ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-675/2022 от 24.10.2022 Балаклавского районного суда (город Севастополь)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 октября 2022 года г.С.

Балаклавский районный суд города С. в составе:

председательствующего судьи Просолов В.В.,

при секретаре Скулкиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к П. города С., Департаменту по имущественным и земельным отношениям города С., Управлению государственной регистрации права и кадастра С., кадастровому инженеру ООО «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» ФИО2 о признании незаконными решений, бездействия,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением, впоследствии уточненным, к П. города С., Департаменту по имущественным и земельным отношениям города С., Управлению государственной регистрации права и кадастра С., кадастровому инженеру ООО «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» ФИО2, в котором просила признать незаконным действие кадастрового инженера ФИО2 при уточнении границ и площади земельного участка с кадастровым номером 91:01:005015:116, расположенного по адресу: г.С., тер.СТ «Фронтовик», уч.73, по государственному контракту -ГК20 от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по комплексным кадастровым работам на территории кадастрового квартала 91:01:005015, заключенному Департаментом по имущественным и земельным отношениям города С. от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О проведении комплексных кадастровых работ на территории города С. в 2020 году»; обязать кадастрового инженера ФИО2 уточнить границы и площадь вышеуказанного земельного участка, внести изменения в карту-план территории; признать незаконным решение государственного регистратора права Севреестра ФИО3 о государственном кадастровом учете изменений границ и площади земельного участка истца на основании карты-плана территории, подготовленной кадастровым инженером ООО «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» в рамках комплексных кадастровых работ по государственному контракту на оказание услуг по комплексным кадастровым работам; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра С. вновь рассмотреть заявление Департамента по имущественным и земельным отношениям города С. о кадастровом учете изменений площади и границ земельного участка на основании карты-плана территории; признать незаконным решение согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков на территории города С., принятого на заседании ДД.ММ.ГГГГ и изложенного в п.45 протокола заседания Согласительной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части отклонения возражений ФИО1 относительно местоположения границ земельного участка, содержащегося в проекте карты-плана территории, внесения изменения в карту-план; обязать П. С., согласительную комиссию по вопросу согласования местоположения границ земельных участков на территории города С. восстановить нарушенные права ФИО1 путем принятия решения на возражения ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ относительно границ и площади земельного участка, содержащихся в проекте карты-плана территории; признать незаконным бездействие заместителя ФИО4П. А.Н. при рассмотрении жалобы ФИО1; обязать заместителя ФИО4П. А.Н. рассмотреть жалобу ФИО1 на действие (бездействие) согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ земельных участков на территории города С. при рассмотрении возражения ФИО1

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: г. С., СТ «Фронтовик», уч.73. На момент проведения комплексных кадастровых работ площадь земельного участка составляла 490 кв.м., границы участка не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. <адрес> земельного участка составляет 555 кв.м., что не было учтено при уточнении местоположения границ участка истицы в результате комплексных кадастровых работ. Также указала, что границы участка истицы не были сведены с установленными границами смежных земельных участков, образовав чересполосицу. Несогласие с изменением местоположения и границ земельного участка в результате комплексных работ послужило основанием для обращения в согласительную комиссию с возражениями, по результатам рассмотрения которых принято решение об увеличении площади земельного участка истца на 10% до 531 кв.м., а границам участка со стороны проездов присвоен статус «спорная». На основании карты-плана территории регистрирующим органом произведен учет изменений площади и границ земельного участка истца, которые не соответствуют фактическому землепользованию, что, по мнению ФИО1, свидетельствует о нарушении ее прав оспариваемыми действиями ответчиков. Не согласившись с действиями согласительной комиссии, административный ответчик обратился с жалобой на действие (бездействие) согласительной комиссии по вопросу согласования местоположения границ принадлежащего ей земельного участка. Истец полагает ответ заместителя ФИО4 на ее жалобу незаконным, формальным. Несогласие с вышеуказанными действиями административных ответчиков послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах не явки суду не сообщили.

В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что административные ответчики, заинтересованные лица извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав административного истца, исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Как установлено судом, спорным земельным участком в СТ «Фронтовик» ФИО1 распоряжается на основании договора уступки прав от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 решением общего собрания членов ТСН «СНТ «Фронтовик» была принята в члены товарищества с предоставлением ей земельного участка , площадью 490 кв.м., что подтверждается выпиской из протокола общего собрания Товарищества.

