Производство № 2а-6716/2021
УИД 66RS0003-01-2021-005777-51
Мотивированное решение составлено 23.12.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 декабря 2021 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глушковой Ю.В., при секретаре судебного заседания Вараксиной П.А.,
с участием административного истца, представителя административного ответчика Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ФИО1, действующая на основании доверенности от 15.07.2021, диплома АВС 0933715,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Департаменту государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, Первому заместителю директора Департамента ФИО3 об оспаривании действий,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указала, что *** между ФИО2 и ТО «Центр развития» (застройщик) заключен договор ***, согласно которому ФИО2 внесла денежные средства на строительство жилья - двухкомнатную квартиру общей площадью 65,49 кв.м., жилой площадью 36,71 кв.м.), на 6 этаже в сумме 28000000 руб. на следующих условиях (первый взнос – 5000 000 руб., 10000000 руб. в ***, оставшуюся сумму ежеквартально с *** года по 3500 000 руб.). Кроме того, заключен договор-поручение *** между ООО «Центр содействия» (поверенный) и ФИО2 (доверитель), согласно которому поверенный по поручению доверителя обязуется совершить от имени и за счет доверителя действия, связанные с размещением временно свободных денежных средств, принадлежащих доверителю, а после их возвращения – использовать их для строительства объекта жилья для доверителя на условиях, предусмотренных договором участия в долевом строительства *** от ***. За период с *** по *** ФИО2 произведена оплата в размере 23 000 000 руб. В дальнейшем ООО «Центр содействия» преобразован в ТОО «Центр содействия перспективного социально-экономического развития территории». Решением Первоуральского городского народного суда с ТОО «Центр развития территории» в пользу ФИО2 взыскана сумма в размере 23000000 руб. Исполнительный лист на принудительное исполнение решения суда истец не получала, к исполнению его не предъявляла, проживала на Ямале и не владела информацией о дальнейших событиях. В марте 2014 года административный истец узнала о существующем реестре нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области, обратилась в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области о включении её в вышеуказанный реестр. По данному заявлению было принято решение об отказе от ***. Как указано в иске, в 2021 году в Первоуральске стали активно обсуждать ситуацию по обманутым дольщикам, лица, заключившие аналогичный договор, стали получать денежную компенсацию и квартиры, в связи с чем, административный истец повторно обратилась в Департамент с заявлением о включении её в реестр граждан, пострадавшим от действий недобросовестных застройщиков. Решением *** от *** административному истцу отказано. Указанное решение административный истец получила ***.
С данным решением ФИО2 не согласна, просит суд признать незаконным отказ Департамента во включении ее в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области от ******; обязать Департамент устранить допущенное нарушение прав.
Административный истец в судебном заседании поддержала доводы и требования административного искового заявления.
В судебном заседании представитель административного ответчика требования не признала, поддержала доводы письменного отзыва на административное исковое заявление, суду пояснила, что ФИО2 обращалась в *** года, решение *** от *** об отказе во включении в Реестр административным истцом не оспорено, срок на его обжалование истек. *** ФИО2 повторно обратилась в Департамент. Из представленных документов невозможно установить местонахождение жилого дома, его адресе, разрешительных документах для строительства, об отведенном под эти цели земельном участке, а также конкретных сроков передачи квартиры со стороны застройщика ФИО2 В Департаменте отсутствуют какие-либо документы о фактическом строительстве жилого дома. Кроме того, со дня привлечения денежных средств ФИО2 до даты подачи заявления в Департамент прошло более 10 лет, что является основанием для включения в реестр. Также просила суд обратить внимание на то обстоятельство, что согласно п. п. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальное защита и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Областной закон № 50-ОЗ, устанавливающий 10-летний срок, принят в рамках собственной правотворческой компетенции Свердловской области как субъекта Российской Федерации и предусматривает поддержку граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков, дополнительно к механизмам, направленным на соблюдение и защиту прав этих граждан, установленных федеральным законодательством, в том числе Федеральным законом № 214-ФЗ. У Департамента имеются полномочия на ведение двух различных реестров: реестра пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (в силу федерального законодательства); реестра нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков (в силу законодательства Свердловской области).
