Дело № 2а-6747/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Хабаровск 23 сентября 2016 года
Центральный районный суд г. Хабаровска Хабаровского края в составе:
председательствующего: судьи Губановой А.Ю.
при секретаре: Заровнятных Г.А.,
с участием:
административного истца ФИО1,
представителя административного истца Чиаурели ФИО12,
представителя административного ответчика ФИО2 ФИО13,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 о признании решения начальника отдела по вопросам миграции гражданства Управления по делам миграции УМВД России по Хабаровскому краю об отказе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации незаконным, обязать устранить допущенное нарушение прав и свобод,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании решения начальника отдела по вопросам миграции гражданства Управления по делам миграции УМВД России по Хабаровскому краю об отказе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации незаконным, обязать устранить допущенное нарушение прав и свобод. В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ им был получен паспорт №, гражданина РФ в Февральском ТПМ Селемджинского РОВД Амурской области, код подразделения №. В соответствии с п. 7 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828, срок действия вышеуказанного паспорта закончился ДД.ММ.ГГГГ по достижении 45-летнего возраста. В вышеуказанное время он находился по семейным обстоятельствам в Грузии, в связи с чем не имел возможности своевременно заменить паспорт. 05 июля 2016 г. прибыл в Россию из Грузии и 08.07.2016 г. обратился с заявлением о замене паспорта в отдел по вопросам гражданства управления по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю. 06.08.2016 г. <данные изъяты> отдела по вопросам гражданства, управления по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю ФИО14 отказал в выдаче нового паспорта, в связи с тем, что по учетам Главного управления по делам миграции МВД России и по учетам управления по делам миграции УМВД России по Хабаровскому края, истец, как лицо, приобретшее гражданство РФ, якобы не значится. Кроме этого, отказывая в выдаче паспорта, ответчик сослался на заключение УФМС России по Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому выданный паспорт в ДД.ММ.ГГГГ был объявлен необоснованно выданным как лицу, не состоящему в гражданстве РФ. В предоставлении копии вышеуказанного решения было отказано в связи с его отсутствием у ответчика. Отказ в выдаче паспорта гражданина РФ является незаконным по следующим обстоятельствам. Согласно ст. 22 ФЗ « О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., основанием для отмены решений по вопросам гражданства являются установленные судом факты о предоставлении заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Кроме этого, в соответствии с п. 54 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 г. №1325, в заключение полномочного органа об отмене решения по вопросам гражданства РФ указывается решение суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения гражданства РФ, с изложением установленных судом обстоятельств. Никакого решения суда в отношении действий истца при получении паспорта гражданина РФ в ДД.ММ.ГГГГ у ответчика нет и не может быть, в связи с чем нет и законного решения о том, что истцом был получен паспорт необоснованно. Незаконный отказ в замене паспорта нарушил конституционные права, предусмотренные ст. 6 Конституции РФ, т.к. истец лишен на территории РФ всех прав и свобод, предоставленных гражданам РФ и в частности лишен права свободно въезжать на территорию РФ, что предусмотрено ст. 27 Конституции РФ, права на участие в управлении делами государства (избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления), что гарантируется ст. 32 Конституции РФ. На основании изложенного, просит суд признать решение <данные изъяты> отдела по вопросам гражданства управления по делам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, ФИО15 об отказе в выдаче ФИО1 паспорта гражданина РФ незаконным и обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина.
