Дело № 2а-6754/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе: председательствующего судьи Степановой Ю.Н., при секретаре Емельяновой Н.С.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного истца ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к старшему госинспектору МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО4, УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным решения от 06 октября 2021 года об отказе в восстановлении регистрации автомобиля,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к старшему госинспектору МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО4, УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным решения от 06 октября 2021 года об отказе в восстановлении регистрации автомобиля. В обоснование иска указано на то, что он является собственником транспортного средства <данные изъяты> на основании договора купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ. 06 октября 2021 года он обратился в МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю для совершения регистрационных действий с транспортным средством - возобновления государственного учета. Старшим госинспектором МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО4 принято решение об отказе в проведении регистрационного действия на основании части 1 и пункта 1 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также пункта 92.3 Административного регламента МВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 №950, с указанием на то, что запрещается совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства, снятого с государственного учета после утилизации. С указанным решением он не согласен по следующим основаниям. Статьями 209, 1079 ГК РФ предусмотрено, что регистрация транспортных средств в подразделениях ГИБДД является обязательным условием для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования их в дорожном движении. При этом возможность такой регистрации связывается с соответствием транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения. Собственник транспортного средства вправе по своему усмотрению как инициировать прекращение регистрации транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении путем подачи соответствующего заявления в подразделении ГИБДД, так и принять меры к восстановлению такой регистрации, если его намерения относительно дальнейшего использования транспортного средства изменились, при условии, что оно отвечает требованиям безопасности дорожного движения. Изложенное в полной мере относится и к случаям, когда регистрация транспортного средства была прекращена на основании обращения собственника (владельца) для последующей утилизации, которая не состоялась. 10 декабря 2015 года транспортное средство <данные изъяты> было снято с учета прошлым собственником в связи с утилизацией, а не после утилизации. На дату снятия транспортного средства с учета действовали Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД России от 24.11.2008 №1001. Пункт 13 указанных Правил не допускал восстановление регистрации только тех транспортных средств, которые утилизированы либо которые не утилизированы, но регистрация прекращена по заявлению собственника или владельца транспортного средства в связи с утилизацией. Решением Верховного Суда Российской Федерации от 06 марта 2014 года № АКПИ13-1251 признан недействующим со дня вступления в законную силу абзац 7 пункта 13 Правил регистрации в части, не допускающей восстановление регистрации транспортных средств, регистрация которых прекращена по заявлению собственника или владельца транспортного средства в связи с утилизацией, которые не были утилизированы. В связи с принятием указанного решения, в Правила регистрации были внесены изменения, согласно которым собственники (владельцы) транспортных средств обязаны прекратить регистрацию транспортного средства в подразделении Госавтоинспекции после его утилизации. Прекращение регистрации транспортного средства в связи с утилизацией осуществляется на основании свидетельства об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства. Предыдущим собственником автомобиль был снят с учета в связи с утилизацией, так как он имел значительные повреждения, при этом документы, подтверждающие факт уничтожения транспортного средства, в органы ГИБДД им не передавались. Пунктом 92.3 Административного регламента предусмотрено, что основанием для отказа в совершении регистрационных действий в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является снятие транспортного средства с государственного учета только лишь после утилизации, которой в настоящем случае не имелось. Должностным лицом при принятии решения указанные обстоятельства не учтены, в том числе не принято во внимание указание в карточке учета транспортного средства о том, что оно было снято с учета «в связи с утилизацией» а не «после утилизации», в связи с чем оснований для отказа в проведении регистрационных действий не имелось. При осмотре транспортного средства должностным лицом было установлено соответствие всех его основных компонентов регистрационным данным, что также опровергает утилизацию транспортного средства.
В судебном заседании административный истец ФИО1, его представитель ФИО2 административное исковое заявление поддержали по изложенным в нем доводам.
Представитель административного ответчика УМВД России по Камчатскому краю ФИО3 в судебном заседании полагала заявленные требования необоснованными и удовлетворению не подлежащими, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, указав, что транспортное средство <данные изъяты> снято с учета в связи с утилизацией, возможность восстановления регистрационного учета действующим законодательством не предусмотрена.
Административный ответчик старший госинспектор МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО4, заинтересованное лицо ФИО5 о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец оспаривает решение, изложенное в уведомлении от 06 октября 2021 года. В суд настоящее административное исковое заявление направлено 31 октября 2021 года, то есть в установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации процессуальный срок.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
В судебном заседании установлено, что 06 октября 2021 года в МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю обратился ФИО1 с заявлением №73757806 о возобновлении государственного учета транспортного средства <данные изъяты>.
