ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6737/18 от 06.08.2018 Советского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело №2а-6737/18

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

6 августа 2018 года г. Казань

Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Бусыгина Д.А.

с участием законного представителя административного истца ФИО1

представителя административного истца ФИО4

представителя административного соответчика МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского ФИО8 ФИО5 Советского района г. Казани ФИО6

представителя административных соответчиков МКУ «Управление образования ИК МО г. Казани», ИК МО г. Казани ФИО7

при секретаре Перваковой М.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску несовершеннолетнего ФИО3 в лице законного представителя ФИО2 к МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района г. Казани, МКУ «Управление образования ИК МО г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании незаконным отказа в принятии ребенка на обучение, суд

У С Т А Н О В И Л:

Несовершеннолетний ФИО3 (далее по тексту – административный истец) в лице законного представителя ФИО2 (далее по тексту – представитель, представитель административного истца, законный представитель) обратился в суд с административным иском по тем основаниям, что 25 июня 2018 года административным истцом было заполнено заявление о принятии его в 10-ый класс физико-химического профиля МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района г. Казани (далее - лицей). Указанное заявление было принято 29 июня 2018 года с присвоением ему входящего номера 107. Также имеется рецензия «Отказано в приеме ввиду отсутствия мест. Уведомление вручено». Более того, в заполненном истцом заявлении содержится следующее: «С Уставом школы, лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, реализуемыми в школе основными образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающего, ознакомлены. Согласны на обработку персональных данных моих и родителей и в порядке, установленным Федеральным законом от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональным данных», в целях обеспечения моего обучения как на бумажном, так и в электронном виде. Согласны на размещение информации обо мне (фото- и видеоматериалы) на официальных интернет-каналах и порталах, в том числе на сайте школы». Уведомлением от 27 июня 2018 года, то есть за 2 дня до принятия вышеприведенного заявления, представителю было сообщено, что в связи с отсутствием свободных мест в лицее, а также на основании статьи 67 Федерального закона Российской Федерации от 2 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 6 Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 февраля 2012 года №107, административному истцу было отказано в приеме. По мнению представителя административного истца в сложившейся ситуации имеет место быть нарушение, поскольку заявление от административного истца о приеме было заполнено несовершеннолетним ребенком без ведома родителей, более того, данное заявление было принято к рассмотрению только 29 июня 2018 года, а ответ, данный представителю, был датирован 27 июня 2018 года. Представителю административного истца также достоверно известно, что в указанный лицей принимались дети, которые территориально не относятся к данному образовательному учреждению.

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконными действия МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района г. Казани, выразившееся в отказе в принятии несовершеннолетнего административного истца ФИО3 на обучение в 10 класс.

В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административных соответчиков по делу были привлечены МКУ «Управление образования ИК МО г. Казани» и Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани.

На судебном заседании представители административного истца требования поддержал, также указал, что в указанном лицее сын учился с 3 по 9 класс, при этом, указанный лицей находится в районе проживания истца. Также указал, что в документах, представленных административным ответчиком, средний балл по аттестату административного истца указан как 3,9, в то время как в действительности он составляет 4 балла.

Представитель административного соответчика МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района г. Казани на судебном заседании требования не признала, пояснила, что были сформированы комиссии по отбору детей в 10 класс, поскольку количество выпускников 9 класса превышает количество мест в школе. Указанные комиссии изучали рейтинги учеников, сформированные на основании баллов за итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего образования (ОГЭ) и портфолио ученика. В случае не согласия родителей с результатами отбора детей, 25 июня 2018 года проводилась процедура апелляции. Результаты отбора в 10 класс были вывешены на стенде, административный истец был ознакомлен с результатами отбора учеников, однако на апелляцию с родителями не явился. Также указала, что согласно приказу о приеме в профильные классы имеется четкая градация грамот учеников, которые учитываются при формировании итогового рейтинга каждого конкретного ученика. Представленные административным истцом грамоты относятся к первой ступени обучения, в связи с чем при подсчете и итоговой рейтинга ФИО3 учтены не были, ему был выставлен 1 балл за посещение профильно-коллективных курсов.

