание проекта изменений в ПЗЗ на публичные слушания не выносилось совсем.
В иных формах содержание проекта изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Калининского сельсовета до заинтересованных граждан не доводилось. Тем самым были нарушены требования ч.5 ст. 28 ГрК РФ.
Решением Верховного Суда РХ признаны не соответствующими иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденные решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от ******, а также изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденные решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от ******. Сообщение о принятии настоящего решения подлежит публикации в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в издании «Усть-Абаканские известия».
В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов Усть-Абаканского района РХ от ****** отменено Решение Совета депутатов Усть-Абаканского района РХ от ***. *** «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Калининского сельсовета».
Из заключения Комиссии по внесению изменений в Генеральные планы и Правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района РХ от ***., следует, что решение главы администрации Усть-Абаканского района РХ о разработке проекта по внесению изменений в Генплан и ПЗЗ Калининского сельсовета в части включения в черту населенного пункта и перевода земель сельскохозяйственного назначения (СХУ, СХ1) в индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) ***-х земельных участков, расположенных в кадастровом квартале *** (общая площадь *** «Зеленый рай») не издавалось.
Не было принято решение о проведении публичных слушаний в части перевода из одной категории земель в иную категорию, а именно из земель сельскохозяйственного назначения (СХУ, СХ1) в индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).
Отсутствие принятых решений (постановлений) о подготовке Генплана и ПЗЗ о проведении публичных слушаний противоречат требованиям ст.ст. 24, 28, 31 ГрК РФ.
***. при отсутствии решений, обязательных при проведении публичных слушаний, при подготовке проекта Генерального плана и Правил землепользования и застройки, были проведены публичные слушания ..., где рассмотрен вопрос о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки Калининского сельсовета и решено осуществить перевод земель сельхозназначения в ИЖС с одновременным включением в черту населенного пункта Калинино, кадастровый квартал ***, площадь *** «Зеленый рай». По результатам проведенных публичных слушаний подготовлено заключение, согласно которому комиссия полагает, что проведенные публичные слушания, заключение по ним, не основаны на нормах закона, поскольку положениями ч. 13 ст.31 ГрК РФ установлено, что продолжительность публичных слушаний по проекту ПЗЗ составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта. Придя к выводу вывод о том, что проведенные публичные слушания ***., протокол и заключение по данным публичным слушаниям не соответствуют требованиям закона, Комиссия по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть-Абаканского района, созданная в новом составе решением Главы администрации Усть-Абаканского района, в ***. приняла решение :
- признать протокол Комиссии от ***, и заключение от ***. «О публичных слушаниях по рассмотрению проекта Генплана и ПЗЗ Калининского сельсовета Усть-Абаканского района» в части включения в черту населенного пункта ... с переводом земель сельскохозяйственного назначения в индивидуальное жилищное строительство (кадастровый квартал ***, площадью *** (73 земельных участка) «Зеленый рай») не основанных на нормах закона и не подлежащих применению;
- вернуться к рассмотрению заявлений граждан о включении в границы ... земель сельскохозяйственного назначения с переводом земель сельскохозяйственного назначения в индивидуальное жилищное строительство (кадастровый квартал ***, площадью *** (73 земельных участка) «Зеленый рай»);
- опубликовать настоящее заключение Комиссии по внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельсоветов Усть- Абаканского района в газете «***».
Административным ответчиком не оспаривается изначальное по заявлению истцов нарушение процедуры внесения изменений в Генплан и ПЗЗ Калининского сельсовета Усть-Абаканского района, в связи с чем не представляется возможным принять одно из перечисленных в п.9 ст. 28 ГрК РФ.
В настоящее время Генплан и ПЗЗ муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденные решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от ******, а также изменения в Генплан и ПЗЗ муниципального образования Калининский сельсовет Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденные решением Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от ******, признаны недействительными с момента их принятия, администрацией района ведется работа по рассмотрению заявлений граждан о включении в границы ... земель сельскохозяйственного назначения (кадастровый квартал ***, площадью *** (73 земельных участка) «Зеленый рай») с переводом земель сельхозназначения в ИЖС и в силу принципа разделения и самостоятельности властей, закрепленного статьями 10, 12, 132 Конституции Российской Федерации, административный ответчика – администрация Усть-Абаканского района РХ не может быть принуждена к принятию решения о включении земельного массива *** «Зеленый рай» в границы муниципального образования ... в соответствии с Проектом и учету указанного решения при разработке или проведения процедуры внесения изменений генерального плана и правил землепользования и застройки Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, в том числе и судом.
В силу статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации Кодекса принципами законодательства о градостроительной деятельности являются: обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории.
При разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушение этим решением (действием) прав либо свобод заявителя. Между тем, в данном случае, одновременное наличие таких обстоятельств не усматривается.
При рассмотрении данного дела, нарушений прав административных истцов по коллективному иску не установлено, административным истцом доказательств нарушения их прав не представлено.
С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных требований по коллективному административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействия администрации по непринятию решения о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Калининский сельсовет Усть- Абаканского района и не направлению указанного проекта в представительный орган местного самоуправления для утверждения, признании незаконным бездействия администрации Усть - Абаканского района Республики Хакасия по не принятию решения о рассмотрении Проекта по включению земельного массива *** «Зеленый рай» в границы муниципального образования ..., обязании администрации Усть-Абаканского района принять решение о включении земельного массива *** «Зеленый рай» в границы муниципального образования ... в соответствии с Проектом и учесть указанное решение при разработке или проведения процедуры внесения изменений генерального плана и правил землепользования и застройки Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, необходимо отказать
Руководствуясь ст.ст. 174-180, 227, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований по коллективному административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия о признании незаконным бездействия администрации по непринятию решения о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Калининский сельсовет Усть- Абаканского района и не направлению указанного проекта в представительный орган местного самоуправления для утверждения, признании незаконным бездействия администрации Усть - Абаканского района Республики Хакасия по не принятию решения о рассмотрении Проекта по включению земельного массива *** «Зеленый рай» в границы муниципального образования ..., обязании администрации Усть-Абаканского района принять решение о включении земельного массива *** «Зеленый рай» в границы муниципального образования ... в соответствии с Проектом и учесть указанное решение при разработке или проведения процедуры внесения изменений генерального плана и правил землепользования и застройки Калининского сельсовета Усть-Абаканского района Республики Хакасия, отказать.
Апелляционная жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный Суд Республики Хакасия через Усть-Абаканский районный суд.
Председательствующий С.М. Борец
Мотивированное решение составлено и подписано 13 ноября 2017 года.
Председательствующий С.М. Борец