ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-675/20 от 04.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Дело №2а-675/20 Строка 3.024

УИД №36RS0004-01-2019-006695-96

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20.02.2020 г. г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи Галкина К.А.,

при секретаре Петросян К.М.,

с участием: представителя административного ответчика по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении требований подпункта 4 пункта 1 ст.10 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и обязании предоставить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов,

УСТАНОВИЛ:

Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» обратилось в суд с иском к департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении требований подпункта 4 пункта 1 ст.10 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и обязании предоставить письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

В административном исковом заявлении указано, что в соответствии с «Планом мероприятий по реализации в 2019-2020 годах Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ на период до 2025 года» административным истцом на адрес электронной почты административного ответчика направлено заявление объединения граждан о межсекторном взаимодействии, предусмотренном нормативными правовыми актами правительства РФ.

Планом мероприятий установлена «подготовка предложений по обеспечению эффективного предотвращения и пресечения мошеннической деятельности, осуществляемой под видом сбора благотворительных пожертвований. Подготовка предложений по распространению современных технологий предоставления услуг, оказываемых в рамках деятельности благотворительных организаций, реализуемых ими программ и проектов, в деятельность государственных и муниципальных учреждений. Обобщение лучших практик и подготовка методических материалов по взаимодействию органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с благотворительными организациями, содействия разработке и реализации проектов в благотворительной сфере. Обеспечение реализации программ подготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, управленческих кадров предприятий и организаций, сотрудников организаций социальной сферы и средств массовой информации, по вопросам поддержки благотворительной деятельности, взаимодействия с благотворительными и иными некоммерческими организациями, обобщение лучших практик. Подготовка предложений об установлении порядка включения российских организаций в перечень организаций, гранты (безвозмездная помощь) которых физическим лицам для поддержки науки, образования, культуры и искусства в РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц. Подготовка предложений по развитию инфраструктуры содействия благотворительной деятельности граждан в субъектах РФ и муниципальных образованиях». Ответственными исполнителями указанных мероприятий указаны органы исполнительной власти субъектов РФ и заинтересованные организации.

Реализация плана, утвержденного заместителем Председателя Правительства РФ ФИО2 невозможна без межсекторного взаимодействия между указанными в распоряжении Правительства РФ участниками.

Истец указывает, что отказ от взаимодействия в исполнении поручений Президента, плана и распоряжений Правительства РФ нарушают права и свободы неопределенного круга лиц – получателей благотворительной помощи из числа детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, их благотворителей и волонтеров (добровольцев) из числа участников общественного движения, не предусматривающего фиксированного членства.

Оспариваемое бездействие органа исполнительной власти в лице административного ответчика заключается в нарушении требований, предусмотренных положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 10 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».

Письменный ответ административного ответчика не отвечает требованиям профильного федерального закона, тем самым, нарушаются конституционные права граждан, предусмотренные статьями 7, 33, 38, 39 и 72 Конституции РФ.

Нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц – благополучателей, благотворителей и добровольцев (волонтеров) благотворительного молодежного общественного движения, не предусматривающего фиксированного членства.

В связи с вышеизложенным, административный истец обратился в суд и просит: признать незаконным бездействие, выразившееся в нарушении требований, предусмотренных положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 10 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»; обязать предоставить письменный ответ по существу постановленных в обращении вопросов.

В судебном заседании представитель административного ответчика по доверенности ФИО1 исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать в полном объеме по основаниям, изложенным в возражениях.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке.

С учетом мнения представителя административного ответчика, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

С учетом требований ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратился в суд с настоящим иском 24.12.2019 года, т.е. в пределах трехмесячного срока с момента получения ответа №80-11/12230 от 20.12.2019 года.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом, суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

В судебном заседании установлено, что 30.11.2019 года административный истец по средствам электронной связи направил в адрес департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области обращение (л.д.12-14), в котором просил в целях исполнения распоряжения Правительства РФ от 15.11.2019 №2705-р «О Концепции содействия развитию благотворительной деятельности в РФ на период до 2025 года», Плана мероприятий по реализации Концепции содействия развитию добровольчества (волонтерства) в РФ до 2025 года (утверждено Заместителем Председателя Правительства РФ ФИО2 20 июня 2019 г. №5486-п-П44), Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных Перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета (утв. Президентом РФ от 16.01.2019 №Пр-38ГС) в рамках межсекторного партнерства, предусмотренного распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 №2039-р определить форму и сроки взаимодействия с ответственными органами, учреждениями, организациями и должностными лицами на 2020 год.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ).

В силу статьи 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Исходя из содержания изложенных выше правовых норм, положения данного Закона распространяются на правоотношения, возникающие между гражданами РФ, объединениями граждан, в том числе юридических лиц и государственными органами либо органами местного самоуправления, и не регулируют иные правоотношения, возникающие между субъектами гражданских правоотношений.

Согласно частью 3 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин при рассмотрении его обращения имеет право получать письменный ответ по существу поставленных вопросов либо уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.

В ст. 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ указано, что обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Исходя из положений п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ государственный орган или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

Судом установлено, что на обращение административного истца от 30.11.2019 года департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области дан письменный ответ №80-11/12230 от 20.12.2019 года, в котором Департамент сообщает о том, что сотрудничество в рамках реализации проектов благотворительной организации «Уроки финансовой и юридической грамотности» на территории Воронежской области в 2020 году не планирует (л.д.15).

Как следует из разъяснений, данных в абз. 1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Таким образом, обращение Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» от 30.11.2019 года рассмотрено в пределах компетенции соответствующим должностным лицом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области в установленный законом порядке и сроки, по существу обращения истцу дан ответ от 20.12.2019 года исходя из содержания его обращения. Нарушений порядка рассмотрения обращения не выявлено.

Административным истцом в нарушение ч.11 ст.226 КАС РФ суду не представлено доказательств, в чем конкретно заключается нарушение его прав, свобод и законных интересов обжалуемым ответом.

Не согласие административного истца с ответом по существу не может являться основанием для признания указанного ответа незаконным, поскольку ответ не влечет для истца никаких негативных последствий, ничем не нарушает его прав и законных интересов, а также не возлагает на него никаких обязанностей.

Оснований для понуждения департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области к даче нужного административного истцу ответа отсутствуют, поскольку Департамент обладает собственной компетенцией, и независим при осуществлении соответствующих полномочий.

Какая-либо форма вмешательства в деятельность Департамента по осуществлению соответствующих полномочий, в том числе понуждение к сотрудничеству с благотворительными организациями, действующим законодательством не предусмотрена.

С учетом изложенного, суд не находит правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных административных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к департаменту образования, науки и молодежной политики Воронежской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в нарушении требований, предусмотренных положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 10 ФЗ от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и обязании предоставить письменный ответ по существу постановленных в обращении вопросов отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья К.А. Галкин

Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.03.2020 года