Представитель административных соответчиков МКУ «Управление образования ИК МО г. Казани» и ИК МО г. Казани на судебном заседании требования не признала, пояснила, что отказ директора лицея в приеме в 10-ый класс ФИО3 является законным и обоснованным, поскольку он мотивирован отсутствием достаточного количества мест для обучения учеников в 10 классе. Проведенный конкурсный отбор учеников для зачисления в 10 класс административный истец не прошел.

Изучив материалы дела, выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района г. Казани, представителя административных соответчиков МКУ «Управление образования ИК МО г. Казани» и ИК МО г. Казани, суд приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся:

…организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу частей 1, 2, 3 статьи 55 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана ознакомить поступающего и (или) его родителей (законных представителей) со своим уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся. При проведении приема на конкурсной основе поступающему предоставляется также информация о проводимом конкурсе и об итогах его проведения.

Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

В соответствии с частями 2, 3, 4, 5, 6 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.

Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 года №32, регламентирует прием граждан Российской Федерации (далее - граждане, дети) в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее соответственно - ОООД, общеобразовательные программы).

В силу пунктов 5 и 6 вышеназванного Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 года №32 указано, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Прием на обучение по основным общеобразовательным программам за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Организация индивидуального отбора при приеме в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.

Приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 24 апреля 2014 года №2385/14 был утвержден Порядок организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Республики Татарстан для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения (далее – Порядок). Настоящий Порядок регламентирует организацию индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения на территории Республики Татарстан (далее - индивидуальный отбор).

Индивидуальный отбор обучающихся устанавливается в следующих случаях:

- при приеме (переводе) в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов;

- при приеме (переводе) обучающихся в общеобразовательные организации, реализующие профильное обучение.

Информирование обучающихся, их родителей (законных представителей) о сроках, времени, месте подачи заявлений и процедуре индивидуального отбора осуществляется образовательной организацией через официальный сайт, ученические и родительские собрания, информационные стенды, средства массовой информации не позднее 30 дней до начала индивидуального отбора.

Организация индивидуального отбора обучающихся осуществляется образовательной организацией в соответствии с настоящим Порядком и принимаемыми локальными нормативными актами по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующими правила приема обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Организация индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов для получения основного общего образования осуществляется по результатам промежуточной аттестации по предмету (предметам) углубленного изучения с учетом портфолио индивидуальных образовательных достижений обучающегося.

Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе обучающихся в классы профильного обучения для получения среднего общего образования осуществляется по результатам успеваемости с учетом прохождения государственной итоговой аттестации по предметам, соответствующим профилю обучения или углубленного обучения.

Индивидуальный отбор обучающихся осуществляется образовательной организацией на основании конкурсного отбора представленных документов.

Преимущественным правом при приеме либо переводе в образовательную организацию (класс) с углубленным изучением отдельных учебных предметов или в образовательную организацию (класс) профильного обучения обладают следующие категории обучающихся:

- победители и призеры муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, а также олимпиад, включенных в перечень, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, по учебным предметам, изучаемым углубленно, или предметам профильного обучения;

- победители и призеры муниципальных, республиканских, всероссийских и международных конференций и конкурсов научно-исследовательских работ или проектов, утвержденных органами местного самоуправления Республики Татарстан, осуществляющими управление в сфере образования, Министерством образования и науки Республики Татарстан, Министерством образования и науки Российской Федерации по учебному предмету, изучаемому углубленно, или предметам профильного обучения;

- обучающиеся, принимаемые в образовательную организацию в порядке перевода из другой образовательной организации, освоившие образовательные программы основного общего или среднего общего образования в классе с углубленным изучением соответствующих отдельных учебных предметов либо в классе соответствующего профильного обучения, показавшие хорошие и отличные знания по учебным предметам, изучаемым углубленно, или предметам профильного обучения;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;- обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды, которым согласно заключениям психолого-медико-педагогической комиссии и федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, и наличие в образовательных организациях необходимых условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для организации индивидуального отбора создается комиссия из числа педагогических, руководящих и иных работников образовательной организации и представителей органов управления образовательной организации, в чью компетенцию входят вопросы участия в индивидуальном отборе обучающихся.

