ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-675/2022 от 21.04.2022 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-675/2022 (УИД 69RS0040-02-2022-000536-27)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 апреля 2022 года город Тверь

Центральный районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Лаврухиной О.Ю.,

при секретаре Алыевой С.М.,

с участием:

представителя административного истца по доверенности – Шмелева А.В.,

представителя административного ответчика администрации города Твери по доверенности – Репиной О.Ю.,

представителя заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери по доверенности – Воробьевой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Царьковой Е.В. к администрации <адрес> о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов незаконным, возложении обязанности совершить определённые действия,

у с т а н о в и л:

Царькова Е.В. обратилась в суд с административным иском к администрации города Твери, в котором просит признать недействительным отказ администрации города Твери Тверской области в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов от 23 декабря 2021 года № 01/7059-и; обязать администрацию города Твери предоставить Царьковой Е.В. в собственность земельный участок под принадлежащим ей на праве собственности объектом недвижимости путём подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка по льготной стоимости в соответствии с Законом Тверской области от 09 апреля 2008 года № 49-ЗО и направить его заявителю с приложением о заключении соответствующего договора.

В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей на праве собственности принадлежит нежилое здание – <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>.

14 мая 2021 года Царькова Е.В. обратилась в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, под принадлежащим истцу на праве собственности объектом недвижимости.

Письмом от 14 июля 2021 года администрацией города Твери было отказано в предоставлении земельного участка, поскольку он не огорожен, доступ свободный; согласно акту осмотра, на участке выявлено наличие сооружения, представляющее из себя железобетонные опоры (в количестве 10 штук) с кровлей неустановленного назначения.

Царьковой Е.В. был произведен капитальный ремонт нежилого здания, в том числе замена крыши, установлен забор по периметру земельного участка.

После этого Царьковой Е.В. повторно было подано обращение в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери о предоставлении в собственность земельного участка по льготной цене.

Письмом от 23 декабря 2021 года администрацией города Твери было повторно отказано в выкупе земельного участка, поскольку основания отказа от 17 июля 2021 года не устранены; ранее объект недвижимости имел стены; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Царькова Е.В. считает данный отказ незаконным. В техническом паспорте чётко указано, что стены и наружная отделка представляют из себя металлические фермы «железобетонные опоры» (в количестве 10 штук), как и было указано в акте осмотра.

Данное сооружение представляет из себя Склад Реторт (сыпучих материалов), при этом наличие наружных стен согласно технологическим нормам не требуется.

Царькова Е.В. полагает, что поскольку данный отказ администрации города Твери не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права административного истца, он должен быть признан судом недействительным.

Определениями Центрального районного суда города Твери от 28 февраля 2022 года и 28 марта 2022 года, занесенными в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены – Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери и Шпаков А.В.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Шмелев А.В. заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, а также в письменных пояснениях к иску, полностью поддержал (том 1 л.д. 108-110).

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации города Твери по доверенности Репина О.Ю. и заинтересованного лица Департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери по доверенности Воробьева Ю.А., возражали против удовлетворения заявленных административным истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (том 1 л.д. 58-60, 111-112).

В судебное заседание административный истец Царькова Е.В. и заинтересованное лицо Шпаков А.В. не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили. Шпаков А.В. ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Выслушав представителей административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из положений статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Из материалов административного дела следует, что Царьковой Е.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества – здание нежилое: <данные изъяты>, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 67-68).

Данное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешённого использования – под производственные строения и подъездные пути (том 1 л.д. 69-73).

14 мая 2021 года административный истец Царькова Е.В. обратилась в Администрацию города Твери с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером .

Письмом от 14 июля 2021 года № 01/3803-и Администрацией города Твери административному истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

В данном отказе указано, что в ходе проведённого обследования земельного участка установлено отсутствие расположения в его границах объекта недвижимого имущества, отвечающего признакам объекта недвижимого имущества с наименованием «здание». На момент подачи заявления информация о проведении ремонтно-восстановительных работ в отношении объекта капитального строительства не представлена.

19 ноября 2021 года административный истец Царькова Е.В. обратилась в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери с заявлением о предоставлении в собственность без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером (том 1 л.д. 24-25).

Письмом от 23 декабря 2021 года № 01/7059-и администрацией города Твери административному истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (том 1 л.д. 26-27).

