ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-674 от 20.11.2023 Чулымского районного суда (Новосибирская область)

Дело№2а-674 /2023 года

Поступило в суд 23.10.2023 года

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

20 ноября 2023 года г. Каргат

Чулымский районный суд Новосибирской области

в составе

Председательствующего А.А. Асановой

При секретаре Ю.А.Ковалевич

Рассмотрел в открытом судебном заседании административное исковоезаявление Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия.

УСТАНОВИЛ:

В суд с административным исковым заявлением о возложении обязанности на администрацию Каргатского района обратился представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Матюхин А.Н..

Из административного искового заявления следует, что отделом регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области (далее - МЖКХиЭ НСО) 20.09.2023 года была проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Администрации Каргатского района Новосибирской области, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>. Проверка проведена на основании распоряжения министра жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Архипова Д.Н. от ДД.ММ.ГГГГ. Выездная проверка по контролю исполнения предписания от ДД.ММ.ГГГГ была согласована с прокуратурой Новосибирской области (Решение прокуратуры Новосибирской области о согласовании проведения внеплановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе проверки, было установлено, что административным ответчиком, выданное административным истцом предписание от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в установленный срок, ДД.ММ.ГГГГ, не выполнено.

По результатам проверки составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, подписанный Главой Каргатского района Новосибирской области Флеком Валерием Александровичем.

За неисполнение в срок законного предписания в отношении административного ответчика по ч. 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлен административный протокол от ДД.ММ.ГГГГ и направлен на рассмотрение в мировой суд судебного участка мировой судьи Чулымского судебного района Новосибирской области

Не исполненное предписание от ДД.ММ.ГГГГ содержит следующие нарушения установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Новосибирской области:

Администрацией Каргатского района Новосибирской области не создана муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайной ситуации на территории муниципальных образований Каргатского района Новосибирской области, а именно: Алабугинского сельсовета, Беркутовского сельсовета, Верх-Каргатского сельсовета, Карганского сельсовета, Кубанского сельсовета, Маршанского сельсовета, Мусинского сельсовета, Первомайского сельсовета, Суминского сельсовета, Форпост-Каргатского сельсовета.

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется в соответствии со статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ), статьей 27 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.09.2021 № 382-п «О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Новосибирской области» утвержден Порядок организации государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Новосибирской области (далее - Порядок).

В силу пункта 3 Порядка, областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление государственного надзора, является административный истец.

В соответствии со статьей 77 Федерального закона № 131-ФЗ органами государственного надзора проводятся плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. При выявлении нарушений органы государственного надзора выдают предписания об устранении выявленных нарушений и устанавливают сроки их исполнения с учетом необходимости соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации. В целях контроля за исполнением органами местного самоуправления ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений органы надзора проводят Внеплановые проверки.

Административный ответчик является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделен Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Новосибирской области определены статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а так же другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ указанный вопрос для органов местного самоуправления сельских поселений решается на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с пунктами «м», «н» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований относится создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении таких ситуаций.

Согласно Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», единая система, состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях. При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Пунктом 18 постановления Правительства РФ от 17.05.2023 №769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения» (вместе с «Правилами создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения») финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием, реконструкцией и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, а также средств организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.

Сигнал оповещения является командой для проведения мероприятий по гражданской обороне и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера органами управления и силами гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для применения населением средств и способов защиты.

Система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Создание и поддержание в постоянной готовности к задействованию систем оповещения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), но подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, системы оповещения могут быть задействованы как в мирное, так и в военное время.

Требования к системам оповещения определены Положением о системах оповещения населения, утвержденных Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (далее - Положение о системах оповещения) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2020 N 60567).

В соответствии с п. 7 указанного нормативно-правового акта на муниципальном уровне создаются муниципальные автоматизированные системы централизованного оповещения.

Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения - автоматизированный.

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России), утвержденное Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах.

Для разъяснений требований приказа МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» в том числе в части касающейся автоматизации оконечных систем оповещения располагаемых в поселениях с малочисленным количеством проживающих людей и в поселениях, где отсутствует стационарная и сотовая телефонная связь министерством жилищно-коммунального хозяйства и энергетики

Новосибирской области 20.09.2022 было направлено обращение в МЧС России, подписанное заместителем Губернатора Новосибирской области Семкой С.Н.

