дело №2а-6740/2023
50RS0048-01-2023-006577-63
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 октября 2023 года г. Химки Московская область
Химкинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Мироновой Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Коросевой Я.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-6740/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по <адрес> о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости, об обязании внести изменения в сведения об объекте недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по <адрес>, в котором просила суд признать незаконным отказ в государственном кадастровом учете и внесении в ЕГРН изменений вида объекта, назначение объекта, вида разрешенного использования объекта недвижимого имущества в отношении кв. <№ обезличен> в д. <№ обезличен> по кв-лу Удачное в г. Химки <адрес>; обязать внести в ЕГРН изменения в отношении кв. <№ обезличен> в д. <№ обезличен> по кв-л Удачное в г. Химки <адрес>, а именно изменить вид объекта на «здание», назначение объекта на «жилой дом», вид разрешенного использования на «дом блокированной застройки», исключить из реестра наименования объекта, не соответствующие внесенным изменениям, снять с государственного кадастрового учета здание, в котором расположен блок, в обоснование требований указав, что она является собственником земельного участка общей площадью 543 кв. м. с кадастровым номером 50:10:0060204:50, и расположенного на данном земельном участке жилого дома <№ обезличен> общей площадью 126,7 кв. м. с кадастровым номером 50:10:0000000:9964, расположенных по адресу: <адрес>, <...>. В ЕГРН вид разрешенного использования принадлежащего ФИО1 земельного участка указан как «для индивидуального жилищного строительства», в отношении принадлежащего ФИО1 жилого помещения указано наименование объекта как «четырехкомнатная квартира», назначение объекта «жилое». <дата>ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о проведении государственного кадастрового учета, в котором просила внести в ЕГРН изменения в отношении принадлежащих ей объектов недвижимого имущества, а именно:
- в отношении жилого помещения с кадастровым номером 50:10:0000000:9964 изменить наименование объекта на «дом жилой одноквартирный» с указанием назначения объекта – «жилой дом»;
- дополнительно внести сведения о виде объекта – «здание», а также о виде разрешенного использования «дом блокированной застройки»;
- исключить из реестра наименования объекта, не соответствующие внесенным изменениям, снять с государственного кадастрового учета здание, в котором расположен блок.
Помимо квартиры, принадлежащей административному истцу, в спорном доме находятся еще три квартиры, принадлежащие собственникам ФИО5 и ФИО6 (кв. №2), ФИО4 (кв. <№ обезличен>), ФИО7 (кв. <№ обезличен>). <дата> Управление Росреестра по <адрес> в ответ на обращение ФИО1 сообщило, что признание квартиры домом блокированной застройки возможно при наличии согласия либо уполномочия владельце остальных жилых помещений в блоке. Административный истец полагает, что согласие либо уполномочие собственником иных жилых помещений, расположенных в доме <№ обезличен>, для осуществления кадастрового учета не требуется, поскольку как до <дата>, так и до настоящего времени сведения о блоках в ЕГРН не вносились и не внесены, блок числится квартирой в многоквартирном доме, таким образом, согласия от собственников иных блоков не требуется. Более того, по мнению административного истца уполномочие всеми собственниками помещения в блоке одного из них на обращение в регистрирующий орган является правом, а не обязанностью, следовательно, право собственника блока на приведение сведений о своем блоке в соответствии с требованием закона не ставится в зависимость от волеизъявления третьих лиц.
Административный истец ФИО1 судебное заседание не явилась, извещена, направила своего представителя, который требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по <адрес> в судебное заседание явился, против удовлетворения заявленных требований возражала, указала, что Управление не нарушало прав ФИО8, в связи с тем, что ответ, направленный на обращение зарегистрирован <дата>. Обращение зарегистрировано и рассмотрено в рамках 59 ФЗ от <дата>. Соблюдены сроки рассмотрения письменного обращение, ответ дан <дата>. Таким образом, права истца не были нарушены. Это не является отказом, ответы носят информационный характер. Дом поставлен на кадастровый учет, является многоквартирным. Так как дом многоквартирный необходимо согласие всех собственников жилого дома. Все собственники уполномочены дать разрешение одному человеку для обращения. Порядок обращения для изменения вида полностью разъяснен.
Суд, проверив материалы дела, разрешив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного истца, извещенного надлежащим образом, выслушав представителей сторон, обсудив доводы административного искового заявления, не находит основания для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Гарантируя реализацию конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обязывает государственный орган, орган местного самоуправления, осуществляющие публично значимые функции государственные и муниципальные учреждения, иные организации и их должностных лиц обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения в соответствии с их компетенцией в установленные сроки, а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (статьи 1, 2, 5, 9, 10 и 12). При этом исполнение данных обязанностей может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие), связанное с его рассмотрением (пункт 4 статьи 5).
