ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6719/15 от 30.12.2015 Сергиево-посадского городского суда (Московская область)

Дело №2а-6719/15

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30.12.2015 года г. Сергиев Посад

Московской области

Сергиево-Посадский городской суд Московской области в составе судьи Соболевой О.О. единолично,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ФИО7 к Сергиево-Посадскому управлению социальной защиты населения о признании незаконным отказа в установлении меры социальной поддержки, обязании устранить нарушение прав путем восстановления меры социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Кругликов В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к Сергиево-Посадскому управлению социальной защиты населения о признании незаконным отказа в установлении меры социальной поддержки, обязании устранить нарушение прав путем восстановления меры социальной поддержки.

В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в МБУ «<данные изъяты>» с заявлением о продлении ежемесячного пособия на ребенка по категории «Дети из малообеспеченных семей», к которому приложил документы, подтверждающие сведения о доходах заявителя и его семьи на три месяца, предшествующих месяцу обращения; документ, удостоверяющий личность заявителя; паспорт матери; справку ГКЗУ МО Сергиево-Посадский ЦЗН; трудовую книжку матери; свидетельство о заключении брака; справку о фактическом проживании матери; две выписки из домовых книг; справку с места работы отца (заявителя); три свидетельства о рождении детей; заявление установленной формы; номер банковского счета заявителя. ДД.ММ.ГГГГ Кругликов В.С. получил уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о принятии решения об отказе в установлении меры социальной поддержки «Ежемесячное пособие на ребенка» по категории «Дети из малообеспеченных семей» на основании пп. «в» п. 33 постановления Правительства Московской области от 14.08.2012 года № 989/30 «Об утверждении порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области». Указания на то, какие именно из представленных документов не соответствовали по своему содержанию либо форме требованиям закона, уведомление не содержит. Полагает отказ Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения в установлении меры социальной поддержки – «Ежемесячное пособие на ребенка» по категории «Дети из малообеспеченных семей», содержащийся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, просит суд признать его таковым и обязать Сергиево-Посадское управления социальной защиты населения устранить допущенные нарушения прав ФИО14 путем восстановления меры социальной поддержки «Ежемесячное пособие на ребенка» по категории «Дети из малообеспеченных семей».

Представитель административного ответчика по доверенности ХомяковП.С. административный иск не признал, против его удовлетворения возражал по доводам, изложенным письменно (л.д. 12).

Изучив доводы сторон, исследовав представленные ими письменные доказательства, суд находит административный иск Кругликова В.С. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.

Судом установлено, что Кругликов В.С. является отцом, а Кругликова Е.А. – матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 21-23).

Кругликов В.С. и Кругликова Е.А. состоят в зарегистрированном браке (л.д.20 оборот).

Кругликов В.С. с детьми зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 25 оборот). Кругликова Е.А. зарегистрирована по месту жительства в <адрес> сельского поселения Васильевское Сергиево-Посадского района Московской области (л.д. 25), фактически проживает с супругом и детьми по адресу: <адрес> (л.д. 26).

Кругликова Е.А. не работает, на что указывают сведения ее трудовой книжки (л.д. 49), на учете в Центре занятости населения в качестве безработного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ она не состояла (л.д. 48).

Кругликов В.С. является адвокатом, зарегистрирован в реестре адвокатов Московской области . За ДД.ММ.ГГГГ доходов по месту работы Кругликов В.В. не получал (л.д. 46), о чем также представлена справка по форме 2-НДФЛ (л.д. 47).

ДД.ММ.ГГГГ ГОДА Кругликов В.С. через МБУ «<данные изъяты>» подал заявление о продлении выплаты ежемесячного пособия на детей ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ год рождения, и ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 33-34).

Согласно уведомлению от 18.11.2915 года № 64 в удовлетворении заявления Кругликова В.С. об установлении меры социальной поддержки – «Ежемесячное пособие на ребенка» по категории «Дети из малообеспеченных семей» Сергиево-Посадским управлением социальной защиты населения отказано со ссылкой на пп. «в» п. 33 постановления Правительства Московской области от 14.08.2012 года № 989/30 «Об утверждении порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области» (л.д. 32).

Обратившись в суд. Кругликов В.С. просит признать указанное решение об отказе незаконным как нарушающим его права.