Спорный земельный участок, площадью 490 кв.м., был поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный и ему присвоен кадастровый . При этом указано, что ранее кадастровый номер был присвоен данному земельному участку ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам выполнения комплексных кадастровых работ, выполненных на основании государственного контракта -ГК20 от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровым инженером ФИО2 выполнен проект карта-плана территории, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 91:01:005015:116 не может быть уточнен по фактическим границам ввиду того, что фактическая площадь превышает более чем на 10% площадь, имеющуюся в ЕГРН (490 кв.м.). Таким образом, между границами земельных участков 91:01:005015:116 и 91:01:005015:64 возникает участок чересполосицы, который не может быть включен в земли общего пользования ТСН СНТ «Фронтовик». Данный участок государственных неразграниченных земель в дальнейшем может быть перераспределен или уточнен в результате устранения технической ошибки.

Рассмотрев возражения ФИО1 относительно местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 91:01:005015:116, согласительная комиссия, сформированная распоряжением П. города С. от ДД.ММ.ГГГГ-РП, приняла следующее решение: фактическое землепользование составляет около 553 кв.м. (по документам – 490 кв.м., по карта-плану – 539 кв.м.); сохранение границ в соответствии с планом установления границ приведет к пересечению объектов капитального строительства; увеличение площади участка более 10% не допускается; возражение отклонено, внести изменения в карта-план, скорректировав юго-восточную границу участка до площади в 531 кв.м. (значение площади участка в представленной заявителем технической документации на участок); границам участка со стороны проездов присвоить статус «спорная».

Таким образом, в ходе проведения комплексных работ выявлено расхождение величины площади земельного участка согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (490 кв.м.) и фактической площади земельного участка с кадастровым номером 91:01:005015:116, в связи с чем в соответствии с требованиями законодательства в карта-план территории были включены сведения о площади земельного участка 539 кв.м. (490 кв.м. + 10%).

Впоследствии на основании утвержденной карты-плана территории Управлением государственной регистрации права и кадастра С. осуществлен кадастровый учет изменений площади и местоположения границ принадлежащего ФИО1 земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в П. С. с жалобой на действия (бездействие) согласительной комиссии по согласованию местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ при рассмотрении возражений ФИО1, в котором просила провести служебное расследование, отменить решение согласительной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города С. и ООО «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» провести комплексные кадастровые работы в отношении земельного участка истца в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ответ на вышеуказанную жалобу исполняющим обязанности заместителя Губернатора – Председателя П. П. А.Н. административному истцу направлено сообщение, содержащее ссылки на нормы действующего законодательства, обосновывающее действия согласительной комиссси, а также разъяснено право на обращение в суд с целью урегулирования спора о местоположении границ земельного участка после проведения комплексных кадастровых работ.

Несогласие с вышеуказанными решениями административных ответчиков послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В силу части 7 статьи 69 ЗК РФ порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно части 7 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 2 статьи 8 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 10 статьи 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Согласно части 3 статьи 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы или комплексные кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке межведомственного информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, либо в порядке, установленном для осуществления государственного кадастрового учета до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки (документов, обеспечивающих исполнение такого решения суда). Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, в порядке:

1) осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением объекта недвижимости, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее с заявлением об осуществлении одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав либо с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета соответствующего объекта недвижимости;

2) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке;

3) внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений в уведомительном или ином предусмотренном федеральным законом порядке, если реестровая ошибка содержится в документах, представленных ранее в таком порядке.

На основании постановления П. С. от ДД.ММ.ГГГГ-ПП «О проведении комплексных кадастровых работ на территории города С. в 2020 году» Департаментом по имущественным и земельным отношениям города С. заключен государственный контракт -ГК20 от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по комплексным кадастровым работам на территории кадастрового квартала 91:01:005015, в границах которого находится земельный участок, принадлежащий ФИО1

В соответствии с положениями статьи 42.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее ФЗ «О кадастровой деятельности» уточнение местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ осуществляется по правилам, предусмотренным частью 10 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 настоящего Федерального закона.

