Дело №2а-670/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 июня 2017 года город Брянск
Брянский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Слепуховой Н.А.,
при секретаре Конор П.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административного ответчика ГКУ «ОСЗН Брянского района» Брянской области ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ГКУ «ОСЗН Брянского района» Брянской области о признании незаконным отказа в начислении ежемесячной денежной выплаты с момента рождения ребенка и обязании назначить данную выплату с даты рождения ребенка, то есть с ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что он и его супруга ФИО4 являются многодетной семьей, на их иждивении находятся дети: ФИО9 -ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В связи с чем, как многодетная семья, имеют права на единовременные ежемесячные пособия, денежные и иные выплаты при рождении ребенка, и рядом из них они пользуются. ДД.ММ.ГГГГ работниками отдела социальной защиты населения Брянского района, ФИО1 было разъяснено о том, что его семья имеет право на ежемесячную денежную выплату при рождении третьего ребенка согласно Указу Президента №606 от 7 мая 2012 года и постановления администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№. ДД.ММ.ГГГГ административным были сданы соответствующие документы на ежемесячную денежную выплату, при этом работник социальной защиты пояснила ему, что данная выплата будет ему начислена лишь за 6 предшествующих его письменному обращению месяцев и в последующем.
Административный истец обратился в ОСЗН Брянского района с заявлением о начислении ему ежемесячной денежной выплаты с момента рождения ребенка, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Письмом, полученным ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, административный ответчик отказал ему в ежемесячной выплате с момента рождения ребенка, указав при этом, что данная выплата должна быть ему произведена лишь за 6 предшествующих его письменному обращению месяцев. Считая данный отказ необоснованным и неправомерным, ФИО1 просит признать отказ в выплате ежемесячной денежной выплате с момента рождения ребенка незаконным и обязать ГКУ ОСЗН Брянского района Брянской области назначить ему ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного истца ФИО2 поддержал исковые требования и указал, что основанием для признания отказа административного ответчика незаконным является несоблюдение специалистами ОСЗН п.3 постановления Администрации Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ, которым предусмотрено, что департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области дает разъяснения по применению Порядка назначения ежемесячной выплаты при рождении третьего ребенка после ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение данного положения представители ОСЗН не разъяснили ФИО1 его право на получение данной ежемесячной выплаты при рождении у него третьего ребенка, что повлекло нарушение прав истца на получение ежемесячной денежной выплаты своевременно.
Представитель административного ответчика ФИО3 исковые требования не признала, пояснила, что в случае обращения к ним гражданина за дачей разъяснений относительно возможности получения пособий, специалисты ОСЗН дают такие разъяснения. После рождения ребенка ФИО1 за дачей разъяснений относительно пособий при рождении третьего ребенка не обращался. При обращении – ДД.ММ.ГГГГ в ОСЗН работниками были даны разъяснения относительно возможности получения пособия. Кроме того, дополнила, что письменный порядок дачи разъяснений работниками относительно пособий, не предусмотрен, разъяснения даются устно, при личном обращении гражданина. При этом в отделе на стендах представлена доступная полная информация о правах отдельных категорий граждан относительно всех видов пособий.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Административным истцом заявлено о восстановлении срока на подачу административного иска в связи с тем, что первоначально административный иск был им ошибочно подан в Советский районный суд города Брянска.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Отказ ОСЗН в начислении ежемесячной денежной выплаты с момента рождения ребенка ФИО1 получен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о получении, имеющимся в материалах дела.
В предусмотренный ч.1 ст.219 КАС РФ срок, с незначительным пропуском – 1 день, то есть ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление было подано в Советский районный суд горда Брянска, однако определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ исковое заявление было возвращено истцу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об уважительности пропуска срока для обращения в суд, в виду его незначительности, и его восстановлении.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, действия (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Таких оснований по настоящему делу судом не установлено.
Постановлением администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об осуществлении ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) третьего или последующих, родившихся (усыновленных) после ДД.ММ.ГГГГ», утвержден порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты при рождении (усыновлении) третьего или последующих, родившихся (усыновленных) после ДД.ММ.ГГГГ».
Согласно п.9 данного порядка, ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается начиная со дня рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка, по день исполнения ребенку возраста трех лет. Ежемесячная денежная выплата выплачивается за текущий месяц.
При обращении за ежемесячной денежной выплатой по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка она назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за шесть месяцев со дня, в котором подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты, и не ранее дня рождения ребенка.
В судебном заседании установлено и материалами дела подтверждено, что административный истец и его супруга - ФИО4 являются многодетной семьей, на их иждивении находятся дети: ФИО9 -ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО10 – ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11 - ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО5 является третьим ребенком в семье, родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельством о рождении, имеющимся в материалах дела. Таким образом, семья имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка после ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренной Постановлением администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Вместе с тем, документы для получения данной выплаты были сданы ФИО1 в ОСЗН ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, с учетом положений п.9 Порядка назначения и выплат, данная денежная выплата была ему начислена и выплачена за шесть месяцев, предшествующих его обращению – с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, отказ административного ответчика в начислении административному истцу денежной выплаты с момента рождения третьего ребенка, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, обоснован и является законным, поскольку подача документов для начисления данного пособия носит заявительный характер (п.7 Порядка начисления и выплат).
Довод представителя административного истца о несоблюдении специалистами ОСЗН п.3 постановления Администрации Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ, которым предусмотрено, что департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области дает разъяснения по применению Порядка назначения ежемесячной выплаты при рождении третьего ребенка после ДД.ММ.ГГГГ, основаны на неверном толковании смысла данного положения.
Согласно уставу государственного казенного учреждения Брянской области «Отдел социальной защиты населения Брянского района», утвержденному ДД.ММ.ГГГГ, данное учреждение создано на основании постановления администрации Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании государственных казенных учреждений – отделов социальной защиты населения Брянской области» ( п.1.1 Устава).
Исходя из положений п.1.3 Устава, функции и полномочия Учредителя Учреждения от имени Брянской области осуществляет департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области» (изменения в Устав от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области является учредителем ГКУ «ОСЗН Брянского района» и п.3 постановления Администрации Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ предписывает Учредителю давать разъяснения по применению Порядка назначения ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка отделам ОСЗН области, а не физическим лицам.
Как установлено в судебном заседании, и не отрицалось представителем административного истца, при рождении третьего ребенка ФИО1 не обращался за разъяснениями относительно выплат и пособий, которые положены его семье при рождении третьего ребенка, а при обращении в ОСЗН ДД.ММ.ГГГГ получил необходимые разъяснения.
При таких обстоятельствах суд считает правомерным отказ административного ответчика о начислении административному истцу ежемесячного денежного пособия при рождении третьего ребенка с момента рождения данного ребенка.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ФИО1 к ГКУ «ОСЗН Брянского района» Брянской области о признании незаконным отказа в начислении ежемесячной денежной выплаты с момента рождения ребенка и обязании назначить данную выплату с ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Брянский областной суд Брянской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А.Слепухова