Как указано в оспариваемом отказе, согласно генеральному плану города Твери земельный участок с кадастровым номером находится в производственной зоне, вид разрешённого использования земельного участка – «под производственные строения и подъездные пути». Согласно обращению административного истца, цель использования земельного участка – под склад открытого хранения для сыпучих материалов, что не соответствует сведениям ЕГРН о виде разрешенного использования земельного участка.

Кроме того, представленная копия листа технического паспорта объекта литера А, год постройки 1950, число этажей – 1, объект недвижимого имущества имеет следующее описание конструктивных элементов: - фундаменты: железобетонные столбы; техническое состояние хорошее; - стены и их наружная отделка: металлические фермы; техническое состояние хорошее; - крыша: шиферная по брусу; техническое состояние – протечки местами; - полы: асфальтовые; техническое состояние – выбоины, сколы; - внутренняя отдела: окраска.

В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьёй 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статьёй 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, к числу которых согласно пункту 19 этой статьи относятся случаи, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что Царькова А.В. является собственником здания, назначение – нежилое, <данные изъяты>, с кадастровым номером , которое расположено на испрашиваемом земельном участке, что указывает на наличие у неё исключительного права на приобретение в собственность без торгов данного земельного участка.

Обращаясь в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери с заявлением, административный истец просила предоставить в собственность земельный участок для эксплуатации под склад открытого хранения для сыпучих материалов.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии издан Приказ от 12 декабря 2014 года № 2018-ст «О принятии и введении в действие общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008)», согласно которому группировка «Здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель» включает три группировки: «Здания (кроме жилых)», «Сооружения», «Расходы на улучшение земель».

К группировке «здание (кроме жилых)» относятся нежилые здания целиком или их части, не предназначенные для использования в качестве жилья и представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения, хранения материальных ценностей и т.п. В состав нежилых зданий и их частей включается также арматура, устройства и оборудование, которые являются их неотъемлемыми частями.

Нежилыми зданиями могут являться такие объекты, как склады, гаражи и промышленные здания, коммерческие (торговые) здания, здания для проведения развлекательных мероприятий, гостиницы, рестораны, школы, больницы, тюрьмы и т.д.

Как усматривается из выписки из ЕГРН на объект недвижимости – земельный участок с кадастровым имеет вид разрешённого использования – под производственные строения и подъездные пути.

Согласно техническим характеристикам здания – <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, объект имеет фундамент – железобетонные столбы; стены и их наружная отделка – металлические фермы; крыша – шиферная по брусу; полы – асфальтовые.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что, отказывая административному истцу в предоставлении в собственность земельного участка по основанию, предусмотренному подпунктами 14, 19 статьи 39.16 Земельного кодека Российской Федерации, администрация города Твери нарушила нормы действующего законодательства, поскольку испрашиваемая административным истцом цель использования земельного участка соответствует его виду разрешенного использования.

Из представленных в материалы дела доказательств, а именно, технического паспорта объекта и фотоматериалов, усматривается, что наименование вида объекта недвижимости – «Здание» подтверждает использование его, как нежилое.

Металлические фермы (стены и их наружная отделка) – это конструкции, которые используются при строительстве быстровозводимых зданий и сооружений с безопорными пролетами более 12-ти метров. Фермы выполняют функцию балок, когда невозможно подобрать балку нужной длины.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о признании незаконным и отмене решения администрации города Тверской области от 23 декабря 2021 года № 01/7059-и об отказе в предоставлении Царьковой Е.В. в собственность земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов.

Одной из задач административного судопроизводства является судебная защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Суд проверяет законность действий или бездействия органов публичной власти, но не вправе подменять своими решениями их полномочия. Если орган публичной власти фактически не принимал решения в том виде и того содержания, которые предусмотрены требованиями закона, суд не вправе самостоятельно принимать решения, не относящиеся к его компетенции.

С учетом изложенного, суд полагает необходимым возложить на администрацию города Твери обязанность повторно рассмотреть заявление Царьковой Е.В. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Царьковой Е.В. – удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение администрации города Тверской области от 23 декабря 2021 года № 01/7059-и об отказе в предоставлении Царьковой Е.В. в собственность земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов.

Возложить на администрацию города Твери обязанность повторно рассмотреть заявление Царьковой Е.В. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером без проведения торгов, расположенного по адресу: <адрес>.

В удовлетворении административных исковых требований Царьковой Е.В. в остальной части - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий О.Ю. Лаврухина

Решение в окончательной форме изготовлено 11 мая 2022 года.

Председательствующий О.Ю. Лаврухина

Дело № 2а-675/2022 (УИД 69RS0040-02-2022-000536-27)