В судебное заседание не явился административный соответчик Первый заместитель директора Департамента ФИО3, о дате, времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом путем направления почтовой корреспонденции.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав административного истца, представителя административного ответчика Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что *** между ФИО2 и ТО «Центр развития» (застройщик) заключен договор ***, согласно которому ФИО2 приняла на себя обязательства по внесению денежных средств на строительство жилья - двухкомнатную квартиру общей площадью 65,49 кв.м., жилой площадью 36,71 кв.м., в сумме 28000000 руб., на следующих условиях: первый взнос – 5000 000 руб., 10000000 руб. в мае 1995 года, оставшуюся сумму ежеквартально с августа 1995 года по 3500000 руб.
Также в *** заключен договор-поручение *** между ТО «Центр развития» (поверенный) и ФИО2 (доверитель), согласно которому поверенный по поручению доверителя обязуется совершить от имени и за счет доверителя действия, связанные с размещением временно свободных денежных средств, принадлежащих доверителю, а после их возвращения – использовать их для строительства объекта жилья для доверителя на условиях, предусмотренных договором участия в долевом строительства *** от ***.
Согласно представленных квитанций к приходным кассовым ордерам от ***, от ***, от ***, от ***, от *** ТО «Центр развития» от ФИО2 приняты денежные средства на сумму 23000000 руб.
До настоящего момента условия договора не исполнены, доказательств иного в материалы дела не представлено. Решением Первоуральского городского суда от *** с ТОО «Центр содействия перспективного социально-экономического развития территорий» в пользу ФИО2 взыскано 23000000 руб. – сумма внесенная по договору. Указанным решением суда в пользу ФИО2 взыскана также индексация, компенсация морального вреда, проценты за пользование чужими денежными средствами.
*** ФИО2 обратилась в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (ранее Управление государственного строительного надзора Свердловской области) с заявлением о включении в Реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области.
Решением № 306-О от 13.03.2014 ФИО2 отказано во включении в Реестр, поскольку исходя из условий договора невозможно установить, в каком муниципальном образовании предполагалось строительство и передача объекта строительства (квартиры) в собственность ФИО2; из представленных квитанций к приходным кассовым ордерам, невозможно установить на основании какого договора (номер, дата) принимались денежные средства в счет оплаты за долевое участие в строительстве; представленное решение от 26.09.1997 не подтверждает факт непредставления ФИО2 жилого помещения в многоквартирном доме, расположенном на территории Свердловской области.
С аналогичным заявлением ФИО2 обратилась в Департамент ***, предоставив аналогичный пакет документов.
Решением *** от *** ФИО2 отказано во включении в Реестр, по аналогичным условиям. Кроме того, указано, что со дня привлечения денежных средств до дня подачи заявления о включении в Реестр прошло более 10 лет.
В силу статьи 2 Закона Свердловской области от 24.06.2011 № 50-03 «О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах» поддержка гражданам, пострадавшим от деятельности недобросовестных застройщиков, предоставляется в форме освобождения от оплаты по договору, заключаемому с целью приобретения жилого помещения в строящемся или построенном многоквартирном доме, стоимости количества квадратных метров жилого помещения, равного количеству квадратных метров жилого помещения, стоимость которых оплачена гражданином по договору, предусматривающему привлечение недобросовестным застройщиком денежных средств этого гражданина, за вычетом количества квадратных метров, стоимость которых гражданину была возмещена в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением на территории Свердловской области поддержки гражданам, пострадавшим от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - недобросовестные застройщики) регулируются названным Законом (ст. 1 Закона).
Согласно статьей 3 названного Закона в целях предоставления поддержки гражданам, пострадавшим от деятельности недобросовестных застройщиков, уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области по контролю и надзору в сфере долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Свердловской области (далее - уполномоченный орган) формирует и ведет реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков (далее - реестр) (п.1).
Граждане, пострадавшие от деятельности недобросовестных застройщиков, включаются в реестр на основании их заявлений или заявлений их законных представителей, поданных в уполномоченный орган. Форма заявления о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестных застройщиков, в реестр утверждается Правительством Свердловской области.
К заявлению о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестных застройщиков, в реестр прилагаются документы, подтверждающие соблюдение условий, указанных в статье 4 настоящего Закона. Перечень таких документов устанавливается Правительством Свердловской области (п.2).
Уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня принятия заявления о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестного застройщика, в реестр направляет такое заявление в экспертную комиссию для предварительного рассмотрения.
Экспертная комиссия по результатам предварительного рассмотрения заявления о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестного застройщика, в реестр подготавливает заключение о необходимости включения гражданина в реестр либо о необходимости отказа во включении гражданина в реестр.
Порядок формирования и деятельности экспертной комиссии устанавливается Правительством Свердловской области (п.3).
Уполномоченный орган рассматривает заявление о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестного застройщика, в реестр и заключение экспертной комиссии не позднее чем через двадцать рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом такого заявления и принимает мотивированное решение о включении гражданина в реестр либо об отказе во включении гражданина в реестр. Копия решения направляется лицу, подавшему заявление, в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения (п.4).
Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом (п.5).
Постановлением Правительства Свердловской области от 15 января 2019 года N13-ПП "О предоставлении на территории Свердловской области поддержки гражданам, пострадавшим от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, и признании утратившим силу Постановления Правительства Свердловской области от 03.10.2011 N 1317-ПП "О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах" утвержден Порядок формирования и ведения реестра (далее - Порядок).
Пунктом 4 Порядка установлено, что формирование и ведение Реестра осуществляется Департаментом государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 12 Положения о Департаменте государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области 27.05.2015 № 431-ПП «Об утверждении положения, структуры, предметного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области», в настоящее время Департамент является органом, уполномоченным на ведение реестра граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков, ведение которого осуществляется в целях оказания поддержки указанным гражданам в порядке, предусмотренном Законом Свердловской области от 24.06.2011 № 50-03 «О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах» (далее - Областной закон № 50-03).
В соответствии с пунктом 3 Порядка, включению в Реестр подлежат граждане, пострадавшие от действий недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области, при соблюдении условий, перечисленных в статье 4 Областного закона Свердловской области от 24 июня 2011 года N 50-ОЗ "О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах" на основании их заявлений.
Такими условиями, перечисленными в статье 4 Областного закона N 50-03, являлись:
1) привлечение недобросовестным застройщиком денежных средств гражданина связано с возникновением у этого гражданина права собственности на жилое помещение в многоквартирном доме, расположенном на территории Свердловской области, который на момент привлечения таких денежных средств не введен в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности;
2) привлечение недобросовестным застройщиком денежных средств гражданина совершено до вступления в силу настоящего Закона;
3) недобросовестным застройщиком гражданину не предоставлено жилое помещение, которое этот недобросовестный застройщик должен был предоставить в соответствии с договором, предусматривающим привлечение им денежных средств этого гражданина, в связи:
с ликвидацией недобросовестного застройщика;
с несостоятельностью (банкротством) недобросовестного застройщика;
с утратой недобросовестным застройщиком права аренды земельного участка, на котором планировалось построить многоквартирный дом, указанный в подпункте 1 настоящей статьи;
с незаключением недобросовестным застройщиком договора аренды земельного участка, на котором планировалось построить многоквартирный дом, указанный в подпункте 1 настоящей статьи, при условии, что органом государственной власти Свердловской области или органом местного самоуправления муниципального образования, расположенного на территории Свердловской области, было принято решение о предоставлении недобросовестному застройщику этого земельного участка;
с иными обстоятельствами - в случае, если факт непредоставления гражданину жилого помещения, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, установлен судебным актом, вступившим в законную силу;
4) гражданину не возмещена либо возмещена не в полном объеме стоимость того количества квадратных метров жилого помещения, которое гражданин оплатил по договору, предусматривающему привлечение недобросовестным застройщиком, от деятельности которого пострадал гражданин, денежных средств этого гражданина;
5) гражданину ранее не предоставлялась поддержка в соответствии с настоящим Законом;
6) уступка требования, направленная на возникновение у гражданина права собственности на жилое помещение, указанное в подпункте 1 настоящей статьи, совершена до вступления в силу настоящего Закона - в случае, если такая уступка требования имела место.