Рассмотрев указанное заявление, старший госинспектор МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО4 06 октября 2021 года принял решение об отказе в проведении регистрационного действия. Как следует из решения должностного лица, в проведении регистрационных действий отказано на основании пункта 3 части 1 и пункта 1 части 5 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также пункта 92.3 Административного регламента МВД РФ, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 №950, которыми запрещается совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства, снятого с государственного учета после утилизации.
Разрешая заявленные административным истцом требования о незаконности отказа в восстановлении регистрации транспортного средства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 1 статьи 20 Федерального закона от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» запрещается совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства, снятого с государственного учета после утилизации.
Согласно пункту 1 части 5 указанной статьи к основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится запрет на совершение регистрационных действий в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Пунктом 92.3 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 №950 предусмотрено, что снятие транспортного средства с государственного учета производится после утилизации.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 03.08.2018 №283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что восстановление государственного учета транспортного средства возможно только в случае признания действий, связанных со снятием транспортного средства с государственного учета, незаконными или необоснованными, осуществляется на основании решения суда либо решения, принимаемого вышестоящим должностным лицом регистрационного подразделения или регистрирующего органа.
Таким образом, действующим законодательством установлен запрет на совершение регистрационных действий в отношении транспортного средства, снятого с государственного учета после утилизации, при этом не предусмотрена возможность восстановления государственного учета транспортного средства, снятого с учета в связи с его утилизацией.
Как следует из карточки учета транспортного средства, 10 декабря 2015 года транспортное средство <данные изъяты> снято с регистрационного учета в МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю в связи с утилизацией на основании заявления собственника автомобиля ФИО5
При таких данных, учитывая, что транспортное средство снято с регистрационного учета в связи с утилизацией и действующим законодательством не предусмотрена возможность восстановления регистрационного учета такого транспортного средства, административным ответчиком правомерно вынесено решение об отказе в восстановлении регистрационного учета автомобиля.
Доводы административного истца о том, что транспортное средство было снято с регистрационного учета не «после утилизации», а «в связи с утилизацией» не позволяет прийти к иному выводу и не влияет на законность состоявшегося решения.
На момент осуществления собственником автомобиля ФИО5 действий по снятию с регистрационного учета спорного транспортного средства действовали Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД России от 24.11.2008 №1001 (нормативный акт утратил силу с 06 октября 2018 года в связи с изданием приказа МВД России от 26.06.2018 № 399).
Пунктом 13 указанных Правил регистрации автомототранспортных средств был установлен запрет на восстановление регистрации утилизированных транспортных средств, а также транспортных средств, регистрация которых прекращена по заявлению собственника или владельца транспортного средства в связи с утилизацией, поданного в регистрационное подразделение (абзац 7 пункта 13).
Решением Верховного Суда РФ от 6 марта 2014 года абзац 7 пункта 13 указанных Правил в части, не допускающей восстановление регистрации транспортных средств, регистрация которых прекращена по заявлению собственника или владельца транспортного средства в связи с утилизацией, которые не были утилизированы, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Как указал Верховный Суд РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. То есть, собственник транспортного средства вправе по своему усмотрению как инициировать прекращение регистрации транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении путем подачи соответствующего заявления в подразделение ГИБДД, так и принять меры к восстановлению такой регистрации, если его намерения относительно дальнейшего использования транспортного средства изменились, при условии, что оно отвечает требованиям безопасности дорожного движения. Изложенное в полной мере относится и к случаям, когда регистрация транспортного средства была прекращена на основании обращения собственника (владельца) для последующей утилизации, которая не состоялась.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в решении Верховного Суда РФ, восстановление регистрации транспортного средства, которое фактически не было утилизировано, и регистрация которого была прекращена по заявлению собственника или владельца транспортного средства в связи с утилизацией, возможно только по заявлению лица, инициировавшего прекращение регистрации транспортного средства, если в дальнейшем изменились намерения этого лица относительно дальнейшего использования транспортного средства.
Поскольку регистрация автомобиля <данные изъяты> была прекращена в связи с утилизацией по заявлению ФИО5 и данное лицо в Госавтоинспекцию с заявлением о восстановлении регистрационного учета транспортного средства, которое не было утилизировано, не обращалось, оспариваемый отказ в совершении регистрационных действий соответствует требованиям действующего законодательства и прав заявителя ФИО1 не нарушает.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 к старшему госинспектору МРЭО ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю ФИО4, УМВД России по Камчатскому краю о признании незаконным решения от 06 октября 2021 года об отказе в восстановлении регистрации автомобиля оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Ю.Н.Степанова
Мотивированное решение составлено 14 декабря 2021 года.
УИД: 41RS0001-01-2021-011650-41