В соответствии со ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По правилам ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По правилам ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ, в суд Кругликов В.С. обратился ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, установленный законом срок на оспаривание решения властного органа административным истцом не пропущен.

Федеральный закон от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В ст. 3 указанного выше Федерального закона предусмотрено ежемесячное пособие на ребенка.

В соответствии со ст. 7 Закона Московской области от 12.01.2006 года №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» право на ежемесячное пособие на ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося образовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом, не превышающем величину прожиточного минимума, установленную в Московской области на душу населения, если указанное лицо и ребенок, на которого назначается пособие, имеют место жительства в Московской области.

Отказ в продлении меры социальной поддержки нарушает права Кругликова В.С. на получение соответствующего пособия.

Отказывая в продлении выплат, орган соцзащиты ссылается на пп. «в» п. 33 постановления Правительства Московской области от 14.08.2012 года № 989/30 «Об утверждении порядка назначения и выплаты социальных пособий в Московской области».

Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в Московской области такой порядок утвержден постановлением Правительства Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок).

Согласно п. 23 Порядка пособие назначается на шесть месяцев, начиная с месяца обращения, и продлевается на шесть месяцев, начиная с месяца, следующего за последним месяцем установленного периода выплаты, в случае подтверждения заявителем размера среднедушевого дохода, не превышающего величины прожиточного минимума, установленного в Московской области на душу населения, в течение календарного месяца по окончании установленного периода выплаты.

Для продления выплаты ежемесячного пособия в соответствии с п. 26 необходимо в течение календарного месяца, следующего за последним месяцем установленного периода выплаты, представить, в том числе, документы, подтверждающие сведения о доходах семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения.

В своих возражениях представитель административного ответчика указывает, что административным истцом не было представлено документов о доходах семьи за три месяца, предшествующие обращению.

Между тем, к своим возражениям представитель Сергиево-Посадского управления соцзащиты населения прикладывает копии документов, представленных административным истцом одновременно с заявлением: справку ГКЗУ МО Сергиево-Посадский ЦЗН о том, что Кругликова Е.А. на учете в качестве безработной не состоит; трудовую книжку матери, подтверждающую, что она не трудоустроена; справки с места работы отца (заявителя), в том числе, по форме 2-НДФЛ.

В чем именно заключается несоответствие представленных КругликовымВ.С. документов требованиям закона по форме или содержанию административный ответчик ни суду, ни заявителю в оспариваемом решении не указывает.

То обстоятельство, что в документах отражены сведения об отсутствии у семьи доходов, не свидетельствует о недостоверности данных документов. В случае, если у управления соцзащиты имелись основания не доверять представленным сведениям, это не лишало орган права проверить их полноту и достоверность в дальнейшем.

Между тем, административным ответчиком суду не представлено доказательств, что сообщенные для принятия оспариваемого решения сведения о доходах семьи Кругликова В.С. и представленные в подтверждение того документы не соответствуют действительности.

По правилам ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В связи с изложенным, отказ нельзя признать законным, а потому заявленные об обратном требования Кругликова В.С. подлежат удовлетворению.

По правилам ч. 2 ст. 227 КАС РФ в случае, если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд признает их незаконными, то решением должна быть установлена обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Таким образом, требования Кругликова В.С. об обязании устранить нарушение прав путем восстановления меры социальной поддержки также подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО12 к Сергиево-Посадскому управлению социальной защиты населения о признании незаконным отказа в установлении меры социальной поддержки, обязании устранить нарушение прав путем восстановления меры социальной поддержки удовлетворить.

Признать незаконным отказ Сергиево-Посадского управления социальной защиты населения в установлении меры социальной поддержки – «Ежемесячное пособие на ребенка» по категории «Дети из малообеспеченных семей», содержащийся в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Сергиево-Посадское управления социальной защиты населения устранить допущенные нарушения прав ФИО13 путем восстановления меры социальной поддержки «Ежемесячное пособие на ребенка» по категории «Дети из малообеспеченных семей».

Решение может быть обжаловано участвующими в деле лицами в апелляционном порядке в Московский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения через Сергиево-Посадский городской суд Московской области.

Судья О.О. Соболева