Перечень документов, которые заявитель обязан предоставить для включения в Реестр, предусмотрен пунктом 30 Порядка, а именно:
1) заявление гражданина;
2) копию паспорта гражданина;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя гражданина;
4) копию договора участия в долевом строительстве или копию договора с жилищно-строительным кооперативом (застройщиком) с копиями дополнительных соглашений к договору (при наличии), подтверждающих право требования гражданина, пострадавшего от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах на территории Свердловской области;
5) копии платежных документов, подтверждающих оплату цены представленного договора гражданином, пострадавшим от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах на территории Свердловской области;
6) копии документов о возмещении гражданину юридическим лицом, осуществлявшим деятельность по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах на территории Свердловской области, суммы затрат в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области, позволяющих произвести расчет количества квадратных метров, стоимость которых возмещена в соответствии с ценой договора (при наличии);
8) судебный акт, подтверждающий соблюдение судебного порядка защиты права требования, основанного на представленном в уполномоченный орган по ведению Реестра договоре, во исполнение которого гражданином юридическому лицу, осуществлявшему деятельность по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах на территории Свердловской области, переданы денежные средства на строительство жилого помещения на территории Свердловской области, и (или) копию решения конкурсного управляющего о включении гражданина в реестр кредиторов в части требований о передаче жилых помещений, принятого в порядке, установленном статьей 201.4 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
9) копии документов, подтверждающих обращение участника долевого строительства в страховую организацию при неисполнении или ненадлежащем исполнении застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору, подтвержденные (по состоянию на ***):
вступившим в законную силу решением суда об обращении взыскания на предмет залога в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
решением арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
выпиской из реестра требований кредиторов о размере, составе и об очередности удовлетворения требований;
копией решения страховой организации о выплате страхового возмещения при наступлении страховых случаев (при наличии);
(подп. 9 в ред. Постановления Правительства Свердловской области от 20.06.2019 N 376-ПП)
10) копию определения арбитражного суда об утверждении отчета конкурсного управляющего и завершении конкурсного производства (при наличии).
Основаниями для Уполномоченного органа по ведению Реестра об отказе во включении гражданина в Реестр, в силу п. 17 Порядка, являются:
1) заявление о включении в Реестр подано лицом, не имеющим в соответствии с пунктом 3 настоящего порядка права на включение в Реестр;
2) представленные документы, указанные в пункте 30 настоящего порядка, по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, законодательства Свердловской области и настоящего порядка;
3) документы, указанные в пункте 30 настоящего порядка, представлены гражданином, пострадавшим от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах на территории Свердловской области, не в полном объеме;
4) экспертной комиссией принято заключение о необходимости отказа во включении гражданина в Реестр, содержащее выводы о возможности завершения строительства жилого дома силами юридического лица, осуществлявшего деятельность по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах на территории Свердловской области, или с привлечением стороннего инвестора с дальнейшей передачей объекта долевого строительства гражданину, пострадавшему от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах на территории Свердловской области;
5) гражданину была полностью возмещена в соответствии с законодательством Российской Федерации стоимость количества квадратных метров жилого помещения, оплаченных гражданином по договору, предусматривающему привлечение юридическим лицом денежных средств гражданина;
6) право собственности на не завершенный строительством объект в многоквартирном доме перешло от гражданина, пострадавшего от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах на территории Свердловской области, к другому лицу после вступления в силу Закона Свердловской области от 24 июня 2011 года N 50-ОЗ;
7) право требования гражданина к юридическому лицу, осуществлявшему деятельность по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах на территории Свердловской области, перешло к другому лицу после вступления в силу Закона Свердловской области от 24 июня 2011 года N 50-ОЗ;
8) многоквартирный дом, участником строительства которого является гражданин, пострадавший от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах на территории Свердловской области, введен в эксплуатацию, и застройщиком (заказчиком, техническим заказчиком) обязательства по передаче объекта долевого строительства перед гражданином или жилищно-строительным кооперативом исполнены (подписан передаточный акт или иной документ о передаче объекта по договору);
9) право собственности гражданина на жилое помещение прекращено после ввода многоквартирного дома в эксплуатацию;
10) сведения о гражданине содержатся в Реестре;
11) гражданину ранее предоставлялась поддержка в рамках реализации инвестиционных проектов в соответствии со статьей 30 Закона Свердловской области от 7 июля 2004 года N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" и Законом Свердловской области от 24 июня 2011 года N 50-ОЗ.