В состав комиссии для организации индивидуального отбора обучающихся в приеме в классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов или профильного обучения в обязательном порядке включаются педагогические работники, осуществляющие обучение по соответствующим учебным предметам углубленного обучения или профильного обучения.

Численность, персональный состав, порядок создания и организация работы комиссии устанавливаются локальными нормативными актами образовательной организации.

По результатам индивидуального отбора и на основании решения комиссии издается локальный акт образовательной организации о приеме обучающегося в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов или в профильный класс.

О решении комиссии образовательная организация обязана проинформировать родителя (законного представителя) обучающегося не позднее чем через три рабочих дня после дня подписания протокола комиссией по соответствующему предмету или профилю.

В случае несогласия с решением комиссии родители (законные представители) обучающегося имеют право не позднее чем в течение двух рабочих дней после дня ознакомления с результатами по каждому предмету или профилю направить апелляцию путем подачи письменного заявления в конфликтную комиссию, созданную в образовательной организации, в которой обучающийся проходил индивидуальный отбор, в порядке, установленном локальным нормативным актом данной образовательной организации.

Отказ по результатам индивидуального отбора обучающихся в приеме в класс (классы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов либо в класс (классы) профильного обучения не является основанием для отчисления обучающегося из образовательной организации.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отказа в предоставлении места в образовательной организации родители (законные представители) обучающегося для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в органы местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, создает условия для приема в общеобразовательные классы (школы) обучающихся, не прошедших индивидуальный отбор и не участвующих в индивидуальном отборе.

За обучающимися классов с углубленным изучением отдельных учебных предметов либо профильного обучения сохраняется право перевода в классы без углубленного изучения предметов (при их наличии) либо классы непрофильного обучения (при их наличии). Перевод осуществляется на основании заявления родителей (законных представителей) обучающегося и решения уполномоченного коллегиального органа образовательной организации.

Организация индивидуального отбора осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) обучающегося на имя руководителя образовательной организации при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Заявление подается не позднее 10 календарных дней до срока проведения индивидуального отбора, установленного образовательной организацией.

Для подтверждения обстоятельств, свидетельствующих о наличии преимущественного права зачисления обучающегося в класс с углубленным изучением отдельных учебных предметов либо в класс профильного обучения, представляются соответствующие документы, доказывающие:

- достижения в олимпиадах, интеллектуальных и спортивных состязаниях, конкурсных мероприятиях в области искусства, научно-исследовательской деятельности, научно-технического творчества, спорта различных уровней (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма);

- результаты освоения образовательной программы по соответствующему(им) учебному(ым) предмету(ам) за курс начального либо основного общего образования (ведомость успеваемости или аттестат об основном общем образовании).

Документы, представленные родителями (законными представителями) обучающихся, регистрируются в журнале приема заявлений. После регистрации заявления родителям (законным представителям) выдается расписка о получении документов, содержащая информацию о регистрационном номере заявления о приеме обучающегося в образовательную организацию и перечне представленных документов. Расписка заверяется подписью должностного лица образовательной организации, ответственного за прием документов, и печатью образовательной организации.

Образовательные организации при осуществлении индивидуального отбора обучающихся обязаны обеспечить соблюдение прав граждан на получение образования, установленных законодательством Российской Федерации, создать условия гласности и открытости, обеспечить объективность оценки способностей и склонностей обучающихся.

Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе обучающихся в организациях с углубленным изучением отдельных учебных предметов и (или) профильного обучения в части, не урегулированной настоящим Порядком, определяется комиссией по согласованию с Министерством образования и науки Республики Татарстан.