Административный истец и его представитель требования поддержали, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении. Дополнительно представитель истца пояснил, что ответчиком до настоящего времени не представлено доказательств, установленных судом о том, что паспорт гражданина РФ истец получил в результате использования подложных документов или заведомо ложных сведений. Ответчиком проигнорирован тот факт, что паспорт гражданина РФ, а соответственно и гражданство РФ истец приобрел на основании предоставленного в суд ответчиком официально поданного истцом заявления от ДД.ММ.ГГГГ Кроме этого, паспорт гражданина РФ был выдан надлежащим органом - Февральским ТПМ Селемджинского РОВД Амурской области. Незаконно получить паспорт гражданина РФ, а соответственно и гражданство РФ истец мог только в результате предоставления в Февральский ТПМ подложных документов, либо в результате преступного сговора с сотрудником вышеуказанного ведомства, путем предоставления заведомо ложных сведений. Никакого решения суда, которым бы была установлена незаконность действий истца при получении паспорта гражданина РФ, ответчиком не предоставлено. Доводы ответчика о том, что в установленном законодательством порядке гражданство РФ истец не приобретал, а был документирован паспортом гражданина РФ в порядке признания (на основании ч. 1 ст. 13 ФЗ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991 г., и отмена решения о приеме в гражданство РФ не требуется, является абсурдом, т.к. противоречит ст.ст. 10,30,31 ст. 22 Закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 г.„ согласно которым паспорт гражданина РФ является документом, удостоверяющем гражданство РФ, ст. 22 вышеуказанного Закона, а также п. 54 «Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ», утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 г., и Приказу ФМС РФ от 19.03.2008 г. № 64, согласно которым лишение гражданства РФ производится только на основании заключения территориального органа ФМС об отмене решения о приеме в гражданство РФ, основанного на судебном решении. Истец не согласен с результатами проверки УФМС России по Амурской области, изложенными в заключении от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что паспорт гражданина РФ был выдан ему в нарушение установленного порядка, однако оснований для его обжалования не имеется, т.к. само заключение не лишает истца гражданства РФ и не препятствует замене паспорта, а обстоятельства, указанные в заключении должны быть подтверждены решением суда по иску соответствующего органа. Истец, получив паспорт гражданина РФ 22 мая 2003 г. в надлежащем органе вместе с паспортом получил и гражданство РФ, которого его никто не лишал в установленном законом порядке. В соответствии с требованиями п. 7 Положения о паспорте гражданина РФ, утвержденного постановление Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828, выданный истцу паспорт подлежит замене. В соответствии с п. 37 Приказа ФМС России от 30.11.2012 г., основаниями для отказа в выдаче (замене) паспорта являются: отсутствие у лица гражданства РФ; недостоверные сведения, указанные в заявлении о выдаче (замене) паспорта; отсутствие сведений об уплате госпошлины. Вышеуказанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. В связи с этим просят суд удовлетворить исковые требования в полном объеме и обязать ответчика произвести замену паспорта гражданина РФ.
Представитель административного ответчика исковые требования не признал, сославшись в обоснование на то, что предоставление государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации регламентировано приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 391 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». В силу пункта 37 Административного регламента основаниями для отказа в выдаче (замене) паспорта является отсутствие у лица гражданства Российской Федерации. 08 июля 2016 г. (вх. № 6681) в адрес УФМС России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области поступило письменное обращение от гражданина ФИО1, в котором он просил произвести обмен его недействительного паспорта гражданина Российской Федерации на новый паспорт гражданина Российской Федерации. Указанное заявление было рассмотрено <данные изъяты> отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю ФИО16. Ответом от 06 августа 2016 г. (исх. № 39/770) ФИО1 сообщено, что по автоматизированным учетам Главного управления по вопросам миграции МВД России, УВМ УМВД России по Хабаровскому краю заявитель не значится как лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации. По учетам значится, что на основании заключения УФМС России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что паспорт серии №, выданный ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Февральским ТПМ ОВД Селемджинского района Амурской области, в связи с обменом паспорта гражданина СССР образца 1974 года серии <...>, выданного 15 ноября 1984 года Цхалтубским горисполкомом Грузинской ССР, является необоснованно выданным, в связи с отсутствием у ФИО1 гражданства Российской Федерации. Согласно заключению УФМС России по Амурской области, в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации и обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации З.А. Метревели, в заявлении ФИО1 о выдаче (замене) паспорта гражданина РФ (форма № 1П - приложение № 1 к приказу ФМС России от 30.11.2012 г. № 391), он документировался на основании части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которой гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона (на 6 февраля 1992 г.), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Вместе с тем, согласно адресно-справочным учетам сведений, подтверждающих постоянное проживание административного истца на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 год, не имеется.