При уточнении местоположения границ земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, местоположение границ этих земельных участков определяется с учетом утвержденных в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории или проекта организации и застройки территории либо другого устанавливающего распределение земельных участков в границах такой территории документа (при наличии данных проектов или документа), а также с учетом требований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

При уточнении местоположения границ земельного участка, определенного в пункте 1 части 1 статьи 42.1 настоящего Федерального закона, его площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требований, не должна быть:

1) меньше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов;

2) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством;

3) больше площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен.

В случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, получено значение площади земельного участка, которое превышает значение площади земельного участка, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, более чем на величину предельного минимального размера земельного участка, установленного в соответствии с земельным законодательством, либо более чем на десять процентов, если предельный минимальный размер земельного участка не установлен, исполнитель комплексных кадастровых работ:

1) устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями части 3 настоящей статьи и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории;

2) готовит информацию о возможности образования земельных участков на территории выполнения комплексных кадастровых работ, включающую кадастровые номера исходных земельных участков, сведения о способе образования земельных участков, местоположении границ, площади и виде (видах) разрешенного использования образуемых земельных участков.

По результатам выполнения комплексных кадастровых работ кадастровым инженером ФИО2 выполнен проект карты-плана территории, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 91:01:005015:116 не может быть уточнен по фактическим границам ввиду того, что фактическая площадь превышает более чем на 10% площадь, имеющуюся в ЕГРН (490 кв.м.).

Таким образом, в ходе проведения комплексных работ выявлено расхождение величины площади земельного участка согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (490 кв.м.) и фактической площади земельного участка с кадастровым номером 91:01:005015:116, в связи с чем в соответствии с требованиями законодательства в карта-план территории были включены сведения о площади земельного участка 539 кв.м. (490 кв.м. + 10%).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что действия кадастрового инженера при проведении комплексных кадастровых работ и оспариваемое решение согласительной комиссии являются правомерными, соответствуют требованиям действующего законодательства, в связи с чем исковые требования ФИО1 в указанной части являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Как установлено судом и следует из материалов дела, управлением государственной регистрации права и кадастра С. на основании утвержденной карты-плана территории, подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ, осуществлен кадастровый учет изменений площади и местоположения границ принадлежащего истцу земельного участка.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно п.7.1 ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции, действовавшей на момент осуществления государственного кадастрового учета земельного участка истца) основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Таким образом, осуществление государственного кадастрового учета изменений площади и местоположения земельного участка истца произведено государственным регистратором на основании утвержденной в установленном порядке карты-план территории, что в полной мере соответствует требованиям вышеизложенных норм права, в связи с чем исковые требования о признании незаконным действий государственного регистратора удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Согласно ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

В развитие указанных положений ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» предусмотрено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в П. С. с жалобой на действия (бездействие) согласительной комиссии по согласованию местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ при рассмотрении возражений ФИО1

В ответ на вышеуказанную жалобу ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности заместителя Губернатора – Председателя П. П. А.Н. административному истцу направлено сообщение, содержащие ссылки на нормы действующего законодательства, о законности действий согласительной комиссии, а также разъяснено право на обращение в суд с целью урегулирования спора о местоположении границ земельного участка после проведения комплексных кадастровых работ.

Приведенные обстоятельства свидетельствует о том, что исполняющим обязанности заместителя Губернатора – Председателя П. было обеспечено своевременное рассмотрение заявления ФИО1, по результатам которого заявителю в предусмотренном законом порядке был дан письменный мотивированный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования в части признания незаконным бездействия заместителя Губернатора- Председателя П. С. при рассмотрении жалобы ФИО1 удовлетворению не подлежат.

Из положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что нарушение прав и свобод заявителя, необходимость в их восстановлении, является обязательным основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий и решений должностных лиц органа государственной власти и рассмотрения административного дела по существу. Отсутствие указанных обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Решением Балаклавского районного суда города С. от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-459/2020 в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города С. об установлении границ, определении площади и категории земельного участка, признании права собственности отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Балаклавского районного суда города С. от ДД.ММ.ГГГГ отменено, за ФИО1 признано право собственности на земельный участок , площадью 552 кв.м., расположенный по адресу: г.С., СНТ «Фронтовик», кадастровый .

В ходе рассмотрения гражданского дела по иску ФИО1 о признании права собственности с целью установления фактической площади земельного участка и установления действительности нахождения ее участка в границах ТСН «СНТ «Фронтовик» судом апелляционной инстанции была назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза.