Как следует из содержания представленных административным истцом документов, в них не содержатся сведения о возникновении права собственности у ФИО2 на жилое помещение в многоквартирном жилом доме, строительство которого осуществлялось на территории Свердловской области. В представленных договорах отсутствуют сведения о местонахождении жилого дома, его адресе, разрешительных документах для строительства, об отведенном под эти цели земельном участке.
ФИО2 представлена копия договора от ******, согласно которому, она вносит денежные средства на строительство двухкомнатной квартиры общей площадью 65,49 кв.м. в сумме 28000000 руб. Таким образом, из содержания указанного договора невозможно установить, в каком муниципальном образовании предполагалось строительство и передача объекта строительства.
Копии платежных документов, подтверждающих оплату по договору *** ФИО2 в Департамент не представлены. При этом договор долевого участия в строительстве, указанный в платежных документах, ФИО2 ни в Департамент, ни в судебное заседание не представлены.
Кроме того, из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Городского народного суда г. Первоуральска Свердловской области от *** установлено, что между ФИО2 и ТОО «Центр развития территории» был заключен договор строительного подряда *** от ***. В связи с неисполнением обязательств ответчиком, договор расторгнут, в соответствии со ст. ст. 151, 395, 730-740 Гражданского кодекса российской Федерации, с ответчика в пользу ФИО2 взысканы 23000000 руб. – суммы внесенные по договору, 14050000 руб. – индексация, 300000 руб. – моральный вред. Также указанным решением суда взыскана государственная пошлина в местный бюджет в сумме 2056400 руб. Кроме того, с ТОО «Центр развития территории» в пользу ФИО2 взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами, начиная с *** и до фактического возврата денежных средств, исходя из 24% учетной ставки банковского кредита от суммы 23000000 руб.
Таким образом, документы, подтверждающие право требования гражданина, пострадавшего от действий недобросовестных застройщиков, жилого помещения в объекте долевого строительства в собственность, административным истцом не были представлены к заявлению.
Кроме того, учитывая, что имеется вступившее в законную силу решение суда, которым денежные средства, уплаченные истцом в строительство жилого помещения, взысканы с застройщика в судебном порядке в связи с неисполнением договорных обязательств со стороны застройщика, следовательно, истцом реализовано право выбора способа восстановления прав и законных интересов, в виде взыскание денежных средств с застройщика, а не в виде возложения на застройщика обязанности предоставить жилое помещение во исполнение условий договора. Таким образом, обязательство застройщика по договору в виде предоставления истцу жилого помещения фактически прекращены путем замены таковых на возврат уплаченных истцом по договору денежных средств, взыскание которых установлено решением суда от 26.09.1997.
Данное правовое регулирование соответствует требованиям Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", по смыслу которого включению в реестр подлежат граждане, имеющие на момент подачи заявления в контролирующий орган не расторгнутый договор участия в долевом строительстве.
Право требования жилого помещения с момента вынесения судом решения от 26.09.1997 у административного истца отсутствует в связи с возникновением иного требования - денежного требования.
При таких обстоятельствах, административными ответчиками, по результатам рассмотрения заявления ФИО2, обоснованно не установлено в представленных ей документах по их содержанию, сведений о возникновении права собственности у заявителя на жилое помещение в многоквартирном жилом доме, строительство которого осуществлялось на территории Свердловской области. Следовательно, административные ответчики правильно применили основания для отказа во включении в Реестр по причине непредставления документов и (или) представлении в неполном объеме, перечень которых предусмотрен Главой 6 Порядка, что в силу подпункта 3 и подпункта 1 пункта 17 Прядка является основанием для отказа по включения в Реестр.
В части указания в оспариваемом Решении *** от *** на отказ, в том числе и в связи с пропуском срока, суд приходит к следующему.
Срок для обращения в уполномоченный орган с заявлением о включении в Реестр, установлен п. 2 ст. 4 Областного закона № 50-0З, и составляет десять лет со дня привлечения недобросовестным застройщиком денежных средств гражданина до дня подачи гражданином заявления о включении в Реестр.
Как следует из материалов дела, административный истец с соответствующим заявлением обратилась в Департамент ***, тогда как денежные средства привлечены в 1995-1996 годах, то есть, пропуск срока составляет 25 лет.