По данным автоматизированной системы центрального банка данных учета иностранных граждан ФМС России и автоматизированной системы КД МИД России «Гражданство» в учетах лиц, изменивших гражданство на территории Российской Федерации и за ее пределами, сведения об ФИО1, отсутствуют. В УФМС России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, в УМВД России по Хабаровскому краю ФИО1 с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке не обращался. Учитывая, что ФИО1 в установленном законодательством о гражданстве Российской Федерации порядке, гражданство Российской Федерации не приобретал, заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в уполномоченный орган не подавал, а был документирован паспортом гражданина Российской Федерации в порядке признания (на основании части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»), отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не производится. Выдача административному истцу паспорта гражданина Российской Федерации, при отсутствии у него гражданства Российской Федерации повлечет нарушение законодательства: Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, постановления Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», приказа ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 391 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Кроме того, в соответствии с Административным регламентом - выдача (замена) паспорта производится территориальными органами и подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина. Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги. В силу пункта требований Административного регламента, при обращении по вопросу замены паспорта во всех случаях, гражданин предоставляет в подразделение миграционной службы по месту жительства лично заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (приложение N 1 к Административному регламенту), заполненное от руки или машинописным способом гражданином, лично обратившимся за получением паспорта, свидетельство о рождении, две личные фотографии, документы воинского учета, свидетельство о заключении брака, свидетельство о расторжении брака (при наличии указанного факта), свидетельства о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста (при наличии), реквизиты квитанции об уплате государственной пошлины, дополнительно к указанным документам, представляет паспорт, подлежащий замене (пункты 23-27, 30 Административного регламента). Вместе с тем, ФИО1 по вопросу замены паспорта гражданина РФ в миграционную службу по месту жительства, по месту пребывания с вышеуказанными документами не обращался, а лишь обратился с заявлением на начальника УФМС России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. Обращение ФИО1 административным ответчиком было рассмотрено, в связи с тем, что ранее выданный Метревели паспорт гражданина Российской Федерации признан в установленном законом порядке недействительным, на основании заключения уполномоченного органа - УФМС России по Амурской области, должностным лицом УФМС России по Хабаровскому краю и ЕАО Метревели дан соответствующий ответ. Как следует из заключения УФМС России по Амурской области, в целях замены имеющегося паспорта, административный истец уже обращался в отдел УФМС России по Приморскому краю в Дальнегорском районе. В этой связи, полагаем, что Метревели известно о том, что ранее выданный паспорт признан недействительным. Кроме того, в соответствии с Положением об Управлении по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, утвержденным приказом УМВД России по Хабаровскому краю от 5 августа 2016 г. № 334, не является полномочием Управления выдача (замена) документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Выслушав пояснение участников процесса, суд приходит к следующим выводам:
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что 08 июля 2016 г. (вх. № 6681) ФИО1 обратился с письменным обращением в УФМС России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, в котором он просил произвести обмен его недействительного паспорта гражданина Российской Федерации на новый паспорт гражданина Российской Федерации.
Указанное заявление было рассмотрено <данные изъяты> отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю ФИО17 и ответом от 06 августа 2016 г. (исх. № 39/770) ФИО1 сообщено, что по автоматизированным учетам Главного управления по вопросам миграции МВД России, УВМ УМВД России по Хабаровскому краю заявитель не значится как лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации, в связи с чем осуществить мероприятия по документированию истца паспортом гражданина РФ не представляется возможным.
Оспаривая данное решение, истец ссылается на то, что получив паспорт гражданина РФ 22 мая 2003 г. в надлежащем органе он вместе с паспортом получил и гражданство РФ, которого его никто не лишал в установленном законом порядке, в связи с чем оснований для отказа в выдаче (замене) паспорта у административного ответчика не имелось.
С данными доводами суд согласиться не может по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 305-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» действие нормативных правовых актов по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации в сфере миграции в части, не противоречащей нормативным правовым актам Министерства внутренних дел Российской Федерации распространено на Министерство внутренних дел Российской Федерации до издания соответствующих нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Предоставление государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации регламентировано приказом ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 391 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».