Как усматривается из экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером 91:01:005015:116, расположенный по адресу: г. С., СТ «Фронтовик» , на момент формирования входил в границы садоводческого товарищества «Фронтовик» согласно первичной землеустроительной документации. Расположение земельного участка в границах садоводческого товарищества также предусмотрено Планами СТ «Фронтовик», содержащимися в материалах дела.

После проведения комплексных кадастровых работ в отношении кадастрового квартала земельный участок, расположенный по адресу: г. С., СТ «Фронтовик», уч.73, полностью расположен за границей земельного участка с кадастровым номером 91:01:005015:64 по адресу: г. С., СТ «Фронтовик» согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, в связи с тем, что территория товарищества состоит из земель общего пользования товарищества и земельных участков членов товарищества, не переданных в частную собственность.

Земельный участок с кадастровым номером 91:01:005015:116, расположенный по адресу: г. С., СТ «Фронтовик» участок 73, с ДД.ММ.ГГГГ выступает в качестве самостоятельного объекта недвижимости.

Местоположение земельного участка, в результате комплексных кадастровых работ согласно сведениям ЕГРН, полностью соответствует границам данного участка, расположенным за границей СНТ «Фронтовик» и определяется каталогом координат поворотных точек границ земельного участка в системе координат СК-63. Площадь земельного участка составляет 531 кв.м.

В результате анализа данных экспертного осмотра, а также сведений согласно плану установленных границ 1996 г. и согласно проекту организации СТ «Фронтовик», включенному в технический отчет СК «Фронтовик» экспертом установлено, что фактическая граница земельного участка истицы, определенная по фактическому ограждению, не соответствует границе данного участка, указанной в плане установленных границ 1996 г.

Фактическое местоположение земельного участка истицы относительно расположения к смежным земельным участкам соответствует местоположению данного земельного участка, указанному в плане установленных границ 1996 г. и в Проекте организации СТ «Фронтовик», включенному в технический отчет –531 кв.м., однако общая площадь земельного участка, находящегося в фактическом пользовании истицы согласно существующих ограждений составляет 552 кв.м.

Учитывая, что в том виде, в котором участок находится в настоящее время, он существует как минимум с 2015 г., спора о границах земельного участка со стороны соседних участков не имеется, то судебная коллегия в апелляционной определении от ДД.ММ.ГГГГ пришла к выводу, что имеются основания для удовлетворения требований истицы и признания за ней права собственности на земельный участок площадью 552 кв.м.

Таким образом, в настоящее время оспариваемые действия (бездействия) административных ответчиков не могут нарушать права и законные интересы административного истца, поскольку за ФИО1 признано право собственности на земельный участок площадью 552 кв.м., то есть в границах фактического землепользования, что являлось целью предъявления настоящего административного искового заявления о признании незаконными действий административных ответчиков.

Указанные обстоятельства также являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1

В ходе судебного разбирательства установлено соответствие оспариваемых решений административных ответчиков требованиям закона. Обстоятельств, свидетельствующих о наличии нарушений прав и законных интересов административного истца, не выявлено.

Оспариваемые действия административных ответчиков совершены в пределах их полномочий. Оспариваемые решения содержат законные основания со ссылкой на нормы права.

Учитывая изложенное, исковые требования ФИО1 являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Кроме того, в силу положений статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если этим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (пункт 1 части 1, часть 5 статьи 139 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, самое раннее из уточненных исковых заявлений, содержащих требования, аналогичные рассматриваемым в рамках настоящего административного дела, датировано ДД.ММ.ГГГГ (т.5 стр.214).

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен установленный законом трехмесячный срок для оспаривания решений административных ответчиков.

Доказательств, свидетельствующих о наличии уважительных причин пропуска срока обращения в суд, административным истцом не представлено.

Учитывая изложенное, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат в том числе в связи с пропуском истцом срока для оспаривания решений.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 к П. города С., Департаменту по имущественным и земельным отношениям города С., Управлению государственной регистрации права и кадастра С., кадастровому инженеру ООО «Севастопольский центр землеустройства и геодезии» ФИО2 о признании незаконными решений, бездействия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города С. в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья В.В.Просолов