Вместе с тем, по смыслу приведенного выше законодательства, включение в реестр носит заявительный характер, гражданин пострадавший от деятельности недобросовестного застройщика, исходя из заинтересованности, самостоятельно реализует свое право на обращение с соответствующим заявлением в порядке и на основании правового регулирования, действующего на момент обращения.
Подпункт 2 статьи 4 Закона Свердловской области от 24 июня 2011 года N 50-ОЗ (в редакции Закона Свердловской области от 3 ноября 2017 года N 113-ОЗ) предусматривал, что граждане включаются в реестр при условии, что привлечение недобросовестным застройщиком денежных средств гражданина совершено до 1 января 2017 года.
Законом Свердловской области от 5 июня 2018 года N 65-ОЗ подпункт 2 статьи 4 названного выше закона изложен в новой редакции, устанавливающей, что граждане, пострадавшие от деятельности недобросовестных застройщиков, включаются в реестр при условии, что со дня привлечения недобросовестным застройщиком денежных средств гражданина до дня подачи гражданином в уполномоченный орган заявления о включении гражданина, пострадавшего от деятельности недобросовестного застройщика, в реестр прошло не более десяти лет.
Вместе с тем Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", который устанавливает гарантии защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, не предусмотрено наличие какого-либо срока, в течение которого гражданин должен подать в уполномоченный орган заявление о включении его в реестр граждан, пострадавших от деятельности недобросовестного застройщика.
Следовательно, переданные в соответствии с названным федеральным законом уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов, по формированию и ведению реестра нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков, не должны уменьшать объем прав таких граждан, определенный федеральным законодательством. Иное противоречит принципам равенства, социальной справедливости, устойчивости правового положения гражданина, недопустимости произвольного лишения ранее установленных гарантий.
Указанная правовая позиция отражена в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2021 N 45-КАД21-16-К7.
При таких обстоятельствах, оснований для отказа во включении ФИО2 в Реестр по мотиву пропуска 10-летнего срока, установленного Законом Свердловской области от 24 июня 2011 года N 50-ОЗ, у административных ответчиков не имелось.
Между тем, указанное обстоятельство не является основанием для удовлетворения требований в части признания незаконным решения от ****** поскольку отсутствует нарушение прав административного истца с учетом того обстоятельства, что имелись иные основания для отказа ФИО2 во включении в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области.
При таких обстоятельствах, оценив представленные суду доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что решение об отказе во включении в реестр нуждающихся в поддержке граждан, пострадавших от деятельности недобросовестных застройщиков на территории Свердловской области, от ******, принятое в отношении административного истца, соответствуют нормам действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин вправе обратиться с административным исковым заявлением в суд в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов. Причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении административного иска, если он нарушен без уважительных причин или является пресекательным (части 5 и 8 приведенной статьи).
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления, пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административным истцом оспаривается решение Департамента от ***. Как следует из административного искового заявления и пояснений административного истца, данных ей в судебном заседании, оспариваемое решение было получено ей только ***. Доказательств получения административным истцом оспариваемого решения в более ранние сроки в материалы дела не представлено и судом не установлено. С настоящим административным иском ФИО2 обратилась посредствам почтовой связи ***, то есть в установленный законом срок с момента получения решения.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что с аналогичным заявлением в Департамент (ранее Управление государственного строительного надзора Свердловской области) ФИО2 обращалась ***. Решением *** от *** ФИО2 отказано во включении в Реестр по аналогичным основаниям, указанным в решении *** от ***, которое не было оспорено ФИО2
В п. 18 Постановления Правительства Свердловской области от 03.10.2011 N 1317-ПП "О поддержке граждан, пострадавших от деятельности юридических лиц по привлечению денежных средств граждан, связанному с возникновением у граждан права собственности на жилые помещения в многоквартирных домах" (действовавшему на момент обращения ***) было предусмотрено, что в случае принятия Уполномоченным органом по ведению Реестра решения об отказе во включении гражданина в Реестр при условии устранения причин отказа, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 17 настоящего Порядка, гражданин сохраняет за собой право на повторное рассмотрение заявления о включении его в Реестр.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что при повторном обращении в 2021 ФИО2 причины отказа не были устранены.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.В. Глушкова