Согласно пунктов 6, 7 Положения о правилах приема граждан на обучение МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района города Казани, утвержденного приказом директора МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района города Казани №201 от 28 марта 2017 года, прием на обучение в Лицей по основным общеобразовательным программам проводится на общедоступной основе. В приеме может быть отказано только по причине отсутствия свободных мест. В случае отказа в приеме родители (законные представители) обучающегося для решения вопроса об устройстве в другую образовательную организацию обращаются в отдел Управления образования г. Казани по Советскому району.

При приеме в Школу для получения основного общего и среднего общего образования в классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, с целью организации индивидуального отбора, реализуются механизмы, выявляющие склонности обучающихся к углубленной и (или) профильной подготовке по соответствующим учебным предметам. Порядок приема в такие классы регламентируется локальными нормативными актами «Положением о классах с углубленным изучением отдельных предметов» и «Положением о приеме в профильные классы».

В силу пунктов 1.5; 2.1; 2.3; 2.4; 2.5; 2.7; 2.8; 2.9; 2.10; 2.11; 2.12; 2.13; 2.14 Положения о приеме обучающихся в профильные классы в МАУО «Лицей №121 имени Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района города Казани, утвержденного приказом директора МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района города Казани №201 от 28 марта 2017 года, профильный класс создается на третьей ступени обучения (10-11 классы) и предполагает изучение отдельных предметов, образовательных областей или направлений на повышенном уровне. Решение об открытии профильных классов принимается лицеем по согласованию с учредителем с учетом интересов обучающихся, их родителей (законных представителей).

Организация индивидуального отбора осуществляется в соответствии с Порядком организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Республики Татарстан для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденным Приказом МОиН РТ от 24 апреля 2014 г. N 2385/14, и локальными нормативными актами лицея по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующими правила приема обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Индивидуальный отбор обучающихся осуществляется приемной комиссией лицея на основании конкурсного отбора представленных документов, в состав которой входят директор лицея, заместители директора, курирующие данные профильные направления, учителя-предметники, классные руководители. Численность, персональный состав, порядок создания и организация работы комиссии устанавливаются приказом директора лицея.

В профильные 10-11 классы принимаются обучающиеся, окончившие 9-й класс и имеющие аттестат об основном общем образовании. К индивидуальному отбору в профильные классы допускаются учащиеся, успешно сдавшие экзамены по обязательным предметам и экзамены по выбору.

Преимущественным правом поступления в профильные классы пользуются выпускники 9-х классов, имеющие: - средний балл аттестата не ниже 4,5, а также среднюю итоговую отметку по обязательным экзаменационным дисциплинам (русскому языку и алгебре) не менее «4», по профильным предметам - отметки «4» и «5» (Приложение №1); - выпускники 9-х классов, получившие аттестат об основном общем образовании особого образца; - победители и призеры муниципального, регионального и заключительного этапов Всероссийской олимпиады школьников, а также олимпиад, включенных в перечень, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации, по учебным предметам, изучаемым углубленно, или предметам профильного обучения; - победители и призеры муниципальных, республиканских, всероссийских и международных конференций и конкурсов научно-исследовательских работ или проектов, утвержденных органами местного самоуправления Республики Татарстан, осуществляющими управление в сфере образования, Министерством образования и науки Республики Татарстан, Министерством образования и науки Российской Федерации по предметам профильного обучения.

Дополнительным преимущественным правом при приеме в классы профильного обучения, при прочих равных условиях, обладают следующие категории обучающихся: - обучающиеся, принимаемые в образовательную организацию в порядке перевода из другой образовательной организации, освоившие образовательные программы основного общего или среднего общего образования в классе соответствующего профильного обучения, показавшие отличные знания по учебным предметам профильного обучения; - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; - обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды, которым согласно заключениям психолого-медико-педагогической комиссии и федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, и наличие в образовательных организациях необходимых условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В случае, если количество поданных заявлений превышает количество мест в профильном классе, прием выпускников 9-х классов осуществляется на основании рейтинга образовательных достижений. В профильный класс зачисляются первые 25 учащихся, набравших наибольший рейтинговый балл по сумме баллов аттестата об основном общем образовании, итоговым отметкам по обязательным экзаменам, экзаменам по выбору (образовательный рейтинг) и баллам портфолио.