Гражданин при рассмотрении его обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона N 59-ФЗ).
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона N 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом (часть 3 той же статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является единоличным собственником квартиры <№ обезличен>, общей площадью 126,7 кв.м., с кадастровым номером 50:10:0000000:9964, и земельного участка общей площадью 543 +/- 8 кв.м., с кадастровым номером 50:10:0060204, находящиеся по адресу: <адрес>, <...>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
В выписке из ЕГРН указано наименование объекта как «4-комнатная квартира» с назначением объекта «жилое».
<дата>ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по <адрес> с заявлением о проведении государственного кадастрового учета, в котором просила внести в ЕГРН изменения в отношении принадлежащих ей объектов недвижимого имущества, а именно:
- в отношении жилого помещения с кадастровым номером 50:10:0000000:9964 изменить наименование объекта на «дом жилой одноквартирный» с указанием назначения объекта – «жилой дом»;
- дополнительно внести сведения о виде объекта – «здание», а также о виде разрешенного использования «дом блокированной застройки»;
- исключить из реестра наименования объекта, не соответствующие внесенным изменениям, снять с государственного кадастрового учета здание, в котором расположен блок.
<дата> Управление Росреестра по <адрес> в ответ на обращение ФИО1 от <дата> №ОГ-18329/23 в письме за <№ обезличен>а-03322/23 сообщило о том, что в целях осуществления учетных действий в отношении объектов недвижимости, расположенных в пределах здания с кадастровым номером: 50:10:0000000:2591, в том числе в отношении помещения с кадастровым номером: 50:10:0060204:50 необходимо представить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете от всех собственников указанных объектов недвижимости (помещений). Кроме того, дополнительно административный ответчик сослался на то, что сведения об указанном земельном участке, в том числе о виде разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» внесены в ЕГРН по результатам рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности. В составе межевого плана содержится копия постановления администрации городского округа Химки <адрес> от <дата><№ обезличен>, согласно которому вид разрешенного использования образованного земельного участка определен как «для индивидуального жилищного строительства». Таким образом, технических ошибок в сведениях ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 50:10:0060204:50 Управлением не выявлено.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Согласно части 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) многоквартирным домом признается здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 36 настоящего Кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома.
На основании части 1 статьи 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 ЖК РФ).
При этом, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).
Многоквартирным домом признается здание, соответствующее признакам, установленным частью 6 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 6 "Положения о признании помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> г. N 47, действие которого в силу прямого указания пункта 2 распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации - далее - Положение N 47).
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Домом блокированной застройки признается жилой дом, соответствующий признакам, установленным пунктом 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) (пункт 5.2 Положения N 47).
Положения пункта 40 статьи 1 ГрК РФ предусматривают, что дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
Жилой блок имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеет общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками (пункт 3.2 "СП 55.13330.2016. Свод правил. Дома жилые одноквартирные. СНиП 31-02-2001", утв. и введен в действие приказом Минстроя России от <дата> N 725/пр).
С принятием и вступлением в силу с <дата> Федерального закона от <дата> N 476-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 476-ФЗ), каждый блок признается домом блокированной застройки, если он блокирован с другим жилым домом в одном ряду общей боковой стеной без проемов и имеет отдельный выход на земельный участок (пункт 40 части 1 статьи 1 ГрК РФ).
Понятия, обозначающего общее здание, состоящее из совокупности блоков, закон не предусматривает, подчеркивая тем самым автономность и самостоятельность каждого блока (дома блокированной застройки) как объекта недвижимости и объекта права.
При этом, переходными положениями части 1 статьи 16 Федерального закона N 476-ФЗ установлено тождество ранее применяемого понятия "блок жилого дома", приведенного в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ, с понятием "дом блокированной застройки", вводимым в настоящее время пунктом 40 статьи 1 ГрК РФ, независимо от того, назван данный блок в ЕГРН зданием или помещением в здании. При внесении собственниками дома после вступления в силу закона соответствующих изменений в ЕГРН здание, в котором расположены блоки, подлежит снятию с кадастрового учета (часть 4 статьи 16).
Таким образом, многоквартирному дому присущи: совокупность двух и более квартир и нежилых помещений, а также наличие в доме общего имущества, предназначенного для их обслуживания.
Основополагающими признаками дома блокированной застройки являются наличие общих боковых стен без проемов с объектами того же вида, отсутствие общего имущества (техническая и функциональная автономность), и наличие отдельного земельного участка под каждым домом.