В соответствии с полученными разъяснениями директора

Департамента гражданской обороны и защиты населения МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации системы оповещения населения создаются во всех населенных пунктах, независимо от количества находящихся на их территории людей. Положением о системах оповещения населения, утвержденным приказом МЧС России и Минкомсвязи России от 31.07.2020 № 578/365 (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 № 60567) (далее -Положение о системах оповещения населения), определено создание только автоматизированных систем оповещения населения, функционирующих в автоматическом (комплексные системы экстренного оповещения населения), автоматизированном и ручном режимах. В соответствии с пунктом 28 Положения о системах оповещения населения мобильные и носимые технические средства оповещения планируются к использованию и используются только в качестве резерва для обеспечения оповещения населения в ходе восстановительных работ систем оповещения населения в зонах чрезвычайных ситуаций и не заменяют автоматизированные системы оповещения населения.

Администрация Каргатского района Новосибирской области являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделенная Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения обязана принимать меры по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию автоматизированных систем оповещения населения в муниципальных образованиях Каргатского района и незамедлительному оповещению населения, проживающего на территории муниципальных образований городских и сельских поселений с использованием системы оповещения.

Не выполнение предписания от ДД.ММ.ГГГГ по монтажу автоматизированных систем оповещения в населенных пунктах муниципальных образованиях Каргатского района, указанных в предписании, создает непосредственную угрозу обороне и безопасности Российской Федерации, а также жизни и здоровью людей или окружающей среде, влекут за собой значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Бездействие Административного ответчика нарушает права, свободы и законные интересы Административного истца, уполномоченного на осуществление государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со ст. 78 Федерального закона № 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства

Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их нрав, свобод и законных интересов.

Представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области Матюхин А.Н. просит суд признать бездействие администрации Каргатского района Новосибирской области по выполнению предписания, выданного отделом регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным.

Обязать администрацию Каргатского района Новосибирской области выполнить пункт 1 предписания, выданного отделом регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно создать муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории населенных пунктов сельских советов: Алабугинского, Беркутовского, Верх-Каргатского, Карганского, Кубанского, Маршанского, Мусинского, Первомайского, Суминского, Форпост-Каргатского сельсоветов Каргатского района Новосибирской области.

Установить срок для исполнения требований п. 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ, а именно - 1 год с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему административному исковому заявлению. Просит иск рассмотреть в их отсутствие, заявленные требования поддерживают в полном объеме.

Представитель администрации Каргатского района Ровенских Ю.С. иск министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области признала в полном объеме и пояснила, что

постановлением администрации Каргатского района от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципальной программы и дальнейшем совершенствовании муниципальной системы оповещения и информирования населения Каргатского района Новосибирской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на 2020 -2026 годы». Согласно пп.35 статьи 3 муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования. Данной муниципальной программой предусмотрена установка систем оповещения на центральных усадьбах муниципальных образований Каргатского района.

Согласно письму Минфина России от 30.09.2014 N 09-05-05/48843 «О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ, вопросы определения порядка формирования и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), сроки их реализации отнесены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования). Данное положение также содержится в ч.1 статьи 179 БК РФ.

В настоящее время системой оповещения о чрезвычайных ситуациях, в точном соответствие с планом, предусмотренным муниципальной программой, обеспечены Беркутовский, Маршанский, Алабугинский, Верх-Каргатский сельсоветы, в текущем году система оповещения будет установлена в Суминском сельсовете.

Обеспечить все муниципальные образования системами экстренного оповещения в настоящее время не представляется возможным, поскольку в соответствие с приказом МФ и НП Новосибирской области от 01.11.2022 N 57-НПА "Об утверждении на 2023 год перечней муниципальных образований Новосибирской области, распределенных в зависимости от доли в местных бюджетах дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений", Каргатский район относится к числу дотационных районов и имеет 5 процентов собственных доходов местного бюджета, в то время, как стоимость проекта создания муниципальной системы оповещения на территории всех муниципальных образований Каргатского района составит более 10 миллионов рублей.