По результатам индивидуального отбора и на основании решения комиссии издается приказ директора о приеме обучающегося в профильный класс.

О решении комиссии лицей информирует обучающегося не позднее чем через три рабочих дня после дня подписания протокола комиссией по соответствующему профилю путем размещения информации на информационном стенде и на официальном сайте лицея.

В случае несогласия с решением комиссии обучающийся имеют право не позднее чем в течение двух рабочих дней после дня публикации результатов по каждому предмету или профилю направить апелляцию путем подачи письменного заявления в конфликтную комиссию, созданную в лицее. Конфликтная комиссия рассматривает апелляцию в присутствии обучающегося и родителя (законного представителя).

В приеме в лицей в 10-11 классы может быть отказано только по причине отсутствия свободных мест в профильных классах. В случае отказа для решения вопроса о устройстве обучающегося в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в органы местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования.

За обучающимися классов профильного обучения сохраняется право перевода в классы непрофильного обучения при их наличии. Перевод осуществляется на основании заявления обучающегося и приказа директора лицея.

Организация индивидуального отбора осуществляется по личному заявлению обучающегося на имя директора лицея при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность, либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Заявление подается не позднее 10 календарных дней до срока проведения индивидуального отбора, установленного лицеем.

В заявлении обучающимся указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) обучающегося; б) дата и место рождения обучающегося; в) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) родителей (законных представителей) обучающегося; г) класс профильного обучения, для приема либо перевода в который организован индивидуальный отбор обучающихся; д) обстоятельства, указанные в пункте 2.4. настоящего Положения, свидетельствующие о наличии преимущественного права зачисления обучающегося в класс профильного обучения (при наличии).

Для подтверждения обстоятельств, свидетельствующих о наличии преимущественного права зачисления обучающегося в класс профильного обучения, представляются соответствующие документы, доказывающие: - достижения в олимпиадах, интеллектуальных состязаниях, конкурсных мероприятиях в области научно-исследовательской деятельности, научно-технического творчества различных уровней (дипломы, грамоты, сертификаты, благодарственные письма)–портфолио(Приложение №2); - результаты освоения образовательной программы по соответствующему(им) учебному(ым) предмету(ам) за курс основного общего образования (аттестат об основном общем образовании); - образовательный рейтинг (результаты государственной итоговой аттестации по обязательным предметам и предметам по выбору).

Судом установлено, что несовершеннолетней административный истец ФИО11 обучался в МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района города Казани с третьего по девятый классы и закончил девятый класс в 2018 году.

Согласно сведений о предварительном комплектовании классов на 2018/2019 учебный год, утвержденного планово-экономическим отделом МКУ «Управление образования ИК МО г. Казани», в МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района г. Казани допускается комплектование четырех 10-ых классов с общих количеством учащихся 102 человека (л.д. 39-43, л.д. 42).

Согласно протокола отбора учащихся в 10 класс на 2018-2019 учебный год от 22 июня 2018 года, в 10 классы на 2018-2019 учебный год были отобраны 102 ученика, среди которых административный истец ФИО3 не числился (л.д. 24-24-26).

Согласно пояснений, данных несовершеннолетним административным истцом в ходе судебного заседания, состоявшегося 30 июля 2018 года, 25 июня 2018 года он подал на имя директора лицея повторное заявление о принятии его в 10 класс физико-математического профиля (л.д. 15).

Согласно Приложению №1 Протокола заседания апелляционной комиссии учащихся в 10 класс на 2018-2019 учебный год установлено, что общее количество баллов ФИО12 при проведении индивидуального отбора учащихся для зачисления в 10 класс составляет 19,9 баллов, а средний балл аттестата – 3,9, при этом, административный истец и его законные представители на апелляцию не явились и было принято решение об отказе в зачислении в 10-ый класс.