В силу пункта 37 Административного регламента основаниями для отказа в выдаче (замене) паспорта является отсутствие у лица гражданства Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено, что по автоматизированным учетам Главного управления по вопросам миграции МВД России, УВМ УМВД России по Хабаровскому краю ФИО1 не значится как лицо, приобретшее гражданство Российской Федерации.
Как указывает административный ответчик, в УФМС России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, в УМВД России по Хабаровскому краю ФИО1 с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в установленном законом порядке не обращался.
По учетам значится, что на основании заключения УФМС России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что паспорт серии №, выданный ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ Февральским ТПМ ОВД Селемджинского района Амурской области, в связи с обменом паспорта гражданина СССР образца ДД.ММ.ГГГГ серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Цхалтубским горисполкомом Грузинской ССР, является необоснованно выданным, в связи с отсутствием у ФИО1 гражданства Российской Федерации.
Согласно заключению УФМС России по Амурской области, в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации и обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации ФИО1, установлено, что ФИО1 паспортом гражданина РФ документировался на основании части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», в соответствии с которой гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу данного Закона (на 6 февраля 1992 г.), если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Вместе с тем, согласно адресно-справочным учетам, сведений, подтверждающих постоянное проживание ФИО1 на территории Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 год, не имеется; по данным автоматизированной системы центрального банка данных учета иностранных граждан ФМС России и учетам лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, ФИО1, как приобретший гражданство Российской Федерации в установленном законом порядке, не значится.
Таким образом, судом установлено, что имеется заключение проверки, которым паспорт гражданина Российской Федерации ФИО1 признан выданным в нарушение действующего законодательства, на наличие такого заключения указал административный ответчик в оспариваемом ответе. При этом доказательств того, что данное заключение принято ненадлежащим лицом в нарушение требований действующего законодательства материалы дела не содержат.
Согласно п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" (далее – Положение) при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона. При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд. В данном запросе указываются:
сведения о лице, в том числе его место жительства на 6 февраля 1992 г. и позднее (страна, город или иной населенный пункт);
сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии);
основания направления запроса и его содержание.
К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.
Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Пунктом 52 положения установлено, что после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом.
Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Таким образом, проведение проверки и заключение УФМС России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ№ соответствует п.п. 51, 52 "Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325.
При этом суд не может согласиться с доводом административного истца и его представителя о том, получив паспорт гражданина РФ ДД.ММ.ГГГГ, истец вместе с паспортом получил и гражданство РФ, лишен которого он может быть только в порядке, установленном ст. 22 ФЗ « О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., поскольку, как обоснованно указывает административный ответчик принадлежность к гражданству Российской Федерации может подтверждать лишь законно выданный паспорт.
Так, согласно статье 28 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации являются: Президент Российской Федерации; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
В соответствии со статьей 5 Федерального закона о гражданстве - гражданами Российской Федерации являются:
а) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона о гражданстве (на 01 июля 2002 г.)
б) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом о гражданстве (на основании статьи 11 Федерального закона о гражданстве).
В соответствии с пунктом «а» статьи 30 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции и его территориальных органов.
При этом, как отмечалось выше, Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, предусмотрено право полномочного органа осуществлять проверку законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Таким образом, для исполнения обязанностей, указанных в статьях 30, 31 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и в соответствии с этими нормами Закона в п. 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 предусмотрена возможность совершения действий по проверке, направленной на установление гражданства Российской Федерации, которая заканчивается при его подтверждении в соответствии со ст. 52, выдачей соответствующего документа. Данный вывод содержится в решении Верховного суд Российской Федерации от 23.10.2003 г. № ГКПИ03- 111.
В соответствии со статьей 13 ранее действовавшего Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления Закона в силу, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
То есть, фактическое положение всех лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации по состоянию на 6 февраля 1992 г., не имеющих принадлежности к гражданству других государств, юридически влекло признание их гражданами Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № КАС04-35, исходя из положений статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» считаются действительными и сохраняют юридическую силу лишь такие документы, которые выданы в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации. Следовательно, не могут признаваться таковыми документы, выданные с нарушением действовавшего законодательства.