В 2022-2025 году запланировано проведение работ по оборудованию зданий учреждений Каргатского района приборами учета тепловой энергии.

Вынесены решения суда в отношении следующих муниципальных учреждений, стоимость данных работ составит 3000000 рублей.:

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКОУ «Алабугинская ООШ»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКОУ «Суминская средняя школа им. Н.П. Леончикова»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКОУ «Иванскинская средняя школа»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКОУ «Кольцовская средняя школа»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКОУ «Форпост-Каргатская средняя школа»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКОУ «Мусинская средняя школа»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКОУ «Маршанская средняя школа»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКОУ «Безлюдненская основная школа»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКОУ «Верх-Каргатская средняя школа»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении МКДОУ «Суминский детский сад»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении МКДОУ детский сад «Ручеек»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении МКУ культуры «Дом культуры им. М.Горького Каргатского района»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении МКДОУ детский сад «Березка»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении МКУ культуры Каргатского района "Каргатская централизованная библиотечная система";

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу в отношении МКДОУ «Мамонтовский детский сад». Стоимость данных работ составит 3000000 рублей.

Запланировано осуществление финансирования мероприятий по ремонту системы водоснабжения в селе Форпост-Каргат (решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу ), на данное мероприятие запланировано пять миллионов рублей, срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Запланировано осуществление финансирования мероприятий по ремонту системы водоснабжения в селе Натальинка (решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу ), на данное мероприятие запланировано пять миллионов рублей, срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ планируется исполнение решений Чулымского районного суда в отношении шести образовательных организаций на сумму <данные изъяты> рублей:

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКОУ «Каргатская средняя школа №3 им. Домбровского»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКОУ «Каргатская средняя школа №2 им. Горького»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКДОУ детский сад «Ручеек»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКДОУ детский сад «Радуга»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКОУ «Каргатская средняя школа №1»;

Решение Чулымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу года в отношении МКДОУ детский сад «Березка».

В период с 2022 по 2024 годы, согласно решению Чулымского районного суда № 2а-89/2022, планируется ликвидация свалов ТКО на общую сумму <данные изъяты> рублей.

Разработать зоны санитарной охраны для скважин, принадлежащих МУП «Коммунальный комплекс», расположенных на территории муниципальных образований Каргатского района, стоимость вопроса - <данные изъяты>. рублей.

Просит суд предоставить время для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав объяснения административного ответчика, свидетеля Погораздову О. Г. огласив материалы дела, судом установлено следующее:

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с организацией и осуществлением государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляется в соответствии со статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ), статьей 27 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) и другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.09.2021 № 382-п «О региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Новосибирской области» утвержден Порядок организации государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Новосибирской области (далее - Порядок).

В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России), утвержденное Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах. системы оповещения населения создаются во всех населенных пунктах, независимо от количества находящихся на их территории людей. Положением о системах оповещения населения, утвержденным приказом МЧС России и Минкомсвязи России от 31.07.2020 № 578/365 (зарегистрирован в Минюсте России 26.10.2020 № 60567) (далее -Положение о системах оповещения населения), определено создание только автоматизированных систем оповещения населения, функционирующих в автоматическом (комплексные системы экстренного оповещения населения), автоматизированном и ручном режимах. В соответствии с пунктом 28 Положения о системах оповещения населения мобильные и носимые технические средства оповещения планируются к использованию и используются только в качестве резерва для обеспечения оповещения населения в ходе восстановительных работ систем оповещения населения в зонах чрезвычайных ситуаций и не заменяют автоматизированные системы оповещения населения.

Согласно Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - единая система), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», единая система, состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. На каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях. При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.

В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций муниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Пунктом 18 постановления Правительства РФ от 17.05.2023 №769 «О порядке создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения» (вместе с «Правилами создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения») финансовое обеспечение расходов, связанных с созданием, реконструкцией и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, а также средств организаций, указанных в пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О гражданской обороне", и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в Новосибирской области определены статьями 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и частью 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а так же другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Новосибирской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского, сельского поселения относится организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ указанный вопрос для органов местного самоуправления сельских поселений решается на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с пунктами «м», «н» части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к полномочиям органов местного самоуправления в пределах границ муниципальных образований относится создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальных систем оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении таких ситуаций.