Жилой блок имеет самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеет общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над или под другими жилыми блоками.
Как предусмотрел законодатель в части 3 статьи 16 Федерального закона N 476-ФЗ, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в ЕНГН были внесены сведения о блоках (независимо от их наименования или вида разрешенного использования) в качестве жилых помещений в жилых домах блокированной жилой застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), и зарегистрированы права на такие блоки, собственники указанных блоков вправе совместным решением уполномочить одного из собственников таких блоков на обращение от имени всех собственников блоков в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), с заявлением об учете изменений сведений Единого государственного реестра недвижимости в части приведения вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости в соответствие с требованиями законодательных актов Российской Федерации, измененных настоящим Федеральным законом. Отсутствие в градостроительном регламенте, утвержденном применительно к территориальной зоне, в границах которой расположены такие объекты, указания на соответствующий вид объекта недвижимости и вид его разрешенного использования, а также утвержденных параметров разрешенного строительства таких объектов не является препятствием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости указанных сведений.
В силу части 4 статьи 16 Федерального закона N 476-ФЗ при изменении в соответствии с заявлением, указанным в части 3 настоящей статьи, вида, назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости орган регистрации прав одновременно с изменением в отношении всех блоков вида объекта недвижимости на "здание", назначения объекта недвижимости на "жилой дом", вида разрешенного использования на "дом блокированной застройки" и исключением наименований объектов недвижимости, не соответствующих данному виду разрешенного использования, снимает с государственного кадастрового учета здание, в котором расположены указанные в части 3 настоящей статьи блоки.
Таким образом, для изменения вида и назначения объекта недвижимости с "жилой дом", который в силу своих первоначальных характеристик и сведений, содержащихся в технической документации и в ЕГРН, является многоквартирным жилым домом, на "дом блокированной застройки", по мнению суда, возможно только при обоюдном согласии всех собственников жилых помещений в таком доме.
Такое согласие в силу действующих норм Жилищного кодекса Российской Федерации оформляется либо протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, либо индивидуальным волеизъявлением, путем наделения соответствующими полномочиями представителя, либо самостоятельным обращением всеми собственниками в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет. В случае возникновения спора урегулировать вопрос между собственниками жилых помещений возможно в судебном порядке. В противном случае будут нарушены права тех собственников, которые не согласны с таким изменением вида объекта недвижимости.
Помимо квартиры, принадлежащей административному истцу, в спорном доме находятся еще три квартиры, принадлежащие собственникам ФИО5 и ФИО6 (кв. №2), ФИО4 (кв. <№ обезличен>), ФИО7 (кв. <№ обезличен>). Каких-либо документов, подтверждающих их общее волеизъявление, ни в Управление Росреестра по <адрес>, ни в материалы дела административным истцом ФИО1 представлено не было.
По мнению суда, фактически административным истцом избран неверный способ защиты нарушенного права, так как при обращении в Управление Росреестра по <адрес> все собственники иных жилых помещений жилого дома не высказали свое согласие на подобное изменение основных характеристик объекта недвижимости, влияющих на их права и обязанности, что в свете положений статьи 10 ГК РФ, не дает административному истцу права действовать от имени всех собственников помещений.
Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 КАС РФ установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Системное толкование приведенного положения процессуального закона с учетом использованных в нем оборотов и юридической техники, позволяет суду сделать вывод, что основанием для признания оспариваемого решения незаконным является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.
При этом решение о признании решения государственного органа незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействие) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.
Суд считает, что отсутствуют правовые основания для признания прав и законных интересов административного истца нарушенными, нет оснований для признания оспариваемого ответа на обращение и действий административного ответчика незаконными, особенно принимая во внимание то, что сведения о спорном земельном участке, в том числе о виде разрешенного использования, внесены в ЕГРН по результатам рассмотрения заявления о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости и представленного с ним межевого плана, который не оспорен, недействительным не признан.
Доказательств тому, что обжалуемые ответ на обращение и действия приняты вне представленной компетенции, не соответствует закону и нарушают права и законные интересы заявителя, сторона административного истца не представила. По этим причинам суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд также принимает во внимание, что административный истец обратился к административному ответчику в форме обращения, её обращение было рассмотрено и в установленный законом срок направлен ответ. Решения об отказе в удовлетворении заявления о проведении государственного кадастрового учета, в котором просила внести в ЕГРН изменения в отношении принадлежащих ей объектов недвижимого имущества ответчиком не принималось.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Росреестра по <адрес> о признании незаконным отказа в государственном кадастровом учете и внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости, об обязании внести изменения в сведения об объекте недвижимости – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата>.
Судья Ю.В. Миронова