ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-675-18 от 19.06.2018 Яковлевского районного суда (Белгородская область)

Дело № 2а-675-18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Строитель

Яковлевский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Бойченко Ж.А.

при секретаре судебного заседания Проскуриной М.С.,

с участием представителя административного истца Бондаренко М.В., представителей административного ответчика Кальницкой О.Д., Стариковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Силина М. Г. к администрации МР «<адрес>» <адрес> об оспаривании отказа в переводе нежилого помещения в жилое,

УСТАНОВИЛ:

Силин М.Г. является собственником земельного участка, общей площадью <данные> кв.м., с кадастровым <номер> и расположенным на нем нежилого здания, площадью <данные> кв.м., по адресу: <адрес>.

В феврале 2018 года истец обратился в администрацию с заявлением о переводе нежилого здания в жилое. Начальником архитектуры и градостроительства администрации Яковлевского района от <дата> ему отказано в переводе здания, так как в непосредственной близости от данного земельного участка проектом планировки пляжной зоны предусмотрена крупная автомобильная стоянка.

Административное дело инициировано иском Силина М.Г., просит суд признать незаконным отказ администрации МР «Яковлевский район» в переводе нежилого здания, расположенного по вышеуказанному адресу в жилое, обязать администрацию МР «Яковлевский район» выдать постановление о переводе нежилого здания в жилое в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования.

Представители административного ответчика в судебном заседании возражали против заявленных требований, просили применить срок исковой давности, так как административный иск подан в суд по истечении трехмесячного срока, со дня, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав.

Исследовав обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.1 ст.4 КАС РФ, каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из смысла ч.1 ст.218 КАС РФ, следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону и нарушение ими прав и свобод заявителя.

Судом установлено, что Силин М.Г., является собственником нежилого помещения (бывший магазин), общей площадью <данные> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 09.10.2017, что подтверждается выпиской из ЕГРН и не оспаривается сторонами.

17.01.2018 Управление архитектуры и градостроительства администрации Яковлевского района выдало ему заключение о том, что отсутствует необходимость получения разрешения на реконструкцию и ввод в эксплуатацию объекта – нежилое здание, образованное в результате перевода исходного объекта недвижимости из нежилого в жилое (л.д.12).

После реконструкции объекта недвижимости административный истец обратился в администрацию Яковлевского района с заявлением о переводе нежилого здания в жилое.

Начальником управления архитектуры и градостроительства администрации МР «Яковлевский район» 12.02.2018 ему отказано в переводе, в связи с тем, что в непосредственной близости от данного земельного участка проектом планировки пляжной зоны предусмотрена крупная автомобильная стоянка.

В силу ч.1 ст.22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

На основании ч.2 ст.23 ЖК РФ, для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет: 1) заявление о переводе помещения, 2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии), 3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения), 4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение, 5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения ( в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Как указано в ч.4 ст.22 ЖК РФ, перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (пункт 2 статьи 15 ЖК РФ).
При этом, в соответствии с ч.3 ст.15 ЖК РФ, порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно пункту 2.1 СанПин 2.1.2.2645-10, жилые здания должны располагаться в соответствии с генеральным планом территории, функциональным зонированием территории города, поселка и других населенных пунктов.

Из материалов дела установлено, что протоколом №2 от 30.10.2017 Наблюдательным советом Быковского сельского поселения принято решение о реализации проекта «Строительство и благоустройство зоны отдыха на территории Быковского сельского поселения принято решение о реализации проекта «Строительство и благоустройство зоны отдыха на территории Быковского сельского поселения», включающего мероприятия по строительству и благоустройству зоны отдыха на территории в районе водохранилища на реке с.Ворскла и с Крапивное.

В рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 и на иной период до 2020 г.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 №598, Правительством Белгородской области постановлением от 23.10.2017 №377-пп, утвержден порядок предоставления грантов на поддержку местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

Проект Быковского сельского поселения 26.04.2018 комиссией по отбору общественно значимых проектов с участием граждан, проживающих в сельской местности при Департаменте агропромышленного комплекса и воспроизводства окружающей среды Белгородской области признан победителем.

В рамках реализации указанного проекта разработан и согласован проект планировки рекреационной зоны в с.Крапивное, где предусмотрено строительство открытой автомобильной стоянки с размещением около 100 мест для машин.

Из представленного проекта следует, что планируемая стоянка расположена в непосредственной близости с земельным участком принадлежащему административному истцу. Из пояснений представителей ответчика следует, что расстояние от объекта недвижимости до предполагаемой стоянки составляет менее 25 метров. Данный факт не оспорен истцом.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что перевод нежилого здания в жилое, приведет к нарушению требований СП 42.13330.2011 Министерства регионального развития Российской Федерации "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" п. 11 25 СНиП 2.07.01-89, согласно которым расстояние от открытых стоянок, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей до жилых домов при числе легковых автомобилей от 51 - 100 не должно быть менее 25 метров от жилого дома, в том числе, менее 15 метров от торцов жилых домов без окон.

В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 219 КАС РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).

Указанное положение согласуется с неоднократно высказанной позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определение от 18 ноября 2004 года N 367-О, постановление от 17 марта 2010 г. N 6-П).

При этом согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2006 г. N 308-О, под уважительными должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие.

Из административного иска следует, что административному истцу стало известно о нарушении его прав 12.02.2018, однако административное исковое заявление поступило в суд только 25.05.2018, доказательств наличия уважительных причин пропуска указанного срока не представлено.

В обоснование своих возражений представитель истца утверждал о том, что административному истцу стало известно о нарушении его прав 27.04.2018, т.е. со дня уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, суд считает неубедительными, так как его голословные утверждения не подтверждают однозначно о его осведомленности только с момента получения уведомления от 27.04.2018.

Суд считает, что административным истцом пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд с исковым заявлением.

В силу ст.227 КАС РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска Силину М.А. об оспаривании отказа в переводе нежилого помещения в жилое и возложении обязанности на администрацию МР «Яковлевский район» выдать ему постановление о переводе, следует отказать в полном объеме,

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Силина М. Г. к администрации МР «Яковлевский район» Белгородской области об оспаривании отказа в переводе нежилого помещения в жилое, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в апелляционную инстанцию Белгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Яковлевский районный суд Белгородской области.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 25.06.2018.

Судья Ж.А.Бойченко