Ссылка административного истца и его представителя на статью 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», регулирующую вопросы отмены решений по вопросам гражданства, в рамках настоящего дела несостоятельна, поскольку ФИО1 в установленном законодательством о гражданстве Российской Федерации порядке, гражданство Российской Федерации не приобретал, заявление о приеме в гражданство Российской Федерации в уполномоченный орган не подавал, а был документирован паспортом гражданина Российской Федерации в порядке признания (на основании части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации»), в связи с чем отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации произведена быть не может.
Так, в силу положений 22 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.
Решение о приеме в гражданство Российской Федерации принимается уполномоченным органом на основании заявления иностранного гражданина (лица без гражданства), поданного в установленном порядке. Объективность принятия решения вопроса о гражданстве находится в зависимости от достоверности документов и содержащейся в них информации. Представление заявителем в документах информации, не соответствующей действительности, приводит к принятию неверного решения по вопросам о гражданстве РФ. В случае установления факта предоставления лицом недостоверных сведений при прохождении процедуры приобретения гражданства Российской Федерации, уполномоченный орган отменяет решение о приобретении гражданства.
Таким образом, нельзя отождествлять определение гражданства в порядке, установленном пунктом 51 Положения, в соответствии с которым УФМС России по Амурской области была проведена обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации и обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации ФИО1, с отменой решения по вопросам гражданства Российской Федерации, предусмотренных в статье 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и разделе VII Положения, поскольку в порядке статьи 23 указанного закона, производится отмена решения по вопросам гражданства в прямо предусмотренных законом случаях.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что при наличии заключения УФМС России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ№, выдача административному истцу паспорта гражданина Российской Федерации, повлечет нарушение законодательства: Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62- ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, постановления Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», приказа ФМС России от 30 ноября 2012 г. № 391 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».
Кроме того, в судебном заседании установлено, что ФИО1 по вопросу замены паспорта гражданина РФ в миграционную службу по месту жительства, по месту пребывания в установленном действующими нормативными правовыми актами порядке не обращался. а обратился с заявлением на начальника УФМС России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.
Так, как отмечалось выше, предоставление государственной услуги по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации урегулирована Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утв. Приказом ФМС России от 30.11.2012 № 391.
В соответствии с Административным регламентом, выдача (замена) паспорта производится территориальными органами и подразделениями по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения гражданина.?
При этом административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги.
В силу требований Административного регламента, при обращении по вопросу замены паспорта во всех случаях, гражданин предоставляет в подразделение миграционной службы по месту жительства лично: заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1П (приложение N 1 к Административному регламенту), заполненное от руки или машинописным способом гражданином, лично обратившимся за получением паспорта; свидетельство о рождении; две личные фотографии; документы воинского учета; свидетельство о заключении брака; свидетельство о расторжении брака (при наличии указанного факта); свидетельства о рождении детей, не достигших 14-летнего возраста (при наличии); реквизиты квитанции об уплате государственной пошлины; паспорт, подлежащий замене (пункты 23-27, 30 Административного регламента).
Вместе с тем, как указывает административный ответчик, ФИО1 перечисленные в пунктах 23-27, 30 Административного регламента документы не представлял, подав лишь заявление на имя начальника УФМС России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области. Данный факт административным истцом и его представителем оспорен был.
Обращение ФИО1 административным ответчиком было рассмотрено и ему сообщено о том, что ранее выданный ему паспорт гражданина Российской Федерации признан в установленном законом порядке недействительным на основании заключения уполномоченного органа - УФМС России по Амурской области.
При таких обстоятельствах суд признает, что оснований для признания незаконным ответа <данные изъяты> отдела по вопросам гражданства Управления по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю ФИО18 от 06 августа 2016 г. (исх. № 39/770) не имеется, как и оснований для возложения на административного ответчика обязанности произвести административному истцу замену паспорта гражданина Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-228 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 о признании решения <данные изъяты> отдела по вопросам миграции гражданства Управления по делам миграции УМВД России по Хабаровскому краю об отказе в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации незаконным, обязать устранить допущенное нарушение прав и свобод, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Хабаровска в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Дата изготовления мотивированного решения – 28.09.2016 г.
Председательствующий А.Ю. Губанова