Постановлением администрации Каргатского района от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципальной программы и дальнейшем совершенствовании муниципальной системы оповещения и информирования населения Каргатского района Новосибирской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на 2020 -2026 годы». Согласно пп.35 статьи 3 муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования. Данной муниципальной программой предусмотрена установка систем оповещения на центральных усадьбах муниципальных образований Каргатского района.

Согласно письму Минфина России от 30.09.2014 N 09-05-05/48843 «О Методических рекомендациях по составлению и исполнению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на основе государственных (муниципальных) программ, вопросы определения порядка формирования и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (муниципальных программ), сроки их реализации отнесены к компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрации муниципального образования). Данное положение также содержится в ч.1 статьи 179 БК РФ.

В настоящее время системой оповещения о чрезвычайных ситуациях, в соответствие с планом, предусмотренным муниципальной программой, обеспечены Беркутовский, Маршанский, Алабугинский, Верх-Каргатский, Суминский сельсоветы.

В связи с тем, что Каргатский район относится к числу дотационных районов и имеет 5 процентов собственных доходов местного бюджета, обеспечить все муниципальные образования системами экстренного оповещения в настоящее время не представляется возможным, так как стоимость проекта создания муниципальной системы оповещения на территории всех муниципальных образований Каргатского района составит более 10 миллионов рублей.

Из постановления администрации Каргатского района от ДД.ММ.ГГГГ «О создании муниципальной программы и дальнейшем совершенствовании муниципальной системы оповещения и информирования населения Каргатского района Новосибирской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера на 2020 -2026 годы» в соответствие с планом, предусмотренным муниципальной программой, системой оповещения и информирования населения Каргатского района Новосибирской области об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера будут оборудованы в 2024-2025 году Карганский сельсовет, Кубанский сельсовет, Мусинский сельсовет, Первомайский сельсовет, Суминский сельсовет, Форпост-Каргатский сельсовет.

Из объяснений директора МКУ «ЕДДС-112» Погораздовой О.Г. следует, что ими в ГКУ НСО «Центр ГО, ЧС и ПБ Новосибирской области были представлены сведения о населённых пунктах, где отсутствуют технические средства оповещения, Работы планируются сделать в конце 3 квартала-начало 4 квартала 2024 года.

Администрация Каргатского района Новосибирской области являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделенная Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения обязана принимать меры по созданию и поддержанию в состоянии постоянной готовности к использованию автоматизированных систем оповещения населения в муниципальных образованиях Каргатского района и незамедлительному оповещению населения, проживающего на территории муниципальных образований городских и сельских поселений с использованием системы оповещения.

Не выполнение предписания от 31.08.2021 № 60 по монтажу автоматизированных систем оповещения в населенных пунктах муниципальных образованиях Каргатского района, указанных в предписании, создает непосредственную угрозу обороне и безопасности Российской Федерации, а также жизни и здоровью людей или окружающей среде, влекут за собой значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Бездействие Административного ответчика нарушает права, свободы и законные интересы Административного истца, уполномоченного на осуществление государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

С учетом изложенного, суд полагает, что административное исковое заявление Министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности совершить действия подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.218, 220,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Каргатского района Новосибирской области по выполнению предписания, выданного отделом регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера незаконным.

Обязать администрацию Каргатского района Новосибирской области выполнить пункт 1 предписания, выданного отделом регионального государственного надзора управления по предупреждению чрезвычайных ситуаций министерства жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно создать муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях на территории населенных пунктов сельских советов: Карганского, Кубанского, Мусинского, Первомайского, Суминского, Форпост-Каргатского сельсоветов Каргатского района Новосибирской области.

Установить срок для исполнения требований п. 1 предписания от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятии в окончательной форме.

Председательствующий :

Решение изготовлено в окончательной форме 21 ноября 2023 года.

Председательствующий :