Дело № 2а-674/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Курчатов Курской области 10 августа 2021 года
Курчатовский городской суд Курской области в составе председательствующего судьи Иванниковой О.Н.,
при секретаре Михайловой Е.О.,
с участием представителя административного истца – заместителя Курчатовского межрайонного прокурора Шевелева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Курчатовского межрайонного прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Макаровского сельсовета Курчатовского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести инвентаризацию зеленых насаждений,
УСТАНОВИЛ:
Курчатовский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации Макаровского сельсовета Курчатовского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести инвентаризацию зеленых насаждений, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесено утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. На основании п. 5 ч. 2 ст. 45.1 указанного Закона Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями. В Правилах создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 года № 153 закрепляется обязанность проведения инвентаризации городских зеленых насаждений с периодичностью 1 раз в 10 лет. Инвентаризация проводится в соответствии с "Методикой инвентаризации городских зеленых насаждений". Проведенной межрайонной прокуратурой проверкой установлено, что учет зеленых насаждений на территории муниципального образования не ведется, инвентаризация зеленых насаждений не проводится. Данное обстоятельство не позволяет в полной мере контролировать состояние объектов благоустройства, в том числе зеленые насаждения, что может привести к их неконтролируемой вырубке. Не проведение инвентаризации зеленых насаждений создает угрозу ухудшения экологической обстановки на территории муниципального образования, нарушает права жителей на благоприятную окружающую среду. В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер по проведению инвентаризации зеленых насаждений, возложить на администрацию п. Иванино Курчатовского района Курской области обязанность провести инвентаризацию зеленых насаждений на территории муниципального образования.
В судебном заседании заместитель Курчатовского межрайонного прокурора Шевелев А.В. исковые требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям, пояснив, что административный ответчик не предпринял никаких действий по проведению инвентаризации зеленых насаждений. Считает, что обязанность проведения инвентаризации зеленых насаждений возникает из совокупности правовых норм, указанных в иске.
Представитель административного ответчика - администрации Макаровского сельсовета Курчатовского района в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия. В возражениях на иск указал, что согласно п. 5 ч.2 ст. 45.1 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями. Из права органа местного самоуправления принять правила благоустройства не возникает обязанность провести инвентаризацию газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями. Правила благоустройства в администрации Макаровского сельсовета не содержат требований и сроков инвентаризации зеленых насаждений. Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденные Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 года № 153 являются рекомендательным документом и предназначены для всех предприятий, занимающихся вопросами создания, охраны и содержания озелененных территорий, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а администрация Макаровского сельсовета предприятием не является. Она относится к числу органов местного самоуправления, зарегистрирована как муниципальное казенное учреждение и производственной деятельностью заниматься не имеет права. Кроме того, вышеуказанные правила касаются городских зеленых насаждений. В материалах дела отсутствует заключение экологической экспертизы.
Считает, что отсутствие инвентаризации зеленых насаждений не относится к числу факторов, влияющих на окружающую природную среду.
Суд, выслушав заместителя Курчатовского межрайонного прокурора Шевелева А.В., изучив материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу норм, закрепленных в ст.ст. 1,4 Федерального закона от 10.01.2002 года 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Зеленый фонд городских и сельских населенных пунктов представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения. Охрана зеленого фонда городских и сельских населенных пунктов предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды (ч. 1, 2 ст. 61 ФЗ от 10.01.2002 года 7-ФЗ).
Согласно п. п. 3, 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Статья 45.1 п. 5 ч. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями.
Установлено, что 06.04.2021 года Курчатовский межрайонный прокурор обратился с представлением к главе Макаровского сельсовета Курчатовского района Курской области, в котором указал, что в ходе проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды в сфере использования, охраны и защиты зеленых насаждений установлено, что администрацией не ведется учет зеленых насаждений.
11.06.2021 года Губернатором Курской области вынесено распоряжение № 186-рг «О реализации мер, направленных на обеспечение экологической безопасности на территории Курской области», в котором рекомендовано органам местного самоуправления городских и сельских поселений провести инвентаризацию зеленых насаждений в срок до 01.11.2021 года.
В соответствии с Правилами благоустройства территории Макаровского сельсовета Курчатовского района Курской области, утвержденных решением Собрания депутатов Макаровского сельсовета Курчатовского района Курской области от 25.09.2017 года № 81, благоустройство – совокупность работ и мероприятий, осуществляемых для создания здоровых, удобных и культурных условий жизни населения в границах Макаровского сельсовета Курчатовского района. Указанные Правила не предусматривают обязанность и процедуру проведения инвентаризации зеленых насаждений.
Доводы административного истца о том, что для муниципального образования обязательны к исполнению Правила создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации, утв. приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153, суд считает необоснованными.
Преамбула и п. 1.1.1 Правил создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации, утв. приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. № 153, предусматривают, что настоящие Правила являются рекомендательным документом в целях регламентации основных вопросов ведения зеленого хозяйства. Предназначены для всех предприятий, занимающихся вопросами создания, охраны и содержания озелененных территорий, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
В данном случае, указанные правила носят рекомендательный характер для предприятий, занимающихся вопросами озеленения в городах. Административный ответчик к указанной категории не относится. Кроме этого, данный приказ не прошёл регистрацию в Минюсте РФ и не носит общеобязательный характер.
Предъявляя административное исковое заявление в защиту прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, истец ссылается на Федеральный закон «Об охране окружающей среды», однако указанный нормативный акт не регулирует вопросы благоустройства территории. В статье 7 данного Закона закреплено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды. К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Администрация Макаровского сельсовета не является ни муниципальным районом, ни городским округом, к его ведению вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды не отнесены.
Оценивая доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется. В судебном заседании не установлено, что административным ответчиком было допущено бездействие, поскольку действующее законодательство не предусматривает обязанность по инвентаризации зеленых насаждений на территории муниципального образования. В связи с чем, в удовлетворении требований административного истца следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Курчатовского межрайонного прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Макаровского сельсовета Курчатовского района Курской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности провести инвентаризацию зеленых насаждений отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курчатовский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 17.08.2021 года.
Судья О.Н. Иванникова