При этом, согласно пояснений представителя административного истца, данных на состоявшемся 30 июля 2018 года судебном заседании, им было принято решение о том, чтобы его супруга и сын ФИО3 не ходили на заседание апелляционной комиссии, поскольку в момент его проведения 25 июня 2018 года он отсутствовал в г. Казани и по возвращении он хотел самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации (л.д. 51).

Согласно уведомления от 27 июня 2018 года, подписанного директором МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района г. Казани и выданного на имя представителя административного истца, указано, что в связи с отсутствием свободных мест в МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района г. Казани и на основании действующего законодательства в приеме ФИО3 отказано (л.д. 16).

Согласно приказа директора МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района г. Казани №52-Д от 30 июня 2018 года, в 10-ые классы на 2018-2019 учебный год были зачислены 106 учеников (л.д. 45-47), то есть с превышением количества учащихся предварительного комплектования классов на 2018/2019 учебный год в количестве 102 ученика, утвержденного планово-экономическим отделом МКУ «Управление образования ИК МО г. Казани».

Согласно пояснений, данных административным ответчиком – директором МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района г. Казани на судебном заседании, состоявшемся 6 августа 2018 года, превышение количества учащихся на 4 человека объясняется наличием учащихся определенной категории, которые пользуются дополнительным преимущественным правом при приеме в классы профильного обучения, при прочих равных условиях, такие как: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды. Указанный довод административного ответчика корреспондирует действующему Порядку организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Республики Татарстан для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 24 апреля 2014 года №2385/14, который закрепляет преимущественные права определенной категории детей.

Таким образом, исходя из всех обстоятельств дела, вышеприведенного положения законодательства в сфере образования, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным отказа в зачислении административного истца в МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района г. Казани по заявлению административного истца, поскольку такой отказ обусловлен фактическим отсутствием мест в образовательном учреждении, что допустимо действующим законодательством в сфере образования (часть 4 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункт 5 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 года №32, а также пункт 16 Порядка организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Республики Татарстан для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 24 апреля 2014 года №2385/14).

Также суд отмечает, что проведение в образовательном учреждении соответствующего индивидуального отбора учащихся для получения среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения также соответствует положениям действующего законодательства, которое предусматривает организацию и осуществление указанной процедуры (6 статьи 67 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», утвержденного приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 года №32 и Порядком организации индивидуального отбора обучающихся при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации Республики Татарстан для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 24 апреля 2014 года №2385/14).

Более того, законный представитель административного истца по своей собственной инициативе не воспользовался правом на апелляцию принятого решения. Суд не вправе в данном случае оценивать правильность выставления несовершеннолетнему административному истцу определенного количества баллов.

Суд также отмечает, что в ходе судебного разбирательства законный представитель административного истца пояснил, что он знал о том, что его сын подал заявление о зачислении в 10 класс. Учитывая, что апелляция проводилась 25 июня 2018 года и несовершеннолетний административный истец с матерью знали о данной апелляции, суд относится критически к доводам, изложенным в административном исковом заявлении, касательно сроков подачи заявления о зачислении в 10 класс, то есть 29 июня 2018 года. Как пояснил несовершеннолетний административный истец ФИО3 и представитель лицея, заявления о зачислении в 10 класс учащиеся подавали до 22 июня 2018 года, в том числе и ФИО3 Доводы представителя административного истца о принятии на обучение детей, которые территориально не относятся к данному учебному заведению, для суда неубедительны, поскольку данные дети были зачислены в 10-ый класс по результатам индивидуального конкурсного отбора, а не по принципу территориальности и своего проживания.

При таких обстоятельствах, в удовлетворении требований административного истца надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска несовершеннолетнего ФИО3 в лице законного представителя ФИО2 к МАОУ «Лицей №121 им. Героя Советского ФИО8 ФИО5» Советского района г. Казани, МКУ «Управление образования ИК МО г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании незаконным отказа в принятии ребенка на обучение отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд.

Судья Советского

районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин

Мотивированное решение суда составлено 13 августа 2018 года

Судья Д.А. Бусыгин